На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исполнительное производство в системе права Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                     3
Глава 1. Понятие исполнительного производства. 5
Глава 2. Предмет  и метод правового регулирования. 7
Глава 3. Принципы исполнительного производства. 14
Глава 4. Эффективность  норм исполнительного производства 19
Заключение                                                                                                               21
Список использованной литературы                                                                       22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Вопрос о природе отношений, возникающих в процессе исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в юридической науке является спорным. Это обстоятельство определенным образом воздействует на эффективность исполнительного производства, так как неопределенность и пробелы в законодательстве отрицательно влияют на сам процесс принудительного исполнения.
      В связи с принятием Конституции 1993 года в России утвердился демократический путь развития государства. Главным приоритетом в государственной политике стало создание условий для равных прав и свобод и построения гражданского общества. С развитием предпринимательской деятельности, изменением форм владения, пользования и распоряжения назрела необходимость по-новому урегулировать исполнительное производство, исходя из усиления ответственности за невыполнение судебных решений и актов юрисдикционных органов, а также исходя из равенства защиты всех форм собственности.
    Кардинальные  изменения в структуру органов  и должностных лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов  и актов других органов, внесли Федеральные  законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".
    В современной науке большинство ученых придерживается той точки зрения, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса. Это направление считается традиционным, хотя некоторые авторы видели неоднородность отношений, возникающих при осуществлении правосудия, и в исполнительном производстве.  Указанное мнение основывается, прежде всего, на определении предмета гражданского процессуального права, а также на том, что конечной целью рассмотрения гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности. Из этого свойства следует, что осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке является продолжением гражданского процесса.
    Другую  позицию занимает группа ученых, которые  утверждают, что исполнительное производство – это не стадия гражданского процесса, а самостоятельная отрасль права.       
    Целью данной работы является изучение понятия, предмета и метода, принципов и эффективности исполнительного производства в целом. И в качестве подведения итогов работы - определение места исполнительного производства в системе права РФ.  
       Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается понятие, задачи новой государственной службы. Во второй главе предмет и метод исполнительного производства. Третья глава посвящена принципам исполнительного производства. А в четвертой главе будет рассмотрена эффективность норм исполнительного производства.
        
 
 

                   
      . 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1.  Понятие исполнительного производства
          Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом  интересов.
      Нормативную основу исполнительного производства составляет  Федеральный закон  РФ “Об исполнительном производстве”. Он состоит из 19 глав и 130 статей и является  основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов  других органов.
      Этот  закон определяет задачи исполнительного производства. Ими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
          Закон также определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено  право возлагать, на граждан, организации или бюджеты всех уровней, обязанности  по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
      Основное  достижение современного законодательства об исполнительном производстве заключается  в том, что созданием Службы судебных приставов  в законодательном  порядке было устранено двойное  подчинение судебных исполнителей суду и органам юстиции, что также сказалось на эффективности всего процесса. Далее в процессе становления исполнительного производства должно быть совершенствование законодательства. Необходимо устранить противоречия: определить формы участия в исполнительном производстве прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления; пересмотреть перечни видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание.  
            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Предмет и метод правового регулирования.                                                        
 
        Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется правом. Далее имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Некоторые исходят из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма.  
         В теории права отмечалось, что  предмет регулирования процессуального  права составляют организационно-процессуальные  отношения. Полагаю, что исполнительное  производство – процессуальная  отрасль права, предмет правового  регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Замечу, что существует и прямо противоположная точка зрения о полностью внепроцессуальном характере исполнительного производства.
          Порядок осуществления принудительного  исполнения судебным приставом-исполнителем  в РФ определяется Федеральным  законом «Об исполнительном производстве».  Причем в целях повышения эффективности и установления дополнительных гарантий законности в исполнительном производстве деятельность судебного пристава- исполнителя имеет особую юридическую форму.
         В юридической науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового  
 
 

результата,1 а также то, что процессуально-правового регулирования требуют, прежде всего, такие случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений.2
         Эти положения позволяют использовать  термин «процессуальная форма»  для характеристики деятельности  не только органов правосудия, но и для характеристики деятельности всех органов государства, их должностных лиц, в том числе и  судебного пристава-исполнителя.
         В частности, судебный пристав-исполнитель  добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой  нормой, но не было совершено обязанным лицом. Это означает, что он применяет материально-правовые нормы, приводит механизм реализации юрисдикционного акта в соответствие с предписаниями норм Закона «Об исполнительном производстве», устанавливающего общую процедуру их реализации, вводит особые меры принудительного исполнения, возбуждает исполнительное производство, предоставляет должнику срок для добровольного исполнения, то есть применяет процессуальные нормы. Однако действие судебного пристава-     исполнителя по применению процессуально-правовых норм является, в отличие от суда, принудительно-исполнительной, а не праворазрешительной.
         Процессуальная форма характерна  для всех процессуальных отраслей  права. Однако наиболее исследован  этот вопрос в науке гражданского процессуального права.
         Среди характерных черт гражданской  процессуальной формы обычно  выделяют следующие: порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права; заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участвовать на судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивать свои права и интересы; решение суда по делу должно быть основано на фактах, установленных на заседании при
________________________
1.Шагиева Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация. Казань, 1986 С.16.
2.Валеев Д.Х, Процессуальная форма в исполнительном производстве. Казань, 2002 С.72-75.
помощи  доказательств, и соответствовать  закону.
         Проводятся исследования и в области арбитражной процессуальной формы, под которой понимается нормативно устанавливаемый порядок осуществления правосудия, выработанный на основе обобщения огромного опыта правоприменения.
         При анализе процессуальной формы  исполнительного производства следует  учитывать те достижения, которые имеются в данной сфере. По мнению профессора К.И Комисарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки: нормативность, непререкаемость, системность и универсальность.3 Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам.  
         Нормативность исполнительной процессуальной  формы выражается в том, что существующий Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов.
         Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством. Это означает, что такие процессуальные действия, как возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законности обоснованности, должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона «об исполнительном производстве».  
          Системность исполнительной процессуальной  формы выражается в том, что  исполнительное производство в настоящее время представляет собой
________________________
3.Комиссаров К.И Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права. Свердловск, 1982. 

юридически  целостную отрасль права. Имеется  общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной области, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности, существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполнительном производстве, сроки, ответственности и другое. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство, - это положения о подведомственности, подсудности, судебные расходы и другое.
         Универсальность также является  признаком исполнительной процессуальной  формы. Универсальность предполагает  возможность ее распространения  на различные виды принудительного исполнения: исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о денежных взысканиях с граждан, организаций и граждан-предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий.
         Рассмотренные обстоятельства позволяют  охарактеризовать исполнительную  процессуальную форму как определенную  законодательством об исполнительном  производстве систему гарантий. Гарантированы: последовательность порядка принудительного исполнения судебных актов судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также актами других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать, на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий.
          Таким образом, предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
           Наряду с предметом правового  регулирования другим системообразующим   фактором любой отрасли права  является метод правового регулирования.
           Под методом правового регулирования  в общей теории права понимается  совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений. Выделяются следующие его элементы: а) общее юридическое положение субъектов права; б) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов; г) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.
          Метод правового регулирования  отношений, возникающих в исполнительном  производстве, характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности.
          В исполнительном производстве  отношения власти и подчинения  составляют императивный метод  правового регулирования процессуальных  отношений, возникающих в исполнительном  производстве, в силу того, что метод правового регулирования предопределяется особенностями предмета правового регулирования.
          Императивность метода правового  регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав-исполнитель – с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, - с другой. Поэтому  в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых – судебный пристав-исполнитель. Императивность проявляется в отношениях  судебного пристава-исполнителя  с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения.
          Отношения власти и подчинения  в исполнительном производстве  - это отношения, возникающие при осуществлении судебным приставом-исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лица, участвующие в исполнительном производстве, но и на иные субъекты. Так, согласно статье 14 Закона «О судебных приставах», требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действий, препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей, влечет ответственность в порядке, установленном законом.
          Диспозитивность метода предпологает  возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению  лиц, участвующих в исполнительном  производстве.
         Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон.
         К примеру, диспозитивность проявляется  в исполнительном производстве, в возбуждении исполнительного  производства, отказе взыскателя  от взыскания, заключении мирового соглашения между взыскателем и должником, отказе взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и в других действиях. Возможность совершения (несовершения) действий имеется и у должника. При этом следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юрисдикционный акт – исполнительный документ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Принципы исполнительного производства.            Исполнительное производство предназначено для принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов. Процесс принудительного исполнения должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве. 
          Исполнительное производство имеет  своим основанием ряд принципов, которые делятся на общеправовые и специфические. Необходимо выделить общеправовые принципы: законность, равноправие, целесообразность, справедливость. Возможны и другие общеправовые принципы, имеющие значение для исполнительного производства. Среди специфических принципов, также являющихся основой исполнительного производства, следует отметить следующие: диспозитивность, национальный язык исполнительного производства, неприкосновенность личности должника, неприкосновенность минимума средств существования должника и членов его семьи, пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями.
          Главным общеправовым принципом исполнительного производства является принцип законности. Рассматриваемый принцип относится в той категории принципов, содержание которых выражено не в одной статье, а в целом ряде статей и даже институтов закона и законодательства. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отметим, что, устанавливая в законодательстве те или иные гарантии, государство обязуется создать и предоставить условия и возможности для практического осуществления прав и свобод. Это положение далее развивается в том, что права и свободы человека и гражданина « определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность… исполнительной власти… обеспечиваются правосудием» (статья 18 Конституции РФ). Причем защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п.б  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ ).    
          Другой важный принцип исполнительного  производства – принцип равноправия,  который выражается в том, что  государство гарантирует равенство  прав и свобод  человека и  гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
          На рассматриваемый принцип оказывает  определенное влияние аналогичный  принцип гражданского процессуального  права, однако в исполнительном производстве отсутствует состязательность, поэтому равноправие – самостоятельный принцип гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Его действие выражается в том, что сторонам предоставлены равные возможности по распоряжению основными правами. У сторон имеются равные возможности воздействия на движение исполнительного производства. В то же время следует заметить, что принцип равноправия Конституция РФ понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Например, имущественное неравенство приводит к тому, что одна сторона имеет возможность пользоваться услугами представителя, а другая не может себе этого позволить.  
         Принцип целесообразности также свойственен исполнительному производству, и его выделение оправдано практикой. Он означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность и практическую полезность предусмотренных законом процессуальных действий и процедур принудительного исполнения.
          Основные субъекты исполнительного  производства – судебный пристав-исполнитель,  взыскатель, должник, прокурор, органы  государственного управления и  местного самоуправления – при  совершении отдельных процессуальных  действий и при использовании имеющихся прав руководствуются целесообразностью, то есть их оправданностью, разумностью, полезностью. Согласимся, что целесообразность в рамках закона в том и состоит, чтобы в зависимости от условий, места и обстановки применения закона наиболее правильно выбрать одно из предлагаемых им решений.4
          В действиях сторон принцип  целесообразности проявляется при  заключении мирового соглашения, что приводит к взаимному удовлетворению  интересов и прекращению исполнительного  производства.
          Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при осуществлении судебным приставом своих функций, в первую очередь руководствуется принципом законности. Однако целесообразность также присутствует в его действиях, когда он выбирает форму участия в исполнительном производстве.  
          Между тем принцип целесообразности  не должен противоречить другим  конституционным принципам –  законности и равноправия, ведь  конечная цель исполнительного  производства – не просто принудительное  исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов, а такое принудительное исполнение, при котором не нарушаются права и законные интересы граждан и организаций.  
          Принцип справедливости в исполнительном производстве, как и другие, ранее рассмотренные принципы является общеправовым. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.
________________________
4 Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе. Юридическая литература, 1980.  

          Справедливость в исполнительном  производстве означает соответствие  процессуальных отношений, норм  исполнительного производства и отдельных исполнительных процедур морально-этическим и общеправовым нормам и требованиям.
          Являясь общеправовым принципом, справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Данный тезис находит свое отражение в соразмерности принудительного исполнения, выражающейся, например, в том, что существует имущество и доходы, на которые не может быть обращено взыскание.  
          Наконец, принцип справедливости  проявляется в том, что в  законодательстве об исполнительном  производстве устанавливается особый  режим охраны отдельных категорий  граждан. Например, немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов о взыскании алиментов, заработной платы, восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного  или переведенного работника.
          Вторая группа принципов –  специфические принципы – является не менее важной для уяснения сущности исполнительного производства.
          К этой группе принципов относится,  в частности, принцип диспозитивности,  который означает, что каждый  субъект независим, распоряжается  личными полномочиями свободно, без вмешательства и даже подсказки. Диспозитивность предполагает возможность совершения действий по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. 
         Принцип национального языка  исполнительного производства является  логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства.
         Важным принципом является принцип  неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача  судебных приставов-исполнителей  заключается в исполнении судебных  актов и актов других органов, предусмотренных законом. Существует тонкая грань между отмеченной выше обязанностью и принципом неприкосновенности должника. У судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеются полномочия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в том случае, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.  
          Принцип неприкосновенности минимума  средств существования должника  и членов его семьи тесно связан с ранее рассмотренным общеправовым принципом социальной справедливости. 
          Каждый имеет право на жизнь  (статья 20 Конституции РФ), но это  право было бы нарушено, если  бы у должника изымалось все  имущество и денежные средства. Поэтому законодательство определяет тот минимум, предельную черту, до которой возможно принудительное исполнение. Закон «Об исполнительном производстве» выделяет, во-первых, имущество, на которое не может быть обращено взыскание, а во-вторых, вид доходов, на которые не может быть обращено взыскание.     
          Наконец, важным принципом в  исполнительном производстве является  принцип пропорциональности распределения  взыскиваемых сумм между взыскателями. Денежные суммы, взысканные в  порядке исполнительного производства, должны быть справедливо распределены между взыскателями. При решении этой задачи законодатель установил три критерия: охрана государственных интересов, защита наиболее социально незащищенных слоев населения и удовлетворение требований в порядке поступления исполнительных документов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.