Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема эгоцентричности речи. Полемика Л.С. Выгодского с Ж. Пиаже

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная служба исполнения наказания
Вологодский институт права и  экономики
     Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа
по  дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»
Вариант № 5 
 
 

                  Выполнил: слушатель гр. № 491
                  сержант вн. сл.
                  Юрканов А.С.
                  Проверил: преподаватель
                  Дрянных Н.В.
Вологда
2011
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Проблема  эгоцентричности  речи. Полемика Л.С. Выгодского с Ж. Пиаже.

 
 
    Проблема  взаимосвязи мышления и речи в  онтогенезе человеческой психики является одной из фундаментальных проблем современной детской психологии. На протяжении более полувека подход к решению этой проблемы служит надежным индикатором общетеоретических позиций, занимаемых тем или иным ученым в отношении вопросов содержания психического развития ребенка, его движущих сил и условий. Соответственно, само решение указанной проблемы становится производным от решения более общих методологических и теоретических вопросов, связанных с пониманием специфики психического развития человека, содержания и жизненной функции психических процессов.
    Л.С. Выготский показал, что в начале нашего века психологические теории, обсуждавшие вопрос о связи мышления и речи, с самого начала стояли перед  такой альтернативой: либо полное отождествление и слияние речи и мышления, либо их разъединение и разрыв (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, С. Кюльпе, Н. Ах, А. Мессер).
    Советские психологи подчеркивают, что конкретная практическая деятельность у детей  двух - двух с половиной лет полностью  подчиняется законам непосредственного восприятия. Но вскоре, под воздействием общения со взрослыми, непосредственно сенсорный характер действий ребенка претерпевает существенные изменения, выделяется особая фаза предварительной ориентации в ситуации, что находит отражение в планирующей речи. Способность ребенка к планированию и регулированию своего поведения были предметом исследования многих ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, А.А. Люблинская, О.К. Тихомиров). Особое место занимают работы Ж. Пиаже.
    В исследованиях речи и мышления ребенка Ж. Пиаже ставил вопрос: почему дети говорят между собой, какие функции выполняет речь у маленьких детей. Основной ответ на эти вопросы такой: хотя дети и говорят, используя различные доводы, передача информации друг другу или взрослым не является в их речи главной функцией. Эта речь, как указывал Ж. Пиаже, эгоцентрична, потому что ребенок говорит только о самом себе, он не пытается встать на точку зрения своего слушателя, поэтому слушателем может быть любой человек. Эгоцентрическую речь Ж. Пиаже противопоставил социализированной. Он считал, что эгоцентрическая речь генетически первична по отношению к социализированной, последняя развивается из нее или на ее основе. Социализированной и коммуникабельной речь ребенка становится лишь к семи-восьми годам. Подробное описание экспериментов Ж. Пиаже делает особенно ясным его понимание эгоцентрической речи как «речи со своей точки зрения».1
    В отличие от Ж. Пиаже, Л.С. Выготский  думал, что эгоцентрическая речь по своей природе является речью  социальной, которая вышла из недр социальной речи, но еще не окончательно отделилась от нее. Это особая форма «речи для себя». Таким образом, критикуя Ж. Пиаже, Л.С. Выготский предложил свою гипотезу о природе, функциях и судьбе эгоцентрической речи ребенка. По его мнению, первоначальная функция речи – функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих, как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка. Эта социальная речь ребенка многофункциональна и развивается по принципу дифференциации отдельных функций, достигая, в конце концов, полной противоположности эгоцентрической и коммуникативной речи. Эгоцентрическая речь, таким образом, выступает как переходная ступень от внешней речи к внутренней. Внутренняя речь возникает в результате разделения функций внешней речи, обособления эгоцентрической речи, сокращения ее. Внутренняя речь и есть тот базис, на котором развивается логическое мышление. Л.С. Выготский по сути снял проблему эгоцентрической речи, представив ее как социальную речь, находящуюся на генетически более ранней ступени развития. Эгоцентрическая речь, по его мнению, играет такую важную интеллектуальную функцию, как осмысливание и планирование действия. По мнению Выготского, эгоцентрическая речь становится гораздо более частым явлением и более развернута, когда перед ребенком возникают трудности, требующие сознательного подхода и обдумывания.
    Полемизируя с Ж.Пиаже, Л.С.Выготский писал  о наличии у ребенка некоего  единого образа себя и близкого взрослого. По мнению Л.С.Выготского, ребенок не является изначально эгоцентричным существом и не отделяет себя от другого, и представление его о другом человеке и себе слито в единый образ. Мысль Л.С.Выготского близка утверждению М. Бубера, о том, что отношение «я-ты», старше «я» и старше «ты», и не складывается из этих двух полюсов. Напротив, осознание себя, «я», зарождается в отношениях «я-ты». Наличие базовой связи с миром как основы, необходимой для последующего развития ребенка подчеркивал Г.Олпорт. Переживание связи с другим, внутренней однородности своей личности и личности других людей лежит в основе развития сознания и самосознания. Ребенок не фокусируется на себе. Первые мотивы к тому, чтобы останавливаться на самом себе, чтобы выходить за пределы непосредственного чувства своей личности, даются, по словам В.Зеньковского социальной средой. «...Дитя только следует тому выделению его из среды, какое оно «преднаходит»в этой среде по отношению к себе». Мысли высказанные В. Зеньковским близки к положениям, высказываемым и Л.С.Выготским и М.М. Бахтиным.
    Анализируя  этапы психического развития, Выгодский сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учётом характерных для каждого возраста психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления - от синкретического через комплексное, через мышление псевдопонятиями к формированию истинных понятий. Выгодский высоко оценивал роль игры в психических развитии детей и особенно в развитии у них творческого воображения. В полемике с Ж. Пиаже о природе и функции речи методологически, теоретически и экспериментально показал, что речь социальна и по происхождению, и по функции.
   Отмечаемое  многими учеными первоначальное единство с миром и другим сменяется выделением себя из окружающего мира, осознанием себя, но само это выделение, по-видимому, может быть двояким: либо обособлением во враждебном и чуждом мире, либо выделением при непосредственном переживании близости, единства. Поскольку сознание и самосознание развивается в процессе отношений с другим, очевидно, что качество отношений с другим человеком оказывает влияние на сознание и самосознание.
   К началу второго года жизни меняется социальная ситуация развития. На первое место для ребёнка выступает «мир вещей». Ведущей деятельностью становится предметная деятельность. Эмоциональное общение с взрослым человеком, по-прежнему, остаётся важнейшим для развития психики малыша, но после кризиса первого года оно опосредуется предметами
Социальная  ситуация развития ребенка определяется повышенным интересом к миру вещей, потребностью в овладении разными предметами. Данную ситуацию Л.С. Выготский называл «аффективной заряженностью вещей». С учетом того, что ребенок уже сам способен взять вещь, дотянуться до нее, он меньше зависит от взрослого. Повышенный интерес ребенка к овладению предметами поднимает проблему предупреждения детского травматизма.
   Такая ситуация развития изменяет общение  ребенка со взрослым; оно становится содержательным. Содержанием общения  выступает предмет и способы действия с ним. Задача взрослого, стремящегося способствовать нормальному развитию ребенка, – организовать развернутую предметную деятельность (деятельность, которая помогла бы малышу освоить назначение предметов) в ситуации общения. Итогом такого подхода к ребенку является сформированная индивидуальная деятельность, в которой он может самостоятельно реализоваться.
    Известно, что раннее детство – сензитивный  период для развития речи. Чаще всего  в качестве аргумента приводят «словарный скачок» активной речи: от 10–12 слов в один год до 200–300 слов в 2 года и 1000–1200 – к трем годам (В. Штерн), т.е. количественный показатель.
Обратим более пристальное внимание на качественные изменения речи в связи с развитием  предметной деятельности.
    На  протяжении раннего возраста ребенок  может овладеть родной речью двумя  путями: путем запоминания слов, которые он слышит от взрослого, и  путем открытия значений слов. Второй путь становится возможным при условии, если предметная деятельность включена в контекст общения; тогда слово «вырастает» из действия с предметами. Сначала мать оценивает ребенка как субъекта деятельности, комментируя его действия, потом уточняет их. Также она комментирует и свои действия, вскрывая их смысл для ребенка. Деятельность, сопровождаемая речью, превращается в предметную деятельность, происходит ее осмысление. Иначе речь будет «пустой», резонерской, за которой не стоит предметная основа. К концу раннего возраста ребенок становится субъектом речевого общения, и это означает переход к следующему возрасту.
      Кроме того, только речь, «выращенная» из действий, развивает интеллект малыша, а  в дальнейшем – воображение, так  как в процессе игры при создании воображаемой ситуации ребенок, который  легко использует предметы по назначению, может с помощью слова создать образ действия с предметом.
    Взрослому важно помнить, что ребенок раннего  возраста наиболее чувствителен к освоению смысла и значения предметной деятельности. Это единственный возраст, когда  речевое развитие ребенка происходит оптимально только при главных, ключевых действиях с предметами. Выделив функцию, освоив ее, обозначив через слово, ребенок свободен в использовании предмета как по его назначению, так и по своему усмотрению (Е.Е. Кравцова). Сказанное выше указывает на эффективный способ коррекции речевого развития ребенка, если в этом возникает необходимость.
Остановимся на рассмотрении другой проблемы, которая  активно обсуждается учеными. Каково соотношение мышления и речи? Здесь  наиболее известными являются исследования Ж. Пиаже, В. Штерна и Л.С. Выготского.
    Исследования  Ж. Пиаже составили целую эпоху  в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Заслуга Ж. Пиаже состоит  в том, что он попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления и его положительные  стороны, тогда как в традиционной психологии того времени отыскивались негативные характеристики детского мышления, его минусы в сравнении со взрослым. Для этого автор ввел новый метод исследования – клинический.
    Л.С. Выготский путем экспериментального исследования доказал, что эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление не совпадают; эгоцентрическая речь не отмирает, а переходит во внутреннюю речь и при возникновении проблемной ситуации вновь актуализируется в речи человека. С точки зрения Л.С. Выготского, ошибочно противопоставлять аутическую и социализированную мысли как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспекте. 2
    Полемика  Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о роли и функции эгоцентрической речи, имевшая место пять с лишним десятилетий  назад, и в наше время продолжает служить источником теоретических и экспериментальных исследований. В современных исследованиях обнаруживается настоятельная потребность в адекватном определении и измерении эгоцентризма в детской речи.
 

Характеристика  конкретного и  абстрактного мышления (Гольдштейн).

 
 
      Гольдштейн Курт (6 ноября 1878—1965) - крупный немецкий невролог и психолог. Окончил университет в Бреслау. (1903). Профессор и директор института неврологии во Франкфурте-на-Майне (с 1929), директор отдела неврологии госпиталя Моабит в Берлине (1929 - 1933). Почетный профессор Берлинского университета (1930), редактор журнала «Psychologische Forschung». Профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии (1934 - 1935), в Гарвардском университете (1938 - 1939), Нью-Йоркском колледже (1950 - 1955). Руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в Нью-Йорке (с 1955).3
    Организм  состоит из дифференцированных членов, действующих совместно. Эти члены  друг от друга не изолированы и  не обособлены, за исключением ненормальных или искусственных ситуаций, например, высокой тревоги. Первичная организация организмического функционирования – фигура и фон. Фигура – это любой процесс, который возникает и выделяется на фоне. С точки зрения восприятия, это то, что оказывается в центре сознания. Например, когда человек смотрит на находящийся в комнате объект, перцепция объекта становится фигурой на фоне остальной комнаты. С точки зрения деятельности, фигура – это основная активность организма в данный момент. Когда человек читает книгу, чтение – фигура, выделяющаяся из других форм активности, таких, как подкручивание собственных волос, покусывание карандаша, слушание рокота голосов в соседней комнате, дыхание. Фигура обладает определенной градацией или контуром, который ее замыкает и отделяет от окружения. Фон непрерывен; он не только окружает фигуру, но и простирается за ней. Он подобен ковру, на который поместили объект, или небу, на котором виден самолет. Часть организма может выделяться как фигура на фоне всего организма и все же сохранять свое членство в структуре целостного организма.
    Что заставляет фигуру возникать на фоне целого организма? Это определяется тем, решения какой задачи требует в данный момент природа организма. Так, когда голодный организм сталкивается с задачей добывания пищи, любой процесс, соответствующий выполнению задачи, поднимается на уровень фигуры. Это может быть воспоминание о том, где была обнаружена в прошлом пища, перцепция съедобного объекта в среде, или же активность по производству пищи. Однако, если в организме произойдут изменения – например, если голодный человек испугается, – в качестве фигур возникнут новые процессы, соответствующие необходимости справиться со страхом. Новые фигуры возникают по мере того, как меняются задачи организма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.