На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
     Функционирование  предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной  цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный  фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет  вычленить из множества организаций  непременных лидеров, способных  производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
   Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких  условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение  на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.
   Цель  курсовой работы – изучить уровень конкурентоспособности на примере НП ООО «Защита-Сервис».
     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
    — изучить теоретические и методологические аспектов по повышению конкурентоспособности организации;
    —выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
    — проанализировать  методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
    —    разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности
    на  предприятии НП ООО «Защита-Сервис»
   Объектом  исследования курсовой работы является: НП ООО «Защита-Сервис»
    Предметом исследования является анализ и оценка конкурентоспособности в НП ООО «Защита-Сервис»
      При изучении данной темы исследования  были рассмотрены нормативно-правовые  документы и учебно-методические источники получения информации.
     Курсовая  работа состоит из четырех глав.
      Первая глава носит теоретический характер. В ней рассматривается сущность и значение работы по изучению конкурентоспособности предприятия, изучены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, рассмотрены методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
       Во второй главе приведена характеристика предприятия. В ней описывается деятельность  предприятия.
     В третьей главе приведена характеристика конкурентоспособности предприятия.
     В четвертой главе указываются  мероприятия по улучшению конкурентоспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.анализ и оценка конкурентоспособности предприятия
      1.1 Сущность конкуренции  и конкурентоспособности
     В литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции (этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.
     Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
     Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом[4, с.279].
     Именно  конкуренция:
     — оживляет рынок
    — заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;
    — заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
    — заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;
    — обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу [4, с.17].
     Борьба  за экономическое выживание и  процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
     Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
    — на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
    — рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
    — покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
    — должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
    — производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, т. е. должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.
     Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из ранее рассмотренных.
     В силу указанных причин подавляющее  число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции.
     Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена на рисунке 1.
 
 
 
 

     Рис 1. Типы рынков несовершенной конкуренции
     Как мы видим из таблицы, классификационных  признака два:
     — количество продавцов на рынке;
     — дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
     Чистая  монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
     Цена  в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
     Деятельность  чистых или почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В этом случае государство стремится обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды.
     Негативные  последствия чистой монополии проявляются в том, что у предприятия-монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции.
     Олигополистическая  конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны следующие черты:
    — Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
     —    небольшое число продавцов;
     —    существуют значительные барьеры входа и выхода;
    — прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;
    —    продаваемый товар может быть как дифференцированным так и однородным.
     Чистая  конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов.
     Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести.
     Для чистой конкуренции характерно:
    — Наличие большого количества экономических агентов, продавцов и покупателей;
     — однородность продаваемой продукции;
    — ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.
     Монополистическая конкуренция. В данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров.
    Для монополистической конкуренции  характерны следующие черты:
    — Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
    — тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой;
    — на данном рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами [9,с.16].
     В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом [9, с.277].
     Конкурентная  среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают  за право продать товар покупателю.
     Единственным  арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.
     На  рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей.
     Конкурентная  борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.
     Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
     1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
      2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
     3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
      4) препятствия для входа или  выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
     5) цена;
      6) уровень стандартизации товаров  — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться  с одного товара на другой;
     7) мобильные технологические модули;
      8) требования к размерам необходимых  капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
      9) вертикальная интеграция повышает  требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям  в конкурентоспособности и затратах  на производство интегрированных,  частично интегрированных и не интегрированных фирм;
      10) экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
     11) быстрое обновление ассортимента  продукции.
     Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
     Конкурентная  позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. [4, с.279].
     Существует  три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных  для себя результатов; во-вторых, наличие  необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность  и способность противостоять  соперникам (необходимо отметить, что  в рамках понятия конкурентоспособность  в отличие от конкуренции это  свойство имеет самостоятельное  значение, а не является следствием первого). Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику [5,с.114].
     Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом.
     Под конкурентным потенциалом предприятия  подразумевается как реальная, так  и потенциальная способность  компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные  изделия, т.е. товары, превосходящие  по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более  приоритетным спросом у потребителей.
     Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:
      1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
     2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
    3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
     Для того чтобы стать конкурентоспособной  компанией необходимо:
    — обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.
     — поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли[15,с.15].
      Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
        Факторы внешней  среды.
        Под внешней средой организации понимаются все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование.
     Анализ  внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент[11,с.102].
     1) Экономические факторы. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.
     2) Политические факторы. Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.
     3) Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.
     4) Технологические факторы. Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
     5) Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.
     6) Факторы конкуренции. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
     7) Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движения в защиту интересов потребителей. Часто именно социальный фактор создает самые крупные проблемы для организации.
     Факторы внутренней среды.
       Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
       Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
     Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
     В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
       Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
     Финансовый  срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
     Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
     Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и  так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая  ей успешно развиваться ж в  том случае, если она имеет высокий  технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа  организационной структуры для  стратегического управления состоит  в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние  на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать.
     1.3 Методика сравнительного анализа конкурентов
     Для проведения анализа первоначально  необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
     В качестве источников информации о конкурирующих  фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
     Сравнительный анализ конкурентов проводится с  целью:
     — выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов;
    —  определения по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;
    — выбора атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам.
     Наиболее  часто встречающейся в литературе методикой является оценка основных конкурентов по некоторому числу  факторов с помощью бальной системы. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов, в которой пять баллов означает «отлично», а один балл – «неудовлетворительно».
     Если  по какому-либо параметру проставлена оценка 1, то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки 5 – предприятие является лидером по данному параметру. Оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий.
     С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно  выделить следующие основные факторы, требующие изучения (указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов):
    1)  Имидж фирмы;
    2)   концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;
    3)   качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);
    4) уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;
   5) суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
    6) мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);
    7) мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.