Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Труд как социально экономическая категория

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 
 
 
 
 
 

 


1. Труд как социально экономическая категория ( факторы труда, как доход человека и т.д.)

 
      Труд - понятие, которое является важнейшей  частью экономики - он одновременно и  товар, и причина появления добавочной стоимости, так как кредиты и  материалы при приложении к ним  труда становятся дороже.
      Труд  работающих является необходимой составной  частью процесса производства, потребления  и перераспределения созданного продукта. Особенно большое значение имеет рациональное использование  трудовых ресурсов в торговле в настоящее  время в условиях роста потребности в квалифицированных кадрах.
      Трудовые  ресурсы - это социально-экономическая  категория, характеризующая потенциальную  способность членов общества к участию  в процессе труда, конкретные формы  проявления которой в экономической, социологическом, демографическом и статистическом аспектах определяются общественной формой производства, условием развития производительных сил и производственных отношений.
      Применительно к отрасли торговля под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения.
      То  есть, трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников торговли.
      Двойственный  характер труда к торговле, т.е. в  зависимости от выполняемых функций, труд работников торговли может быть как производительным, так и непроизводительным:
      1. Производительным трудом считается  труд, на продолжение процесса  производства в сфере товарного  обращения (труд по фасовке  товара; транспортировке; упаковке  и т.д.).
      2. Непроизводительным трудом является  труд, связанный непосредственно с обслуживанием процесса купли-продажи товара (реклама, изучение спроса, кассовое обслуживание и т.д.).
      Деление труда на производительный и непроизводительный является относительным и рассматривается  с различных точек зрения:
      точка зрения материальных благ, труд работников торговли является непроизводительным так как не создает новой потребительской стоимости и не увеличивает физический объем товара.
      с позиции собственника средств производства, производительным является любой труд, приносящий прибыль;
      с точки зрения самого работника его  труд является производительным, т.к. приносит заработную плату обеспечивающие воспроизводство  рабочей силы;
      с точки зрения общественности труд работников торговли является производительным, т.к. обеспечивает общественное признание продуктам.
      Преобладание  в структуре затрат в торговых предприятиях затрат живого труда, по сравнению с затратами общественного  труда.
      Низкий  уровень механизации и автоматизации  труда в торговле в связи с  чем преобладает ручной труд.
      Большая трудоемкость операции в отрасли, неравномерность  покупательских потоков по часам  и дням, неделям, приводит к неравномерной  загрузке торгового зала и работников.
      Социально-экономическая  сущность труда, основой заработной платы является цена труда, как фактор производства, который сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создавать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли. Из произведенных рассуждений вытекает, что заработная плата находится в прямой зависимости от эффективности труда работника.
      В условиях развития рыночных отношений  определенное внимание уделялось формированию механизма рыночного регулирования заработной платы, который должен включить в себя следующие звенья:
      многоуровневую  коллективно-договорную систему, в  которой должны быть отражены требования рынка труда к цене рабочей  силы;
      налоговую систему регулирования доходов  каждого работника, призванного обеспечить участие всех граждан в удовлетворении общегосударственных и региональных потребностей;
      систему минимальных государственных гарантий в области оплаты труда;
      информационную  систему, дающую работникам и работодателям  объективное и полное представление о цене рабочей силы по профессиям, разрядам, территориям, отраслям, экономии и т.д.
      Продолжается  работа по созданию механизации регулирования  заработной платы как цены рабочей  силы, который должен обеспечить оптимальное  сочетание интересов работодателей и работников при активной роли государства.
      Роль  и значение заработной платы, как  социально-экономической категории, различных для работника и  работодателя.
      В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в  следующем:
      -потребность  в работниках торговли растет  более быстрыми темпами по  сравнению с другими отраслями,  что свидетельствует о повышении  значения торговли в условиях  развивающегося рынка;
      -торговля  привлекает большое число работников  из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;
      -привлекательность  труда в торговле обусловлена  более высокой доходностью по  сравнению с другими отраслями;
      -потребность  в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда
      При характеристике труда работников используются основные показатели - производительность и эффективность.
      Эффективность труда - это соотношение результатов  труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности  предполагает получение больших  результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатов при наименьших затратах. Различают экономическую и социальную эффективность:
      Социальная  эффективность - это эффективность  затрат на достижение определенного  социального эффекта (экономия времени  покупателей на приобретение товаров, культура обслуживания).
      Экономическая эффективность определяется экономией  совокупного труда (живого и овеществленного). Показателями экономической эффективности  выступают: прибыль, приходящаяся на одного работника, производительность труда, эффективность использования рабочего времени и т.д.
 

2. Анализ данных социологических исследований трудовой деятельности.

 
 
      Сущность  социологических исследований трудовой деятельности заключается в изучении трудовой деятельности как особой формы  общественной жизни людей. Трудовая деятельность человека в принципе не может осуществляться вне или помимо взаимодействия с другими людьми, так же как и любая другая деятельность, например научная, политическая, спортивно-игровая. С точки зрения социологии трудовая деятельность — это всегда совместная деятельность, даже в случае, когда мы имеем дело с таким ее видом, как индивидуальная трудовая деятельность. Это связано с тем, что ряд определяющих составных элементов трудовой деятельности, таких, в частности, как средства труда и способность работника к труду (в виде его специальных знаний, умений и навыков), имеют внешнее, т.е. социальное, происхождение.
      Сущность  социологических исследований трудовой деятельности состоит также в  особом (по сравнению с другими научными дисциплинами) взгляде на трудовую деятельность. Социолог видит в трудовой деятельности социальное явление, а не какое-либо другое — экономическое, физико-техническое или психическое. Из этой общей точки зрения на сущность социологического исследования трудовой деятельности естественно вытекают цели, задачи, виды и прочие основные черты различных социологических исследований трудовой деятельности. Цель социологического исследования трудовой деятельности (в формально-логическом плане) — это некое представление социолога-исследователя о предполагаемом результате данного исследования. Например, предположение об определенной зависимости содержания ведущих мотивов трудовой деятельности рабочих от их квалификации. В первом приближении все возможные цели социологических исследований делятся на две большие группы в зависимости оттого, к какому (по характеру) результату — практическому (прикладному) или теоретическому (познавательному) — стремится исследователь. Например, если основная цель исследования — получение нового знания или уточнение имеющегося, то такое исследование считается теоретическим. Если же, к примеру, цель исследования — выявить отношение определенной группы работников к новой системе ,' заработной платы для того, чтобы принять решение о целесообразности ее внедрения, то такое исследование считается прикладным' В действительности социологам чаще приходится проводить теоретико-прикладные исследования, поскольку даже простое по своей цели исследование нуждается в предварительном осуществлении определенных, обязательных теоретико-познавательных процедур: уточнении основных понятий, формулировании гипотез исследования, построении выборочной совокупности, в отборе подходящих методов сбора и анализа данных.
      Индивид, являющийся работником по найму, обладает многообразными потребностями, объектами которых являются материальные блага, услуги и духовные ценности. В их числе потребности в пище, жилье, одежде, знаниях, творческой деятельности, социальной защите, общественном признании и т.д. Между потребностями людей как субъектами социально-трудовых отношений, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, определяемыми социальной средой, уровнем развития производства, содержанием, организацией и оплатой труда, с другой стороны, постоянно воспроизводятся противоречия. Эти противоречия ставят людей перед необходимостью каким-то образом действовать, чтобы сохранять или изменять условия и качество их жизни и тем самым овладеть объектами, удовлетворяющими их потребности. Именно они (противоречия) обусловливают формирование интересов, в которых выражено избирательное отношение социальных субъектов к условиям их трудовой деятельности.
     Интересы  в свою очередь определяют конкретные действия людей, направления их трудовой активности в целом. Основной смысл трудовых усилий, к которым человека побуждают интересы, состоит в отыскании средств овладения объектами потребностей и в преобразовании условий существования ради удовлетворения своих нужд.
     Так, потребность человека в материальных благах и услугах органически сопряжена с интересами, которые побуждают его к действиям с целью увеличения своих доходов. Это могут быть действия, направленные на повышение уровня его деловой квалификации, на поиск более оплачиваемой работы или на использование других способов роста материального достатка. В этом плане интересы являются и наиболее глубокими стимулами трудовой активности, и факторами, которые, будучи опосредованными действиями людей, определяют существенные изменения в социально-трудовых отношениях.
     Социологическое понимание интересов как движущей силы трудовой деятельности распространяется на экономическую активность не только индивидов, но и корпоративные объединения, демографические и этнические группы.
     В социологическом аспекте большое значение имеет то, как интересы осознаются субъектами общественной практики и тем самым воплощаются в мотивы, являющиеся идеальными движущими силами социально-трудовой активности. Суть дела в том, что в зависимости от того, осознаны ли и в какой степени осознаны собственные интересы личностью, коллективом и т.д., определяется характер их социально-трудового поведения.
     На  начальной стадии осознания индивидуальные (личные) интересы проявляются в  человеческой психике как инстинктивные  побуждения к действиям. При дальнейшем, более глубоком осознании интересов их побудительная сила находит выражение в мотивах деятельности человека, в которых фиксируется его понимание того, ради чего им совершается трудовая деятельность. По подобному алгоритму происходит осознание надындивидуальных (общих) интересов. Оно начинается с их отражения в форме стихийно возникающих массовых стремлений и отдельных идей в групповом или массовом сознании и, в конечном счете, оформляется в виде общих для многих людей ценностных ориентаций. То или иное (адекватное или ложное, глубокое или поверхностное и т.д.) осознание интересов субъектами переводит их из разряда объективной основы, определяющей вектор трудовой активности, в конкретные стимулы и в руководство целенаправленной практической деятельности людей. Этот перевод опосредован достаточно сложным процессом интериоризации интересов, то есть их перевода извне во внутренний (субъективный) мир человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.