На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Педагогические способности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 

Проект на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ  
 
 
 
 
 

Выполнили:
Студентки МФ, группы 04-0704
Ахметова  А. и Куликова К. 
 
 
 
 

Казань, 2009 

Оглавление 
1. Теоретическая  часть и опорные схемы:
                                      А. Сущность педагогических способностей
                                      Б. Структура педагогических способностей
                                      В. Профессионально важные качества учителя
2. Тезаурус
3. Тест для  самопроверки
4. Тесты на  выявление способностей
5. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А. Сущность педагогических способностей
А.1. Понятие способностей в психологии
А.2. Сущность педагогических способностей
А.3. Базовые педагогические способности  

А.1. Понятие способностей в психологии
     Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
          На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
          В связи с этим сперва рассмотрим  соотношение понятий: способности,  задатки, гениальность и талант  на основе общей структуры  способностей. (Рис.1)

          Задатки весьма многозначны, они  лишь предпосылки развития способностей.
          В развитии способностей они  входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на  их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.
          Талант и гениальность являются  уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
          Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
          В этом плане можно выделить:
          Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. (Рис.2)

          Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими. (Рис.3)

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
-в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
-изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
-изучаются общие механизмы формирования способностей.
Перейдем к  анализу педагогических способностей. 

А.2. Сущность педагогических способностей
Педагогическим  способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
          Каждая способность имеет свою  структуру, в ней различают  ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
-педагогический такт;
-наблюдательность;
-любовь к детям;
-потребность в передаче знаний.
Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Педагогический  такт предполагает:
-уважение к школьнику и требовательность к нему;
-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
-внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По-другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса. 

А.3. Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:
-способность понимать ученика;
-способность доступно налагать материал;
-способность развивать заинтересованность учащихся;
-организаторские способности;
-педагогический такт;
-предвидение результатов своей работы и др.
В целом к  группе педагогических способностей в  первую очередь относят:
-педагогическую наблюдательность;
-педагогическое воображение;
-требовательность как черту характера;
-педагогический такт;
-организаторские способности;
-простоту, ясность и убедительность речи.
Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
          Так, педагогическое воображение  особо значимо для конструктивной  деятельности - оно выражается в  "проектировании" будущих знаний  учащихся, умении находить заранее  подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
          Педагогический такт проявляется  в коммуникативной стороне педагогической  деятельности. Как мы уже отмечали  выше, это способность к установлению  правильных отношений с учениками,  учителями, родителями, чувство меры  в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.
          Организаторские способности также  нужны для деятельности учителя,  так как вся педагогическая  деятельность носит организаторский  характер.
Н.Д. Левитов  выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
-способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
-способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
-самостоятельный и творческий склад мышления;
-находчивость или быстрая и точная ориентировка;
-организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким  (Рис.2), который и дал им соответствующие общие определения.
Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Перцептивные  способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные  способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое  воображение (или  прогностические  способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к  распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные  педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко  изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис.3).
          От педагогических способностей  учителя, от его личностных  качеств зависит достижение педагогом  высокого мастерства в обучении  и воспитании детей. 

Б. Структура педагогических способностей
Б.1. Структура педагогической системы
Б.2. Уровни педагогических способностей
Б.3. Общие педагогические способности  

Б.1. Структура педагогической системы
В настоящее  время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
          Сначала коротко рассмотрим некоторые  аспекты педагогической системы,  разрабатываемой Н.В. Кузьминой.
          Система представляется как множество  взаимосвязанных элементов, образующих  устойчивое единство и целостность,  обладающее интегральными свойствами  и закономерностями.
          Педагогическая система определяется  как множество взаимосвязанных  структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
          Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
          Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности. (Рис.4).

Рис. 4. Функциональные компоненты педагогической системы. 

Б.2. Уровни педагогических способностей
Н.В. Кузьмина рассматривает  совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
Специфическая чувствительность педагога к учащемуся  как субъекту общения, познания и  труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
     Первый  уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
          Второй уровень составляют проектировочные  педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:
-Чувство объекта.
-Чувство меры или такта.
-Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.
          Таким образом, перцептивно-рефлексивные  педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.
          Проектировочные педагогические  способности состоят в особой  чувствительности к способам  создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов. 

Б.3. Общие педагогические способности
Многочисленные  психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
-гностические;
-проектировочные;
-конструктивные;
-коммуникативные;
-организаторские.
     Гностические  способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.
          Проектировочные педагогические  способности состоят в особой  чувствительности педагогов к  конструированию "педагогического  лабиринта", т.е. того педагогического  маршрута, по которому нужно вести  учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".
          Конструктивные педагогические  способности состоят в особой  чувствительности к тому, как  построить предстоящее занятие,  встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.
          Коммуникативные педагогические  способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
-способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;
-чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
-хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
-суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
Организаторские педагогические способности состоят  в особой чувствительности педагога:
-к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и во внеучебное время;
-продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
-продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
-продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
-продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В. Профессионально важные качества учителя
В.1. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя
В.2. Рефлексивно-перцептивные умения учителя
В.3. Базовые умения педагога  

В.1. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя
В отечественной  педагогической психологии в исследованиях  Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и  других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
          Одно из ведущих, стержневых  образований личности учителя,  определяющих ее целостность  и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее.
Смысложизненное самоопределение учителя обусловлено  его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую  гамму гуманистических социально-профессиональных установок:
-на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания;
-на человека как на цель, а не на средство;
-на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.
В состав профессионально  обусловленных свойств и характеристик  учителя, как мы уже отмечали в  предыдущей теме, входят:
-общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);
-некоторые специфические качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
-профессиональная работоспособность;
-физическое и психическое здоровье.
1. По Н.В. Кузьминой,  структура субъективных факторов включает:
-тип направленности;
-уровень способностей;
-компетентность, в которую входят специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность.
Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта, "как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события". Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
2. По А.К. Марковой, структура субъектных свойств  может быть представлена следующими  блоками характеристик: 
-объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
-субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, "Я"-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова  выделяет три основные стороны труда  учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:
-педагогическая эрудиция;
-педагогическое целеполагание;
-педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
-педагогическая интуиция;
-педагогическая импровизация;
-педагогическая наблюдательность;
-педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;
-педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
3. В разрабатываемой  в настоящее время модели личности учителя в контексте той же схемы "деятельность - общение - личность" выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой):
1) Проектировочно-гностические  способности: 
-педагогическое целеполагание;
-педагогическое мышление.
2) Рефлексивно-перцептивные способности:
-педагогическая рефлексия;
-педагогический такт;
-педагогическая направленность.
Ниже рассмотрим более подробно рефлексивно-перцептивные способности учителя. 

В.2. Рефлексивно-перцептивные умения учителя
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований С.В. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.
          Рефлексивно-перцептивные умения  педагога образуют органичный  комплекс познания собственных  индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического  состояния, а также осуществление  разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.
          Как и любые умения, они основаны  на системе соответствующих знаний (закономерностей и механизмов  межличностного познания и рефлексии,  возрастной психологии детей,  подростков, юношей) и определенных  навыков.
В структуру  навыков входят три типа:
-социально-перцептивные навыки;
-рефлексивные;
-интеллектуальные.
Последние предполагают автоматизацию способов решения  отдельных педагогических задач  на самопознание и познание личности учащегося.
          В свете современных исследований имеется прямая связь между полноценностью, когнитивной сложностью, дифференцированностью Я-концепции субъекта и отражением им личностных особенностей других людей. Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленности педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных педагогических ситуациях. Стереотипное восприятие учащихся усиливается при столкновении с различными трудностями в работе. Так, чем больше трудностей испытывает педагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, менее осознанно выбирающими профессию ему представляются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявляется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективными причинами: "трудный контингент", "безответственные личности", "случайные для профессии люди", "лентяи" и т.п.
Исследования  показали, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного "Я" и  с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления:
-восприятие их как личности педагогом;
-восприятие их как субъектов учебно-познавательной деятельности.
Анализируя особенности  учащегося как субъекта учебной  деятельности, следует выявить его  склонности в теоретических и  практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять совершенно различные свойства, например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельности, развитый самоконтроль, ответственность, целеустремленность и инициативность и устойчивую учебную мотивацию в практическом обучении и прямо противоположные качества в теоретическом обучении.
          Педагог, пытаясь понять состояние  и поведение учащихся, дает свою  интерпретацию и оценку происходящего, считая при этом, что его интерпретация почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.
          Механизмы идентификации, эмпатии  и децентрации являются важнейшими  в процессе познания педагогом  личности учащегося. Именно со способностью побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным рефлексивно-перцептивным умениям, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.
          Одним из самых простых способов  понимания другого человека является  уподобление (идентификация) себя  ему. Это, разумеется, не единственный  способ, но в реальных ситуациях  взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
          Установлена тесная связь между  идентификацией и другим, близким  по содержанию явлением - эмпатией. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия "другого", но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
          Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.
Выделяют три  уровня развития:
первый уровень - низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;
второй уровень - по ходу общения у человека возникают  отрывочные представления о переживаниях другого человека;
третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
В работе с трудными подростками проявление эмпатии  имеет особое значение, так как  для многих из них сопереживание  является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Так, по данным исследований, 92% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. Экспериментально доказано, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связаны с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Большинство делинквентных подростков испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: дефицит любви, недостаток родительской заботы и пр. И в школе они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но и подвергаются еще большему давлению, чем в семье. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям - негативному психическому состоянию учащегося, вызванному нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающемуся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.
          Логическая форма познания личностных  особенностей себя и других  людей - рефлексия. Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).
          Процесс понимания друг друга  "осложняется" явлением рефлексии.  Под рефлексией здесь понимается  осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир. 

В.3. Базовые умения педагога
Психологическая структура деятельности педагога, как было сказано выше, включает следующие компоненты:
-проектировочный;
-конструктивный;
-организаторский;
-коммуникативный;
-гностический.
Расшифровывая эти понятия, целесообразно сформулировать требования к умениям педагога, характеризующим  различные аспекты его деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно сформулировать следующие группы умений.
          Проектировочные умения, заключающиеся  в планировании своего курса,  в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении данного курса, в нахождении методов и методических приемов, необходимых для преодоления трудностей учащимися, в определении наиболее рациональных видов деятельности учащихся, способствующих успешному овладению знаниями, умениями и навыками, в умении корректировать свою деятельность, исходя из реакции учащихся на преподавание, в выборе иллюстративного материала по всему курсу, в дифференциации подхода при обучении учащихся.
Проектировочные умения - это умения:
-осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
-предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
-намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
-научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;
-ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
-проектировать содержание учебного предмета;
-проектировать собственную педагогическую деятельность.
Конструктивный  компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др.
Конструктивные  умения - это умения:
-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.
          В связи с этой стороной  деятельности педагог должен  уметь организовывать свое время,  индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.
Организаторские умения - это умения:
-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
-осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями  в коллективе, рассматривается в  двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности).
Коммуникативные умения - это умения:
-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Гностический  компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.
Гностические  умения педагога - это умения:
-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
-самостоятельно работать с различными источниками информации;
-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
-логически рассуждать и проводить логические вычисления;
-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
-изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.  
 

Тезаурус
Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье поведение характеризуется нарушением правовой нормы в результате чего возникает правоотношения ответственности. В правоотношениях ответственности делинквентом признается сторона на которую возлагается обязанность прекратить противоправное поведение и возместить ущерб пострадавшей стороне.
Дидактогения (гр. didaktos — учитель + genao — рождаю) — психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. Д. — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость Д. не вызывает. Д. — аналог ятрогении (иатрогении).
Компонент — составная часть чего-либо целого.
      Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.
     Функциональные  компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.
Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
      Авторитарные  способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
     Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
     Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
     Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
     Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
     Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
     Педагогическое  воображение (или  прогностические  способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
     Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
              Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
     Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
     Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Талант  - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
Умение — способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
     Гностические  умения педагога - это умения:
-извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
-самостоятельно работать с различными источниками информации;
-выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
-анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
-добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
-логически рассуждать и проводить логические вычисления;
-осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
-изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.
     Конструктивные  умения - это умения:
-отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
-отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
-проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
-конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
     Коммуникативные умения - это умения:
-строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
-индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
-устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
-вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
-мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
     Организаторские умения - это умения:
-организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
-организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
-управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
-диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
-оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
-организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
-осуществлять коррекцию учебной деятельности.
        Проектировочные умения - это умения:
-осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
-предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
-намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
-научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;
-ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
-проектировать содержание учебного предмета;
-проектировать собственную педагогическую деятельность.
       
Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест  для самопроверки:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.