На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Тюменский государственный нефтегазовый  
университет
 
 
                                                                       Кафедра экономической теории 

 

 
 

 
Курсовая  работа 

по  курсу «Экономическая теория»
на  тему
 
«Государственное  регулирование экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент  
                  группы ВЭД – 95 - 1  
                  Иванов О. Д.

                  Проверил:
                   

 
Тюмень 

 
                                  Содержание 
Введение 
1.Государственное  регулирование экономики (ГРЭ)
    1.1)Границы  государственного регулирования                    9
        1.2)Субъекты экономической политики                           14
        1.3)Цели государственного регулирования  экономики       17
        1.4)Методы государственного регулирования и способы   
вмешательства государства в экономические  процессы               18
        1.5)Основные сферы государственного  вмешательства       28
        1.6)Государственное экономическое  программирование как высшая  форма государственного регулирования                       42
        1.7)Разгосударствление и его формы                              43
2.Государственное  регулирование экономики в США  и России  
       2.1)Государственное регулирование  экономики в США      46
       2.2)Государственное регулирование экономики в России    52
       2.3)Сравнительный анализ 

Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Введение. 

      В 1991 году Россия вступила в полосу реформ . Этот процесс продолжается до сих  пор и носит глобальный характер . Затронуты все сферы общественной жизни , но наиболее сильным преобразованиям  подвергается экономика . В экономике  перемены очень сильны и наиболее заметны . Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству . Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики , то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе . Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера , такие как ценообразование , определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика находилась в полном подчинении правительству . Из этого ясно следует , что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля . Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства , замедлению научно - технического прогресса  , падению темпов экономического роста . Таким образом , к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе .
      Однако  и совершенно свободная от вмешательства  государства рыночная экономика  невозможна , ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств , его возможности велики , но все же не безграничны . Существуют области , где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства .
      Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного , исполнительного и контролирующего характера , осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.1
      По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические и социальные проблемы  , которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы , массовая безработица , нарушения в денежном обращении , обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики .
      Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире , чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо . Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования , а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная  экономическая политика” в наше время идентичны .
      Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства . Оно решает различные задачи : это , например , стимулирование экономического роста, регулирование занятости , поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре , поддержка экспорта . Конкретные направления , формы , масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период . В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ , Великобритания, Франция , Нидерланды , Австрия , Испания ), в  Японии , в ряде быстро развивающихся стран Азии  и Латинской Америки . Слабее развито государственное регулирование экономики в США , Канаде , Австралии . Тем не менее  государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль , особенно в период ухудшения конъюнктуры , при высоких показателях безработицы и инфляции . Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах , создающих независимую экономику , в бывших социалистических странах , осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности . 

  1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. 

      1.1)Границы  вмешательства государства  в экономику.
      Теперь  рассмотрим границы необходимого вмешательства  государства в экономику . Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
    Во-первых , это правильная организация денежного обращения .
    Во вторых , предоставление государством общественных товаров . Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности , которые выражаются в денежной форме , через спрос . Однако существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос . Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций , охрана общественного порядка , вакцинация , хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
    В-третьих , устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком . Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов , что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
      Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения , предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка . Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка вообще не бывает,  ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок .
      Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку , то обнаружатся новые области экономической жизни , где проявляется ограниченность механизма рынка , что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику . Кратко обозначим эти сферы . Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного вмешательства .
      Перераспределение доходов .
  Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не владеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные , неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов . Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов неприменимо к тем , кто занят производством  общественных товаров , их содержание становится задачей государства , а не рынка .
      Во  всех вышеперечисленных случаях  государство вправе вмешаться в  перераспределение доходов , ибо  то , что справедливо с позиции рыночного механизма  , несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право человека на достойное существование в обществе .
      Государство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей . Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
      Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.
      Рост  монополий резко изменяет эту  ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.
      Механизм  рынка не реализует автоматически право на труд для тех , кто может и хочет работать . Заметим , что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами . Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы , по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица , что ставит перед государством немало сложных проблем . Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости , материального обеспечения людей ,  утративших рабочие места .
      Монополизм  и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики , которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики .
      Суть  государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры , состоит в том , чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги , капиталовложения и занятость . Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы , увеличиваются государственные расходы и инвестиции . В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов , рост импорта и ухудшение платежного баланса , превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса , капиталовложений и производства , чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и , таким образом , уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства , инвестиций и занятости в будущем .
      Развитие  фундаментальных  научных исследований  с длительными сроками окупаемости , высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму . Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс . Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии .
      Государство проводит региональную политику , решая вопросы , возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических , национальных , демографических и других нерыночных факторов . Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений , которые обеспечивают привелегированное положение отдельным отраслям и  регионам.  В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам , находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса , призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей , между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом , к повышению его эффективности и конкурентоспособности . В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства .
      Реализация  национальных интересов  в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики , контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы , воздействие на валютные курсы , управление платежными балансами и многое другое .
      Таковы  в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику . Эти рамки достаточно широки для того , чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества .
      Если  же государство пытается делать больше , чем ему отмерено рыночной экономикой , - продолжает распределять производственные ресурсы , удерживает административный контроль над ценами , прощает предприятиям задолженность , сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах , ведет фискальную налоговую политику , пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики , то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства , низкое качество продукции , увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа . В результате страдают те , ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику . Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики , избавление ее от чрезмерной государственной активности . 
 

      1.2)Субъекты  экономической политики .
      Субъектами  экономической политики являются носители , выразители и исполнители хозяйственных интересов .
      Носители  хозяйственных интересов  – это социальные группы , отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам , по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям , отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы , обусловленные их социально - экономическим положением , а также принадлежностью к тому или иному региону , виду деятельности .
      Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .
      Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы , союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы , например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей , банковских учреждений , торговые палаты ). Есть и совсем малозначащие объединения , например ассоциация физических и юридических лиц , заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка , принадлежащего муниципалитету . Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов .
      Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой .
      Исполнителями хозяйственных интересов  – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти , построенные по иерархическому принципу , а также центральный национальный банк . Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики . В государствах с федеративным устройством (США , Канада , ФРГ , Испания , Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства , соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы . Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти  среди субъектов государственного регулирования экономики , все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы . Это главная , третья  линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике .
      Интересным  с точки зрения изучения механизма  государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов , не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики . Например , создается орган из представителей профсоюзов , союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися .
      Основная  часть таких органов формально  осуществляет консультативную деятельность , но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику . К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве , министерствах финансов и т.п.
      Другая  группа государственно - частных органов  хозяйственного регулирования – это советы по сферам деятельности , например , научно - технический , по региональной политике , по профессиональному образованию . В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов , отраслей , банков , различных организаций и общественных движений .
      Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики : носители (в данном случае заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при государственных регулирующих органах . По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных , профессиональных , общественных групп .
      Обратная  связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая . Во-первых , успех регулирования проявляется в темпах роста , улучшении структуры хозяйства , росте занятости , здоровом платежном балансе , снижении темпов инфляции , повышении жизненного уровня .
      Во-вторых , успехи государственного регулирования  экономики отражаются в показателях , не всегда поддающихся точному количественному измерению : в уровне социальной напряженности (забастовки , выступления профсоюзов и т.д.) , оценка деятельности государства средствами массовой информации , состояние окружающей среды , качество жизни в городах .
В-третьих , носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство . Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами . Наконец , союзы – выразители хозяйственных интересов своих членов , так же как и отдельные лица , финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах , избиратели голосуют за партию , а значит и за экономическую часть программы этой партии , или нет .
      Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов .
      Одной из форм обратной связи является анкетирование . Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов , дожидаться , когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки , бегство капитала ) . Правительственным органам нужна оперативная информация , по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования . Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов , которые проводятся специализированными научно-исследовательскими  центрами . Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики  , завоевал большой авторитет не только в научных кругах , но и в государственном аппарате , занимающемся хозяйственными вопросами . Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики , обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов .  

      Мы  рассмотрели идеальную картину  зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов , механизм этой зависимости от обратной связи . В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования , широкое распространение получил лоббизм , известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах . Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам , а не по отклонениям .            

      1.3)Цели  государственного  регулирования экономики  .
      Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям .
      От  этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута . Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики . Цель – выравнивание экономического цикла -- направлена на объект , т.е. на экономический цикл ; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. п.
      Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых , находятся  в тесной взаимосвязи . Чаще всего  одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости  от других . Например , невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания конъюнктуры , совершенствования отраслевой структуры экономики , стабильного денежного обращения .
      Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других , более высоких для данного момента текущих целей . Так , конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности .
      Цели  могут частично перекрывать друг друга , одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации  уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .
      Итак , в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной , но и  отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными , вторичными , третичными и т.д.
      Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно . Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .  

      Методы  государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы .
        Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) -- при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) -- административный, директивный.
      Экономические средства .
      Если  отвлечься от промежуточных, смешанных  вариантов, то при первом способе  рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.
      Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике . Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики .
      Основные  экономические средства – это :
    Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая центральным банком) ;
    Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;
    Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .
      При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела .
      Административные  средства .
      При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.
      Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового  ущерба . Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения и принуждения .
      Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера действия ограничивается в основном  охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны , критического положения в экономике .
      Iaiaei в условиях рыночной экономики ie ?uii?iue, ie oaio?aeeciaaiiue niiniau ?aaoee?iaaiey yeiiiieee ia nouanoaoюo в чистом виде . Aicii?iu eeou i?ei?eoaou oiai eee eiiai niiniaa ?aaoee?iaaiey. Ii iaii ynii, ?oi iinoiyiiia iaiiaeaiea oaoieee e oaoiieiaee, ?anoouee aaoeoeo nu?uy e yia?aaoe?aneeo ?ano?nia, iaino?aiea yeieiae?aneeo i?iaeai nouanoaaiii iiauoa?o ?ieu ainoaa?noaaiiiai ?aaoee?iaaiey yeiiiieee. Oaia?u i?iaeaia ninoieo a oii, ?oiau n iaiie noi?iiu, oneeeou oaio?aeeciaaiiia ia?aei yeiiiie?aneiai ?acaeoey, n a?oaie noi?iiu, nio?aieou naiinoiyoaeuiinou (a a neo?aa n auaoeie nioeaeenoe?aneeie i?aai?eyoeyie -- ?anoe?eou naiinoiyoaeuiinou) i?aai?eyoee.
      Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного  начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?
      Если  под централизацией понимать систему  карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей  работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства. примером тому являются бывшие социалистические страны.
      Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .
      В то же время экономические и административные средства противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам , владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону , чтобы достичь целей регулирования .
        Напротив , административные средства  существенно сужают свободу экономического  выбора , а порой сводят ее к  нулю . Это случается там , где  администрирование выходит за  экономически обоснованные границы  , обретает черты тотальности  , перерождается в административно - командную систему .
      Вместе  с тем административные меры , подавляя индивидуальную экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом . Существуют области , где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму .
      Для того, чтобы централизация оправдывала  возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
      Теперь  рассмотрим способы вмешательства  государства в экономические  процессы . Существуют два способа  вмешательства: прямое и косвенное .
      Прямое  вмешательство.
      К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей .
      Государственный сектор экономики .
      Во  всех промышленно развитых странах сушествует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой  комплекс хозяйственных объектов , целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам . Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма , включая почту , частично транспортную службу , изготовление оружия , и т.д.
        Его размеры могут служить  критерием экономической роли  государства . Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в Германии, Бельгии и Голландии.
      Во  всех промышленно развитых странах  становление и развитие государственного сектора происходило практически  в одних и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора  -- это объекты инфраструктуры , в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях , где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная . Речь идет, как правило, об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.  
      В самом деле, основной капитал в  случае возникновения осложнений не может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его  нельзя легко уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен. Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.
      Рентабельность  государственных фирм , как правило , ниже , чем частных . Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний . Существование в условиях рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами , отличающимися от принципов частных фирм , позволяет использовать государственный сектор  для решения общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора .
        Монопольная прибыль , а зачастую и прибыль вообще , не является первостепенной целью деятельности государственного сектора  в инфраструктуре , энергетике , сырьевых отраслях , в подготовке и переподготовке кадров и т. д. , так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует , а убытки покрываются из бюджета . Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например , почтово - телеграфных) , электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в частном секторе .
      Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования . Так , в условиях кризиса , ухудшения конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в государственный сектор , как правило , растут . Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы . Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике . Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно .
      В целом государственный  сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере , где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной . В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП .
      В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы  бюджета на хозяйственные цели . Это, в первую очередь , государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе .
      Косвенное вмешательство.
      К мерам косвенного вмешательства  государства в экономику можно  отнести стимулирование инвестиций , обеспечение нормального уровня занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание цен на жизненно важные продукты . Aey i?iaaaaiey этих ?aciiia?aciuo ia? экономического вмешательства ainoaa?noai i?eaaaaao aeaaiui ia?acii e oeneaeuiie e aaia?iie iieeoeea.
      Фискальная  политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов.
      Денежная  политика - это политика,направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны друг с другом.
      Налоги  являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства . Государственное регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени от выбора налоговой системы , высоты налоговых ставок , а также видов и размеров налоговых льгот .
      Налоги  в государственном регулировании  играют двоякую роль : с одной  стороны , это главный источник финансирования государственных расходов , материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент регулирования . Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств , а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц . Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки , отсрочка уплаты налогов .
      Ускоренная  амортизация . Особое место среди средств государственного регулирования экономики , осуществляемого при помощи налогов , занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов , осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов .
      Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных изменений в экономике и  важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл , занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно - Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин , оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в издержках  производства переноса стоимости на производимые товары и услуги . Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
      Нормы амортизационных списаний по видам  вещественных носителей основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства , очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов .
      Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут). Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме капиталовложений в 1985 году составлял 72% 2.
      Ускоренное  амортизационное  списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от состояния конъюнктуры , еще ряд последствий .
      Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того , что по мере  уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых  ставок сокращается . Например , при  сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза .
      Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации (например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования капиталовложений .
      Варьирование  норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики , а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов , для финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает . Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет . Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности .
        

      1.5)Основные  сферы государственного  вмешательства .
      Теперь  поподробнее рассмотрим основные сферы  вмешательства государства в экономику . Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих сфер .
      Внешнеэкономическое регулирование .
      Наряду  с перечисленными инструментами  государственного регулирования экономики , имеющими внутриэкономическую направленность , существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования .
      Практически все рычаги воздействия на процесс  воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи : изменение учетной ставки , налогообложения , новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
      Однако  имеются и специальные инструменты  непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей . Это , в первую очередь , меры стимулирования экспорта товаров , услуг , капиталов , научно - технического и административного опыта : кредитование экспорта , гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом , введение или отмена количественных ограничений , изменение пошлины во внешней торговле ; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны , изменение условий его функционирования и репатриации , качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала , привлечение в страну иностранной рабочей силы , участие в международных экономических организациях , интеграционных межгосударственных объединениях .
      Общественные  товары (общественные блага) .
      Классическим  примером блага служит маяк. Подобный вид услуг называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу.
      Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности , которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок . В отличие от общественных , товары , на которые спрос выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком , называются частными . Общественные товары имеют определенную региональную структуру : национальная оборона распространяется на все население страны , республиканский парламент обслуживает граждан данной республики , городской водопровод – жителей города и т.д.
      Свойства  общественных товаров :
    потребляются коллективно , сообща ;
    не могут быть исключены из потребления . Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара , все остальные граждане делают то же самое , даже в тех случаях , когда они этого не хотят ;
    их предложение обеспечивается государством ;
    государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах ;
    индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей , иными словами , объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению
      Общественный  товар может перейти полностью или частично в разряд частного товара . Если абстрагироваться от производства общественных товаров , то можно представить дело так , будто государство имеет неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в выравнивании его с совокупным предложением . В действительности нельзя игнорировать производство общественных товаров . В результате исследований экономистами был сделан вывод , что спрос на общественные товары формируется не столько индивидуальными потребителями , сколько теми , кто выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов посредством государственного бюджета .
      Общественные  товары связывают , с одной стороны , коллективные потребности , с другой – налоговую и бюджетную политику государства .При этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального предложения общественных товаров , которые являются денежными оценками государственных услуг . Сложность задачи заключается в том , что государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров в условиях полной неопределенности , так как принцип неисключаемости из потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения . Не меньшие сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов . Если потребители получают общественные товары в одинаковом количестве , то и платить за них налоги они должны в равной мере . Но налоги , равные по своей абсолютной сумме , не будут справедливы из-за имущественных различий налогоплательщиков . К тому же они по-разному оценивают полезность одних и тех же денежных сумм (для человека , имеющего миллион , 500 долларов имеют меньшее значение , чем для человека , который имеет 1000 долларов) . Поэтому вводится разумная шкала прогрессивного налогообложения , которая обеспечивает государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет к более справедливому распределению доходов , устранив влияния на него многих оценок полезности денег .
      Из  концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы для экономической политики государства :
    поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене , равной налогу , то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета , формируемыми из налогов , и его расходами ;
    структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары ;
    с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет .
      Распределение ресурсов на общественные товары.
      В условиях, когда рыночная система  не выделяет ресурсы на производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их недостаточно, то общественные товары приобретаются  через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий
      Внешние эффекты .
      В некоторых случаях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесия из-за особых дефектов , возникающих в процессах рыночного производства и потребления . Так называемые внешние эффекты (externalities) не выражаются в денежной форме , и рынок не реагирует на них , это делает необходимым вмешательство государства в экономику , которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие . Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических , но и от социальных , политических и других последствий индивидуальных рыночных действий . Классическим примером является загрязнение окружающей среды, которое существенно влияет на баланс социальных и рыночных затрат .
      Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом : по источникам возникновения – на производственные и потребительские ; по объектам воздействия – производство и потребление . Кроме того , каждый эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным . Таким образом , возможны восемь основных типов внешних эффектов .
      Государство , выполняя свою функцию , выявляет внешние эффекты ; измеряет их в денежной форме ; принимает решения , компенсирующие несовершенство рыночной системы . За этим следует немедленная реакция хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров (перераспределение ресурсов , изменение структуры цен и др.) . В оптимальном варианте государственные решения , регулирующие внешние эффекты , не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы , так как они лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных) затрат или доходу.
      Предложения экономистов по регулированию  внешних эффектов сводятся к следующему :
    введение специальных налогов , которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов ;
    установление с помощью государства цен , учитывающих внешние эффекты .
Это расширяет экономические функции  государства и отвечает условиям свободной конкуренции .
      Подобный  подход используется при установлении “справедливой цены” в мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею наиболее приемлемым для международных экономических отношений . 
      Перераспределение ресурсов. 
      Экономистам известны два случая резкого нарушения  функционирования рынка, связанные  с распределением ресурсов . Это  ситуации, когда рыночная система  либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами.
  Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.