На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этико-политическое учение Конфуция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 

Реферат на тему: 

Этико-политическое учение Конфуция 
 
 
 
 
 

     Выполнил: А.Н. Сидорова,
     студент 110 группы 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2008 г 

     Оглавление

 
     Введение 3
     Этическое учение Конфуция 4
     Концепция «цзюнь-цзы» 8
     Политические взгляды Конфуция 11
     Заключение 13
     Список литературы 14 

 


     Введение

     Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о  Конфуции (латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»), первом  китайском философе, личность которого исторически достоверна, создателе  одной из первых зрелых философских концепций и  родоначальнике конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий.
     В течение многих веков трактовка  учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые  черты. В конце концов, конфуцианство  превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого  и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих  пор. Однако интерес вызывает не столько  исторический путь конфуцианства, сколько  само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без  основания именуют наставником  Китая.
     Особая  ценность этого жизнеучения заключается  в том, что за ним стоит многовековой социальный и нравственный опыт великого народа. Две с половиной тысячи лет Конфуций является духовным наставником, Учителем китайской нации, воплощением ее культурной самобытности. И сегодня каждый образованный китаец знает его учение, большинством из них оно воспринимается как жизненная установка. Конфуций оказал также сильное воздействие на духовную жизнь японцев, корейцев, других дальневосточных народов; в последние два века его философия стала достоянием всего культурного человечества.
Цель:
     изучить основные положения учения древнекитайского философа Конфуция
Задачи:
    ознакомиться с  литературой по данному вопросу;
    выявить элементы  этического учения Конфуция;
    охарактеризовать качества и свойства, присущие  цзюнь-цзы;
    определить взгляды Конфуция на политическую сферу жизни. 
 
     Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение  в составленном в 5–4 вв. до н.э. и  обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы), содержащем высказывания самого Конфуция и его учеников.

     Этическое учение Конфуция

     Исходной  для Конфуция можно считать концепцию  «неба» (тянь) и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи образования. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли - этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.    Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры.
     Особое  место в учении Конфуция занимает концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим  вообще. Сяо считается не только основой человечности  и связанных  с ним добродетелей, но и самым  эффективным методом управления страной.  
    Немалое значение придается и юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится ли (этикету) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.

     Конфуция  почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире («Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?», «Не умея служить людям, как можно служить духам?»). Но, наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения «золотого века» и вновь построить общество гармонии и справедливости. Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее».
     Для соблюдения субординации и порядка  Конфуций выработал принцип справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит его  положение и порядок. Исправное  поведение — это поведение  с соблюдением порядка и человечность, ибо «благородный муж разбирается  в том, что есть исправное, равно  как малые люди разбираются в  том, что выгодно». Таков путь (дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым  должно быть вверено управление обществом.
     Конфуций  упоминает о справедливости (и), но эта добродетель (как и такие  качества, как искренность и верность) по существу, лишь одно из проявлений категории человечности (жэнь), которую Конфуций считал решающим свойством человека. Само начертание иероглифа «жэнь» позволяет понять смысл этой категории. Он состоит из иероглифа «человек» и графического знака, обозначающего цифру «2». Иначе говоря, это понятие говорит об отношении человека к человеку. Наиболее правильно передают его значение русские слова «человечность», «гуманность». В «Лунь-юй» термин «жэнь» определяется по-разному; наиболее многозначительно и в то же время просто он расшифровывается там, где Конфуций говорит, что человечность означает любовь к людям.
     Жэнь— закон идеальных отношений между  людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: а) помогай другим достичь  того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай  другим.
     Огромное  значение Конфуций придавал любви к  знанию. Свидетельство тому - один из интереснейших текстов «Лунь-юй», где Конфуций говорит своему ученику: «Любовь к человечности без любви  к обучению вырождается в тупость, любовь к мудрости без стремления учиться вырождается в то, что  человек разбрасывается... Любовь к  прямоте без желания учиться  приводит к грубости, а восхищение мужеством - к смутьянству». А в  другом месте этого же произведения любимый ученик Конфуция Янь Юань так описывает переживания тех, кого Конфуций вводил в сферу высших духовных и нравственных ценностей: «Чем пристальнее я гляжу на них, тем выше они взмывают, чем глубже я в них погружаюсь, тем они  делаются тверже. Я вижу их впереди, но вдруг они оказываются позади. Шаг за шагом учитель искусно  завлекает людей. Он расширяет мой  ум образованием и сдерживает меня узами правил благопристойности. Даже если бы я хотел отказаться от всего  этого, я уже не мог бы, а когда  чувствую, что силы на исходе, что-то как бы поднимается передо мной близкое  и высокое, но стоит мне за ним  последовать, как я уже не могу к нему подойти».
     Впрочем, Конфуций и его ученики, высоко ценя образование и культуру, все же на первое место ставили нравственность. Так, в «Лунь-юй» передаются слова  Цзы-ся, ученика Конфуция, что он считает образованным даже и того, кто не учился, но, не жалея себя, помогает родителям, готов отдать жизнь  за своего государя и верен слову  в отношениях с друзьями. Это, по-видимому, отголосок споров между учениками, кого же считать культурным человеком: того ли, кто много знает, или того, кто хорошо поступает. Предпочтение, отдаваемое нравственности, засвидетельствовано и в другом отрывке. Перечисляя обязанности учеников, Конфуций говорит, что дома они должны вести себя почтительно по отношению к родителям, а вне дома - по отношению к старшим вообще, благожелательно относиться ко всем людям, но искать дружбы лишь с людьми гуманными. Если же после выполнения обязанностей по отношению к ближним у них еще остаются силы, они должны их тратить на изучение культуры. Соотношение сфер нравственности и культуры интересно выступает в одном из текстов «Лунь-юй», где приводится следующий ответ Конфуция на вопрос о том, что такое настоящий человек. У такого человека знания, талант, мужество и бескорыстие должны быть, по мнению Конфуция, увенчаны культурой, т.е. соблюдением ритуала и правил благопристойности и пониманием музыки. И вдруг, словно спохватившись, что ученики, испуганные недостижимостью этого идеала, могут утратить к нему интерес, Конфуций добавляет: «Но теперь, может быть, и не обязательно требовать этого от настоящего человека. Достаточно и того, если он, видя возможность обогащения, все же продолжает стремиться к справедливости, перед лицом опасности готов принести себя в жертву и не отказывается от выполнения обещаний, как бы давно Он их не дал». Но хотя в этой «программе» для современника Конфуция культура уже отсутствует, уступая место нравственным качествам, все же тот идеал цзюнь-цзы, который так многосторонне и подробно разъясняется Конфуцием, был идеалом человека, достигшего гармоничного сочетания различных качеств как нравственности, так и образования, как непосредственности, так и утонченности. Это прекрасно выражено в словах Конфуция о том, что преобладание естественности над культурой приводит к грубости, а культуры над естественностью - к педантизму канцелярского чинуши. Настоящее благородство возникает лишь от слияния естественности с культурой.
     Учение  Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя -«вана» и Неба как источника благодати – магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество). У Конфуция «дэ» перестает быть прерогативой правителя – каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом «дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает «достоинство», «добродетель». Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-«дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «дао» как вселенский принцип, Конфуций понимает его как человеческое «дао» – истинный принцип человеческих деяний.

     Концепция «цзюнь-цзы»

     Эталоном  человека, идущего по пути дао, Конфуций считает «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), описание которого находится в центре внимания философа.   
     Термин  «цзюнь-цзы» был заимствован Конфуцием из «Книги песен» («Ши-цзин»), которую Конфуций не только хорошо знал, но и, если верить традиции, редактировал. В «Книге песен» слово «цзюнь-цзы»- означало «государев сын» (буквальное значение иероглифа «цзюнь» - «государь», иероглифа «цзы»- «сын») или «аристократ». Конфуций изменил смысл этого слова так, что оно стало обозначать уже не происхождение, а качества человека. Смысловая эволюция этого слова напоминает эволюцию, проделанную в русском языке словом «благородный», которое первоначально указывало на аристократическое происхождение, а в современном языке говорит о нравственном облике человека. Поставив в центр своей проповеди идеал благородного человека, Конфуций (сам считавший, что не создает ничего нового, но лишь передает то, что им получено от традиции) внес совершенно новый элемент в идейные устои древнекитайской жизни. По сути дела, Конфуций говорил о том, что настоящее благородство зависит не от происхождения, а лишь от нравственных качеств и от культуры и потому принципиально доступно каждому. Это значило, что в обществе появился не только новый идеал, но и новый тип связей наряду с освященными традицией родственными связями.
     К числу основных качеств «цзюнь-цзы» относятся «жэнь» – гуманность, «и» – справедливость, «чжи» – знание и «ли» – ритуал. «Жэнь» означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого» – старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает «исправление имен»: правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный – подданным и т.п. «Чжи» у Конфуция вовсе не означает праздного многознания, это – знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец принцип «ли» означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам «ли», «благородный муж», по Конфуцию, поддерживает «вэнь» – стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности.
     Цзюнь-цзы свойственна гармония нравственности и образованности, непосредственности и культуры. Для такого человека должна быть характерна терпимость, многостороннее, широкое понимание жизни и отвращение к любым разновидностям фанатизма и максимализма. Конфуций называет такой путь «средним путем» и жалуется на то, что, не будучи в состоянии найти людей, которые им следуют, вынужден обратиться к людям чересчур горячим и слишком осторожным. Имея в виду эту же необходимость придерживаться во всем соответствующей меры, Конфуций говорит, что не доходить до нее столь же плохо, как и переходить. Найти меру и придерживаться ее помогают правила благопристойности - ли. Для цзюнь-цзы они играют роль критерия, помогающего ему избежать крайности: «Почтительность без «ли» превращается в суетливость, тщательность - в робость, смелость - в смутьянство, прямота - в грубость». Знание ли, проникновение в их смысл превращается, таким образом, в необходимость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.