На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвентаризация имущества и обязательств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 20 А. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

 

     Введение 

     В   ходе   осуществления хозяйственной  деятельности любая организация  независимо от   формы собственности  или частный предприниматель  имеют так называемые активы и  пассивы. Для того чтобы реально  представлять финансовое положение, необходимо   иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении  организации: сколько его, в каком состоянии оно находится и правильно ли оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
     Данная  тема работы весьма актуальна, ведь проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля сохранности хозяйственных средств является инвентаризация.
     В процессе, которой проверяется сохранность ценностей и устанавливается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
     Инвентаризация  обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, показывает реальность всех статей бухгалтерского баланса  и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с «Законом о бухгалтерском учете и отчетности» проводить полную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.
     Целью курсовой работы является углубленное изучение теоретических основ учета инвентаризации, общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов, а так же рассмотрение практических аспектов отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
     Основные  задачи работы:
1. Изучить  понятие инвентаризации, ее значение и виды, а так же порядок проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств;
2. Рассмотреть результаты инвентаризации и основы их отражения в бухгалтерском учете;
3. Изучить  способ отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных в процессе инвентаризации.
     В данной работе были использованы учебники таких авторов как Кондраков Н.П., Бородин В.А, Брыкова Н.В. и Гомола А.И., а так же журналы «Новая бухгалтерия», «Бухгалтерский учет», «Экономист» и Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы  учета инвентаризации  и переоценки
     1.1 Понятие инвентаризации, ее значение и виды 

     Инвентаризация  — это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.
     Основные  задачи инвентаризации:
1) выявление фактического наличия имущества на предприятии;
2) контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3) выявление неиспользуемого имущества;
4) проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
5) проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества
     Инвентаризация  представляет собой проверку объектов бухгалтерского учета в натуре органолептическим путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.
     Сущность  инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности (9, С.201).
     В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.
     В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.
     Полная инвентаризация – это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.
     Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.
     Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.
     Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия (7, С.133).
     В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.
     Плановые  инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).
     Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры.
     Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации (11, С.284).
     В соответствии с положением о бухгалтерском учете предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях:
- при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года;
- при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
- при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;
- в случае пожара или стихийных бедствий;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- при переоценке имущества;
- при бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно при смене бригадира, при выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного из членов бригады. 

    1.2 Порядок проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств 

     Инвентаризации  подлежит все имущество предприятия, числящееся на балансе, независимо от его местонахождения, а также  материальные ценности и денежные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся на бухгалтерском учете, в том числе находящиеся на ответственном хранении, арендованные и др.
     Инвентаризация  обычно проводится на 1-е число месяца. Процесс проведения инвентаризации непрерывный, т. е. начавшуюся инвентаризацию нельзя приостанавливать по производственным и другим причинам. На период инвентаризации все склады должны быть закрыты, а прием и отпуск материальных ценностей, по возможности, прекращен.
     Очень важен подготовительный период при проведении инвентаризации, который включает в себя ряд определенных условий: для непосредственного проведения инвентаризации на средних и крупных предприятиях создаются постоянно действующие рабочие комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя, главного бухгалтера, юриста и руководителей отдельных подразделений. Постоянно действующая комиссия выполняет организационные, контрольные и методические функции по организации инвентаризаций, выборочных и контрольных проверок (15).
     Основанием  для проведения инвентаризации является paспоряжение руководителя предприятия, в котором указывается время начала инвентаризации и состав комиссии.
     Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям  — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее началу должна быть закончена обработка приходных и расходных первичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т.д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
     Инвентаризация  проводится по каждому материально  ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии материально ответственного лица. Все данные заносятся в инвентаризационные описи. Комиссия также должна проверить весовое измерительное оборудование и соблюдение установленных сроков его клеймения. После чего материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к комиссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.
     Результаты  сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения — излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
     Инвентаризационная  комиссия обязана выявить причины  недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения  комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически (8, С.151).
               ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
 
               Подготовительные  работы
 
Приказ  руководителя о составе комиссии, сроках, объектах        Проверка технических  паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам        Письменное  подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию        Завершение  разноски документов по счетам, выведение  в них остатка
 
     Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
 
Инвентаризационные  описи (подписи членов комиссии и  материально ответственных лиц)
 
     Сличительные  ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам
 
               Акт выявления результатов
 
     Протокол  комиссии (подписи руководителя и  материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые  отражаются в учете
 
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками        Недостачи –  отнесение в начет виновным или  списание на затраты и убытки        Излишки – приходуются  в доход предприятия или госбюджета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Практические аспекты бухгалтерского учета результатов инвентаризации
     1. 2. Результаты инвентаризации и основы их отражения в бухгалтерском учете 

     По  объектам основных средств, принадлежащих организации на праве собственности, проверяется наличие инвентарных карточек по установленной форме № ОС-6 на каждый отдельный объект основных средств.
     Заполнение  инвентарных карточек (инвентарной  книги) производится на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
     В инвентарных карточках должны быть приведены основные данные по объекту основных средств, указаны документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии организации.
     Проверяется правильность формирования инвентарного объекта основных средств. Инвентарным объектом признается:
     - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
     - отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
     - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
     По  группе основных средств «Здания» инвентарными объектами являются:
     - каждое отдельно стоящее здание;
     - здания, примыкающие друг к другу  и имеющие общую стену (при  этом каждое представляет собой  самостоятельное конструктивное целое), считаются отдельными объектами;
     - наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное  значение;
     - отдельно стоящие здания котельных;
     - надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы  и прочее).
     В состав основного здания входят:
     - помещения, встроенные в здания, назначение которых иное, чем  основное назначение здания, предназначенные для магазинов, столовых, парикмахерских, ателье, пунктов проката предметов культурно - бытового назначения и хозяйственного обихода, детских садов, яслей, отделений связи, банков и других организаций;
     - коммуникации внутри зданий, необходимые  для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства обще санитарного назначения; подъемники и лифты;
     - фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со  строительством здания.
     По  группе основных средств «Сооружения» инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
     По  группе основных средств «Машины  и оборудование» инвентарными объектами являются каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент.
     По  группе основных средств «Измерительные и регулирующие приборы и устройства» инвентарными объектами являются приборы и устройства, имеющие самостоятельное значение.
     По  группе основных средств «Вычислительная  техника и оргтехника» инвентарным  объектом является каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины.
     По  группе основных средств «Транспортные  средства» инвентарным объектом является каждый отдельный объектом всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.
     По  группе основных средств «Инструменты»  инвентарным объектом является каждый отдельный инструмент, который не входит в состав станка, аппарата, машины и имеет самостоятельное значение.
     По  группе основных средств «Инвентарь производственный и хозяйственный» инвентарными объектами считаются только те предметы, которые имеют самостоятельное назначение и не являются частью какого-либо другого объекта (столы, прилавки, ковры, бытовые приборы и др.) (18).
     Уточняются  нормы амортизационных начислений по каждому объекту основных средств. Амортизация материальных ценностей, учтенных на балансовом счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.
     Проверяется правильность отражения в учете  объектов основных средств, находящихся в собственности двух или нескольких организаций. Такие объекты должны отражаться каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
     По  основным средствам, принятым в организацию  по договору аренды, проверяется:
     • наличие договора аренды;
     • наличие свидетельства о государственной  регистрации аренды (по договорам, заключенным на срок более одного года);
     • наличие акта приема-передачи;
     • разрешение собственника имущества  на субаренду (если это имело место);
     • соответствие произведенных капитальных  вложений в арендованные основные средства условиям договора аренды (за счет арендатора или арендодателя) (14).
     Таким образом, к указанному объекту должны применяться нормы амортизационных отчислений, соответствующие нормам, применяемым к арендованному объекту основных средств.
     Сведения  о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. В инвентаризационной описи отражается расписка материально ответственного лица. Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
     На  каждой странице описи прописью указывают  число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы  измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, что ценности проверены и внесены в опись в их присутствии, претензий к комиссии нет и ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц.
     Выявляются  основные средства, не пригодные к  дальнейшей эксплуатации и не подлежащие восстановлению. Основные средства заносятся  в отдельную инвентаризационную опись по форме ИНВ-1. Составляется акт (произвольная форма), в котором указывается дата ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты в непригодность (порча, полный износ и др.). Акт подписывают все члены комиссии.
     Составляются  отдельные описи на основные средства, принятые в аренду и учитываемые  на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства». Описи составляются в количестве трех экземпляров по каждому арендодателю с указанием срока аренды.
       После заполнения описей один  экземпляр передается в бухгалтерию  для заполнения графы «По данным  бухгалтерского учета» и составления  сличительной ведомости, второй  экземпляр остается у материально  ответственного лица, третий экземпляр описи по арендованным объектам основных средств высылают в адрес арендодателя.
     На  имущество, арендованное или находящееся  на ответственном хранении, составляются отдельные списки.
     Контрольные проверки оформляются «Актом контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей». В нем указываются:
    где проводилась инвентаризация, дата, состав комиссии;
    должность, фамилия лица, проводящего контрольную проверку;
    результаты проверки (значится по инвентаризационной описи, фактически оказалось при контрольной проверке, результаты) (13, С288).
     Акт подписывают лицо, проводившее контрольную проверку, председатель инвентаризационной комиссии, члены комиссии.
     Сличительные  ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
     Результаты  инвентаризации оформляются инвентаризационной описью, которая составляется в трех экземплярах. Наименование материальных ценностей и их количество показываются в описи по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров и количество натуральных показателей, записанных на данной странице.
     Исправление ошибок проводится на всех экземплярах  описей корректурным способом и подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. Каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
     При инвентаризации в случае смены материально-ответственного лица инвентаризационные описи составляются в четырех экземплярах. Лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшие — в их сдаче.
     Предварительные результаты инвентаризации комиссия выводит  немедленно, материалы инвентаризации передаются руководителю предприятия и главному бухгалтеру в тот же день.
     Окончательный результат инвентаризации оформляется  в бухгалтерии актом результатов проверки ценностей или сличительной ведомостью.
     В акте по каждому виду ценностей (товарам, таре, денежным средствам в кассе) показывают остатки по учетным данным и фактические, естественную убыль и окончательные результаты инвентаризации — недостачу или излишки. Так как по таре ведется количественно-суммовой учет, результат оформляют в сличительной ведомости по каждому наименованию тары, количеству и сумме. По каждому случаю недостач и излишков материально-ответственные лица должны дать письменные объяснения.
     Закон о бухгалтерском учете предусматривает  следующий порядок регулирования  расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета:
- ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и занесению на результат хозяйственной деятельности предприятий с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки обращения; нормы убыли применяются только в случае фактически обнаруженных недостач;
- недостача сверх норм естественной убыли, а также порча относятся на виновных лиц; в случаях, когда виновники не установлены, убытки от недостач списываются на финансовые результаты (1).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.