На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Морфологические особенности современной английской лексики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

  Введение                                                                                                             3
1 Морфологические особенности современной английской лексики            
 
5
1.1 Морфологическая структура существительного в английском языке
 
5
1.2 Основные словообразовательные способы в системе  английского существительного                                                                       
 
6
1.2.1 Аффиксация 7
1.2.2 Конверсия 11
1.2.3 Словосложение 13
2 Анализ морфологической структуры существительного и его словообразовательных  способов в английском языке на
материале англоязычных статей из газет                                                                                 
 
 
16
  Заключение 30
  Список использованной литературы                                                              31
  Приложение                                                                                                         32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Словообразование как самостоятельная дисциплина стала осознанной целью исследования лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что словообразование является самостоятельным разделом науки о языке, оно неразрывно связано с другими его разделами: морфологией, синтаксисом и лексикологией.
     Говоря  о словообразовании, обычно имеют  ввиду пополнение словарного состава языка новыми словами. Безусловно, создание новых слов – это основная функция словообразования, и именно оно является одним из важнейших лингвистических механизмов, обеспечивающих бесконечность словаря. Вместе с тем роль словообразования состоит не только в образовании новых слов, сколько в порождении в речи уже существующих в языке слов. В связи с этим роль словообразования невозможно не оценить, особенно в настоящее время, когда роль английского языка в мире достаточно велика. Этим и определяется актуальность данной исследовательской работы.
     В своей книге «Словообразование  английского языка» П.М. Каращук  указывает на два основных значения термина «словообразование». В первом своем значении данный термин употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. «Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего определенные языковые процессы, в том числе и процесс создания новых лексических единиц. Этот процесс и получил название «словообразование»» [3, с. 8].
     В своем втором значении термин «словообразование» обозначает раздел науки, занимающийся изучением процесса образования лексических единиц [3, с. 8].
     К способам словообразования в современном английском языке относятся:
        образование слов посредством суффиксов и префиксов - аффиксальный способ;
        процесс образования новых лексических и морфологических единиц посредством перехода из одной части речи в другую – конверсия;
        образование слов посредством сложения основ слов – словосложение.
     Объектом исследования является номинативные единицы, отобранные методом сплошной выборки из англоязычных статей газет и журналов, особенности их морфологической структуры.
     Предметом исследования выступают способ словосложения, аффиксальный и конверсионный способы образования существительных.
     Целью исследования является описание морфологических особенностей английских существительных, особенностей их структуры и процесса образования новых единиц номинативной лексики.
     Цель  и объект исследования определили круг задач, которые было необходимо решить в процессе работы:
        раскрыть особенности морфологической структуры английских существительных;
        изучить проявление морфологических особенностей имен существительных английского языка в письменной речи на примере англоязычных статей;
        показать различие частотных характеристик и степени продуктивности способов словообразования в системе английских существительных.
     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
      анализ отечественной и зарубежной литературы в области морфологии, лексикологии и грамматики иностранных языков, ресурсов Интернета;
      отбор методом сплошной выборки примеров употребления производных номинативных единиц из англоязычных статей (газет и журналов), словарей для выявления морфологических особенностей имен существительных;
      элементы методов статистического анализа.
     Теоретической основой послужили научные труды по лексикологии таких авторов как П.М. Каращук и О.Д. Мешков.
     Теоретическая значимость работы заключается в выявлении особенностей и сущности словообразовательных процессов существительных английского языка.
     Практическая  ценность данной курсовой работы, по нашему мнению, заключается в том, что при анализе литературы по данному вопросу, при исследовании практического материала были выделены продуктивные способы словообразования в системе английского существительного, которые могут быть включены в учебный материал для курса английского языка в средней общеобразовательной школе.
     Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Таким образом, в отличие от других частей речи, изучение существительных должно включать в себя словообразовательные модели и знакомство с морфемами, их составляющими, поскольку производные существительные занимают достаточно большой объем словарного состава современного английского языка. 
 
 
 
 
 
 
 

1 Морфологические особенности современной английской лексики 

1.1. Морфологическая структура английского слова 

     В английском языке слова могут  быть простыми, производными и сложными. Простое слово состоит из корня, к которому могут присоединяться морфологические флексии. Производное слово – это слово, по отношению к которому был произведен какой-либо словообразовательный акт.
     Сложное слово – это слово, которое образовалось в результате сложения двух или более основ: например: blackboard, handcraft, weekend. В лингвистической литературе принято выделять также производно-сложные (сложнопроизводные) слова. В самом названии – сложнопроизводное слово – отражается и морфологический состав слова (две основы) и акт словопроизводства, например: a first-nighter. Так, в книге «A course in modern English lexicology» слова a break-down, a castaway, a runaway рассматриваются как сложнопроизводные (derivational compounds) [8, с. 197]. Выделение сложнопроизводных слов как особой категории можно признать целесообразным, но при этом следует учитывать, что со словообразовательной точки зрения двухосновные производящие слова, которые служат основами для образования тех или иных производных, ничем не отличается от односоставных. Например, для словообразовательного анализа как слова bomb (v), так и atombomb (v) являются продуктом конверсии Noun>Verb; тот факт, что atombomb (v) является двухосновным производящим словом, никакой роли не играет с точки зрения словообразовательного анализа. Точно также словообразовательный анализ не делает различия между двухосновным словом first-nighter и одноосновным Londoner. И то и другое образовалось путем прибавления суффикса -er к основе.
     Морфологическая структура простых английских слов не сложна. Она не отягощена морфологическими показателями частей речи, рода, типа склонения или спряжения. Например, английское существительное book несет в себе лишь семантическое значение и указывает на единственное число. Русское слово «книга» в отличие от английского book, сообщает о том, что это существительное женского рода и определенного типа склонения.
     Структура английского слова, а вместе с ней и проблема ее анализа, усложняется, как только мы обращаемся к производным словам. В отличие от простых слов, многие английские производные слова маркированы с точки зрения принадлежности их к частям речи, хотя омонимия аффиксов и конверсия частей речи значительно снижают способность английских аффиксов к индикации частей речи [4, с. 26]. Прибавление словообразовательного аффикса усложняет структуру английского слова, но все же оно сохраняет свою относительную простоту, так как сама аффиксация, точнее суффиксация, не вносит в слово никаких морфологических признаков, кроме индикации частей речи [4, с. 26]. Однако не все так просто и в структуре английских производных слов. Анализ их структуры осложняется, по крайней мере, двумя факторами. Во-первых, существует большое количество алломорфных форм словообразовательных аффиксов, особенно суффиксов (алломорфа- это фонетический и/или орфографический вариант морфемы). Это значит, что для опознания суффикса и основы недостаточно знать одну форму суффикса, например -able, а целый ряд его алломорф. Например, суффикс -able представлен следующими алломорфами (приводятся только орфографические варианты):-able (breakable), -ible (responsible), -ibl (incompatibly),-uble (dissoluble), -abil (advisability), -ubil (dissolubility) [4,с. 26].
     Второй, важный для проблем словообразования, фактор состоит в выделимости словообразовательного аффикса и, следовательно, в отнесении того или иного слова к разряду производных. Этот фактор для английского языка осложняется тем, что в этом языке имеется большое количество слов, которые были заимствованы вместе со словообразовательными аффиксами, однако корни этих слов не имеют в современном английском языке самостоятельного употребления. Такие слова функционируют параллельно со словами, в которых после вычитания аффикса остается часть, равная полнозначному слову. С точки зрения словообразовательного анализа слово является производным, если оно может быть произведено от производящей основы членами данного языкового коллектива [4, с. 27]. Всякий, кто, так или иначе, занимается словообразовательным анализом, будь то в практических или теоретических целях, не должен удивляться тому, когда с одной стороны в слове “явно” выделяется часть, похожая на префикс или суффикс, а с другой стороны остается часть слова, не имеющая никакого значения [4, с. 27].
     Таким образом, мы пришли к выводу, что английский язык, в отличие, к примеру, от русского, имеет всего несколько словоизменительных флексий, что упрощает морфологическую структуру слов. При этом важным моментом является то, что большая часть английских слов – односложные. Наряду с большим количеством односложных слов существуют также производные и сложные. Прибавление словообразовательного аффикса усложняет структуру английского слова, но оно все же сохраняет свою относительную простоту. 

1.2 Словообразовательные способы в системе английского существительного 

     Само  слово «словообразование» приобрело двоякое значение. С одной стороны, оно означает процесс и правила образования слов. С другой стороны, этот термин означает определённый аспект лингвистической науки.
     Роль  словообразования состоит не только в образовании новых слов, а  в порождении в речи уже существующих в языке слов.
     В процесс словообразования в системе английского языка вовлечены все части речи. Наиболее широко, тем не менее, представлена часть речи – имя существительное.
     В данной работе мы рассматриваем такие продуктивные способы словообразования в системе английского существительного, как аффиксация, конверсия и словосложение. 

1.2.1. Аффиксация 

     В современном английском языке встречается  большое количество аффиксов как исконных, так и заимствованных. Однако не все они употребляются сейчас в качестве словообразующих элементов. Аффиксы, потерявшие свое значение, ставшие непродуктивными и воспринимающиеся лишь как примета той или иной части речи, перестают быть аффиксами и лишь потенциально сохраняют свойство выделимости. Анализ аффиксальных производных показывает, что аффиксам присущи следующие характерные признаки:
      присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение.
      аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и в сознании говорящего отчетливо осознаваться как часть слова, а производящая основа при отделении должна обладать способностью - употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов.
      аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения.
      аффикс должен обладать определенной частотой употребления.
     Исходя  из вышеизложенных признаков, под аффиксом мы понимаем морфему, которая в своем развитии приобрела абстрактное значение, присущее целому классу слов, и которая, присоединяясь к основе, изменяет ее значение [5, с. 33].
     Для описания суффиксальной системы  английского языка О.Д. Мешков выделяет суффиксальные схемы и модели. Суффиксальная схема показывает, какие части речи использованы в словообразовательном акте, какая из них является производящей, какая – производной [4, с. 38]. Так, например, V+Suf=N – суффиксальная схема. Данная схема представляет существительное, образованное от основы глагола при помощи суффикса, например, remove+al=removal. В вышеуказанной схеме имеются разные модели: например, V+ion=N, communicate – communication; V+er+N, speak- speaker.
     Имя существительное английского языка  в словообразовательном отношении – самая богатая часть речи. Широко представлена суффиксация, позволяющая производить существительные от основ различных частей речи. Английские существительные имеют гораздо больше суффиксов, чем любая другая часть речи [3, с. 37].
     Суффиксы  являются одним из признаков существительного как части речи. Суффиксы существительных английского языка разнообразны по происхождению. Наряду с продуктивными суффиксами, при помощи которых словарный состав английского языка продолжает пополняться новыми лексическими единицами, существуют непродуктивные или малопродуктивные, встречающиеся либо в одном или нескольких словах, либо как морфологическая примета существительного.
     О.Д. Мешков в своей книге «Словообразование современного английского языка» указывает на то, что суффиксы можно подразделить на терминальные и нетерминальные. Терминальные суффиксы могут занимать только конечное положение в слове. К ним можно отнести суффиксы –ship, -let, -hood, -ness, -al. Например: friendship. Нетерминальные суффиксы способны присоединять после себя другие суффиксы, например, reader – readership [4, с. 37].
     В свою очередь П.М. Каращук в своей книге «Словообразование в английском языке» делает акцент на подразделении всех производных существительных на образования с помощью агентивных суффиксов и на образования с помощью абстрактных суффиксов [3, с. 37]. Из всех агентивных суффиксов существительных – суффикс -er является самым продуктивным. В древнеанглийском языке с помощью этого суффикса от существительных и глаголов производились существительные, обозначающие лиц, занимающихся тем видом деятельности, на который указывает производящая основа: cartere (carter)-возчик; utridere (outrider)-верховой, сопровождающий экипаж.
     Прежде  всего, появляются существительные, у которых –er указывает на принадлежность к определенной местности: Londoner, Englander.
     В дальнейшем суффикс -er развивает, помимо агентивного значения, также и орудийное. Это связано с тем, что с развитием техники, целый ряд приспособлений, инструментов, приборов и т.п. стал выполнять ту работу, которую прежде приходилось делать человеку. Например: roller-валик, knocker-дверной молоток.
     Характерной особенностью суффикс –er является то, что в современном английском языке они употребляются для образования сложнопроизводных существительных. Например: can-opener (консервный нож), icebreaker (ледокол), tooth-picker (зубочистка).
     Наряду с высокопродуктивным суффиксом -er из агентивных суффиксов можно также выделить суффикс -or.
     Что же касается значений суффикс -or, то на английской почве помимо агентивного значения, которое он выражает в романских заимствованиях, под влиянием суффикса - еr, он приобрел и орудийное значение.
Суффикс -еr оказывал влияние и на романские заимствования: во многих французских и латинских словах в результате редукции безударных гласных суффикс -or, -our совпал в произношении с суффиксом -еr и на письме принял форму -еr. Так, например, среднеанглийское interpretour, восходящее к французскому - interpretour, в XVI в. стало писаться – interpreter.
В современном  английском языке суффикс -or может производить новые существительные с орудийным значением только от основ глаголов, относящихся к сфере науки и техники. Чаще всего это физические, химические, технические и другие термины. Например: generator (генератор) - to generate (генерировать, подражать); indicator (индикатор) – to indicate (указывать, показывать); illuminator (иллюминатор)-to illuminate (освещать).
Следующий суффикс в отличие от -er и -or, которые выражают значение активного деятеля, имеет значение объекта того действия, на которое указывает глагольная основа. Впервые суффикс -ее проник в английский язык в составе французских терминов, называющих лиц, которые являются объектом юридического или административного мероприятия, например: donnee (получающий подарок); appellee (обвиняемый, ответчик); assignee (уполномоченный, назначенный).
     Таким образом, французский суффикс причастия второго адаптирован английским языком как суффикс существительного со значением лица как объекта действия.
     В данное время суффикс -ее малопродуктивен, но, время от времени, он дает новообразования. Например: telephonee (тот, кому звонят по телефону); quizzee (участвующий в опросе); amputee (человек с ампутированной ногой).
     Будучи  принят английским языком в качестве словообразующего элемента, суф. -ist (F. -iste, L. -ista, Gr. -istes).
     Образуя новые слова, суффикс -ist выражает значение активно действующего лица. Но в зависимости от значения производящих основ суф. -ist выражает различные оттенки основного значения. Сочетаться он может с основами существительных, обозначающих названия различных отраслей трудовой деятельности людей. Например: technology (технология) - technologist (технолог), geology (геология) - geologist (геолог), biology (биология) – biologist (биолог); существительных, обозначающих известные в истории имена лиц, авторов различных учений, теорий, определенных взглядов. Например: Darwin (Дарвин) - Darwinist (дарвинист), Pushkin (Пушкин) - Pushkinist (пушкинист); существительных, обозначающих политические и научные течения. Например: communism (коммунизм) - communist (коммунист), socialism (социализм) - socialist (социалист).
В английском языке, как в романских, суффикс –ite выражает два основных значения: жителя определенного места; последователя, сторонника какого-либо учения, теории. С первым значением суффикс -ite присоединяется к основам собственных имен. Например: Muscovite (москвич, русский) - (от существительного Muscovy (Московское государство)), Leninite (ленинец).
     В современном английском языке существует еще один суффикс -ite, который является омонимом выше рассмотренного суффикса. Для удобства обозначим его –ite2. Он употребляется в научном языке для образования существительных, обозначающих различные виды минералов, ископаемых, названия солей. Например: barite (барит), anthracite (антрацит).
     Суффикс -ness, который был продуктивным еще в древнеанглийском языке, единственный из всех исконных суффиксов отвлеченных имен существительных, до сих пор сохранил свою природу грамматической абстракции и способность к словопроизводству. В ходе своего развития -ness приобрел такую широкую употребительность, что сейчас с его помощью образуются абстрактные существительные не только от прилагательных, но и от других частей речи и даже от целых словосочетаний.
     Как правило, суффикс -ness присоединяется к корневым прилагательным. Например: wildness (дикость), whiteness (белизна, бледность), sadness (печаль).
     Суффикс -ness можно отнести к числу абсолютно продуктивных аффиксов современного английского языка. Об этом свидетельствует его способность образовывать потенциальные слова типа -Spanishness (the state, condition, or quality of being Spanish).
     По  своему значению суффикс -ity синонимичен суффикс -ness. Поэтому в современном английском языке встречаются парные существительные, образованные с помощью этих суффиксов от одних и тех же основ.
     Присоединяясь к основам прилагательных на -able, -ible, суффикс –ity влияет на произношение и написание производных слов. Сравните: readable (то, что можно читать; удобочитаемый) - readability (удобочитаемость).
     В XVIII—XIX веках в связи с развитием науки и техники особенно большую продуктивность приобретает суффикс -ism. В современном английском языке -ism приобрел широкое распространение в качестве словообразующего суффикса абстрактных имен существительных, обозначающих различные учения, теории, общественно-политические и научные взгляды. Например: Leninism, colonialism.
     Слова на -ism, употребляющиеся в медицине, часто выражают значение ненормального состояния. Например: alcoholism (алкоголизм).
     Исконный  суффикс -ship возник и развился в процессе словосложения из существительного scipe (душевное состояние, нрав, звание, должность), выступающего вторым компонентом сложных существительных.
     В современном английском языке суффикс -ship употребляется для образования абстрактных имен существительных значениями: состояния или качества; например: authorship (авторство) - (state or quality); должности, профессии, звания; например: championship (звание чемпиона), clerkship (должность секретаря, клерка).
     В древнеанглийском языке было образовано много сложных слов, вторым компонентом которых выступал – dom. В современном английском языке -dom образует абстрактные существительные только от основ существительных, выражая при этом значение территории, на которые распространяется власть этого лица; например: dukedom (герцогство); значение общественного положения; например: sheriffdom (шерифство, должность шерифа).
     Суффикс -hood восходит к самостоятельному древнеанглийскому слову had, которое имело значение 'состояние, ранг, характер'.
     Присоединяясь к именным основам, суффикс -hood выражает значение состояния, положения или отношения того лица, на которое указывает основа. Например: brotherhood (братство, братские, дружеские отношения), babyhood (младенчество), bachelorhood (холостая жизнь), priesthood (сан или должность священника).
     В настоящее время суффикс -hood-малопродуктивен. С его помощью чаще всего образуются новые слова для данного случая (nonce-words) от названий животных, птиц, в которых он выражает значение состояния-bearhood, cathood.
     Начиная с XVII века, определенную продуктивность приобретает звуковой комплекс -ation. Формы -ion и -fication также употребляются для образования абстрактных существительных, но значительно реже.
     Глагольные  основы, от которых с помощью –ation (-ion, -fication) образуются абстрактные существительные, объединяются в один семантический класс, а именно: глаголы со значением 'превращаться в то, делать то, заниматься тем, подвергаться тому, на что указывает производящая  основа'. Например: electrify (электрифицировать) - electrification (электрификация), authorize (уполномочивать) - authorization (полномочие), authenticate (удостоверять) - authentication(удостоверение), adore (обожать) - adoration (обожание).
     Суффикс -ment (L -mentum) Первоначально -ment присоединялся только к романским основам, но, начиная уже с XVI века, в английском языке встречаются производные на -ment от исконно английских основ: acknowledgement (признание). Необходимо признать, что суффикс -ment в современном языке способен производить абстрактные существительные только от глагольных основ со значением акта или факта выполнения того действия, на которое указывает основа; например: anointment (смазывание (раны)) - to anoint (смазывать (ран.)); значением состояния, качества или условия быть таким, как указывает основа; например: amazement (изумление) - to amaze (изумлять); значением чего-либо конкретного связанного с тем, на что указывает основа: embarkment (дамба, насыпь) - to embark (защищать насыпью).
     Суффикс -ment может присоединяться к основам переходных глаголов действия с активным значением и глаголов умственного или эмоционального состояния с пассивным или нейтральным значением. Например: blandishment, blemishment.
     Присоединение суффикс -ment к глагольным основам влечет за собой некоторые графические изменения: конечная гласная ‘у’, стоящая после согласного, меняется на ‘i’, после чего присоединяется суффикс -ment. Например: merry - merriment, funny - funniment.
     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существительное может образовываться от различных частей речи. Мы рассмотрели и проанализировали понятие «аффиксация» и показали, что аффиксы обладают определенными признаками. Английское существительное имеет гораздо больше суффиксов, чем любая другая часть речи. На примере рассмотренных суффиксов было показано, что суффиксы бывают терминальные и не терминальные, агентивные и абстрактные. Большое количество суффиксов в английском языке позволяет образовывать новые существительные, тем самым, обогащая словарный состав современного английского языка. 

1.2.2. Конверсия 

     Конверсия - способ словообразования, по которому от одной части речи образуется другая без каких-либо изменений во внешней форме слова, если иметь ввиду начальные словоформы, например, инфинитив глагола или общий падеж существительного в единственном числе.
     Широкое распространение конверсии, как способа словообразования, тесно связано с особенностями грамматического строя английского языка и его историей.
     В древнеанглийском языке для образования  новых слов широко использовался его основной словарный фонд, из которого новые слова создавались путем деривации и словосложения. Таким образом, в языке было очень много слов от одного корня, относящихся к различным частям речи [6, с. 117]. Например, древнеанглийские: Lufian-любить, lufu-любовь
     Подобных  пар, где отличавшиеся в древнеанглийском глагол и существительное стали омонимами, в современном языке очень много. Например: anger-гнев, сердиться; shame-стыд, стыдить и многие другие.
     Подобная  же омонимия глаголов и существительных  возникала также в результате заимствования из французского языка однокоренных слов, относившихся во французском языке к разным частям речи. Таковы, например: comfort-утешение, утешать; escape-бегство, бежать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.