На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка стоимости ОАО «Гран»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «Марийский государственный университет» 

Институт  экономики, управления и финансов 

            Кафедра организации и управления в АПК
            Специальность 080503.65
            Антикризисное управление 
             
             
             
             
             
             

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
    на тему: «Оценка стоимости «ОАО «Гран»
     г.  Волжск, Республики Марий Эл» 
     
     
     
     
     
     
     

              Выполнил: студ. ИЭУиФ гр. АН-51
              Проверил: к.э.н, Халтурина Е.Н.
              Дата  проверки _______________
              Дата  защиты ________________
              Оценка _____ _______________ 
               
               
               
               
               
               
               

Йошкар-Ола
2011 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

  С.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки предприятия (бизнеса) 5
1.1. Доходный  подход 5
1.2. Затратный  подход 9
1.3. Сравнительный  подход 13
Глава 2. Характеристика и финансовый анализ ОАО «Гран» 17
2.1. Общая  характеристика предприятия 17
2.2. Анализ  внешней среды предприятия 20
2.3. Финансовый анализ предприятия 23
Глава 3. Оценка стоимости ОАО «Гран» 32
 3.1. Затратный подход 32
 3.2. Доходный подход 33
 3.3. Заключительная оценка стоимости предприятия 37
Заключение 38
Список  использованной литературы 40
Приложение 42

Введение

 
     Процессы, происходящие на современном этапе  в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
     Оценка  стоимости предприятия – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
     Оценка  стоимости предприятий необходима при заключении сделок по купле-продаже  предприятий, кредитованию под залог, передаче имущества предприятий в аренду или лизинг, переоценке основных фондов предприятий, слиянии и поглощении предприятий, оценке доли собственника в уставном капитале и ряде других случаев. Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия.
     Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки их стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит бизнесу максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену.
     Объектом  оценки является стоимость действующего функционирующего предприятия (бизнеса). Предметом исследования работы – оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях. Предметом оценки является стоимость бизнеса, под которой понимается сумма денежных средств, которую наиболее вероятно гипотетический покупатель заплатит за оцениваемый объект при совершении сделки купли-продажи.
     Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса).
     В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи курсовой работы:
    рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
    проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия (бизнеса) на примере Открытого Акционерного Общества «Гран» (далее ОАО «Гран»);
    произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере ОАО «Гран»;
    обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
     Структура настоящей работы имеет следующий  вид: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
     Первая  глава является теоретической и  представляет собой раскрытие темы оценки предприятия (бизнеса).
     Во  второй главе представлены общая  характеристика выбранного объекта исследование и анализ деятельности и финансового состояния ОАО «Гран» за анализируемый период.
     В третьей главе представлена оценка стоимости ОАО «Гран» затратным и доходным подходами.
     В приложении к курсовой работе приведена  бухгалтерская отчетность ОАО «Гран», использованная при написании работы, а точнее форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007, 2008 и 2009 года.
1. Теоретические и  методологические  основы оценки  предприятия (бизнеса) 

      В практике операций с оценкой предприятия  встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка.
      В основном различают три метода определения  стоимости предприятия: затратный, сравнительный и доходный. При этом, если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного метода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный метод. Каждый из трех названных подходов предполагает использование в работе присущих ему методов.  

1.1. Доходный подход 

     Доходный  подход – это определение текущей  стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимости предприятия (бизнеса), доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов в стоимость. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания. Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости объекта, полученной другими подходами. [22, с.108]
     Определение рыночной стоимости предприятия (бизнеса) с позиции доходного подхода  основано на предположении - что потенциальный  инвестор не заплатит за данный бизнес больше, чем текущая стоимость будущих доходов, получаемых в результате его функционирования (иными словами, покупатель приобретает право получения будущих доходов от владения предприятием). Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Считается, что в результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов. [17, с. 91]
     Подход  с точки зрения дохода – это  процедура оценки стоимости предприятия, исходя из того что стоимость бизнеса непосредственно связана с текущей стоимостью будущих чистых доходов, которые принесет этот бизнес. Текущая стоимость суммы будущих доходов служит ориентиром того, сколь много готов заплатить за оцениваемое предприятие потенциальный инвестор.
     Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют только денежное выражение. В зависимости  от характера оцениваемого предприятия (бизнеса), доли акционеров в его капитале или ценных бумаг, а также других факторов ожидаемые доходы могут быть достаточно точно выражены через такие показатели, как чистый денежный поток, дивиденды, различные формы прибыли. Ожидаемые доходы должны оцениваться исходя из таких характеристик, как природа данного предприятия (бизнеса); структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе; перспективы развития данного предприятия и отраслей, с которыми оно связано, а также других экономических факторов. [9]
     Пересчет  ожидаемых доходов в стоимость  предприятия осуществляется с помощью процедур, которые позволяют учесть ожидаемые темпы роста, время и периодичность получения доходов, степень риска получения доходов в планируемое время и в ожидаемом объеме, а также стоимость денег во времени. При пересчете ожидаемых доходов в стоимость, обычно требуется определить величину коэффициента капитализации или ставки дисконтирования. При определении соответствующей ставки необходимо учитывать действие таких факторов, как уровень ставки банковского процента, ставки дохода для аналогичных предприятий согласно ожиданиям инвесторов, а также характеристики риска, связанного с получением ожидаемых доходов.
     При использовании методов дисконтирования  будущих доходов ожидаемые темпы роста учитываются при оценке размеров поступлений доходов в будущем. При использовании методов капитализации доходов от ожидаемых темпов роста непосредственно зависит величина ставки капитализации.
     Данный  подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих  предприятий, которые после их перепродажи  новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать). Применительно к действующему предприятию данный метод предполагает рассмотрение результатов прогнозирования деятельности данного предприятия в соответствии с доступными ему технологиями выпуска продукции (выполнения работ, услуг).
     В рамках доходного подхода к оценке бизнеса традиционно выделяют два  основных метода (или две группы методов, в зависимости от степени  детализации): методы, основанные на пересчете будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость (методы дисконтирования доходов); методы, базирующиеся на средней величине дохода (методы капитализации доходов).
     В качестве дохода в оценке бизнеса  могут выступать прибыль предприятия, выручка, выплачиваемые или потенциальные дивиденды, денежный поток. В зависимости от того что, выбрано оценщиком в качестве дохода, различают такие методы дисконтирования и капитализации: метод дисконтирования прибыли, метод дисконтированных дивидендных выплат, метод дисконтированного денежного потока; метод капитализации нормализованной прибыли; метод капитализации выручки; метод капитализации дивидендных выплат, метод капитализации нормализованного денежного потока.
     Метод дисконтирования денежных потоков  может быть использован для оценки любого предприятия. По отзывам западных специалистов, в 90% случаев применения доходного подхода для оценки средних и крупных предприятий  применяется именно этот метод. Данный метод является самым трудоемким и дорогим, но в существующих российских условиях самым корректным. Преимущество дисконтирования денежного потока над дисконтированием прибыли и дивидендов заключается в том, что в настоящее время ни прибыль, ни дивиденды не отражают в достаточной степени состояния российских предприятий и организаций, а также предпочтений инвесторов.
     Методы  дисконтирования доходов предполагают составление четкого прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие 3-7 лет, то есть вплоть до момента, когда колебаниями в  темпах роста можно пренебречь. Все  спрогнозированные доходы затем  дисконтируются, то есть их будущая  величина приводиться к стоимости  этих денег на дату оценки. Таким  образом, основные задачи при использовании  методов дисконтирования состоят в следующем:
  а) правильно спрогнозировать будущие  доходы предприятия;
  б) учесть возможные факторы риска  в ставке дисконтирования.
     Метод дисконтированных денежных потоков  используется тогда, когда можно  обоснованно прогнозировать будущие  денежные потоки, эти потоки будут  существенно отличаться от текущих, ожидается, что денежный поток в  последний год прогнозного периода  будет значительной положительной  величиной. Другими словами, метод более применим к приносящим доход предприятиям, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов. [8, с. 85]
     Отличительной особенностью и главным достоинством данного метода является то, что  он позволяет учесть несистематические  изменения потока доходов, которые  нельзя описать какой либо математической моделью. Данное обстоятельство делает привлекательным использование метода дисконтированных денежных потоков в российских условиях, характеризующихся сильной изменчивостью цен на продукцию, сырье, материалы, существенным образом влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса. Еще одним аргументом, выступающим в пользу применения указанного метода, является наличие информации, позволяющей обосновать модель доходов и расходов в прогнозный период (финансовая отчетность предприятия, данные исследования рынка, ретроспективный анализ оцениваемого предприятия, позволяющий выявить тенденцию его развития, дать рекомендации по стратегии дальнейшего развития, которые являются неотъемлемой частью DCF-анализа).
     Численной мерой инвестиционного риска, в  модели расчета методом дисконтирования, является ставка дисконтирования. Как  известно, стоимость денежной единицы  с течением времени уменьшается, то есть для получения достоверной  оценки необходимо привести будущие  денежные потоки к эквивалентной текущей стоимости. И, наконец, по прошествии прогнозного периода бизнес способен еще приносить доход и поэтому обладает еще и некоторой остаточной стоимостью. Сумма текущей стоимости денежных потоков в прогнозный период и текущего значения остаточной стоимости и будет равна рыночной стоимости оцениваемого предприятия (бизнеса). [19, с. 166]
     В отличие от метода дисконтирования, метод капитализации предполагает, что в будущем все доходы предприятия будут либо одного размера, либо будут иметь постоянную величину среднегодовых темпов роста. Подобный подход, в определенной степени более прост, поскольку не требуется составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов. Однако время метода, основанного на капитализации дохода, придет несколько позже: когда наступит этап стабильного развития страны. На сегодняшний день применение капитализации в оценке бизнеса ограничено кругом крупнейших российских предприятий с относительно стабильными доходами, находящихся на стадии зрелости своего жизненного цикла, рынок сбыта которых устоялся и не претерпит значительных изменений в долгосрочной временной перспективе. 

1.2. Затратный подход 

     Затратный подход к оценке бизнеса рассматривает  стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек (по сути рассчитывается размер затрат на создание оцениваемого предприятия в его текущем состоянии и в рыночной среде, или выручка от реализации имеющихся активов). [13, с. 35]
     Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земельных участков, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.
     Затратный подход к оценке стоимости предприятия  основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их реальной стоимости.
     В результате возникает необходимость  проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка рыночной (или иной) стоимости каждого актива баланса предприятия отдельно, затем определяется рыночная (или иная) стоимость обязательств. После этого, из скорректированной стоимости активов вычитается стоимость обязательств, в результате чего образуется рыночная стоимость собственного капитала предприятия. Для проведения таких расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату), статьи которого корректируются с учетом рыночной (или иной) стоимости его активов и пассивов.
     Затратный подход представлен двумя основными  методами: методом чистых активов  и методом ликвидационной стоимости. Конкретная реализация затратного подхода зависит от состояния предприятия, а именно, является ли оно действующим и перспективным или находится в состоянии упадка, при котором наиболее целесообразна раздельная распродажа активов. [16]
     Метод стоимости чистых активов основан  на анализе активов предприятия, использование данного метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании, обладающей значительными материальными и финансовыми активами. Основной особенностью метода является то, что активы и обязательства предприятия оцениваются по рыночной или иной стоимости.
     Обычно  метод накопления активов (такое  название представляется оценщикам  в большей мере отражающим экономический  смысл такой расчетной модели) используется в следующих случаях: предприятие обладает значительными материальными активами; есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются; ожидается, что предприятие будет по-прежнему действующим; у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет реальной возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки в будущем; предприятие довольно сильно зависит от контрактов или вообще отсутствует постоянная предсказуемая клиентура; значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.). [22, с. 154]
     При этом в рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнеса предприятия в процессе реструктуризации, отдельные объекты (нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, здания, машины, оборудование) могут оцениваться также с использованием доходного и сравнительного подхода. Процедура такой оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определение рыночной стоимости всех активов предприятия > определение величины обязательств предприятия > расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств.
     Второй  метод – метод ликвидационной стоимости – применяется тогда, когда предприятие находится  в процессе банкротства, либо есть серьезные  сомнения в способности предприятия  оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход. Особенность данного метода – тот факт, что на величину рассчитываемой стоимости предприятия значительное влияние оказывает вынужденность продажи, и в этом случае идет речь о продаже предприятия по частям. Это приводит к тому, что ликвидационная стоимость предприятия оказывается существенно ниже рыночной. Расчет ликвидационной стоимости бизнеса осуществляется следующим образом: [11]
     1. Анализируется ряд статистических  и бухгалтерских документов, к  которым относятся: бухгалтерские  отчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточный ликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексного финансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств на покрытие всей задолженности.
     2. Формируется оцениваемая масса  имущества предприятия. Отдельно  рассматриваются следующие группы  активов предприятия: наиболее  ликвидные (оборотные активы), менее ликвидные (необоротные активы).
     3. Формируется сумма общей задолженности  предприятия.
     4. Разрабатывается календарный график  ликвидации предприятия. При этом  необходимо учитывать, что продажа  различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно- материальных запасов) требует различных временных периодов исходя из степени ликвидности конкретных активов и требуемого уровня экспозиции на рынке.
     5. Обосновываются размеры затрат. Выделяются: затраты, связанные с  ликвидацией, и затраты, связанные  с владением активы до их  реализации. К числу затрат, связанных  с ликвидацией, в первую очередь  относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат, связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрану объектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершения его ликвидации и т.п.
     6. Оценивается реализуемое имущество  предприятия. Оценка имущества, подлежащего реализации, осуществляется с помощью использования всех подходов оценки. Причем в практике более часто используемым подходом для оценки объектов недвижимости является сравнительный подход.
     7. Определяется ставка дисконтирования  с учетом планируемого срока  реализации. Причем ставка дисконтирования  может устанавливаться для каждого вида оцениваемого актива индивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) и риска возможной «непродажи».
     8. Строится график реализации имущества,  определяется совокупная выручка  от реализации текущих, материальных  и нематериальных активов.
     9. По итогам реализации погашается  накопленная сумма текущей задолженности за период ликвидации и осуществляются выплаты по обязательствам. При этом требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной положениями ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
     10. Конечным действием является  оценка ликвидационной стоимости  предприятия (бизнеса), приходящейся  на долю собственников (акционеров).
     Теория  оценки содержит следующее положение: ликвидационная стоимость (выручка  от ликвидации предприятия после  удовлетворения всех требований кредиторов из средств, полученных от продажи его  активов) является абсолютной нижней границей рыночной стоимости предприятия. 
 
 
 

1.3. Сравнительный подход 

    Сравнительный подход к определению оценки стоимости  предприятия (бизнеса) предполагает, что  ценность собственного капитала предприятия  определяется той суммой, за которую  оно может быть продано при  наличии достаточно сформированного  рынка. Другими словами, наиболее вероятной  ценой стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходного (аналогичного) предприятия, зафиксированная рынком. [13, с. 77]
    Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей объективность его применения, являются следующие базовые положения.
    Во-первых, эксперт-оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого  финансового рынка фактическая  цена купли-продажи предприятия  в целом или одной акции  наиболее интегрально учитывает  многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести, прежде всего, соотношение спроса и предложения на данный бизнес, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. [6]
    Во-вторых, сравнительный подход базируется в  основном на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в какие-либо акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.
    В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором. [11]
    Сравнительный подход обладает рядом некоторых  преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный эксперт-оценщик.
    Основным  преимуществом сравнительного подхода  является то, что оценщик ориентируется  на фактические цены купли-продажи  сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных им расчетов.
    Сравнительный подход базируется также на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием (бизнесом) результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован лишь на прогнозы относительно будущих доходов.
    Еще одним достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки более точно учитывает ситуацию на рынке.
    Вместе  с тем сравнительный подход имеет  ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в современной оценочной практике. Во-первых, базой для расчета при данном подходе являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в перспективе на будущее. Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию (бизнесу), но и по большому числу сходных предприятий, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и очень дорогостоящим процессом.
    В-третьих, эксперт-оценщик должен делать многочисленные и довольно сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что в реальной практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому эксперт-оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
    Возможность применения сравнительного подхода  в реальной экономической практике в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку указанный подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию, а формирование соответствующего банка данных может облегчить работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.
    Сравнительный подход предполагает использование  трех методов, выбор которых зависит от целей, объекта, конкретных условий оценки: метод компании-аналога, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов. [6 с. 91]
    Метод компании-аналога или метод рынка  капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения здесь служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа (АООТ). Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и достаточно детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий и самого оцениваемого предприятия. Выбор сопоставимых предприятий (так называемых аналогов) осуществляется исходя из анализа сходных предприятий по отрасли, виду продукции, диверсификации продукции (услуг), жизненному циклу, географии, размерам, стратегии деятельности, различным финансовым характеристикам (рентабельности, темпам роста и пр.). В чистом виде данный метод используется только для оценки уровня стоимости миноритарного (неконтрольного) пакета акций. [8, с.93]
    Метод сделок или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия (бизнеса) в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка стоимости 100%-го капитала, либо оценка контрольного пакета акций.
    Метод отраслевых коэффициентов или метод  отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений  между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты, как правило, рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала определенного предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. [9]
    Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годового дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный на основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом. [12]
    Обычно  сравнительный подход используется в следующих случаях: когда имеется достаточное количество сопоставимых (действительно сходных с оцениваемым по наиболее важным экономическим параметрам) предприятий и сделок с ними (частичными интересами в них); имеется достаточно данных по сопоставимым предприятиям (и сделкам) для проведения соответствующего финансового анализа; а также имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых предприятий.
2. Характеристика и  финансовый анализ  ОАО «Гран» 

2.1. Общая характеристика  предприятия 

     Открытое  акционерное общество "Гран" было создано 27 апреля 2002 года и зарегистрировано государственной регистрационной  палатой Республики Марий Эл под номером № 563-ГВ.
      Основная  специализация ОАО "Гран" –  продажа и монтаж холодильного оборудования, торгового морозильного оборудования, оборудования морозильных камер.
     Место нахождения Общества (место постоянного  нахождения органов управления): Республика Марий Эл, г. Волжск, Промбаза; почтовый адрес: 425000, РМЭ, г. Волжск, Промбаза.
        Структура данной организации  имеет линейный характер и  построена так, чтобы повысить  ответственность каждого работника  за свои действия, тем самым  улучшить выполнение ими своих  обязанностей.
      Сильными  сторонами являются отработанная технология производства, хорошо обученный персонал, качество, наикратчайшие сроки выполнения заказа. Эти сильные стороны смогут сгладить угрозы: снижение объемов заказов, подорожание материалов, усиление конкурентов. Слабые стороны: перебои с поставкой материалов, неплатежеспособность заказчиков, недостаток заказов на работу, отсутствие инвестиций, могут быть переведены в сильные стороны с помощью возможностей: получение кредита, привлечение инвесторов, расширение рынка сбыта продукции, улучшение дизайна продукции и освоение новой. Исходя из этого, можно сделать вывод: для того, чтобы реализовать все имеющиеся возможности и избежать существующих угроз, организации целесообразно последовать стратегии усиления своей позиции на рынке. Прогноз на дальнейшее развитие ОАО "Гран" благоприятен: организация будет стабильно развиваться и сможет реализовать предложенную стратегию.
      Общество  является юридическим лицом и  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.
      С 2008 года на ОАО "Гран" освоено производство V-образных конденсаторов, отлажен выпуск теплообменного оборудования с использованием трубки диаметром 16 мм.
      Компания "Гран" является производителем высококачественного промышленного холодильного, морозильного и теплообменного оборудования.
      Разработка  и изготовление, поставка, монтаж и продажа оборудования морозильных камер, холодильного и теплообменного оборудования - вот основная сфера деятельности, а так же большой выбор торгового и промышленного холодильно-морозильного и теплообменного оборудования высокого качества.
      Постоянными покупателями компании "ГРАН" - производителя оборудования морозильных камер, холодильного и теплообменного оборудования - являются больше половины российских мясокомбинатов, рыбокомбинатов, хладокомбинатов, предприятий холодильной промышленности, предприятий холодильной и пищевой промышленности, предприятий АПК, строительных и монтажных организаций и других производителей.
      Основной  целью является обеспечить всех заказчиков качественным и недорогим оборудованием  отечественного производства. "ГРАН" осуществляет поставку, монтаж и продажу любого морозильного, холодильного и теплообменного оборудования, занимается производством теплообменного, холодильного и скороморозильного оборудования и является ведущим производителем теплообменного оборудования в России. Поэтому компания "ГРАН" имеет развитую дилерскую сеть.
      Продукция оснащается высокоэффективными теплообменниками с алюминиевыми перфорированными ламелями (для увеличения поверхности теплообмена). Разнообразие модельного ряда позволяет  подобрать ту конструкцию теплообменника, которая будет наиболее эффективно выполнять поставленные задачи.
      Говоря  о надежности теплообменного оборудования, подразумевается не только высокое  качество самого оборудования. Инженерный центр индивидуально сопровождает каждый проект, и обеспечивает высокую точность подбора теплообменного оборудования, от которой собственно и зависит стоимость этого оборудования, учитывая все технические особенности объекта, и предоставляет надежное решение задачи.
      Теплообменное оборудование ОАО «Гран» имеет ряд  неоспоримых преимуществ перед  остальными производителями теплообменного оборудования:
    Универсальность: теплообменное оборудование ОАО «Гран» изготавливается на общей элементной базе (корпус, вентиляторы, теплообменные панели).
    Эффективность: продукция оснащается высокоэффективными теплообменниками с алюминиевыми перфорированными ламелями (для увеличения поверхности теплообмена). Разнообразие модельного ряда позволяет подобрать ту конструкцию теплообменника, которая будет наиболее эффективно выполнять поставленные задачи.
    Надежность: все теплообменники тестируются при внутреннем давлении 30 бар и оснащаются высококачественными вентиляторами и ТЭНами ведущих европейских поставщиков. Использование толстостенных материалов при изготовлении корпусных деталей воздухоохладителей и конденсаторов позволяет увеличить их прочностные характеристики, достигнуть жесткости конструкции, снизить вибрации, возникающие при работе вентиляторов. На все поставляемое оборудование предоставляется гарантия 12 месяцев, но не более 18 месяцев с даты продажи.
    Эргономичность: продукция ОАО Гран сконструирована с учетом требований для проведения сервисного обслуживания и обеспечивает легкий доступ к необходимым элементам, что обеспечивает простоту обслуживания.
    Передовые технологии: корпус продукции изготовлен из оцинкованной стали с порошковым покрытием, не подверженного коррозии. Производительность работы холодильных систем в значительной степени зависит от используемого в ней теплообменника, на который отрицательно влияют насыщенный солями воздух, дождь, ветер, пыль и другие факторы, вызывающие коррозию. При установке теплообменного оборудования в камерах с агрессивными средами. ОАО Гран использует фольгу со специальным лаковым покрытием, которое позволяет увеличить срок службы теплообменников. Это оригинальное покрытие не только обеспечит многолетнюю надежную работу Вашего теплообменника, но и в результате приведет к дополнительной экономии средств. Для предотвращения обмерзания шубой низкотемпературных теплообменников используется переменный шаг по ребрам. Современное оборудование, установленное на заводе, позволяет увеличить шаг между ребрами до 15 мм, что позволяет снизить себестоимость производимой продукции.
    Экономичность: ТЭНы оттайки, выполненные из нержавеющей стали, устанавливаются в воздухоохладителях таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла по всему объему теплообменной поверхности для равномерной оттайки. Это позволяет избавиться от использования дополнительных ТЭНов оттайки.
    Упаковка: для защиты от повреждений во время транспортировки изготавливается прочная упаковка: деревянный поддон с обрешеткой, корпус теплообменника покрывается полиэтиленовой пленкой обеспечивающей защиту от пыли грязи и мелких царапин.
    Качество: производство ОАО "Гран" получило сертификат соответствия, который удостоверяет, что состояние производства способно обеспечить стабильность характеристик технологического оборудования для пищевой промышленности и соответствует требованиям ГОСТ ИСО 9002-96. Имеются сертификаты соответствия на весь ряд выпускаемого теплообменного оборудования.
    Индивидуальный подход: возможно изготовление индивидуальных теплообменников по заданию заказчика.
 
 
2.2. Анализ внешней  среды предприятия 

     Сущность менеджмента  – экономически эффективное удерживание  прибыльной рыночной позиции организации  на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды. Только тщательный и экономически корректный анализ внешней среды дает возможность определить реальные рыночные перспективы.
     Внешняя среда является важнейшей областью стратегических изменений, ее трансформация - существенной частью собственно процесса реализации стратегии.
      Анализ  положения фирмы надо начать прежде всего с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль, представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой.
      Необходимо  отметить, что успех фирмы напрямую зависит скорее от степени привлекательности  отрасли, в которой эта фирма  работает, нежели от превосходно проводимой в жизнь управленческой стратегии. В ситуации, когда спрос значительно  превышает предложение и доступ на рынок ограничен, даже при весьма среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого уровня прибыли. И если рыночная конъюнктура в целом благоприятная, то, вероятно, многие отрасли станут привлекательными.
      Проведенный анализ дает представление о структуре  отрасли, однако более интересным было бы понять, каким образом может  измениться действие пяти сил данной модели в будущем. Одним из способов изучения прогнозирования изменений является рассмотрение тенденций изменения окружающей среды. Условно макросреду, в которой действует фирма, можно поделить на пять секторов: политические, экономические, научно-технические, социально-демографические и экологические факторы.
      Изменение одной из пяти сил может повлиять на остальные силы. Но обычно прибыльность каждой отрасли определяют всего  лишь одна или две силы. Таким  образом, при выборе стратегии фирмам необходимо принимать во внимание именно определяющие силы и пытаться занять наиболее выгодную позицию по отношению к конкурентам.
      Анализ  внешней среды ОАО "Гран" дал  следующие результаты:
    Политические факторы: ОАО «Гран» работает в условиях относительной политической стабильности, национальная обстановка в республике спокойная. Улучшился характер взаимоотношений руководства России с регионами, в том числе усилилось внимание центра к нашей республике, увеличилось количество визитов к нам руководителей высшего ранга России, которые позволили решить целый ряд острых проблем. Многопартийная система обеспечивает демократию общества. В республике существует несколько политических партий: КПРФ, «Единая Россия» и другие. Профсоюзное движение не имеет реальной силы.
    Экономические факторы: Экономическая ситуация сегодня довольно сложная. Наблюдается кризис банковской системы, что негативно сказывается на финансах предприятий. Продолжается небольшой спад производства, развиваются инфляционные процессы, объем товара и денег не сбалансирован, падает покупательная способность населения. В условиях массовой безработицы рынок труда может обеспечить заводы квалифицированными кадрами. Республика располагает ограниченным перечнем природных ресурсов, основное богатство - лес, который подвергается интенсивной вырубке и вывозу.
    Научно-технические факторы: Трудное экономическое положение в стране и в республике приводит к тому, что ухудшается состояние материально-технической базы, инвестирования в науку и технику незначительны. Многие хозяйства развивают производственную деятельность за счет собственных средств. Налицо создания технических исследовательских групп по разработке и внедрению производственных технологий, использование безотходной технологии, применение экологически чистых видов сырья, полуфабрикатов и вспомогательных веществ, повышающих потребительские свойства товаров.
    Социально-демографические факторы: Социально-демографическая обстановка сложная. Из всего населения республики удельный вес трудоспособного населения - 55 %, дети и молодежь - 27%, старшее поколение - 18%. Наблюдается низкий уровень рождаемости, повышенный уровень смертности (превышение составляет 200 чел.), средний размер семьи - 3 человека. В возрастной группе населения значительный удельный вес занимают люди среднего возраста. Повышается уровень образования в связи с конкуренцией на рынке труда. Происходит расслоение общества вследствие большой разницы в доходах. Среди отдельных групп населения резче проявляется склонность к вредным привычкам: алкоголизм, наркомания - что приводит к деградации личности и упадку нации. На рынке труда находятся более 70 тыс. чел., уровень безработицы составляет – 3,6% по республике и 5,4% по г. Волжску.
     Конкуренцию ОАО "Гран" составляют завод «Refsyst», находящийся в Москве, завод «Север», и все чаще на рынок продаж появляются торговые оборудования из Минска компании «Арлекс». При этом следует учесть тот факт, что каждое предприятие стремиться улучшить качество своей продукции и тем самым занять еще большую долю рынка.
      Так как ОАО "Гран" в основном специализируется на производстве скороморозильных аппаратов  и холодильных установок и  машин, то ее основными потребителями являются малые и средние предприятия, которые так или иначе в своей деятельности имеют дело с продуктами питания.
      Поставщиками материальных ресурсов ОАО "Гран" являются следующие организации: "Восточная пристань", "Интертехника", КХК "Гран". "Ничира", "Путина-1", "Рассвет", "Стрейт". 

2.3. Финансовый анализ  предприятия 

      Проведение  финансового анализа позволяет  своевременно оценить и скорректировать  управленческие решения в зависимости  от складывающегося уровня финансовой состоятельности предприятия, а также прогнозировать экономические последствия уже принятых управленческих решений.
      Реальные  условия функционирования организации  обуславливают необходимость  проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности ее деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения.
      Анализ  бухгалтерского баланса следует  начинать с расчета модели Альтмана которая позволяет оценить меру рискованности бизнеса. Эта модель также часто называют Z-счетом Альтмана и применяют как инструмент оценки банкротства предприятия. Модель Альтмана имеет следующий вид:
Z = X1 · 1,2 + Х2 · 1,4 + Х3 · 3,3 + Х4 · 0,6 + Х5 · 1,0,
 где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства,
    X1 - отношение оборотных активов к сумме всех активов;
    X2 - уровень рентабельности активов капитала;
    X3 - уровень доходности активов;
    X4 - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала;
    X5 - оборачиваемость активов.
     Предполагаемая  вероятность банкротства в зависимости  от значения Z-счета Альтмана составляет:
    1,8 и менее – очень высокая;
    от 1,81 до 2,7 – высокая;
    от 2,71 до 2,9 – существует возможность;
    от 3,0 и выше – очень низкая.
     Расчет  модели Альтмана для анализируемого предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1. Расчет Z-счета Альтмана
Коэф-т  Расчет  Значение на 31.12.2009 Множитель  Произведение  
(гр. 3 х гр. 4)
1 2 3 4 5
К1 Отношение оборотного капитала к величине всех активов  0,71 1,2 0,85
К2 Отношение нераспределенной прибыли и фондов спец. назначения к величине всех активов 0,16 1,4 0,22
К3 Отношение фин. результата от продаж к величине всех активов 0,2 3,3 0,68
К4 Отношение собственного капитала к заемному 0,9 0,6 0,54
К5 Отношение выручки  от продаж к величине всех активов  1,6 1 1,6
Z-счет  Альтмана: 3,89
 
     По  результатам расчетов на базе данных отчетности ОАО "Гран" значение Z-счета на последний день анализируемого периода (31.12.2009) составило 3,89. Это свидетельствует о низкой вероятности скорого банкротства ОАО "Гран".
     Для детального изучения финансового положения  предприятия в первую очередь необходимо проанализировать структуру и динамику изменений баланса предприятия. Данный анализ представлен в таблице 2.
 


     Таблица 2. Анализ структуры и динамики актива и пассива баланса
Статьи  актива баланса Код строки баланса 2007 2008 2009 Изменение
Тыс.руб. % к итогу Тыс.руб. % к итогу Тыс.руб. % к итогу Тыс.руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 (7-3) 10 (7:3*100)
Актив баланса
I. Внеоборотные активы, в т.ч.: 190 24117 39,11 38234 37,89 37942 28,26 13825 57,33
Нематериальные  активы 110 59 0,09 56 0,06 53 0,04 -6 -10,17
Основные  средства 120 23910 38,78 36761 36,43 37772 28,14 13862 57,98
Незавершенное строительство 130 140 0,23 1374 1,36 20 0,02 -120 -85,71
Долгосрочные  финансовые вложения 140 8 0,01 8 0,01 8 0,01 0 0
Отложенные  налоговые активы 145 0 0 35 0,04 89 0,07 89 -
II. Оборотные активы, в т.ч.: 290 37541 60,89 62685 62,11 96304 71,74 58763 156,53
Запасы 210 12186 27,93 17220 17,06 25501 19 13315 109,27
НДС по приобретенным ценностям 220 609 0,99 1721 1,71 1547 1,15 938 154,02
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты) 240 23142 37,53 42424 42,04 62669 46,68 39527 170,8
Краткосрочные финансовые вложения 250 295 0,48 0 0 0 0 -295 -100
Денежные  средства 260 1309 2,12 1320 1,31 6587 4,91 5278 403,21
БАЛАНС 300 61658   100919   134246   72588 117,73
Пассив  баланса
III. Капитал и резервы 490 39429 63,95 46 300 45,88 63588 47,37 6871 117,43
IV. Долгосрочные пассивы 590 0 0 233 0,23 266 0,2 233 -
V. Краткосрочные пассивы, в.т.ч. 690 22229 36,05 54386 53,89 70392 52,44 32157 244,67
Займы и кредиты 610 2287 3,71 19744 19,56 18783 14 17457 863,31
Кредиторская  задолженность 620 19554 31,71 34530 34,22 51568 38,41 14976 176,59
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 9 0,02 16 0,02 15 0,01 7 177,78
Доходы  будущих периодов 640 2 0,003 7 0,01 0 0 5 350
Резервы предстоящих расходов 650 377 0,61 89 0,09 26 0,02 -288 23,61
БАЛАНС 700 61658   100919   134246   39261 163,68
 

     
     Из  данных, представленных в таблице 2 видно, что за анализируемый период произошло сильное увеличение итога  баланса на 39261 тыс. руб., т.е. на 163,68%. Основную долю в структуре актива предприятия занимают оборотные активы (71,74% от итога баланса), при этом наблюдается рост доли оборотных активов предприятия. Что касается пассива, то основную долю занимают краткосрочные пассивы, в основном за счет кредиторской задолженности, что не является положительной характеристикой. При этом доля капитала и резервов составляет 47,37% от валюты баланса и имеет тенденцию роста, что говорит в пользу предприятия.
     Ниже  в таблице 3 приведен расчет основных показателей финансовой устойчивости ОАО «Гран». 

     Таблица 3. Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатели Код строки баланса Значение, тыс. руб.
2007 2008 2009
1. Источники собственный средств  (Капитал и резервы) 490 39 429 46 300 63 588
2. Внеоборотные активы 190 24117 38234 37942
3. Наличие собственных оборотных  средств (стр.1 – стр.2)   63546 84534 101530
4. Долгосрочные заемные средства 510 0 0 0
5. Наличие собственных и долгосрочных  заемных оборотных средств (стр.3 + стр.4)   63546 84534 101530
6. Краткосрочные заемные средства 610 2 287 19 744 18 783
7. Общая величин6а источников формирования запасов (стр.5 + стр.6)   65833 104278 120313
8. Запасы и НДС 210+220 12795 18941 27048
9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3 – стр.8)   50751 65593 74482
10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных оборотных средств (стр.5 – стр. 8)   50751 65593 74482
11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов (собственные, долгосрочные и краткосрочные заемные источники) (стр.7-стр.8)   53038 85337 93265
 
     Из  расчетов, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что ОАО «Гран» имеет положительную  динамику в показателях финансовой устойчивости. Исходя из полученных значений можно сделать вывод о наличии у предприятия абсолютной финансовой устойчивости.
     Анализ  ликвидности баланса анализируемого предприятия приведен в таблице 4.
 

     
     Таблица 4. Анализ ликвидности баланса 

Показатели  актива баланса Код строки баланса Значение, тыс.руб. Показатели  пассива баланса Код строки баланса Значение, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток), тыс. руб.
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
1. Наиболее ликвидные активы, НЛА 250+260 1604 1320 6587 1.Наиболее срочные  обязательства, НСО
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.