На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интеллектуальный капитал, его формы и влияние на развитие экономических процессов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФГОУ  ВОП «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ» 
 
 
 
 

Кафедра «Макроэкономика» 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на  тему: 
 

«Интеллектуальный капитал, его формы  и влияние на развитие экономических процессов» 
 
 

Выполнила:
студентка группы ФМ2-4
Грехова Е.Н. 
 
 

Научный руководитель:
к.э.н., ст.преп. Барбанова С.А. 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 

Содержание
 

Введение

      В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность  экономических систем, выступает  ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.
      В современном мире фирма или организация  – это производитель не столько  товаров, сколько знаний. Это  означает, что работники занимаются производством  знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.
      При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные преимущества организаций. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций. При этом доминирующей сферой экономической активности становится не столько сельское хозяйство, как в доиндустриальном обществе, и не столько промышленность, как в индустриальном, сколько сфера услуг, в первую очередь интеллектуальных.
          Цель работы – определить место и перспективы развития интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности в социально-экономической жизни мира в целом и России в частности. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
    изучение теоретико-методологических основ ИК, основных его форм;
    рассмотрение возможных методов эффективного управления ИК в пределах предприятия;
    рассмотрение и анализ ситуации, сложившейся в Российской Федерации с правами на интеллектуальную собственность, и предложение различных путей решения этой проблемы.
    Основными методами исследования по данной теме являются:
    сравнительный метод;
    историко-географический метод;
    аналитический метод.
 
 

       1. Интеллектуальный капитал: сущность и формы.
      Определение интеллектуального  капитала, его основные формы.
   Понятие ИК в современной специальной литературе появилось относительно недавно. По Современному философскому словарю1 – это форма закрепления, сохранения (воспроизводства), накопления, развития человеческого опыта. Основой капитала является опредмечивание человеческих качеств и сил в виде средств деятельности и кооперации людей, в виде системы вещей, обуславливающей воспроизводство общественной жизни. Под вещами здесь понимаются материальные объекты, созданные трудом человека. До настоящего времени капитал рассматривался как опредмеченная и отчужденная от индивидов форма опыта. Он создает предпосылки для существования опыта людей в человеческой истории, для его передвижения в социальном пространстве и социальном времени, для его стандартизации, разделения и синтезирования. Это современная точка зрения философов, выраженная соответственно через философские категории.
   Сегодня понятие «капитал» существенно  расширено и имеет множество  значений в зависимости от целей, места, времени и технологии его  использования. Только в Большом экономическом словаре насчитывается около девяноста статей, отражающих различные виды капитала.
   Одной из задач моей работы является определение  места ИК и одной из его важнейших составляющих – интеллектуальной собственности – в системе производства товаров и услуг, идентификация его разновидностей, структурирование и описание возможностей его применения на предприятии.
   Под ИК того или иного  субъекта понимается стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.
   В современной отечественной литературе под интеллектуальным капиталом  понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым могут быть отнесены2:
    рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями);
    интеллектуальную  собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки  товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.);
    человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях);
    инфраструктурные активы (технологии, методы и процессы, которые делают возможной работу предприятия).
   С тех пор определение интеллектуального  капитала многократно корректировалось и дополнялось. В настоящее время существует ряд таких определений. Наиболее широко используемое в практике трактует интеллектуальный капитал как те нематериальные (или неосязаемые) активы, которые не указываются в финансовых документах компании, но могут быть кодифицированы, оценены и управляются компанией. Термин «нематериальные активы» часто используется в годовых отчетах компаний для обозначения патентов, торговых марок и брэндов, стоимость которых должна учитываться в балансах и при приобретении компаний. В отчетах стоимость этих неосязаемых активов обычно указывается с учетом износа (амортизации). 

   Другие  формулировки этого определения  даются в рамках подходов, основанных на разных аспектах проблемы: юристы, журналисты, экономисты и менеджеры вкладывают в этот термин разное содержание. Для непрофессионала термин «интеллектуальный капитал» означает ценность конкретных индивидуумов, обладающих определенными знаниями и навыками и поэтому полезных конкретной компании. Однако, хотя человеческий интеллект имеет решающее значение для наращивания интеллектуального капитала, последний включает в себя не только его. В популярной деловой прессе под интеллектуальным капиталом понимают патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информацию о потребителях и поставщиках3. Для экономистов интеллектуальный капитал определяется q-индексом Тобина4, равным отношению рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости. Таким образом, спектр составляющих интеллектуального капитала весьма широк: от патентов крупной фармацевтической компании до навыков медсестры в приемной больницы скорой помощи.
   Для сравнения я хотела бы привести несколько наиболее распространенных точек зрения на определение понятия интеллектуального капитала:
    Стивен Уоллман, представитель комиссии по безопасности и обмену (1995):
«….интеллектуальный капитал — это  активы, стоимость  которых, согласно, балансовому  отчету, равна нулю». (Los Angeles Times)
    Томас Стюарт, редактор журнала «Форчун» (1991):
«…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал».5
    Дж. К. Гэлбрейт, экономист (1969):
   «Интеллектуальный капитал — это  интеллектуальная деятельность».6
    Кит Брадли, профессор международного менеджмента в Школе бизнеса Открытого университета (1996):
«Интеллектуальный капитал — это  превращение знаний и неосязаемых  активов в полезные ресурсы, которые  дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям»7
    Энни Брукинг, глава консультационной компании The Technology Broker (1997):
«Мы идентифицировали четыре категории неосязаемых  активов — человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и  положение на рынке, — которые обозначаются обобщающим термином интеллектуальный капитал».8
    Губерт Сент-Ондж, банк Canadian Imperial Bank of Commerce (1996):
«Интеллектуальный капитал включает в себя три элемента: (1) человеческий капитал, (2) потребительский  капитал и (3) структурный  капитал».9
     В итоге видно, что трудно дать безупречное определение интеллектуального капитала. Этот термин используется в широком смысле для обозначения неосязаемых активов, которые имеют решающее значение для успеха и конкурентоспособности компании, в связи с чем необходимость отражения их в годовых отчетах компаний год от года возрастает.
     Без сомнения, если авторы приведенных  выше определений в чем-то соглашаются  друг с другом, так это в том, что ИК является основой любого предприятия. Он выполняет всевозможные функции, и главной из них, по мнению отечественного ученого Леонтьева Б.Б, является существенное ускорение прироста массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые в свою очередь обеспечивают его высоко эффективную хозяйственную деятельность.10
     Составной часть ИК является интеллектуальная собственность, как более стабильная, статическая и объективная составляющая, которая может быть выделена, передана другим лицам, оценена и практически использована на плановой основе, в том числе в системе управления. На этом основании было бы нецелесообразно рассматривать управление ИС в отрыве от ИК и наоборот.
     Интеллектуальные  способности являются более динамичной оставляющей ИК, которые весьма сложно выразить цифрами, единицами измерения. Их скорее следует рассматривать как реальные и потенциальные возможности отдельных лиц или организованной группы лиц, способных производить те или иные сложные работы и операции. Интеллектуальные способности требуют постоянного развития, тренинга и потому они менее стабильны и труднее поддаются измерению. На Западе эту составляющую пока почти не включают в состав человеческого капитала.
     Б. Б. Леонтьев придерживается определения  интеллектуального капитала, данного Г.Сент-Оджем, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала. (см.рис.1).
     Человеческий  капитал – это знания, опыт, навыки и способности конкретных физических лиц, участвующих в хозяйственной деятельности юридических лиц, как единая экономическая ценность данного объекта бизнеса.
     Под структурным капиталом понимают функции и процессы менеджмента, информационные системы, систему финансовых взаимоотношений, инструментарий, положения, стандарты предприятия и др.
     Не  менее важной частью ИК является клиентский капитал – система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке. К клиентскому капиталу обычно относят бренды, клиентуру, каналы сбыта, система деловых связей, лицензионные договоры и др. Немаловажную роль среди всего этого играет бренд, который, в отличие от обыденного понимания, представляет собой не только торговую марку или символ. Мало придумать и зарегистрировать в качестве торговой марки оригинальное название. Брендом оно станет только тогда, когда одно упоминание или мельком брошенный взгляд будет рождать у покупателя вполне определенные ассоциации, представления о характеристиках данного продукта. А для этого производителю нужно основательно потрудиться, разными способами укрепляя известность и репутацию продукта.

Рис.1. Структура интеллектуального  капитала. 

  Обладать  ИК могут не только личности и предприятия, но и субъекты других уровней управления. Поэтому все субъекты, обладающие ИК, целесообразно разделить на пять уровней:
        индивидуальности, личности;
        воспроизводительные объединения, в составе которых следует рассматривать не только предприятия, учреждения, научные школы, но и политические партии, религиозные организации, семьи как ячейки общества и многие другие многоцелевые объединения людей;
        территориальные образования, среди которых в первую очередь следует рассматривать юридически самостоятельные регионы: республики, области, города, районы, округа, муниципалитеты;
        государства;
        человечество, включая органы международного регулирования межгосударственных и межнациональных отношений.
 В рамках моей работы меня прежде всего интересует предприятие как воспроизводитель товаров и услуг. Однако базовой для перечисленных уровней все же является индивидуальность, личность, определяющая особенности интеллектуальной деятельности и поведения всех остальных субъектов и в первую очередь предприятий.
      Методы  измерения интеллектуального капитала.
 
   Включение России в процессы глобализации сделало  актуальной проблему измерения интеллектуального  капитала в соответствии с применяемыми в мировой практике подходами. Эта  проблема тесно связана с концепцией управления работниками в области знаний. Ключевым утверждением в рамках этой концепции является то, что в настоящее время среди факторов повышения результативности и эффективности работы любой компаний выделяется управление набором способностей или компетентностей работников как важнейшим ресурсом организации. Особая роль работников организации заключается в том, что именно они являются обладателями и хранителями скрытых знаний, навыков и носителями этих способностей, причем подчас даже не осознавая этого. Поэтому управление человеческими ресурсами оказывается тесно связанным с управлением знаниями в различной их форме. Фундаментальное свойство человеческих ресурсов и базирующихся на них ключевых компетентностей заключается в том, что в отличие от материальных ресурсов они не расходуются и не истощаются по мере использования, а наоборот, обогащаются, совершенствуются и множатся в этом процессе.
   Попытка оценить воздействие человеческих ресурсов на эффективность и результативность работы предприятий и приводит к  анализу и выработке методов измерения интеллектуального капитала.
   Полный  и вполне разумный обзор методов измерения ИК представлен Карлом-Эриком Свейби на его персональном сайте11. Эрик Свейби выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала, сгруппированных в 4 категории.
   Методы  прямого измерения  интеллектуального  капитала - Direct Intellectual Capital methods (DIC). К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании. При этом совсем не обязательно оценки отдельных компонентов складываются. Могут применяться и более сложные формулы.
   Методы  рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.
   Методы отдачи на активы - Return on Assets methods (ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала компании.
   Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы
   Все известные методики оценки ИК легко  распределяются по четырем перечисленным категориям. При этом следует отметить относительную близость DIC и SC методов, а также MCM и методов ROA. В первых двух случаях движение идет от идентификации отдельных компонентов ИК, во втором - от интегрального эффекта.
   Методы типа ROA и MCM методов, предлагающие денежные оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли. Они очень хороши также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Наконец, они основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бухгалтерам. Их недостатки в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора. Это особенно верно для MCM методов, которые могут применяться только к публичным компаниям.
   Преимущества  диагностической информационной системы  и SC методов в том, что они применены  на любом уровне организации. Они  работают ближе к событию, поэтому  получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они очень полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и для экологических и социальных целей. Их недостатки в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и каждой цели, которая делает сравнения очень трудными. Кроме того, эти методы новы и нелегко принимаются обществом и менеджерами, которые привыкли рассматривать все с чисто финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые трудно анализировать и связывать.  

Выводы по 1 главе
     В данной главе я рассмотрела различные точки зрения на определение ИК, формы, которые он принимает, и методы его измерения. Из этого всего следует, что сущность рассматриваемого мною объекта далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд, и все приведенные концепции ИК описывают его с разных сторон, поэтому ни одним из них нельзя пренебрегать.
 

    Влияние интеллектуального капитала на развитие экономических процессов.

2.1. Теория фирмы,  основанной на  знаниях.

 
     Неуклонно возрастающая роль интеллектуального  капитала в настоящее время в  первую очередь связана с тем, что общество переходит в абсолютно  новую стадию – стадию информационного общества. Что это за стадия и чем она отличается от своей предшественницы – индустриального общества?
     Первым  дать ответ на этот вопрос попробовал академик В.И.Вернадский. В своих  работах он предсказывал, что человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и ума, названной им ноосферой.12 Слово «ноосфера» Владимир Иванович позаимствовал у французского математика и философа Е.Ле-Руа. В переводе с греческого языка оно означает «разумная оболочка Земли».
     Позднее Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института, ввел новое понятие «информационное общество», имея ввиду историческую фазу возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
     Сегодня термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.
     Итак, каковы же особенности информационного  общества?
     Прежде  всего, это увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. Высокими темпами возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте. Кроме того, нарастает информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ. В настоящее время люди чуть ли не с пеленок используют мобильные телефоны и Интернет для работы и общения, порой забывая о традиционных способах общения. Все эти факторы способствуют созданию глобального информационного пространства, обеспечивающего, во-первых, эффективное информационное взаимодействие людей, во-вторых, их доступ к мировым информационным ресурсам и, наконец, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
     С концепцией информационного общества неразрывно связано понятие компании, основанной на знаниях.
     За  последние годы ресурсная теория фирмы привлекла внимание как альтернатива традиционной продуктовой теории или теории конкурентных преимуществ. Ресурсный подход позволяет лучше понять процесс разработки стратегии, в том числе и в компаниях, зависящих от нематериальных ресурсов, число которых быстро растёт. Это компании, предлагающие услуги, основанные на применении знаний, и работающие в наукоемких отраслях (т.н. компании, основанные на знаниях).
     Существует  три подхода в теории фирмы, основанной на знаниях:
    когнитивистский;
    коннекционистский;
    автопоэтический.
 
     Когнитивистский  взгляд определяет компанию как открытую систему, которая развивает знание через формулирование и описание наиболее точных образов «представления» мира. Чем больше данных и информации компания может собрать, тем точнее будет описываемый образ. Таким образом, когнитивисты уравнивают знания с информацией и данными.
     Согласно  коннекционистским взглядам, организации также «представляют», главным образом, свой внешний мир, различаются лишь процессы представления реальности. Как и в когнитивистской теории, информационные процессы здесь являются основной деятельностью системы.
     Автопоэтический подход обеспечивает в корне отличающееся понимание входов в систему. Под входом понимаются только данные. Знание индивидуально, его идея очень близка к концепции «персонального» знания. Автопоэтические системы одновременно закрыты и открыты: открыты для данных, но закрыты для информации и знаний, которые должны интерпретироваться внутри системы. Автопоэтические системы являются самовызываемыми; мир не представляется в них постоянным и объективным. Он конструируется внутри системы и, таким образом, не может «представлять» реальность. Компания рассматривается как группа людей, которые создали новую общую для них структуру отношений.
     Карл-Эрик Свейби в своей работе «Теория фирмы, основанной на знаиях»13 определяет знание как способность к действию (которая может быть и не сознательной). Акцент в этом определении ставится на элемент действия: способность к действию может быть выражена только действием. Каждый человек воссоздает свою способность к действию и понимание реальности через опыт – взгляд, близкий к конструктивизму.
     Знание, определяемое как «способность к  действию», динамично, персонально и четко отличается от данных (дискретных, неструктурированных символов) и информации (средства для явных коммуникаций). Понимание динамических свойств знания даёт возможность использовать для него хороший синоним - Персональная Компетентность.
     Для того чтобы подойти ближе к  понятию фирмы, основанной на знаниях, я бы хотела определить некоторые  особенности, отличающие процесс передачи знаний от процесса передачи материальных товаров. В противоположность материальным товарам, стоимость которых снижается в процессе использования, знания увеличиваются при использовании и обесцениваются, когда не используются. Создание компетенций в языке или спорте требует огромных инвестиций в обучение и тренировки, управленческие компетенции также формируются в результате длительного времени обучения. Если обучение прекращается, знания частично утрачиваются.
     Производство  и передача материальных товаров  от поставщика, через завод, к покупателю приводит к концепции цепочки  ценностей. Если мы рассматриваем компанию как создающую ценности посредством передачи и преобразования знаний совместно с покупателями, цепочка ценностей разрушается и тогда взаимоотношения лучше рассматривать как сеть ценностей: взаимодействие между людьми в различных ролях и взаимоотношениях, которые создают как нематериальные (знания, идеи, отзывы и пр.), так и материальные денежные ценности.

Рис.2. Компания с точки  зрения теории знаний. 

     Одной из особенностей теории фирмы, основанной на знаниях, является то, что она  требует понимания границ организации. Что является в действительности «компанией», если покупатели и поставщики включаются как подсистемы (см. Рис.2)? Когда важность вопроса «является ли человек формально нашим сотрудником, покупателем, подрядчиком или поставщиком?» становится меньше вопроса о том, как долго отношения с ним будут генерировать ценность? Бывший сотрудник, например, может быть более ценен как покупатель, чем как сотрудник, этот факт давно используется в компаниях, профессионально работающих на рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.