Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология общения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Содержание
Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 10
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 17
Заключение 19
Список  литературы …………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение.
     Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и  осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет  потребности, трудится) не иначе как  через взаимодействие, общение с  другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
      Психология  общения встречается в любой  сфере деятельности, где работает больше двух людей.
     В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". 
 
 
 

      Целью данной работы является изучение психологии общения.
      Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
      Раскрытие понятия, видов и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.
      Изучение  понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.Понятие,  виды и функции  общения.
      Общение – необходимое условие нормального  развития человека как члена общества и как личности, условие его  духовного и физического здоровья. Подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку, мы нуждаемся друг в друге. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.
     Общение — это сложный многоплановый  процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку  единой стратегии взаимодействия. Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида:
     1) интенциональные – специально используемые для передачи информации;
     2) неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.).
Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения  между представителями различных  этнических общностей (см. Культура общения). 
Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет основных шесть функций:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
     В зависимости от используемой техники  общения и его целей можно  выделить следующие виды общения:
    «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
    Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
    Светское общениеопределяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
    Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
    Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.
     Все многообразие видов общения можно  разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами  людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами  и личными целями. Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:
     
     При этом в качестве субъектов общения  может выступать как индивидуум, так и группа. [1]
      Деловое общение – это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.[2]
      Деловое общение можно условно разделить  на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно – временная дистанция).
     В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение может проявляться  в различных формах:
    деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
    деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
    публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);
    собрания;
    пресс-конференции (брифинги);
    деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
    собеседования (например, при приеме на работу);
    общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.
          Деловое общение  принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке - важный компонент профессиональной культуры любого специалиста. Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.
    Предметом делового общения является дело:

     Содержание  делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
     Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения.[1]
     Особенности делового общения:
    1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
    2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
    3. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.[1]
    Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, что бы строить  совместную деятельность, слтрудничество.[3] 
     
     

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.
     Восприятие  - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.
     В процессе приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
     Перцептивные действия - основные, структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Перцептивный - относящийся к восприятию. Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.
      Общение определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии. Восприятие - это процесс  отбора, организации и интерпретации  чувственных данных.
      Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
      принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть  воздействий, но при этом создает  хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
      принцип целостности: люди воспринимают объекты  и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
      принцип константности (устойчивости): имеет  место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.
      Сложность процесса восприятия заключается в  том, что способность человека к  обработке информации не беспредельна. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют  его требованиям и лучше всего  подходят для его целей. Кроме  недостатка информации и его пристрастного  отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда  информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а  когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже  дополнительными сведениями. [1]
      В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное  понимание партнера – его актуального  эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания  при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.[4]
      Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых  способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
      Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется.
      Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии, это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
      Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной  коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно  помнить и следование которым  во многом организует процесс управления своим восприятием.
      Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
      Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации  наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности  в ходе межличностной коммуникации.
      Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения  от других людей.
      Сформулированные  правила позволяют в общем  процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
      Личное  восприятие – получение и обработка  одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается  несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик  субъектов восприятия.
         В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать  не только отдельные личности, но и  целые группы людей. При этом возникают  так называемые эквиваленты личности.
         Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения  и изучения информации обратной связи. Процесс получения обратной связи  во взаимодействии, на основе которой  формируется образ самого себя, можно  продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохары
        Открытая  зонаI Слепая зона II
        Скрытая зона III Неизвестная зонаIV
 
 
Представленная таблица обозначает информацию о свойствах личности. Вертикальная линия делит эту информацию на две части: левая часть то, что знает человек о себе, правая то что не знает, горизонтальная часть делит всю
информацию  на: верхняя часть, то что другим известно об этом человеке и нижнюю то что не известно.
Открытая  зона (I) представляет собой сведения о человеке, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между этим человеком и другими людьми.
Слепая зона (II) содержит информацию о человеке, которая есть у других людей, но не известна ему самому (личное мнение других). При общении можно получить эту информацию, использую различные методы (кто как посмотрел, сказал, при наблюдении за отношением окружающих), если полученная информация  обратной связи устраивает, то происходит дальнейшее общение, если не совпадает с собственным мнением может возникнуть конфликт, либо прекратятся деловые отношения. Соответственно завышенная информация воспринимается как лесть.
Скрытая зона (III) представляет собой информацию о человеке, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения.
Неизвестная зона (IV) включает сведения о человеке, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут про явиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни.
Размеры этого информационного пространства могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение с данным человеком: в начале установления контактов или в состоянии установившихся отношений.[1]
     При восприятии человеком реальности широко распространена стереотипизация, она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека. Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.
     Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить в целом, как к позитивному, так и негативному восприятию явления, что может совершенно не соответствовать реальности. Перенос и обобщение оценки может оказывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе.
     К серьезному искажению восприятия окружения  приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Негативным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно работают. Это же может быть далеким от реальности.
     Сильное влияние на восприятие человеком  определенной действительности может  оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности, но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности.
     Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах, и   в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расценивая свое восприятие.
Социальный  стереотип - устойчивое, категоричное и крайне упрощённое представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространённое в данной социальной среде; усваивается  индивидом в процессе социализации. Данный термин может пониматься и в более узком смысле как стереотипное представление о социальной группе или общности (и её членах). В этом смысле различают социальные автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о других группах). Значит социальные стереотипы - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные(описательные), ценностные  значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциирован с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" [5]
        Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления  о членах одних национальных групп  с точки зрения других. Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некоторые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок. 
 
 

      3. Соотнесите предлагаемые  социально-психологические  понятия и их  определения
      а) стереотип;
      б) предубеждение;
      1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
      2) личная антипатия или активная  враждебность по отношению к  другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности  на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
      1) Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.
      2)Предубеждение – личная антипатия и активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
      Наибольшее  количество примеров существует: в  национальных стереотипах: англичане - замкнутые, американцы - общительные, французы –любители удовольствий, немцы – трудолюбивые,  русские – загадочность души; стереотипы первого впечатления – как одет, говорит, ходит; стереотипы по территориальному признаку – какой район города, южные или северные регионы являются благополучными или нет; возрастные стереотипы – пожилые люди менее активны но более опытны, чем мололые.
      Эти обобщения не всегда являются неоправданными и не негативными. Проблемы со стереотипами возникают тогда, когда они выражают чрезмерное обобщение или совершенно неверны.
        В понятии предубеждения  отражены чувственные оттенки стереотипного  мнения. К примеру предубеждение против иностранцев (иммиграция), хотя положительный момент это экономические воздействия с ними; предубеждения межличностного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.