На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие норм права и нравственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КУРСОВАЯ    РАБОТА
     По  дисциплине «Теория государства  и права»
    на  тему:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ»
               
               
               
              Выполнил: Студентка 1 курса
                юридического  факультета специальность 021100 «Юриспруденция»  

                Проверил:
                   Савченко М.С. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

               Краснодар
                   2010 г.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 ПЛАН
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Норма права в отличие от нравственности дает не оценку интересов, а их разграничение. Каково же их взаимодействие? Совершается ли разграничение интересов совершенно независимо от той или другой их нравственной оценки или, напротив, и самое разграничение определяется тем, какая нравственная оценка будет признана за каждым из сталкивающихся между собою интересов?
     Цель  моей работы — на основе признаков, различных видов нормы права и определения нравственности  показать взаимодействие этих двух понятий.
       Задачи — указать существенные  признаки взаимодействия нормы права и нравственности.
 

1.  Понятие и признаки нормы права

  Норма права — правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность. Нормой права определены действия, рамки поведения граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций, т. е. Всех субъектов права, оказавшихся участниками того вида общественных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила поведения.
   В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.2
Норма права — общеобязательное, формально-определённое, установленное или санкционированное  государством правило, эталон, мера поведения, обеспечиваемая принудительной силой государства и являющаяся регулятором общественных отношений.
Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное  и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.
    Норма права — элементарная частица  права, относящаяся к нему как  часть к
 
 
1 Тихомирова Л.  В., Тихомиров М.  Ю. Юридическая энциклопедия. М.1997. С. 269.
2.Теория  государства и  права. Учебник  для вузов. Отв.  Ред. В. Д. Перевалов.  М.: Норма, 2004. С. 159.
3 Комаров С. А., Малько  А. В. Теория  государства и  права. Учебно-методическое  пособие. М.: 11орма, 2001. С. оо
299.
 


целому. Норма права — это не форма, не содержание всего права, а его частица. Она обладает собственным содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Именно в этом качестве право и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счёте соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возведение в закон государственной воли.
  Право представляет собой сложную и  многообразную систему юридических  норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени. Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы:
    устанавливается обществом;
    является регулятором общественных отношений;
    единичное правило социального поведения;
    обусловлена характером и сущностью развивающихся в обществе 
    экономических отношений;

   • функционирует в социальной среде, т. е. между людьми, в их обществе. 
Но в тоже время правовая норма имеет свои специфические признаки:

1 .Общеобязательный  характер.
  Норма права воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило  поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам, независимо от их воли и желания. Она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются,
 

  
присутствуют  во всех конкретных правоотношениях, возникающих  на основе этой нормы права, что предполагает её неоднократное действие. Норма  права рассчитана на регулирование  не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений. Всякая норма — результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственных, обмена или купли-продажи, власти и подчинения, собственности или аренды и т. п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и т. п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т. п.).
  Норма права указывает, каким образом, в каком направлении, в течение  какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту. Правовая норма выступает в качестве своеобразной меры, применяемой при оценке поведения различных людей. Она является критерием правильности или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах часто заранее неизвестных людей.
Но, несмотря на такую абстрактность, норма права  содержит вполне конкретные правила  поведения.
Наиболее  общеобязательный характер имеют нормы, закреплённые в статьях Конституции РФ. Они обращены не только к гражданам Российской Федерации, но и к иностранцам и лицам без гражданства. «Каждый имеет право на образование»- ст. 43 (ч. 1). 2.Формальная определённость.
 
 
1 Теория государства  и права. Учебник.  Под ред. М.Н.  Марченко. М.:3ерцало-М,2002. С.506.
 


 Норма права выражается в письменной форме  в официальных документах, с помощью чего она призвана чётко и строго определять рамки деяний субъектов. Внутренняя определённость нормы проявляется в точном бесспорном обозначении содержания, обстоятельств, порождающих правовые последствия, определении самих этих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, объёма прав и обязанностей. Внешняя определённость заключается в том, что любая норма закрепляется в статье, главе, разделе официального документа — в нормативно-правовом акте. Данный признак свойственен только норме права. Она имеет чётко определённую форму выражения, чтобы быть доступной любому субъекту. Через формальную определённость норма права может быть многократно применима. Формальная определённость имеет два аспекта:
    способ материализации правового предписания (норма выражается в 
    письменной, устной, электронной и других формах);

    посредством буквенно-словесных знаков субъект воспринимает и 
    определяет сущность правил поведения.

3. Связь  с государством.
Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права.
Правовая  норма — единственная социальная норма, которая устанавливается  государственными органами либо общественными  организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждения, наказания, стимулирования. Государственно-властное веление, получившее логически завершённое, формально определённое закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления,
 


общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).'
Важна роль государства и его органов  в реализации ряда правовых норм и  в охране всех норм права от нарушений. Весь смысл существования права  — в поддержании определённого  порядка, в предупреждении и решении  индивидуальных и социальных конфликтов и споров, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
4. Предоставительно-обязывающий  характер.
Норма права есть модель поведения, властное предписание государства, определяющее границы возможных и должных  поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Норма права регулирует поведение людей посредством правовых отношений, связь участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определённого поведения) и обязанностях (необходимость определённого поведения, нарушение которой влечёт применение мер государственного принуждения).
Предоставительно-обязывающий  характер правовых норм означает, что  норма права — двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Например, предоставляя гражданам России конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в тоже время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие юридические обязанности (ст.39 Конституции РФ).
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства  и права. Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 272.
 


5. Системность.
Это качество проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Все нормы права находятся в строгом иерархическом порядке. Внутренняя системность проявляется в том, что правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция.
6. Волевой характер.
Норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Она представляет собой определённый метод воздействия на регулирование отношений. Направление выбора поведения субъекта определяется государственной волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.
7. Норма права — мера свободы.
Правовые  нормы адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения. Норма права направлена не только к интеллекту субъектов отношений, но и к их воле, ибо правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определённый выбор из возможных линий и вариантов поведения, выбор, опирающийся на властное веление государства и угрозу применением принуждения в случае нарушения правовой нормы.
Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание  и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных
1 Теория государства  и права. Учебник.  Под ред. М. И.  Марченко. М.: Зерцало-М, 2002. С. 507.
 


отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).1
8. Содержание  правовой нормы определяется  объективной природой того вида  общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов.
Норма права является результатом отражения  процессов, происходящих в объективном мире, регулятором общественных отношений. Она не может быть взята из ниоткуда — только лишь из объективной реальности. Таким образом, выделяются и раскрываются следующие формально-юридические признаки и черты нормы права:
    норма права — исходящее от государства и охраняемое им 
    общеобязательное правило поведения, которое закрепляет за 
    участниками общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

    правовая норма — общее правило поведения, его образец, эталон;
    правовая норма — правило абстрактного, обобщённого характера, первичный элемент права как системы;
    правовая норма — государственно-властное предписание; в случае нарушения содержащихся в нормах права велений применяется государственное принуждение;
    правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию;
    многократность применения и длительность действия правовых норм;
    строгая формальная определённость предписаний, содержащихся в норме права;
    строгая соподчинённость и иерархичность.
 

2. Понятия норм права и нравственности

Первый, определенно установивший в самом начале XVIII столетия резкое противоположение норм права и нравственности, был Христиан, Томазий. К нормам права он относил правила чисто отрицательного характера, предписывающие чего-либо не делать, и при том установляющие обязанности в отношении к другим. Основным принципом права он признавал поэтому следующее правило: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе самому. Нравственность, напротив, обнимает правила положительные, установляющие обязанности к самому себе. Основное правило нравственности таково: делай себе то, что желаешь, чтобы и другие себе делали. Правила права и нравственности, различные по своему содержанию, и осуществляются различным образом. Нравственные обязанности, как положительные и касающиеся нас самих, могут быть нам преподаны только в форме совета: забота об их усвоении людьми есть дело учителя. Обязанности юридические, как отрицательные и относящиеся к другим, предписываются нам велением, несоблюдение которого влечет за собою наказание, так как нельзя предоставить на произвол каждого соблюдать или нет свои обязанности в отношении к другим. Государственная власть, вооруженная силою принуждения, призвана заботиться о соблюдении юридических обязанностей, но только их одних. В сферу нравственных обязанностей государственная власть не должна вмешиваться.
     У последующих мыслителей XVIII века, в  особенности у Канта и Фихте, выставленное Томазием противоположение права и нравственности получило себе дальнейшее развитие. Кант основным началом права, началом, из которого с логическою необходимостью вытекают все юридические нормы, считал веление каждому действовать так, чтобы его свобода совмещалась с свободой всех и каждого. Поэтому юридические нормы регулируют только одну внешнюю сторону человеческих действий и опираются в своем осуществлении на принуждение. У Фихте это воззрение получило еще более резкое выражение. Для него право есть чисто механический порядок совместного существования многих личностей, совокупность внешних условий совместного существования людей, осуществляемых силою принуждения.
     Выставленное  индивидуалистическими теориями противоположение нормы права и нравственности сделалось лозунгом в борьбе за свободу совести и вообще за индивидуальную свободу против системы всепоглощающей правительственной опеки. Религиозные преследования и вмешательство власти в самые интимные стороны личной жизни находили себе основание в прежнем смешении права и нравственности. При таком отождествлении, законодательство, призванное установить юридические нормы, естественно распространяло свое действие и на вопросы совести, регулировало и нравственное достоинство человеческих поступков. Резкое отделение права от нравственности, напротив, приводило к признанию того начала, что право должно быть индифферентно к вопросам нравственности. Оно должно только размежевать внешнюю свободу людей, совершенно не касаясь того, как воспользуются люди отмежеванной им свободой, согласно нравственным требованиям или нет.
     В действительности нормы права никогда не обособляется вполне от нравственности. Разграничение интересов не может не считаться с нравственной их оценкой, не может быть основано только на отрицательном требовании некасательства до чужих интересов, до чужой воли, потому что естественное состояние людей не есть вовсе состояние нашей обособленности. Общение людей не создается действием их сознательной воли, а обусловлено обыкновенными условиями, установляющими взаимную зависимость людей помимо их воли. Поэтому и разграничение их интересов не может быть достигнуто одним лишь недопущением произвольного вмешательства в чужие интересы. Человечество связано и переплетено между собой независимо от их воли, да и по содержанию своему многие из них имеют не индивидуальный, а общественный характер, по существу своему предполагают отношения к другим людям, совместную солидарную деятельность многих, направленную к одной общей цели. В силу этого разграничение интересов одного человека с интересами других зауряд требует не одного только некасательства до чужих интересов, а также ограничения осуществления своих собственных интересов ради обеспечения возможности осуществления более высоких чужих интересов. При таких условиях разграничение интересов возможно без сравнительной нравственной их оценки. И действительно, в положительном законодательстве те или другие нравственные начала всегда оказывали весьма значительное влияние на способ разграничения интересов.
     Точно также никогда норма права не ограничивает своих определений одной только внешней стороной человеческих, действий, а всегда более или менее принимает в соображение и внутренние их стимулы. И современное право в этом отношении идет даже дальше права некультурных обществ. Для установления договорных обязательств современное право требует наличности действительного соглашения, действительного совпадения воли, и, вместе с тем, такого соглашения по правилу достаточно; не требуется соблюдения особой внешней формы. Между тем, как прежде обязательства установлялись именно в силу соблюдения такой формы независимо от наличности действительной воли. Юридический характер преступного деяния определяется не только здешними последствиями действия, сколько намерением, его вызвавшим.
     Лицо, причинившее другому, с намерением его убить, лишь легкое повреждение, будет обвинено все-таки в покушении на убийство, а нанесший другому, без намерения лишить его жизни, рану, последствием которой оказалась в действительности смерть, будет обвиняться только в нанесении ран, а не в убийстве. Точно также и тяжесть наказания в гораздо большей степени зависит от свойства намерения, нежели от материального вреда, получившегося в результате его осуществления.
С другой стороны, нравственность требует от нас не одних добрых намерений, но и дел, и притом большею частью в отношении к другим.
     Любовь  к ближнему есть основа всего христианского  нравственного учения, да и лишенные религиозной основы современные  этические теории имеют по большей  части альтруистический характер.
     Так как в настоящее время индивидуалистические теории сменились учениями, которые  в объяснении людских отношений  исходят не из начала индивидуальной особенности, а именно из факта общественной зависимости людей, то и разрешение вопроса о соотношении права  и нравственности думают теперь найти не в. резком противоположении их друг к другу. Нормы права уже не признают совершенно независимым от нравственности, а, напротив, ставят его в подчиненное отношение к нравственности. Целью - права признают осуществление нравственности.
Поворот к такому взгляду на соотношение  права и нравственности заметен  уже у Гегеля, так как право, нравственность, нравственность он считал последовательными моментами диалектического развития свободы. Право и нравственность он представлял себе лишь как различные стороны того, что во всей полноте осуществляется в нравственности. Но самое понимание нравственности было у него весьма своеобразно; нравственность Sittlichkeit, означает у него собственно общественный порядок (семью, гражданское общество, государство). Соотношение же права и нравственности и у Гегеля еще понимается как прямая противоположность. Право лишено само по себе всякого определенного содержания и установляет одну возможность свободы. Нравственность, напротив, определяет не возможное, а должное, и тем указывает содержание праву. Таким образом право и нравственность противополагаются друг другу, как возможное и должное, и противоположность их снимается, как в высшем единстве, в нравственности, представляющей собою действительность того, что в праве является только возможным, в нравственности — только должным.
Более решительно подчинение права нравственности было высказано в учениях органической школы. Так, Аренс признает мотивом  человеческой деятельности стремление к воплощению человеческого идеала, тождественного с высшим благом для человечества. Но стремление это выражается в стремлении к различным отдельным целям, обусловленным человеческой природой.
Так как  человек есть, прежде всего, самостоятельное, отдельное существо, то цели его вытекают прежде всего из потребностей индивидуальной жизни; таковы сохранение жизни, здоровья, чести. Но человек есть также и существо общежительное; поэтому, у него имеются и общественные потребности: язык, религия, наука, искусство. Таким образом, получаются две группы благ, составляющих цели человеческой деятельности. Обе эти группы благ Аренс называет материальными благами. Но рядом с ними существуют еще блага формальные, которые не представляют собою особенных человеческих интересов, но только определенное соотношение между различными элементами человеческой жизни. Такова нравственность и нормы права. Нравственность регулирует мотивы и цели человеческой деятельности, а нормы права есть определение зависящих от человеческой воли условий осуществления указываемых нравственностью целей. Подобные же взгляды весьма распространены и между современными представителями положительного направления: известный государствовед Еллинек определяет соотношение нормы права и нравственности так, что право есть этический минимум, т. е. совокупность тех нравственных требований, соблюдение которых на данной стадии общественного развития признается безусловно необходимым. Нормы права, следовательно, с такой точки зрения есть только часть нравственности, та именно часть, которая составляет необходимое условие данного общественного порядка. Все, что в нравственных требованиях содержится сверх этого необходимого минимума, составляет нравственность в тесном смысле в отличие от права. Соблюдение таких нравственных требований только желательно, а не необходимо: это своего рода этическая роскошь.
В несколько  видоизмененной и более точной форме  повторяет в сущности то же самое  и Валлашек. Нормы права и нравственность должны бы были, по его словам, относиться друг к другу собственно как форма и содержание. Нравственность указывает идеал человеческой деятельности; право есть попытка его действительного осуществления. Следовало бы, чтобы вся нравственность облекалась в форму права и чтобы все право пополнялось нравственным содержанием. Но так как нравственные правила лишены пока для нас объективной доказательности, то, в виду такой гадательности и спорности нравственных правил, люди должны довольствоваться осуществлением в форме права лишь того, что безусловно необходимо для существования обществ. Поэтому, право есть не самый этический минимум, а только его осуществление.
Подобного рода подчинение норм права нравственности, как средства цели, как формы содержанию, представляет, однако же, такую же, хотя и в противоположном направлении, крайность, как и прежнее полное обособление права и нравственности. В праве нельзя видеть только осуществление нравственности уже потому, во-первых, что не все содержание права определяется нравственными началами. Многие правоположения представляются с нравственной точки зрения совершенно безразличными. Таковы, например, определения форм юридических действий, сроков, числа свидетелей и т. п. Во-первых, неправильность такого взгляда на соотношение права и нравственности доказывается в особенности тем, что к числу разнообразных интересов, могущих требовать разграничения относится между прочим и возможность каждому руководиться в своих действиях своими собственными нравственными убеждениями. Так как нравственные убеждения у отдельных людей не одинаковы, а различны, то содержание норм права не может быть сведено все к осуществлению нравственного идеала: оно, кроме того, должно дать и разграничение могущих сталкиваться между собой в своем практическом осуществлении различных противоречащих друг другу нравственных идеалов.
 


3. Взаимодействие норм права и нравственности

Юристы  по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего  правовые нормы. Но и для оценки поведения  субъектов правовых отношений и  правильного разрешения возникающих  коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит нравственность. Нравственность — сложившаяся в обществе система социальных ценностей, устоев (представления о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и нет), определяемая уровнем экономического и социального развития общества. Соотношение права и нравственности может быть осуществлено в четырёх аспектах:
1. Взаимодействие права и нравственности:
    действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и нравственностью.
    проявляется в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, воспитании у неё высоких гражданских качеств.
    формируют у граждан должную юридическую и нравственную культуру и правосознание.
    нормы права служат и должны служить проводниками нравственности, закреплять и защищать нравственные устои общества.
    Сила законов увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на нравственность.
2.Единство права и нравственности:
    1) и  право, и нравственность являются  социальными нормами;
    право и нравственность преследуют одни и те же цели и задачи — регулирование и упорядочение общественных отношений;
    у права и нравственности одни и те же объекты регулирования — общественные отношения (только в разном объёме);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.