На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы организации и основные органы судебной системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН 

Введение
1. Общая характеристика  судебной системы Российской Федерации 
1.1.Понятие судебной власти 
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти 
1.3. Судебная система РФ  
2. Высшие судебные органы 
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации 
2.2. Верховный Суд Российской Федерации 
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 
3. Федеральные  суды 
3.1. Областные  и краевые суды, Верховные суды  республик, суды автономной области,  суды автономных округов и  суды городов федерального значения 
3.2. Районные  суды 
3.3. Военные суды 
4. Суды субъектов  РФ 
4.1. Конституционные (уставные) суды 
4.2. Мировые суды 
Заключение 
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В любом правовом демократическом  государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной  узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или  отдельным лицом. Существует три  ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и  полномочия, необходимые для решения  этих задач. Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть - одна из трех властей, самостоятельная  и независимая от законодательной  и исполнительной властей.
     Осуществляют  судебную власть специально созданные  и специфические органы - суды. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит  только судам в лице судей и  привлекаемых в установленных законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
     В последние годы значительно расширена  компетенция судов по разрешению правовых споров. Гражданам предоставлено  право обжаловать в суд неправомерные  действия должностных лиц и органов, прокурору - обращаться в суд с  протестом на незаконные акты, принимаемые  местными органами власти и управления. Рассмотрение хозяйственных споров также отнесено к компетенции  судов - с этой целью образованы специализированные арбитражные суды.
     Образован также Конституционный Суд для  рассмотрения дел о конституционности  нормативных актов и международных  договоров, правоприменительной практики. В некоторых субъектах Федерации  также образованы Конституционные  Суды. Компетенция суда будет расширяться  и в дальнейшем.
     Конституция РФ и Закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему РФ.
     Суд представляет собой учреждение, где  обычно работают не один, а несколько  судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями  одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут: судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных.
     Юрисдикция  каждого суда, под которой понимается установленное законом полномочие суда разрешать правовые дела, распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московской областной суд, районный суд Невского региона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.
     Актуальность  работы заключается в том, что  судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих  общие задачи, связанных между  собой отношениями по осуществлено правосудия. Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этом законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.
     Цель  данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
     1. Конституционный Суд Российской Федерации;
     2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
     3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
     Кроме того, Законом «О судебной системе  РФ» предусмотрены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые  судьи.
     Проблемность  работы выражается в вопросах связанных  с Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической системы, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Единство судебной системы достигается путем:
      установления судебной системы конституционным законом,
      соблюдения всеми судами установленных правил судопроизводства,
      применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов,
      признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации,
      финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.
     В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию  и не вмешивается в деятельность других.
     Сегодня можно считать основательно утвердившейся  точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский  период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был  звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной  функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением  идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.
     Самый яркий показатель правового государства  – это реальная независимость  судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она  стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в  нем малодушия и вынужденной  угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова».
     Важнейшая задача государственной власти —  охранять права и свободы человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

1. Общая характеристика  судебной системы РФ 

1.1. Понятие судебной власти 

     Согласно  Ст.10 Кодекса РФ, государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную власти.
     Судебная  власть есть предоставленные специальным  органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции  вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и  арбитражного судопроизводства с соблюдением  процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых  судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто  не может присвоить себе функции  суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется  только законом, правом и не зависит  от субъективных влияний законодательной  или исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
      1. Судебная власть - вид государственной  власти. Она осуществляется государственными  органами, выражает государственную  волю, ее составляют государственно-властные  полномочия. В отличие от других  видов власти, реально влияющих  на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной  власти, установленная Конституцией  и другими законами.
     2. Судебная власть принадлежит  только судам - государственным  органам, образуемым в установленном  законом порядке, формируемым  из людей, способных на основе  соответствующей подготовки и  своих личных качеств осуществлять  правосудие и реализовывать судебную  власть в иных формах. Судебная  власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей9. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом
     3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную  власть вправе осуществлять только суды1. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
     4.Независимость,  самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций  судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону2. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
     5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной  власти. Процессуальный порядок  определяет только закон. Закон  подробно регулирует правила  действий суда и принятия им  решений при рассмотрении конкретных  дел. Процессуальный порядок,  регулируя правила судебной процедуры,  представляет собой высокую социальную  ценность. Он призван обеспечить  законность всей деятельности  органов, осуществляющих судебную  власть, законность, обоснованность  и справедливость судебных решений,  охрану прав лиц, чьи интересы  с той или иной степени затрагивает  судебную власть.
     6.Осуществление  полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти4. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
     7. Подзаконность судебной власти  означает, что компетенция судов,  их полномочия определяются Конституцией  Российской Федерации и другими  федеральными законами. Законодательные  органы, законодательная власть  не вправе вмешиваться в производство  по конкретным делам. Но созданные  ею законы должны неукоснительно  соблюдаться судами. Судьи всех  судов, в том числе и Конституционного  Суда, независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений3. 

1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти 

     Единство  судебной системы РФ проявляется  в том, что:
- она устанавливается  только федеральными конституционными  законами;
- существует  единый статус судей на всей  территории РФ;
- все суды  применяют федеральное право,  общепризнанные принципы и нормы  международного права, ратифицированные  международные договоры РФ, а  также субъектов РФ при условии  верховенства федерального права;
- все суды, включая  мировых судей, действуют по  единым правилам судопроизводства;
- исполнение  судебных постановлений, вступивших  в законную силу, обязательно  на всей территории РФ;
- федеральные  суды и мировые судьи финансируются  из федерального бюджета.
     Законом установлен порядок создания и упразднения  судов: Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ создаются и упраздняются в  соответствии с Конституцией РФ, другие федеральные суды создаются и  упраздняются федеральным законом. Судебная система РФ состоит из следующих  судов:
1) Конституционная юстиция. Это Конституционный Суд РФ, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уставами и законами. Конституционная юстиция не составляет единой системы - конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны.
2) Суды общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москва и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения, мировые судьи, военные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений.
3) Арбитражные суды. Это Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела.
     Закон о судебной системе РФ допускает  создание специализированных судов  по рассмотрению гражданских дел. Примером служат третейские суды, создающиеся  для разрешения конкретного спора  соглашениями сторон.
     Создание  чрезвычайных судов, образованных вне  общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных  законом запрещено. Такие суды не могут создаваться даже при самых  экстремальных условиях. 

1.3. Судебная система РФ 

     Судебная  система – совокупность судов, построенная  в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
     Конституция РФ является основополагающим актом, в  общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в  статье 118 сказано:
     1. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом.
     2. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  производства.
     3. Судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
     Создание  чрезвычайных судов не допускается. Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
     В целом структура судебной системы  определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях. В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
     1)  установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
     2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
     3) применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
       4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
     5) законодательного закрепления единства статуса судей;
     6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Система судов Российской Федерации В ч.2 статьи 4 Закона о судебной системе сказано: «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:
         1. Конституционный Суд РФ
         2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции
         3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
     Статус  Конституционного Суда определен в  ст.125 Конституции РФ, в ней также  сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного  контролировать конституционность  законов и иных правовых актов). Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных судов, ему напрямую не подчиняются и такие суды (в т.ч. уставные (конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику. В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают разъяснения по вопросам судебной практики.
     «Верховный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики»    (СТ.126 КРФ)
     «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики»    (СТ.127 КРФ)
     Наибольшее  количество федеральных судов именуются  Судами общей юрисдикции (ст.126 КРФ). К ним относятся:
     1) Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);
      2) Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды, суды городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд автономной области (1) и автономных округов (11);
     3) Военные специализированные суды.
     Суды  общей юрисдикции (термин закреплен  в Законе о судебной системе) рассматривают  основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут осуществлять конституционный контроль (эти дела находятся в ведении Арбитражного и Конституционного судов). Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, это оговорено в ч.1 ст.22 Закона о судебной системе:«Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба». Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии. Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и гражданских дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456 районных судов и судов, равных им.В систему арбитражных судов входят:
     - Высший Арбитражный Суд РФ;
     - Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных  округов);
     - Федеральные арбитражные суды  округов. Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в дела друг друга. Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.
     В ч.1 ст.27 Закона о судебной системе  обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации: o Принятых в нем законах; o Нормативных правовых актов органов государственной власти; o Нормативных правовых актов органов местного самоуправления; o Вопросов толкования конституции (устава). Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:
       - Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
     - Дела о выдаче судебного приказа;
     - Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);
     - Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
     -  Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
     - Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
     -  Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе);
     - Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
     - Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.
     Звено судебной системы.
     Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.
     Это понятие является одной из важнейших  характеристик судебной системы. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:
      3-ье звено: Верховный суд РФ
      2-ое звено:
        Областные и краевые  суды
        Верховные суды республик
        Суды автономной области
        Суды автономных округов
        Суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
      1-ое звено: районные и городские суды 
       

2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд РФ  

     Конституционный Суд Российской Федерации был  учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990г. «Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР». На основе Конституции Российской Федерации 1993г. вступил в силу в 1994г. Федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации» СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447., в котором Конституционный  Суд Российской Федерации определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.
     Содержание  конституционного контроля в различных  правовых системах неоднозначно. В  правовых государствах это связывают  с самой важной задачей, которой  подчинены все органы государственной  власти - защите прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие конституционный контроль, также  принадлежит функция толкования Конституции, решение споров о компетенции  органов государственной власти, признания действительности или  недействительности всеобщих выборов, установления конституционности правоприменительной  практики и конкретных действий исполнительной власти и другие. Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Срок пребывания в должности судьи  Конституционного Суда составляет 12 лет, предельный возраст пребывания в  этой должности - 70 лет, минимальный  возраст для кандидатов в судьи - 40 лет. Конституционный Суд РФ состоит  из двух палат по 10 и 9 судей, которые  равноправны и решения которых  имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом.
     Конституционный Суд РФ призван решать исключительно  вопросы права, и ни при каких  обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, оценивать практические действия вне  их правовых форм. При осуществлении  конституционного судопроизводства Суд  не занимается установлением и исследованием  фактических обстоятельств, если это  входит в компетенцию других судов  или иных органов. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных , исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений, включая главу государства.
     Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают  своих постоянных представителей в  Конституционном Суде РФ, которые  участвуют в заседаниях Суда, представляя  соответствующую правовую позицию  по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое-либо давление на Суд  или предпринимать действия, способные  нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений. 

Компетенция Конституционного Суда РФ
Конституция РФ. Ст. 1254. 

     Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной  пятой членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;
б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;
в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.
     Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов  органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах:
- по содержанию  норм;
- по форме  нормативного акта или договора;
- по порядку  подписания, заключения, принятия, опубликования  или введения в действие;
- с точки зрения  установленного Конституцией РФ  разделения государственной власти  на законодательную, исполнительную  и судебную;
- с точки зрения  установленного Конституцией РФ  разграничения компетенции между  федеральными органами государственной  власти;
- с точки зрения  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, установленного Конституцией  РФ, Федеративным и иными договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий.
     Правом  на обращение в Конституционный  Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод обладают также граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и  объединения граждан, а также  иные органы и лица, указанные в  федеральном законе. Жалоба допустима  в случаях, если: 1) закон затрагивает  конституционные права и свободы  граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в  суде или ином органе, применяющем  закон.
     По  итогам рассмотрения жалобы Конституционный  Суд принимает решение о признании  закона либо отдельных его положений  соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. В случае, если Суд  признал закон не соответствующим  Конституции РФ, дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном  порядке.
     Конституционный Суд разрешает  споры о компетенции:
1) между федеральными  органами государственной власти;
2) между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ;
3) между высшими  государственными органами субъектов  РФ.
     Правом  на обращение в Конституционный  Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре  органов государственной власти. Ходатайство органа государственной  власти допустимо, если:
1) оспариваемая  компетенция определяется Конституцией  РФ;
2) спор не  касается дела о подведомственности  дела судам или о подсудности;
3) спор не  был или не может быть разрешен  другим способом;
4) заявитель  считает издание акта или совершение  действия правового характера  либо уклонение от издания  акта или совершения такого  действия нарушением установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между органами государственной  власти;
5) заявитель  ранее обращался к указанным  в Конституции РФ органам государственной  власти с письменным заявлением  о нарушении ими определенной  Конституцией и договорами компетенции  заявителя либо об уклонении  этих органов от осуществления  входящей в их компетенцию  обязанности;
6) в течение  месяца со дня получения письменного  заявления не были устранены  указанные в нем нарушения;
7) в случае  обращения соответствующего органа  государственной власти к Президенту  РФ с просьбой об использовании  согласительных процедур, предусмотренных  ст.85 Конституции РФ, Президент РФ  в течение месяца со дня  обращения не использовал эти  согласительные процедуры либо  такие процедуры не привели  к разрешению спора.
     Толкование  Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
     Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации  дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления. По итогам рассмотрения дела, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным  Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается. 

Статус  судьи 

     Судьей  Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший  ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области  права.
     Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и  депутатами Государственной Думы, а  также законодательными (представительными) органами РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
     Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения  представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство  от общего числа членов Совета Федерации.
     В случае выбытия судьи из состава  Конституционного Суда РФ, представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  РФ в Совет Федерации не позднее  месяца со дня открытия вакансии. Судья  Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
     После назначения Председатель Совета Федерации  приводит к присяге лицо, назначенное  на должность судьи Конституционного Суды Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу Следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно  исполнять обязанности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции  Российской Федерации, ничему и никому более»5.
     Судья Конституционного Суда РФ назначается  на должность на срок 12 лет. Предельный возраст пребывания в должности  судьи Конституционного Суда РФ 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим на должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.
     Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей.
     Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или  общественные должности, иметь частную  практику, заниматься предпринимательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ не осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства  в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство  в получении прав и освобождения от обязанностей.
     Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о  вопросе, который может стать  предметом рассмотрения в Конституционном  Суде РФ, а также который изучается  или принят к рассмотрению Конституционным  Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
     Судья Конституционного Суда РФ не ограничивается в праве участвовать в выборах  и референдумах. Члены Конституционного Суда несменяемы, они обладают равным с другими судьями иммунитетом  и наделены другими привилегиями. Их полномочия могут быть приостановлены или прекращены только Конституционным  Судом по тем же основаниям, что  и полномочия судей других судов. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон. 

Структура и организация 

     Конституционный Суд РФ рассматривает и развешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. В пленарном  заседании Суд вправе рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ; дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. В пленарных заседаниях избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.
     В заседаниях палат разрешаются все  дела о соответствии Конституции  РФ законов, договоров и нормативных  актов, кроме конституций республик  и уставов субъектов РФ, разрешаются  споры о компетенции, а также  проверяется конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
     Председатель  Конституционного Суда РФ избирается в пленарном заседании тайным голосованием большинством от общего числа судей сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует на них. Вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения6.
     Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
     Судья-секретарь  Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственно руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 
 
 

Решения Конституционного Суда 

     Решение Конституционного Суда принимается  открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Судья, не согласный  с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к  материалам дела и подлежит опубликованию  вместе с решением Конституционного Суда.
     Решение Конституционного Суда провозглашается  в полном объеме в открытом заседании  немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный  срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной  Думе, Правительству РФ, Уполномоченному  по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, которых  касается принятое решение. Решения  Конституционного Суда публикуются  также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при  необходимости и в иных изданиях.
     Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования  либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем  не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную  федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ решения  Конституционного Суда обжалуются в  установленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. 

2.2 Верховный Суд Российской Федерации 

     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов  РФ, кроме Конституционного Суда и  арбитражных судов РФ.
     Положение Верховного Суда РФ как высшего судебного  органа характеризуется следующим:
- Верховный Суд  назначается высшим органом государственной  власти - Федеральным Собранием РФ;
- обладает юрисдикцией  на всей территории России;
- решения, приговоры,  определения, постановления, вынесенные  Верховным Судом РФ, обжалованию  и опротестованию в кассационном  порядке не подлежат. Они могут  быть проверены лишь в порядке  надзора в Президиуме Верховного  Суда РФ;
- Верховный Суд  РФ вправе пересмотреть в порядке  надзора решение, приговор, определение  и постановление любого суда (кроме  Конституционного и арбитражных  судов) и по любому делу;
- Верховный Суд  дает руководящие разъяснения  по вопросам применения законодательства;
- Верховный Суд  обладает правом законодательной  инициативы, то есть правом обращаться  в Федеральное Собрание и в  Государственную Думу с предложениями,  требующими разрешения в законодательном  порядке или по вопросам толкования  законов РФ.
     Количественный  состав Верховного Суда РФ был установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992г. в штатную  численность членов Суда входят свыше 100 судей, Председатель, первый заместитель  и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации  Федерального Собрания по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ. Такой  количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом  его работы, что отражает соответствующую  широкую деятельность судов общей  юрисдикции.
     Верховный Суд действует в составе:
1. Пленума Верховного  Суда;
2. Президиума  Верховного Суда;
3. Судебной коллегии  по гражданским делам;
4. Судебной коллегии  по уголовным делам;
5. Военной коллегии.
6. Кассационной  коллегии. 

Председатель  и заместители  Председателя Верховного Суда 

     Председатель  Верховного Суда РФ7:
- вносит в  Верховный Совет протесты на  решения, приговоры, определения,  постановления судебных коллегий  Верховного Суда РФ на вступившие  в законную силу решения, приговоры,  определения, постановления Верховных  Судов республик в составе  РФ, областных, краевых судов,  судов автономных областей и  автономных округов, принятые  по судебным делам. На решения,  приговоры и определения военных  судов видов Вооруженных Сил,  групп войск, округов, флотов, на постановления судей этих  войск;
- вносит в  военные суды видов Вооруженных  Сил, округов, групп войск, флотов  протесты на вступившие в законную  силу решения, приговоры, определения  военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления  судей этих судов;
- вносит в  президиум Верховных Судов республик,  областных и соответствующих  ему судов протесты на вступившие  в законную силу судебные акты  народных судов;
- вправе приостанавливать  в установленном законом порядке  исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  судов РФ, на которые в соответствии  с законом он может принести  протест;
- организует  работу по изучению и обобщению  судебной практики, анализу судебной  статистики, а также по осуществлению  контроля за выполнением руководящих  разъяснений Пленума Верховного  Суда РФ и вносит материалы  на рассмотрение Пленума;
- созывает Пленум  Верховного Суда РФ и председательствует  на его заседаниях, может председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Верховного Суда РФ при рассмотрении  любого дела;
- вносит представления  в Федеральное Собрание по  вопросам, требующим толкования  законов РФ;
- вносит в  пленум Верховного Суда представления  о несоответствии руководящих  разъяснений Пленума Верховного  Суда действующему законодательству;
- распределяет  обязанности между заместителями  Председателя Верховного Суда  РФ;
- осуществляет  организационное руководство работой  судебных коллегий и руководит  работой аппарата Верховного  Суда РФ;
- осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему законом. Заместители Председателя Верховного Суда РФ8:
- вносят протесты  в порядке надзора в судебные  коллегии Верховного Суда;
- вносят протесты  в порядке надзора в Военную  коллегию Верховного Суда РФ  и в военные суды видов Вооруженных  Сил РФ, округов, групп войск,  флотов;
- могут председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Верховного Суда РФ при рассмотрении  любого дела;
- вправе приостанавливать  в предусмотренном законом порядке  исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  судов РФ, на которые в соответствии  с настоящим законом они могут  принести протест;
- осуществляют  в соответствии с распределением  обязанностей руководство работой  структурных подразделений аппарата  Верховного Суда. В случае отсутствия  Председателя Верховного Суда  РФ, его права и обязанности  осуществляет первый заместитель  Председателя Верховного Суда, а  при отсутствии и первого заместителя  - заместитель Председателя верховного  Суда РФ. 
 
 
 

Пленум 

     Пленум  Верховного Суда действует в составе  Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума обязательно  участвует Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и  судебной статистики, а также представления  Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие  разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих  разъяснений Пленум выслушивает  сообщения председателей Верховных  Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства. На Пленуме  утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные  на рассмотрение Пленума Председателем  Верховного Суда, Генеральным прокурором, министром юстиции или уполномоченными  ими лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. 

Президиум 

     Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей  и утверждается Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ, в  составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в  состав Президиума по должности, и судей  Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии  положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в  месяц и правомочны при наличии  большинства членов Президиума.
Президиум Верховного Суда9:
- в пределах  своих полномочий рассматривает  судебные дела в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа, судебной  статистики;
- рассматривает  вопросы организации работы судебных  коллегий и аппарата Верховного  суда;
- оказывает помощь  нижестоящим судам в правильном  применении законодательства, координируя  эту деятельность с Министерством  юстиции РФ;
- осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.
Судебные  коллегии 

     Судебная  коллегия по гражданским делам и  Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. председатель Верховного Суда в  необходимых случаях вправе своим  распоряжением привлекать судей  одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
     Судебные  коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.