На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Герои-белорусы во время ВОВ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ
   "Подвиг  этот, будет в памяти жить  
И в наших сердцах гореть!  
Тех, кто с врагом был готов разделить,  
Поровну только смерть!"

    Ким Добкин
   Война потребовала от народа величайшего  напряжения сил и огромных жертв  в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.
   За  героические подвиги в Великой  Отечественной войне звания Героя  Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.
   Всего в военное время в сухопутных войсках было воспитано свыше  восьми тысяч героев, в том числе 1800 артиллеристов, 1142 танкиста, 650 воинов инженерных войск, свыше 290 связистов, 93 воина ПВО, 52 воина войскового тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах – свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте – свыше 500 человек; партизан, подпольщиков и советских разведчиков – около 400; пограничников – свыше 150 человек.
   В период Великой Отечественной войны  более миллиона жителей Беларуси было мобилизовано в действующую армию, около 400 тысяч сражалось с врагом в составе партизанских отрядов и соединений. Сотни тысяч белорусов работали в тылу. И где бы выходцы из Беларуси ни находились – во фронтовом окопе, за штурвалом самолета и рычагами танка или возле станка, – везде они проявляли выдержку, отвагу, трудолюбие.  
 
 
 

    1. Подвиг жителей Беларуси в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками

 
    На  фронт нередко направлялись целыми семьями. В семье Степана Пляца, жителя деревни Озерцы Толочинского района, против захватчиков сражались четыре сына – Дмитрий, Леонид, Михаил и Иван и две невестки – Раиса и Руфима. Все они служили в авиации. За период войны совершили 2640 боевых вылетов, были награждены 50 орденами и медалями, а Руфима и Раиса стали Героями Советского Союза. Остальные члены этой семьи принимали участие в партизанском  движении. 

          Жительница городского поселка Белыничи Тодора Храбрая  отправила на фронт шестерых своих  сыновей. Столько же сыновей послал в Красную Армию и быховский колхозник Аким Красовский. Двое из них пали смертью храбрых под Москвой, а старший, Степан, который летал на штурмовике, стал позже маршалом авиации. Анастасия Фоминична Куприянова из города Жодино на фронт послала пятерых своих сыновей, один из них – Петр, прославился при ликвидации окруженной группировки врага на территории Латвии, повторив подвиг А. Матросова. В Жодино установлен памятник матери-патриотке и пяти ее погибшим сыновьям, а в доме, где она жила, создан музей. 

          В битве под Москвой прославился конный корпус, которым командовал уроженец Бешенковичского района Л.М. Доватор. Мужественные конники под его руководством проникали в глубокий тыл и появлялись там, где враг их не ждал. Они громили штабы и гарнизоны противника, подрывали мосты, разрушали линии связи, способствовали освобождению многих населенных пунктов Подмосковья. Отважный комкор пал смертью храбрых в декабре 1941 г. под городом Руза. 

          На заснеженных  полях Подмосковья прославились также гомельчане братья Александр и Петр Лизюковы. Полковник А.И. Лизюков участвовал сначала в июньских боях 1941 г. на рубежах реки Березины, затем было мучительное отступление, бои под Москвой, в которых он командовал первой гвардейской мотострелковой дивизией. Позднее он стал во главе танковой армии. За мужество и героизм, умелое руководство войсками в исключительно сложных условиях ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако талантливый военачальник, автор книг и статей по военному делу погиб 25 июля 1942 г. в бою возле деревни Медвежье Воронежской области. Героически сражался и брат Александра – полковник П.И. Лизюков. В 1945 г. ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Танкист Г.А. Половченя – уроженец Слуцкого района – командовал особым танковым батальоном. Его танкисты прославились при освобождении Калининской области, за что комбат стал Героем Советского Союза. Другой уроженец Минщины, Д.У. Глицевич, прославился под Москвой, командуя стрелковым полком. 

    Выходцы из Беларуси героически сражались не только на земле, но и в воздухе. Первый в истории высотный воздушный таран совершил в московском небе белорус А.М. Катрич, летчик 12-го истребительного авиаполка. Звание Героя Советского Союза получили также его земляки – минчанин И.И. Козловский и витебчанин П.Ф.Сыченко. 

    Уроженец  Бобруйского района Р.В. Булацкий войну  встретил на Дальнем Востоке. Совместно  со своими друзьями он приобрел самолет-бомбардировщик и после нескольких настойчивых  требований был направлен на фронт. Наш земляк мужественно громил захватчиков на территории Украины, Румынии, Чехословакии, участвовал в штурме Берлина. За годы войны он совершил более 180 боевых вылетов, был награжден многими боевыми орденами и медалями.
     
 Много выходцев из Беларуси прославилось в воздушных боях с врагом под  Ленинградом (А.К. Антоненко, Т.К. Аксаков, И.М. Габринец, Ц.С. Жучков, И.А. Ковшаров, Б.И. Ковзан, П.А. Пилютов, Г.С. Пинчук), на Кавказе (Д.И. Луговский, М.И.Семенцов, М.К.Наумчик), под Сталинградом (А.А. Алехнович, М.А. Карначенок, И.Ф. Казаков, И.П. Милет, А.Р. Ивашко).

     
 В обороне Ленинграда участвовали  и многие другие воины из Беларуси. В их числе – танкист А.М. Усов, артиллеристы А.И. Шпаков, В.Л. Титов, Н.В. Никитин, снайпер Ф.А. Смолячков, пулеметчики Р.А. Мацкевич, П.Х. Кузьменков. На счету каждого из них сотни уничтоженных вражеских солдат и офицеров.
 

    На  морских просторах Балтики прославился  вице-адмирал В.П. Дрозд, уроженец Буда-Кошелева. Под его командованием осенью 1941 г. корабли Балтийского флота совершили смелый прорыв из Таллинна в Кронштадт, спасли и переправили на Ленинградский фронт защитников полуострова Ханко. Отважный адмирал погиб в январе 1943 г. на ледовой трассе под Кронштадтом. 
 
 На Балтике прославился также капитан 3 ранга С.Н. Богорад, командир подводной лодки, уроженец Витебщины. За время войны его лодка затопила 7 вражеских кораблей. Старшина 2-й степени П.С. Бойцов, родом из Могилевщины, плавал на легендарной подводной лодке «С-13», участвовал в потоплении 3 вражеских транспортов, награжден орденом Красного Знамени. 
 
 В боях под Сталинградом прославилась 40-я гвардейская дивизия, которой командовал уроженец Могилевской области А.И. Пастревич. Тысячи воинов из Беларуси принимали участие в боях под Курском. Сын крестьянина из деревни Мошканы Сенненского района Витебской области А.К. Горовец с воздуха прикрывал наземные войска в районе Владимировка – Альховатка. 6 июля 1943 г., возвращаясь на свой аэродром, вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками, сбил 9 самолетов противника. Горовец – единственный в мире летчик, который в одном воздушном бою сбил столько самолетов врага. Отважный летчик погиб в том же бою, посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в Витебске, Минске, Полоцке, Сенно, Богушевске.
 

    Мужество  и отвагу проявляли не только воины-мужчины, но и женщины – уроженки Беларуси. Под Ленинградом в рядах снайперов уничтожала фашистов В.И.Лукашенко, в междуречье Волги и Дона – бобруйчанка А.К. Стампковская. На Крымском полуострове – летчицы-гомельчанки Г.И. Дакутович и П.У. Гельман. Последняя за время войны совершила 850 боевых вылетов, удостоена звания Героя Советского Союза, многих других наград. 
 
 Широко известно имя уроженки хутора Шевцово Рассонского района З.М. Туснолобовой. На фронт она попала в апреле 1942 г., лично вынесла с поля боя 128 раненых. В феврале 1943 г. на территории Курской области была тяжело ранена, отморозила руки и ноги, которые пришлось ампутировать. Но она не покинула ряды борцов, выступала по радио, в печати, призывала сражаться с врагом до полной победы. На фронте были самолеты, танки, пушки, минометы с надписями «За Зину Туснолобову». Она удостоена звания Героя Советского Союза. Международный Комитет Красного Креста наградил ее своей медалью. 
 
 При ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки врага проявила себя танковая бригада под командованием брестчанина полковника М.В. Хотимского. За исключительную «верность и заслуги, проявленные при ведении боевых операций» президент США Ф. Рузвельт наградил его орденом «Легион почета офицерской степени». При форсировании реки Жижин, притока Прута, прославился климовчанин пулеметчик Д.Л. Жмуровский: когда его пулемет был выведен из строя, отважный стрелок гранатами подавил расчет противника и захваченным у него пулеметом обеспечил успех наступления своей роты, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Выходцы из Могилевской области танкисты полковники С.Ф.Шутов, Е.И. Гусаковский и И.И. Якубовский за проявленные мужество и отвагу, умелое руководство боевыми действиями своих частей были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды эту награду получил бывший столяр Гомельского деревообрабатывающего комбината летчик Л.Я. Головачев. 
За пределами Отечества на заключительном этапе войны прославились воины-белорусы А.А. Жук, А.М. Дулеба – родом с Минщины, А.Я. Липунов и Д.М. Пинязьков – с Гомельщины, А.А. Минин – с Полоччины, З.Р. Лыщеня – с Любаньщины, А.К. Шмыгун – из Бобруйска. При форсировании рек Нейсе, Шпреи, штурме Берлина и освобождении Праги прославились танкисты роты старшего лейтенанта А.А. Филимонова, уроженца деревни Кучин Кормянского района, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. 
 
 В штурме рейхстага участвовало немало воинов-белорусов. Первым через главные двери здания в рейхстаг прорвался младший сержант Петр Пятницкий, родом из Мозыря. Однако он был убит вражеской пулей. В числе первых в рейхстаг ворвался и старший сержант Л.И. Пригожий, бывший рабочий из Богушевска. В самом здании он уничтожил 8 солдат противника. Связисты 756- го стрелкового полка рядовой К.Я. Кугач, крестьянин из Пружанского района, и рядовой Ф.К. Ерш, уроженец Берёзовского района Брестской области, быстро установили связь штурмующей группы с командованием полка, что помогло атакующим. Они были награждены орденами Отечественной войны II степени. 
 
 Фронт борьбы жителей Беларуси с врагом пролегал и за пределами СССР. С иностранными антифашистами сражались 40 тыс. советских людей, бежавших из концентрационных лагерей и других фашистских застенков. Среди них были и представители Беларуси – военнослужащие, партизаны и подпольщики, которые попали в плен, а также мирные граждане, насильно вывезенные в фашистскую неволю.
 

    Были  и бойцы невидимого фронта. Далеко за пределами Беларуси известно имя  уроженца Чаусов Могилевской области  Л.Я. Маневича. Он много сделал для Победы. После ареста возглавлял вслед за легендарным А.М. Карбышевым подпольную организацию в гитлеровском лагере смерти Маутхаузен.
     
 Тяжело раненым во вражеском плену  оказался генерал Д.Ф. Цумаров, уроженец деревни Тяхтин Белыничского района. Фашисты отправили его в концлагерь, где он включился в подпольную борьбу. За организацию побегов и агитацию этот мужественный воин весной 1944 г. был расстрелян.
 

    Сыны  Беларуси боролись с врагом в рядах  итальянских партизан. В провинции  Александрия одним из лучших помощников командира 16-й Гарибальдийской дивизии «Вагано» был 19-летний студент из Минска Александр. В памяти партизан осталось только его имя. Сам Александр погиб в декабре 1944 г. На итальянской земле погиб также А.К.Киселев, уроженец деревни Старый Стан Климовичского района, который сражался в Гарибальдийской партизанской бригаде «Матэоти». 16-летним юношей был отправлен на принудительные работы М.С. Фролов из деревни Сидоровичи Могилевского района. Оказавшись в Италии, он ушел к партизанам. После освобождения этой страны получил «Свидетельство патриота». Инженер из Дзержинска А.В. Воронков, сбежав в 1943 г. из фашистского концлагеря, был начальником штаба партизанского отряда, а потом бригады, которая действовала на территории Бельгии. После изгнания фашистских захватчиков он в числе 30 других советских партизан был награжден высшим военным бельгийским орденом. 
 
 Много белорусов и граждан Беларуси принимало участие в польском, чешском, французском движении Сопротивления. Активное участие в движении Сопротивления принимали и дочери Беларуси. Из бежавших в мае 1944 г. из лагеря Эрувиль женщин был создан женский партизанский отряд «Родина», которым руководила жительница Минска Н.И. Лисовец. Отряд принимал участие в разных боевых операциях. Позднее командиру отряда, а также Р.З. Семеновой-Фридзон было присвоено звание лейтенанта французской армии. 
 
 На земле Чехословакии действовала бригада имени К. Готвальда, которую возглавлял уроженец Лепельского района В.А. Квитинский. Только в сентябре 1944 г. бригада осуществила 158 боевых операций. Советское правительство присвоило ее командиру звание Героя Советского Союза.

    Многие  офицеры, генералы и адмиралы стали  известными военачальниками, в том  числе начальником Генерального штаба Красной Армии – А.И. Антонов, командующими фронтов – Ф.И. Кузнецов, В.Д. Соколовский, начальниками штабов фронтов – В.Р. Вашкевич, К.А. Коваленко, С.И. Любарский, Б.А. Пигоревич. начальником штаба ВВС Военно-Морского Флота генерал Д.Ф. Бартновский. Белорусами были начальник штаба войск ПВО страны генерал Н.Н. Нагорный, начальник штаба бронетанковых войск Красной Армии генерал П.А. Макаров. Начальником военно-химического управления Красной Армии был наш земляк генерал П.Г. Мельников. В годы войны более 20 генералов-белорусов командовали армиями, около 40 генералов возглавляли штабы армий, свыше 50 командовали корпусами.
   Три генерала-белоруса в годы Великой  Отечественной войны были членами  военных советов фронтов и  округов: Д.А. Гапанович, Т.Ф. Штыков, Ф.П. Яковлев, а два адмирала-белоруса были начальниками политуправлений флотов: Н.А. Норик – на Северном флоте, П.Т. Бондаренко – на Черноморском флоте. 
 Многие генералы-белорусы работали в аппарате Министерства обороны и Генерального штаба, а также в военно-учебных заведениях и на других должностях в действующей армии. Начав войну капитанами и майорами, многие офицеры-белорусы стали в последующем видными военачальниками.

         Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов — свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно).
   Около 35% Героев Советского Союза в момент присвоения звания были в возрасте до 30 лет, 28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Гастелло Николай Францевич
      Родился 6.05.08 г. в Москве, в семье рабочего. Белорус. В 1914-18 гг. учился в Сокольническом городском мужском училище. В 1918 г. из-за голода семья Гастелло переехала в Башкирию, но в 1919 г. вернулась в Москву, где он окончил 5 классов школы 1-й ступени. С 1923 г. работал учеником столяра в Москве, а затем - слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1925 г. вступил в комсомол, в 1928 г. - в партию. С 1930 г. работал на 1-м Государственном механическом заводе строительных машин им. Первого мая.
В РККА с 1932 г. В мае 1932 г. по путевке Московский горкома ВКП(б) был направлен в  авиашколу. В 1933 г. окончил 11-ю Луганскую  военную школу пилотов им. Пролетариата Донбасса.
      С 1933 г. служил летчиком, а затем командиром корабля в 21-й бомбардировочной авиабригаде  в Ростове-на-Дону. Летал на ТБ-3.
Участвовал  в боях на реке Халхин-Гол.
      Вспоминает  полковник В.Н. Гастелло: «Под Ростовом наша семья прожила до осени 1940 года. Моя мать Анна Петровна Гастелло скоро управлялась с домашним хозяйством, во всем помогала отцу, в частности, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с ним этот язык. Немецкий язык заставляли учить всех летчиков - угроза войны с фашистами явственно нарастала.
      К сожалению, сами летчики очень напоминали древних гладиаторов. Одна за другой следовали бесконечные командировки, как сейчас говорят, в горячие  точки. Они, летчики, повоевали в  Китае, на Халхин-Голе, в Финской  кампании, в Бессарабии и Буковине, наконец, в Прибалтике».
      Участвовал  в советско-финской войне. Был  командиром авиаотряда 1-го дальнебомбардировочного  авиаполка ВВС Северо-Западного  фронта. Летал на ТБ-3.
      Вспоминает  полковник Лановенко: «Наш первый бомбардировочный авиаполк получил приказ оказать помощь войскам Ленинградского военного округа. На базе первой и второй эскадрилий создали две оперативные группы. В них включили все экипажи, в какой-то мере уже имеющие боевой опыт.
      Однако  часть экипажей не имела указанной подготовки. Я был направлен в распоряжение командира авиаотряда старшего лейтенанта Гастелло во 2-ю АЭ и радовался такому назначению. Николай Францевич, требовательный к себе и подчиненным, слыл всеобщим любимцем в полку. В отношениях с товарищами выделялся тактичностью и уважительностью, был прост в обращении, не допускал несправедливости в человеческих отношениях. Воевать под командованием такого человека было почетно и приятно, но в то же время и особенно ответственно…
      Хотя  мы были друзьями, я хорошо знал, что командир Гастелло одинаково относится на службе ко всем без исключения подчиненным... Времени у нас было в обрез, и он сказал о необходимости сегодня же все подготовить к полету. Маршрут полета на финляндский фронт пролегал через Москву, где на наши самолеты установят приборы РПК-2 «Чайка» для выхода на приводные радиостанции...
      Тяжелые бомбардировщики поднялись в  воздух и взяли курс в северном направлении… Вторую десятку возглавлял командир отряда 2-й эскадрильи старший  лейтенант Гастелло. Мой экипаж летел в левом пеленге слева и сзади его корабля, в самом центре всего боевого порядка группы...
      Перелет в Москву оказался нелегким. В середине маршрута погода резко изменилась: понизилась облачность, пошел снег, он становился все плотнее и перешел  в метель. Высота облаков и видимость предельно уменьшились... Гастелло снижал самолет до минимально безопасной высоты и продолжал полет со слегка измененным курсом вправо. Мы поняли, что командир отряда делает это с целью выйти заранее на реку Москва и по ее руслу на столицу...
      На  высоте 80-100 метров мы, наконец, вышли  на Москву-реку юго-восточнее столицы. Теперь, казалось, все трудности  позади. Но снег пошел еще плотнее, видимость сократилась до предела.
      Более или менее хорошо увидели столицу  только тогда, когда пролетали рядом с Кремлем. Мы продолжали полет за ведущим по тому же курсу, чтобы по улице Горького выйти к Белорусскому вокзалу. А там уже совсем рядом - центральный аэродром. Таким образом, наш маршрут прошел по линии расположения Кремля, то есть по запретной для полетов зоне. Это было нарушением приказа о входе в Москву через проходные ворота, обозначенные с юга. Затем следовало совершить круг для захода на посадку западнее Белорусского вокзала. Мы же вошли с юго-восточного направления... Не успели мы приземлиться, как к нашим самолетам сразу направились вооруженные караульные и предложили командиру, штурману и мне следовать к их машине, на которой нас и доставили в караульное помещение у Боровицких ворот Кремля. Там мы находились до двух часов ночи, пока все выяснялось.
      На  этот раз нам повезло. Сталину  доложили, что мы направляемся на финляндский  фронт, и он сказал: «Пусть летят». Нас  отвезли в общежитие, где уже  отдыхали другие экипажи... Пока мы отдыхали, наши самолеты… подготовили для  полетов в сложных метеорологических условиях. Утром нам сообщили о точках, откуда мы будем совершать боевые вылеты... Гастелло с нами вылетел в район Петрозаводска...
      Для отдыха экипажей после боевых вылетов, конечно, не было никаких условий. Но, как всегда в любой ситуации, проявил свою изобретательность Николай Францевич. Он разыскал где-то два огромных ящика, в которых привозили с завода самолеты-истребители... С помощью тракторов ящики приволокли ближе к столовой, установили в ряд. Гастелло раздобыл у снабженцев две печки-буржуйки, поставил их в эти ящики. В таких своеобразных «коттеджах» он поселил наши экипажи. Смеха ради на ящиках-домах поставили номера. Место их расположения называли улицей Гастелло. Впоследствии в ящиках устроили вторые этажи и разместились уже просторно.  Спустя какое-то время на «Гастелловской улице» выросло много таких, как наши, ящиков-домов. Когда из-за нелетной погоды мы бездействовали, и оставались «дома» - топили печь-буржуйку и по очереди подкладывали в нее дрова. Ночью дежурный не давал погаснуть огню в печи. Бывало, за ночь ящики полностью заносило снегом, и утром мы по-пластунски выползали из снежного сугроба и бежали в столовую...
      Зима  была суровая, с постоянными снегопадами  и метелями. День длился недолго, быстро темнело. Постоянно держались сорокаградусные морозы. У наших тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 были открытые кабины. На высоте полета самолета минусовая температура достигала 50-60 градусов, поэтому мы летали в масках и меховых комбинезонах. Вылетать на боевые задания приходилось часто. Мы наносили бомбовые удары по узлам сопротивления, по коммуникациям, по станциям выгрузки вражеских грузов, по пунктам сосредоточения финских войск...
      Обычно  после выполнения боевого задания  кто-нибудь из нашего экипажа ходил  в соседние «ящики» узнать новости и поделиться своими. Однажды Гастелло разжился трофейным радиоприемником. Многие собирались у него, чтобы послушать новости. Кроме того, Николай Францевич сам проводил политинформации или поручал это мне...
      Погода  изменилась к лучшему: прояснилось небо, видимость увеличилась до максимальной. Направляемся к самолетам. Техсостав едва успел подготовить машины к полету. Подвезти полутонные фугасные бомбы, мы их быстро подвесили, ввернули взрыватели. Пришел Гастелло и объявил боевой приказ:
- Нанести  бомбовые удары по морской  базе противника, расположенной  в юго-западной части линии  Маннергейма. Наша задача, - продолжал  командир, - уничтожить батареи береговой  и зенитной артиллерии. Выход  на цель с Финского залива. Высота удара - 2500 м. Полетим в темное время суток.
      Ночь  была безлунная, но ясная, на небе мерцали  бесчисленные звезды. Поиск цели вели по характерному изгибу береговой зоны - залива. Поблескивал плотный слой снега. При подходе к цели высоко над нами стали появляться облака. Это создавало для нас благоприятные условия: в случае ухода от вражеских истребителей мы могли скрыться за ними.
      Вот и цель... Стараюсь уйти от лучей прожекторов... Самолет тряхнуло, значит, бомбы  сброшены на цель... Со снижением и  увеличением скорости полета беру курс на аэродром посадки. Радист запрашивает разрешение - ответ неутешительный. Аэродром закрыт, нужно лететь на запасной. Вижу, что Гастелло летит по прежнему курсу. Следую за ним. Гастелло запросил допуск к посадке на своем аэродроме при наличии слабого тумана... Летаем по кругу в районе аэродрома на малой высоте. Ведущий вошел в туман, я за ним. На высоте 50 метров ясно вижу луч прожектора. Можно идти на посадку...
      Мы  продолжали бомбить линию Маннергейма. Обрушивались на противника со всех сторон, что, в конце концов, парализовало его оборону...
      Мы  совершали по нескольку полетов  в сутки. В эти дни на наш  аэродром в помощь тяжелым бомбардировщикам прилетел известный полярный летчик Герой Советского Союза Водопьянов. Он загружал в свой красного цвета самолет до пяти тысяч килограммов крупнокалиберных фугасных бомб.
Война в Финляндии стала действенной  проверкой боевой подготовки наших  Вооруженных Сил… в условиях необычно сурового климата, в сложных метеорологических  условиях. Гастелло не щадил сил, чтобы экипажи нашей группы использовали ежедневно, ежечасно каждый удобный момент для подготовки к полетам и выполнения боевых заданий. Сам он летал безотказно, проявляя высокое мастерство и мужество. Нам было с кого брать пример».
Участвовал  в освобождении Бессарабии.
      24.05.41 г. капитан Гастелло был назначен  командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного  авиаполка 42-й дальнебомбардировочной  авиадивизии 3-го бомбардировочного  авиакорпуса Дальнебомбардировочной  авиации. Летал на ДБ-3Ф.
      Вспоминает  полковник В.Н. Гастелло: «Естественно, семьи следовали за пилотами. В  маленькой частной комнатке мы успели перезимовать в Великих Луках. По весне переехали в район аэродрома  Боровское, что недалеко от городка  Починки... Впервые мы жили отдельно, не в коммунальных условиях. Боровское располагало неплохим жилым фондом с четырехэтажными каменными домами. Мы получили хорошую двухкомнатную квартиру - все-таки командир эскадрильи уже считался достаточно высоким начальником. Наш быт обустраивался и налаживался. К лету 41-го я успел окончить первый класс[6]».
Участвовал  в Великой Отечественной войне  с первого дня. Был комэска 207-го дбап.
      22.06.41 г. во главе эскадрильи в  составе полка участвовал в бомбардировке моторизованных колонн войск противника.
Вспоминает  полковник В.Н. Гастелло: «В Боровском  мы жили третий месяц, и у нас была мечта съездить на экскурсию в  Смоленск - старинный русский город  с богатыми древнерусскими традициями. В воскресенье 22 июня с утра мы решили поехать в Смоленск - до него всего-то около 50 километров.
      Утром я проснулся с ощущением пустоты  в квартире, и горькая мысль, что  меня обманули, и мы не едем в Смоленск, заставила быстро вскочить с постели. Мать я нашел на кухне у окна. Она молчала и как-то напряженно всматривалась в сторону аэродрома. И тут меня поразил странный гул, доносившийся со «взлетки». Полеты и гул самолетных моторов - явление, конечно, привычное для военных аэродромов. Даже в выходной день. Но тут гул моторов был особый, мощный, такого гула я никогда не слышал. Чувствовалось, что работали двигатели одновременно множества самолетов, которые были на аэродроме.
Необъяснимая  тревога вдруг охватила меня, я  подошел вплотную к маме.
- Мам, а где же папа, а как же Смоленск?
      Мать  всхлипнула и с какой-то неожиданной  судорожной силой, не отрывая взгляда  от окна, прижала к себе и, не сдерживая  рыданий, начала целовать меня в голову.
- Сынуля, что-то произошло, под утро  прибегал посыльный, все на аэродроме. - При этом ее руки опустились и безжизненно повисли вдоль тела.
      Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. За следующим  домом, метров через сто, за колючей  проволокой начиналась «взлетка». Все  было привычно и знакомо.
      В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты - дело обычное. И все-таки что-то фатальное и неизбежное было в  бесконечной веренице взлетающих самолетов.
      Внезапно  один из «бомберов», едва оторвавшись  от земли, заложил крутой вираж и, теряя высоту, упал сразу же за аэродромом у темной кромки леса. Густые черные клубы дыма лениво и медленно поползли в небо. А самолеты продолжали взлетать, рассекая дым, не обращая внимания на катастрофу. И в этом тоже было что-то зловещее и роковое, обычно после аварии или катастрофы полеты всегда прекращались...
      Потом вдруг, разрывая темный дым, высоко в  небо взметнулся грибовидный огненный смерч, и мощный взрыв полных бензобаков самолета и бомб заглушил собой все  звуки, раскатистый грохот взрыва отразился от леса и, затихая, рокотом покатился за горизонт...
      Все жители городка высыпали на улицу  и постепенно собирались у столбов  с репродукторами. Пока ничего определенного  известно не было, но слово «война»  все чаще тихо повторялось в толпе.
      Но  вот послышался шорох и потрескивание  включенных репродукторов, и над  городком зазвучали слова правительственного обращения к народу: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет  за нами!»…
      Больше  всего меня поразило, что все женщины плакали, а многие, не сдерживаясь, рыдали в голос. В те неспокойные годы летчики часто улетали в служебные, неведомые для близких командировки, которые потом оказывались сражениями в небе Испании, боями в Китае или в Монголии... Но жены, матери, родные, мужественно переносили разлуку, хотя ни одна командировка не обходилась без жертв, не возвращались домой на Родину по нескольку экипажей. Но такого общего и безграничного горя не было еще никогда... Перед войной со стороны родственников матери и отца я знал пятерых мужчин: четверо из них погибли на войне, и только один остался жив, да и то потому, что был тяжело ранен…
      Спустя  некоторое время самолеты начали прилетать по одному, по два, реже звеном, и необычно было видеть, как вместо выполнения привычной посадочной коробочки некоторые самолеты сходу плюхались на аэродром или садились один за другим почти вплотную, не соблюдая безопасного интервала. Одинокий самолет появился из-за леса, как-то неуверенно раскачивая крыльями, прошел низко над домами, почти задевая крыши, не выдержав направления посадки, приземлился и покатился поперек аэродрома.
До самого позднего вечера над аэродромом стояла бесконечная гудящая карусель - самолеты прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу, взлетали и, собравшись в тройки, уходили на запад...
      В первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Полк произвел точное бомбометание мотомехколонн  в районе приграничного поселка  Лептуны. Налетом руководил и  был ведущим сам командир полка полковник Титов, кавалер двух орденов Красного Знамени - за Халхин-Гол и Финскую кампанию. Полк, несмотря на сильный зенитный огонь, отбомбился без потерь, и, улетая, пилоты видели горящую фашистскую бронетехнику и разбегающихся в панике немцев…
      С аэродрома Боровское в первый день на боевое задание вылетали летчики  двух авиаполков… 96-й авиаполк потерял 10 самолетов. Полна скорби и трагедии эта статистика… Список потерь открыл экипаж командира звена М. Кузеванова из 96-го полка, сбитый в районе города Гродно. Из всего экипажа живым остался стрелок-радист младший сержант А. Щеглов, который по возвращении в часть 28 июня был арестован органами НКВД и расстрелян за измену Родине... Считалось, что мы будем только наступать и громить врага на его собственной территории...
      Как показал первый же день войны, основные потери наши бомбардировщики несли  из-за беспрерывных и результативных атак немецких истребителей... Наши ДБ-3ф, дальние бомбардировщики, летали на удобной для немцев высоте 1000-3000 метров совершенно без прикрытия собственных истребителей…
      Отец  пришел домой поздно, мрачный и  усталый, пил чай и ужинал молча, на вопросы отвечал односложно, наверное, он многое увидел и мог рассказать, но не рассказывал…
      Второй  день войны начался также с бесконечной вереницы боевых вылетов, но, как выяснилось позднее… 207-й не летал, поступила команда всем экипажам поставить нижние люковые установки с пулеметами для обороны снизу. Таким образом, к экипажу добавлялся еще один стрелок, четвертый член экипажа, но по штатному расписанию людей не было, а потому за стрелковую самолетную турель сажали тех, кто подвернется под руку: мотористов, радистов, вооруженцев, механиков, летчиков-наблюдателей».
      24.06.41 г. капитан Гастелло прямо со  стоянки сбил из турельного пулемета бомбардировщик Ju.88.
      В наградном листе Гастелло указывалось: «24 июня с утра в ожидании боевого  задания летный и технический  состав 207-го дальнебомбардировочного  авиаполка был на аэродроме и  по своим местам, ожидая приказания в полет на врага… Зарвавшийся фашистский самолет, имея на борту летчика, награжденного Гитлером тремя крестами, в том числе «Железным крестом» за свои варварские действия, появился на высоте 80-100 м над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и выбрал место стоянки самолетов, открыл стрельбу из передних и носового пулеметов, сосредоточив огонь на самолет, в котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил летчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена. Сделав вынужденную посадку, он был взят в плен».
      Вспоминает  полковник В.Н. Гастелло: «Невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом...
      Вскоре  на бреющем полете он снова выскочил из-за леса и, забирая правее, заходил  теперь точно над аэродромом, возобновив стрельбу. Зенитчики не могли вести  прицельный огонь, слишком низко летел немецкий самолет, слышались лишь редкие слабые хлопки, как потом выяснилось, кое-кто пытался стрелять из личного оружия. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь, длинно заработал наш крупнокалиберный пулемет... В следующее мгновение немецкий бомбардировщик Ю-88 уже уходил от аэродрома, но вдруг у него за хвостом пыхнули один, второй, третий шары светлого дыма, теряющие вскоре свои очертания и размывающиеся в бледную туманную полосу. Но уже над лесом самолет зачадил, задымил, оставляя за собой черный зловещий шлейф. Так он и скрылся, заволакивая кромку леса черным нарастающим дымом. Тут до меня дошло, что немецкий самолет подбит нашим стрелком и наверняка упал где-то за лесом...
      На  большой скорости с аэродрома  выскочила полуторка с вооруженными красноармейцами и помчалась куда-то в сторону железнодорожной станции на поиски сбитого немецкого самолета.
      В маленьком гарнизоне тайна долго  не держится. Стало известно, что  немецкий «Юнкерс-88» срезал пулеметной очередью с турельной установки с земли командир эскадрильи капитан Гастелло…
      Слухами земля полнилась, стало известно, что немцев захватили в плен и  привезли на аэродром, что, к сожалению, лично мне увидеть не удалось. Подбитый «Юнкерс» сел на вынужденную  посадку на колхозное поле за лесом. Немцы могли просто добраться до леса, прячась в высокой ржи. Но они решили сделать это с комфортом, а потому сбросили с подводы крестьянина, проезжающего с больной женой. Тут их и окружили красноармейцы с подоспевшей полуторки. Командиром экипажа оказался фашистский ас-подполковник... С ним были также майор, лейтенант и фельдфебель.
      По  рассказам, немецкий летчик долго не мог прийти в себя, не веря, что  сбит на третий день войны, перед этим победно пройдя пол-Европы. Пленный  заявил, что его удивил такой неожиданный оборот дела...
      Допрашивающим его командиру полка полковнику Титову, командиру дивизии полковнику Борисенко и другим офицерам фашист предложил сдаться в плен, чем  вызвал крайнее удивление всех присутствовавших. Изучение полетных документов, карт и проявленных аэрофотопленок, найденных в фашистском самолете, показало, что он производил разведку наших железнодорожных перевозок в направлении Смоленска...
      К вечеру, пыхтя и завывая мотором, трактор приволок за хвост на край аэродрома обгоревший «Юнкерс»... Через несколько дней в газете «Правда» впервые появилась фотография немецкого «Юнкерса», сбитого над нашим аэродромом.
      Отец  пришел домой поздно...
- Коля, расскажи, - попросила мать, и глаза  ее наполнились слезами...
      Отец  сжал губы, у него на скулах заиграли желваки.
- Наглец, огромный аэродром, а он в одиночку  нахально прет, бьет из пулеметов,  все кто куда, кто под самолет,  кто в траншеи, я находился  около самолета и заскочил  в кабину стрелка-радиста, пулемет  был заряжен... При первом проходе не успел, при втором встретил. - Отец помолчал. - Ты знаешь, Аня, я бью, а мне навстречу огненные жгуты летят, такая злость навалилась, помню, что вслух ругался, он мне всю правую плоскость самолета изрешетил... Из-за этого гада сегодня целый день ремонтировали мой самолет, пришлось вылетать на другом».
      24.06.41 г. две девятки 207-го дбап  без прикрытия истребителей нанесли  удар по скоплению немецких  войск под Ошмянами. Зенитная  артиллерия и истребители противника  сбили десять советских бомбардировщиков. Самолет Гастелло был сильно поврежден, однако ему удалось привести и посадить разбитую машину на своем аэродроме.
      Рассказывает  подполковник Лобанов: «Из скупой радиограммы, переданной с борта его самолета на командный пункт нашего аэродрома, узнали о тяжелом положении экипажа. Один мотор выведен из строя, повреждена бензосистема, механизм выпуска шасси бездействовал. Командование передало в воздух: «Экипажу разрешается оставить самолет». Но Гастелло знал, что тяжело раненный штурман не может воспользоваться парашютом… Когда на горизонте появился самолет Гастелло, взгляды всех обратились к нему. Машина с ходу зашла на посадку и благополучно приземлилась. Высокое летное мастерство, смелость Гастелло помогли ему спасти жизнь экипажу и сохранить боевой самолет. В любой обстановке, какой бы сложной и неожиданной она ни была, Гастелло всегда находил правильное решение».
      Оставшиеся  лётчики и самолёты были сведены  в две эскадрильи. Капитан Маслов был назначен командиром 1-й эскадрильи, а капитан Гастелло – 2-й.
      25.06.41 г. на рассвете 207-й дбап нанес  удар по аэродрому в г. Вильно, уничтожив десятки немецких самолетов,  а днем бомбил колонны врага  на дорогах, идущих от Вильно  к югу, в районе Рудников.
      26.06.41 г. капитан Гастелло погиб при  выполнении боевого задания.
      В этот день из боя не вернулось пятнадцать экипажей 207-го дбап, и вскоре он был  расформирован. Из ста девяноста  шести человек списочного состава  полка погибло сто шестьдесят.
      В наградном листе Гастелло указывалось: «26 июня летчик капитан Гастелло Н.Ф. с экипажем – Бурденюк, Скоробогатый и Калинин – повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов на дороге Молодечно – Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа».
      10.07.41 г. в газете «Правда» была  опубликована статья военных корреспондентов Крылова и Павленко: «На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция… Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей – на разных участках фронта – повторили это имя…
      Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек.
      Когда он стал военным летчиком, это сразу  же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны.
      Моторизованные  части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей  артиллерии и авиации сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
      Черные  пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке  в боевых действиях врага. И бесстрашный  Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд зенитки разбивает бензиновый бак его самолета.
      Машина  в огне. Выхода нет.
      Что же так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой  врагом, сдаться в постыдный плен?
      Нет, это не выход.
      И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло мучимые огнем еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается умирающего пилота.
      Так вот закончится жизнь – не аварией, не пленом – подвигом!
      Машина  Гастелло врезается в «толпу»  цистерн и машин – и оглушительный  взрыв долгими раскатами сотрясает  воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.
      Мы  помним имя героя – капитан  Николай Францевич Гастелло.
            В памяти навсегда останется  подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».
26.07.41 г.  капитану Гастелло Николаю Францевичу  было присвоено звание Герой  Советского Союза посмертно.
      Однако  после войны были обнаружены факты, меняющие картину происшедшего.
Вспоминают  местные жители: «1 апреля 1950 г., дер. Декшняны... Молодечненской области. Мы, нижеподписавшиеся, ЗАКРЕВСКИЙ Иван Антонович, КОВАЛЕВСКИЙ Франц Антонович, СТЕЦКИЙ Константин Павлович, КОМАР Николай Прокофьевич и ДОВАКО Николай Устинович - жители дер. Декшняны, члены колхоза им. Мичурина, настоящим удостоверяем, что были очевидцами воздушного боя на шоссе Молодечно - Радошковичи в 1941 года и наблюдали падение самолета при следующих обстоятельствах:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.