На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая эффективность качества продукции на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение  3
1 Понятия  и показатели качества и конкурентоспособности  продукции  
5
1.1 Качество  продукции 5
1.2 Управление  качеством продукции  9
1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.4 Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции  
13
2. Оценка  конкурентоспособности ЗАО «ТД  «Курганские прицепы» на Российском рынке автоприцепов  
19
2.1 Организационно  – экономическая характеристика  предприятия 19
2.2 Общий  анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы»  
25
2.3 Оценка  конкурентоспособности ЗАО «Торговый  дом «Курганские прицепы» с  помощью специальных методик  
33
3 Разработка  предложений по повышению конкурентоспособности  ЗАО «Торговый дом «Курганские  прицепы»  
43
3.1 Управление  качеством продукции, как один из путей повышения конкурентоспособности продукции  
43
3.2 Повышение  конкурентоспособности предприятия  на основе совершенствования  системы стимулирования сбыта  
45
4. Практическая  часть 52
Заключение  58
Список  использованных источников 60
 
 
 
 
    Введение 

   Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка. На повышение качества продукции влияют темпы технического прогресса, внедрение инноваций, роста эффективности производства, экономия всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях, конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
   Изучение  конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня. Постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции, особенно машин и оборудования, весьма актуальной.
   В условиях открытой рыночной экономики изучение конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных частей комплексных маркетинговых исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня изделия. В машиностроении показатели конкурентоспособности подразделяются на технические и экономические.
   В условиях рыночных отношений в любых  организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
   Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством
   В данной курсовой работе отражаются следующие  вопросы:
    основные понятия качества и конкурентоспособности продукции;
    краткая характеристика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»;
    оценка конкурентоспособности продукции на рассматриваемом предприятии;
    пути повышения конкурентоспособности продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции 

   1.1 Качество продукции
   Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
   Качество  — авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством на фирме — становятся альфой и омегой для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
   Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила весь мир, будь то европейские, американские или азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основная конкуренция между фирмами.
      Что же такое качество продукции? Как его можно определить? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
   С понятием качества тесно связано  и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
   Качество  продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей.
   Во-первых, это показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно- 
технического назначения основным может служить показатель 
производительности,  показывающий,  какой объем продукции 
может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или 
какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Во-вторых, показатели надежности — безотказность, сохраняемость, 
ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность  может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность  определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

   В-третьих, обозначим показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
   В-четвертых, выделим показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.
   Также не нужно забывать и о эргономических показателях, которые отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного 
газа и водяных паров в продуктах сгорания.

     Вспомним и о эстетических  показателях, они характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида 
изделия.

   Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
   Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
   Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации 
или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений 
при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

   И наконец, показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
   Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой: 

                                                                    Q,
                                                      Копт = С?                                                      (1) 

   где Копт – экономически оптимальное качество;
         Q – качество изделия;
           С? - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
   Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука — квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т.е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат.
  Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 

  1.2 Управление качеством продукции 
  Управление  качеством — действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
  Сущность  всякого управления заключается  в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
  Основной  задачей каждого предприятия  или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.
  Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
   В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
   Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
   - улучшение экономического положения предприятия;
   - расширение или завоевание новых рынков сбыта;
   - достижение технического уровня продукции, превышающего 
уровень ведущих предприятий и фирм;

   - ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
   - освоение изделий, функциональные возможности которых 
реализуются на новых принципах;

   - улучшение важнейших показателей качества продукции;
   - снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
   - увеличение сроков гарантии на продукцию;
   - развитие сервиса. 

   1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия
   Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многостороннее понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
   Иначе говоря,  под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран,  в которых они базируются.
   Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
   Поэтому конкурентоспособность товара можно  определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкурентному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.   
   Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации, оплачивать труд обслуживающего персонала, тратить деньги  на его обучение, страхование и так далее. Таким образом, затраты покупателей состоят из 2-х частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемой ценой потребления.
   Цена  потребления обычно значительно  выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления  за весь срок его службы у потребителя.
   Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
   Превышение  норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность  изделия, но напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
   Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом нужно исходить из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.
   Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.
   В практической деятельности и в теоретических  изысканиях нередко становится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делаются различий между ними. 

       Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции
   Разработка  путей повышения конкурентоспособности  товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Оценка способности товара конкурировать производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке; или потребность покупателя.
   Образец это обычно товар, имеющий максимальный объём продаж и наилучшие перспективы на будущее.
   Если  параметры продукции не имеют  физической меры, то для оценки их характеристик  используют метод их оценки в баллах.
   Представляет  интерес рассмотрение некоторых  критериев оценки конкурентоспособности. К числу важнейших критериев относятся:
    степень новизны товара
    качество его изготовления
    наличие материальной базы для его распространения информации о товаре
    наличие мер по стимулированию сбыта, динамизм сбыта
    возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка
    финансовые условия
      Возможно, также рассматривать конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности. В случае оценки ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если её цена, дизайн и качество не уступают аналогам.
   При оценке конкурентоспособности по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте.
   При оценке  конкурентоспособности по прибыльности предполагается, что чем выше прибыльность компании, тем выше уровень конкурентоспособности её продукции.
   Итак, удалось установить, что оценка производится путём сопоставления товара с параметрами базы сравнения и по различным группам технических,  экономических и иных параметров.
   При оценке используется 2 метода:
    Дифференциальный;
    Комплексный.
   Дифференциальный  метод оценки  конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении [2].
   а) Если за базу оценки принимается потребность, расчёт показателя конкурентоспособности производится по формуле 2: 

                    Qi=Pi/Pio*100% (i=1,2,3...,n)                                  (2) 

где Qi - это единичный параметрический  показатель конкурентоспособности  по               i-параметру;
       Pi - это величина  i-параметра для анализируемой продукции;
       Pi0 - это величина  i-параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
       n - это количество параметров оценки
      При оценке по нормативным параметрам единичный  показатель может принимать значения 1 или 0. Если анализируемая продукция  соответствует обязательным нормам и стандартам, то показатель равен 1, если нет нулю. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией или специальными условиями. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования этой продукции, условиями, традициями и тому подобное, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру и не может иметь значения больше 100% и про расчётах должна использоваться минимальная из двух величин 100% или фактически значение этого показателя.
      б) Если за базу оценки принимается образец, то расчёт единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле 3 и 4:
                                   Qi=Pi/Pio*100%  (i=1,2,3...,n)                                   (3)
                                           Qi=Pio/Po*100%                                                 (4) 

где Qi , Q - это единичный параметрический  показатель конкурентоспособности  по i-му техническому параметру;
      Pi - это величина  i-параметра для анализируемой продукции;
      Pi0 - это величина  i-параметра, для изделия принятого за образец;
      n - это количество параметров оценки
      Анализ  результатов оценки: из этих двух формул выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формула (3), а для удельного расхода топлива - формула (4); если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), то для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.
      Дифференциальный  метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
      Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Этот метод основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
      Расчет  группового показателя по нормативным  параметрам производится по формуле 5: 

         n
                                                  Iнп = ПQhi                                            (5)
           i=1 

где Iнп- это групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
        Qhi- это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;
         п - число нормативных параметров, подлежащих оценке;
      Анализ  результатов: если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.
      Расчет  группового показателя по техническим  параметрам (кроме   нормативных) производится по формуле 6: 

n
                                                  Iтп=?Qi*Ai                                                     (6)
i=1 

где Iтп – это групповой показатель конкурентоспособности  по техническим параметрам;
       Qi – это единичный показатель конкурентоспособности по i-му   техническому параметру;
       Ai – это весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке.
  Анализ результатов:
      а) полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей;
      б) основой для определения весомости  каждого технического параметра  в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов;
      в)  в случае трудностей, возникающих  при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения  расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).
      Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  производится по формуле 7:
                                    К=Iнп*Iтп/Iэп                                             (7) 

где К -это  интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
      Анализ  результатов:
      По  смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в  потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
      Если  К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К- I.
            Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного  методов. При смешанном методе оценки  конкурентоспособности используется часть параметров расчитанных дифференциальным методом и часть параметров  рассчитанных комплексным методом. 
 

2. Оценка конкурентоспособности  ЗАО «ТД «Курганские  прицепы» на Российском рынке автоприцепов 

   2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
   Закрытое  акционерное общество Торговый дом "Курганские Прицепы" образовано 15 марта 1999 года, зарегистрировано администрацией г. Кургана 24 марта 1999 года.
   Уставной  фонд 8.000 рублей. Учредители физические лица: Барановская Л.И., Еранцева Т.В. В настоящее время общество имеет  двух акционеров, имеющих по 50 % акций. Акции простые именные бездокументарные, номинал 800 рублей.
   Основной  профиль предприятия производство и продажа прицепов к легковым автомобилям. Кроме того предприятие производит продажу и гарантийный ремонт снегоходов, оказывает услуги автосервиса.
   Предприятие имеет собственные площади:
   Цех нанесения полимерных покрытий одноэтажное  производственное кирпичное здание с бытовыми помещениями, площадь цеха 873 кв.м, балансовая стоимость (с оборудованием) 731.224 рублей.
   Газовая котельная одноэтажное кирпичное  здание, площадь 85 кв.м. балансовая стоимость (с оборудованием) 1.936.427 рублей.
   Занимаемый  земельный участок 5,2 га.
   Предприятие арендует здание сборочного цеха площадью 600 кв.м, с земельным участком.
   Основные  технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Торговый дом  «Курганские прицепы» приведены  в таблице 1,2.
   Организация стремится к увеличению объемов производства и реализации продукции. Об этом говорит тенденция увеличения товарной продукции. Положительно можно оценить хозяйственную деятельность организации с точки зрения роста эффективности использования ресурсов и оборачиваемости. Учитывая специфику рынка, его особенности в 2008 году был освоен ряд новых изделий (специализированные прицепы для перевозки снегоходов, лодок и гидроциклов). 

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности             ЗАО «ТД «КП»
Наименование показателя      
А 1 2 3
  2007 2008 2009
Товарная  продукция, тыс. руб.      
     в действующих ценах 149129,00 148820,00 206513,00
     в сопоставимых ценах 216383,06 200196,00 206513,00
Среднесписочная численность, чел 100 120 148
Производительность труда, тыс. руб./чел. 68,09 87,88 103,82
Фондоотдача 0,75 1,39 1,88
Материалоотдача 1,79 1,78 2,14
Рентабельность  продукции 0,19 0,07 0,13
Рентабельность  основной деятельности 0,23 0,07 0,14
 
Таблица 2 - Производство и реализация автоприцепов «Крепыш»-8213
Показатели Год Товарная  продукция
А 1 2 3 4
     шт. проц. тыс. руб.
Автоприцепы «Крепыш»-8213, всего 2007 2400 100,00 216383,06
2008 3500 100,00 265196,00
2009 6000 100,00 206513,00
Автоприцеп  для перевозки снегоходов 2007 45 99,19 214635,07
2008 49 99,29 198780,19
2009 47 99,27 205011,77
Автоприцеп  для перевозки лодок и гидроциклов 2007 56 0,81 1747,99
2008 52 0,71 1415,81
2009 53 0,73 1501,23
Отгрузка 2007 - - 137691,00
2008 - - 141000,00
2009 - - 181201,00
Реализация 2007 - - 143503,00
2008 - - 145071,00
2009 - - 190168,00
 
   Основную  массу производимой продукции составляет автоприцеп «Крепыш»-8213. В 2009 году удалось приблизиться приблизить производство автоприцепов к 7000 штук. В 2009 году улучшились показатели отгрузки и реализации продукции. Причем возросла реализация, только что произведенной продукции, это снизило уровень затоваренности складов.
   Основные  производственные фонды охарактеризованы в таблице 3,4. 

Таблица 3 - Характеристика основных средств ЗАО «ТД «КП»
Наименование  показателя Период
А 1 2 3
  2007 2008 2009
Доля  основных средств в активах 0,521 0,434 0,386
Доля  активной части основных средств 0,347 0,383 0,369
Коэффициент износа 0.559 0.559 0.621
Коэффициент обновления 0.010 0.037 0.049
Коэффициент выбытия 0.006 0.025 0.025
 
   Снижение  доли основных средств в активах (0,386 на 2009 год) в первую очередь связано со снятием с баланса организации части жилищного фонда. Доля активной части основных средств, вплоть до 2008 года увеличивалась (0,383 на 2008 год), что было вызвано относительно более высокими темпами обновления (0,049 на 2008 год), чем выбытия (0,025 на 2008 год). Сами эти темпы были чрезвычайно низкими. В 2009 году активизировались процессы замены оборудования, при этом выбытие происходило чуть более высокими темпами, что привело к снижению доли активной части основных средств (0,369 на 2009 год).
   Кроме того, характеризуя оборудование, следует  сказать на ЗАО «ТД «КП» есть 16 станков автоматов, в том числе  фирмы зарубежных стран; 40 станков  с программным управлением; 37 испытательных стендов на все виды арматуры; гидравлическое кольцо - испытание арматуры на цикличность в полнопроходной среде; плавильный комплекс АВВ (Германия) с процессором плавки. 

Таблица 4 - Состав наличного оборудования
Тип оборудования Период Прирост
А 1 2 3 4 5
  2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Всего наличного оборудования, шт.      В   том числе:
130 141 176 11 35
Металлорежущее 20 21 25 1 4
Кузнечно-прессовое 15 17 20 2 3
Деревообрабатывающее 5 5 6 0 1
Литейное 2 3 5 1 2
Подъемно-транспортное 3 5 10 2 5
Прочее 85 90 110 5 20
 
   Техническое состояние технологического оборудования предприятия находится в удовлетворительном состоянии.
   Структура управления ЗАО «ТД «КП» является линейно-функциональной. Взаимодействия в системе управления происходит по горизонтали между начальниками высшего руководства по решению первоочередных глобальных проблем и по вертикали, т.е. между начальником и подчиненным.
   Производственная  деятельность и поведение персонала  регламентируется должностными инструкциями и решениями руководства. Данная структура управления имеет следующие положительные стороны:
   - стимулирование деловой профессиональной специализации;
   - высокий контроль за руководителями среднего и низшего уровня;
   - координация специализированных функций позволяет снизить количество ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями;
   - централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала верхнего уровня управления;
   - централизованное управление позволяет оперативно и более эффективно принимать решения относительно возникающих проблем на предприятии;
   - структура управления предполагает высокую степень информированности всех подразделений.
   Существующая  система управления имеет и недостатки:
   - высший уровень руководства вынужден зачастую заниматься текущей оперативной работой; трудно приспосабливается к происходящим изменениям;
   - отделы чаще всего заинтересованы в реализации задач своего подразделения, чем в реализации общих целей всей организации, что увеличивает возможность конфликтов между функциональными подразделениями;
   - цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя слишком длинная.
   Состояние кадров в организации приведено  в таблице 5. 

Таблица 5 - Движение кадров
Показатель Период
А 1 2 3
  2007 2008 2009
Среднесписочная численность 100 120 148
Коэффициент текучести кадров 0,28 0,26 0,21
 
   В организации стараются поддерживать количество работников на высоком уровне. В последнее время снизилась текучесть кадров. Основная причина текучести рабочих кадров заключается в низком уровне заработной платы. Средний уровень оплаты труда на 01.01.2009 составляет 6000 руб.
   Для анализа финансово-хозяйственной  деятельности организации проведем компонентный анализ финансовых результатов (таблица 6).
   В 2008 году доля доходов от основной деятельности была максимальной, что подтверждается значением доли выручки от реализации в общем количестве доходов и поступлений (строка 3 – 98,8 %).
   В 2008 году этот показатель был чуть ниже. Увеличение относительных показателей по строке 2,4 (расходы) в 2007 году отражает неблагоприятную тенденцию.
     К 2008 году ситуация в этой области несколько улучшилась, но уровень 2007 года не достигнут. Рост показателя по строке 5 в 2009 году свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения. В 2009 году показатели прибыли улучшились.
Таблица 6 - Компонентный анализ финансовых результатов
 
Показатель
Период
А 1 2 3
  2007 2008 2009
тыс. руб. проц. тыс. руб. проц. тыс. руб. проц.
1. Всего доходов и поступлений 195091 100,0% 190851 100,0% 238539 100,0%
2. Общие расходы финансово-хозяйственной  деятельности 170099 87,2% 187329 98,2% 224221 94,0%
3. Выручка от реализации 138899 71,2% 188513 98,8% 224558 94,1%
4. Затраты на производство и  сбыт продукции, всего   в  том числе:  себестоимость продукции
                      коммерческие расходы
                      управленческие расходы
113124 81,4% 175833 93,3% 196292 87,4%
 
 
110711
 
 
97,9%
 
 
172185
 
 
97,9%
 
 
189880
 
 
96,7%
2413 2,1% 3648 2,1% 6412 3,3%
0 0,0% 0 0,0% 0 0,0%
5. Прибыль от реализации 25775 18,6% 12680 6,7% 28266 12,6%
6. Доходы по операциям финансового  характера 1 0,0% 0 0,0% 0 0,0%
7. Расходы по операциям финансового характера 0 0,0% 0 0,0% 0 0,0%
8. Прочие доходы 56191 28,8% 2338 1,2% 13981 5,9%
9. Прочие расходы 1622 0,8% 1651 0,9% 8459 3,5%
10. Прибыль отчетного периода 24992 12,8% 3522 1,8% 14318 6,0%
11. Чистая прибыль 14617 7,5% 734 0,4% 8207 3,4%
 
   2.2 Общий  анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы».
   Российский  рынок автоприцепов в настоящее  время включает в себя множество  предприятий-производителей и посреднических организаций. При этом для данного  рынка характерно наличие различных  видов автоприцепов. Это автоприцепы для легковых автомобилей грузоподъемностью до 1 т, автоприцепы для грузовых автомобилей и специализированные автоприцепы (торговые ларьки, прицепы-рефрежераторы, автоприцепы для перевозки лодок, снегоходов и т.д.). В основном их предназначение – перевозка грузов.
   Особую  нишу данного рынка занимают автоприцепы  для легковых автомобилей, которые  отличают не только вид перевозимого груза, но и конечный потребитель. В  большинстве случаев автоприцепы  для легковых автомобилей эксплуатируются частными физическими лицами, а точнее автолюбителями. Следовательно, можно говорить о большом количестве производителей автоприцепов для легковых автомобилей. О чем свидетельствует существование в России огромного числа предприятий-производителей автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью не выше 800 кг (январь 2009 г.), включая ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»:
    ОАО «Саранский завод автосамосвалов».
    ОАО «Автоприцеп КамАЗ».
    ОАО «Челябинский тракторный завод».
    ЗАО «Воронежский авторемонтный завод»
    ГП учреждения ОЖ 118/2 УИН МЮ РФ.
    АООТ «Воронежский ремонтно-механический завод № 3».
    ОАО «Горсельмаш».
    ОАО «Сосновоборский завод автоприцепов».
    ГП «Машиностроитель».
    ОАО «Погрузчик».
    ООО ПКФ «Тонар».
    ГП «Уралтрансмаш».
    ОАО «Вятско – Полянский машиностроительный завод «Молот».
    АО «Югавторемонт».
    ОАО «Орский завод автоприцепов – Сармат».
    ЗАО «Метровагонмаш».
    ГП «Электромеханический завод «Авангард».
    ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы».
    ООО «Трейлер».
   При этом предприятия, специализирующихся только на производстве автоприцепов, включая и для легковых автомобилей грузоподъемностью не выше 800 кг, всего 4: ОАО «Автоприцеп КамАЗ», «Сосновоборский завод автоприцепов», ООО ПКФ «Тонар», ОАО «Орский завод автоприцепов – Сармат». У остальных предприятий производство автоприцепов является одним из видов деятельности.
   Среди представленных предприятий-производителей автоприцепов для легковых автомобилей не выше 800 кг есть предприятия, у которых производство автоприцепов является не серийным, т.е. используется система заказа. Это ГП учреждения 118/2 УИН МЮ РФ, ОАО «Горсельмаш», ГП «Машиностроитель», ОАО «Погрузчик», ООО « Трейлер». Некоторыми предприятиями используется как серийное производство, так и система заказа.
   В России также ведется производство и небольших автоприцепов с грузоподъемностью 190 кг – ОАО «Вятско – Полянский машиностроительный завод «Молот».
   Исходя  из вышесказанного, реальную конкуренцию  ЗАО «Торговый дом «Курганские  прицепы» по производству автоприцепа  «Крепыш»-8213 на российском рынке составляют предприятия, отвечающие следующим требованиям: наличие серийного производства, грузоподъемность автоприцепа должна быть 300-600 кг.
   Т.о., основными конкурентами ЗАО «Торговый  дом «Курганские прицепы» являются следующие предприятия-изготовители автоприцепов для легковых автомобилей:
    ОАО «Саранский завод автосамосвалов»;
    ОАО «Автоприцеп-КамАЗ»;
    ОАО «Челябинский тракторный завод»;
    ЗАО «Воронежский авторемонтный завод»;
    ОАО «Воронежский ремонтно-механический завод»;
    ОАО «Сосновоборский завод автоприцепов»;
    ООО ПКФ «Тонар»;
    ГП «Уралтрансмаш»;
    АО «Югавторемонт»;
    ЗАО «Метровагонмаш»;
    ГП «Электромеханический завод «Авангард».
   Среди конкурентов ЗАО «Торговый дом  «Курганские прицепы» есть предприятия, специализирующиеся только на производстве различных прицепов, в т.ч. и для легковых автомобилей, а также и предприятия с государственной формой собственности. Основная часть конкурентов располагается в Центральном регионе России и Московской области, а также в близлежащих областях. Это объясняется тем, что в данных регионах большая концентрация промышленных предприятий, присутствие платежеспособных потребителей. Немаловажно то, что для Центрального региона и Московской области характерен высокий уровень торговли. Поэтому предприятия, имеющие выгодное географическое положение и стратегию низких цен, имеют возможность завоевания российского рынка автоприцепов для легковых автомобилей.
   Сравнительные объемы серийного производства российских производителей автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью 300-600 кг показывают, что наиболее крупным предприятием-изготовителем автоприцепов для легковых автомобилей является ЗАО «ТД «КП» (500 шт в месяц) и ООО ПКФ Тонар (450 штук в месяц), а наименее объемов производства – ОАО «Автоприцеп КамАЗ» (15 штук в месяц). Следует отметить, что для оценки объемов производства были выбраны объемы производства одноосных автоприцепов для легковых автомобилей грузоподъемностью  300-600 кг для каждого предприятия. Средний объем производства (200-300 штук в месяц) характерен для:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.