Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного и наглядно- образного мышления (Поддъяков, Минская). Виды чувствитель

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная служба исполнения наказания
Вологодский институт права и экономики
Кафедра общей  психологии
Контрольная работа
по  дисциплине: «Общая психология»
Вариант №  7 
 
 

                  Выполнил: слушатель гр. № 491
                  прапорщик вн. сл.
                  Зубарев Г.В.
                  Проверил: преподаватель
                  Арапова А.С.
 
 
                                                            Вологда
2011
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

Развитие  мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного и наглядно- образного мышления  (Поддъяков, Минская).

 
      Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления: 

Наглядно-действенное  мышление. 

      Мышление  наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление наглядно-действенное, наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление наглядно-действенное сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.1 
 
 
 

  Наглядно-образное мышление. 

      Мышление  наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления наглядно-образное наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления наглядно-образное является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление наглядно-образное практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное - один из этапов онтогенетического развития мышления. 2
      Среди множества концепций описывающих  развитие мышления в онтогенезе одной  из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
    Согласно  этим представлениям первоначально  ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает  способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.
    Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка  выступает процесс физического  взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.
    В дальнейшем формируется следующий  способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более  высокий уровень анализа и  обобщения - включаются механизмы теоретического мышления.
    Развитие  мышления происходит не только в эволюционном, историческом, но и онтогенетическом аспектах. Онтогенез человеческого  мышления изучен лучше всего применительно  к дошкольному и школьному  возрасту, хотя, конечно, охватывает период всей жизни человека. Мышление ребенка формируется прижизненно, в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого, в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление взрослого - это последовательные ступени онтогенетического развития.
    Уже первые предметные «действия» ребенка (например, притягивание предмета, похлопывание по предмету, ощупывание, рассматривание, воздействие одним предметом на другой) обладают рядом важных особенностей:
   1) при достижении некоторого практического результата выявляются некоторые признаки этого предмета, и его взаимоотношения с другими предметами, возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования;
    2) ребенок сталкивается, прежде всего, с предметами, созданными руками человека, поэтому он начинает познавать свойства именно этой действительности, уже вступая в предметно-практическое общение с другими людьми;
    3) первоначально взрослый является  основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами, со способами употребления предметов. 3
06щественно  выработанные обобщенные способы  употребления предметов и есть те первые знания, которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта. Кроме практических действий с предметами выделяются и особые исследовательские действия. Ребенок выявляет все новые свойства предметов, устанавливает между ними все новые отношения. Уже в области освоенных предметных действий ребенок проявляет известную самостоятельность, которая проявляется в повторении; усвоенных способов без дополнительного побуждения со стороны взрослых, в некоторой модификации усвоенного способа, в использовании предмета не только в соответствии с его общественным назначением (например, ребенок облизывает погремушку). Большое значение для развития мышления ребенка имеет игра.
    Н. Н. Поддьяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности. Выделяются несколько взаимосвязанных линий развития: происходит превращение практических и исполнительных действий в пробующие, поисковые, развитие самих поисковых актов. Н. Н. Поддьяковым прослежены первые этапы становления наглядно-действенного мышления ребёнка, лишь постепенно выделяющегося из практической деятельности я принимающего форму специальных пробующих действий. В одном из экспериментов дети учились управлять перемещением игрушки по экспериментальному полю с помощью кнопочного устройства. При преобразовании практического действия (нажим на кнопки) в исследовательское менялся характер нажимов на кнопки - от сильных и длительных к коротким и слабым. Сами дети не рассматривали теперь нажимы как ошибочные, даже если они не вели к нужному практическому эффекту.
    В ходе развития практических преобразований объектов возникает такое их свойство, как пошаговый характер: «Это свойство проявляется в том, что преобразования осуществляются детьми определенными порциями, последовательными актами. Послав каждого такого акта, происходит мысленный анализ наступивших изменений». Хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробующих действий. Усложняются анализ результатов каждой пробы и их оценка с точки зрения условий задачи и с точки зрения предварительных ожиданий. Получаемые результаты все более учитываются в построении следующих пробующих актов. К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления Н. Н. Поддьяков относит формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации. Развитие образного отражения действительности у дошкольников идет как по линии совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений, так и по линии формирования системы конкретных представлений о том, или ином предмете.
        «Основная линия развития наглядно-образного мышления,— пишет Н. Н. Поддьяков,— заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы». Образы затем воплощаются в конструировании или рисунке. Формируется техника оперирования образами. Существуют различные типы оперирования образами. Наиболее сложный из них заключается в умении строить новые образы, существенно отличающиеся от исходных образов, отражающих заданные условия.
    Наглядно-образное мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процессов  изменения и развития предметов  и явлений. У старших дошкольников образуются целостные знания об окружающей деятельности. В деятельности возникает соподчинение основной и вспомогательной целей. Возникают образы, отражающие отношения между производимыми и планируемыми действиями. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что и «неотчетливые знания» играют положительную роль в умственном развитии человека, что необходимо обратить особое внимание на развитие сильных сторон комплексного мышления, которое является ведущим на протяжении значительного периода дошкольного  детства и имеет чрезвычайно важное значение в общем умственном развитии детей. Своеобразие стихийно формирующегося; детского мышления, в частности, заключается в том, что в eгo процессе могут сосуществовать самые противоречивые представления и понятия, развиваясь одновременно в различных направлениях. Область не совсем ясных знаний важна для активизации детского мышления, поскольку ребенок пытается разобраться в новом для него явлении, осмыслить его с точки зрения имеющихся знаний.
    Между наглядно-образным и наглядно-действенным мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния объекта и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.
   Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип  мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
    Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том, или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.
    Процесс мышления предполагает не только использование  уже отработанных схем и готовых  способов действия, но и построение. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.
    В процессе экспериментирования у  ребенка возникают новые, неясные  знания. Поддъяков выдвинул предположение  о том, что процесс мышления развивается  не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.4
    Роль  взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
     В исследованиях Г. И. Минской показано, что на протяжении дошкольного возраста ребенок переходит от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению. Это исследование, доказавшее наличие такого перехода, вместе с тем указывает на то, что наиболее высокий процент правильных решений дети дают тогда, когда их мышление носит наглядно-действенный характер.
     На  основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная  форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что  ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
     К шести-семи годам начинается более  интенсивное формирование словесно-логического  мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий.
     Развитие  словесно-логического  мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает  значение слов, относящимся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и правила логики рассуждений.
Начинать  развитие логического  мышления следует  в дошкольном детстве. Так, например, в 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии  овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как  сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
 

    Виды  чувствительности (по Хэду)

 
    Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического  раздражения на соответствующий  рецептор, то первичная классификация  ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности. Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла).  Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность.
      Данная  классификация исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва и отнесения центральной части анализатора к древней или новой коре головного мозга. Г. Хэд выделяет два различных вида чувствительности – протопатическую и эпикритическую. Протопатическая чувствительность – более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает генетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися быстрее. Эпикритическая чувствительность –  более тонко дифференцированная, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной, следовательно, восстанавливается медленно.5
    Если  произвести укол пальца, то мы можем  уловить двойное ощущение боли. Сначала  возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1 - 2 секунды оно становится более интенсивным, разлитым и длительным. Впервые полностью разделить это «двойное ощущение» удалось Г. Хэду в 1903 г., которому с экспериментальной целью был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны регенерировать, т. е. восстанавливаться. Естественно, что сразу после перерезки в иннервируемом участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8 - 10 недель обнаружились первые признаки регенерации, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения у этого человека стали обычными. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Полагают, что протопатическая чувствительность (от греческого protos  -  первый и pathos  -  страдание) представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикритическая (от греческого epikriticos  -  вынесение решения)  -  высокочувствительный и тонкодифференцироваиный вид чувствительности, возникшей на более поздних стадиях филогенеза. Эти два вида чувствительности, как полагал Хэд, восстанавливаются после перерезки нерва с различной скоростью. Убедительно и логично. Но, справедливости ради, необходимо заметить, что такая точка зрения встречает определенные возражения со стороны некоторых исследователей.
      В основе чувствительности лежат процессы рецепции, биологическое значение которых заключается в восприятии действующих на организм раздражений, трансформации их в процессы возбуждения, являющиеся источником соответствующих ощущений (болевых, температурных, световых, слуховых). Субъективно переживаемое ощущение появляется при пороговом раздражении определенных рецепторов. В тех случаях, когда приходящее от рецепторов в центральной нервной системе возбуждение ниже порога ощущения, оно не вызывает того или иного ощущения, однако может приводить к определенным рефлекторным реакциям организма.
      Для понимания физиологических механизмов чувствительности особое значение имеет учение И.П. Павлова об анализаторах. В результате деятельности всех звеньев анализатора осуществляются тонкий анализ и синтез действующих на организм раздражений. При этом происходит не только передача импульсов с рецепторов в центральный отдел анализатора, но и сложный процесс обратной регуляции чувствительного восприятия. Возбудимость рецепторного аппарата определяется как абсолютной интенсивностью раздражения, так и количеством одновременно раздражаемых рецепторов или качеством повторных их раздражений - закон суммации рецепторных раздражений. Порог возбудимости рецептора зависит от влияния центральной нервной системы и симпатической иннервации.6
      Сенсорные импульсы из периферического рецепторного аппарата достигают коры головного  мозга по специфическим проводящим путям и по неспецифическим проводящим системам ретикулярной формации. Неспецифические афферентные импульсы проходят по спиноретикулярному пути, который на уровне ствола головного мозга имеет связи с клетками ретикулярной формации. Активирующая и тормозящая системы ретикулярной формации осуществляют регуляцию афферентных импульсов, участвуют в отборе информации, идущей с периферии в высшие отделы системы чувствительности, пропуская одни импульсы и блокируя другие.
    Различают общую и специальную чувствительность. Общую чувствительность разделяют на экстероцептивную, проприоцептивную и интероцептивную.
    Протопатическая чувствительность филогенетически более древняя, связана со зрительным бугром, служит для восприятия ноцицептивных раздражении, угрожающих организму разрушением тканей или даже гибелью (например, восприятие сильных болевых раздражении, резких температурных воздействий. Эпикритическая чувствительность, филогенетически более молодая, не связана с восприятием повреждающих воздействий. Она дает возможность организму ориентироваться в окружающей среде, воспринимать слабые раздражения, на которые организм может отвечать реакцией выбора (произвольным двигательным актом). К эпикритической чувствительности относят тактильную, восприятие невысоких колебаний температур (от 27 до 35 градусов), чувство локализации раздражении, их различие (дискриминацию) и мышечно-суставное чувство. Понижение или выпадение функции эпикритической чувствительности приводит к растормаживанию функции системы протопатической чувствительности и делает восприятие ноцицептивных раздражении необычно сильными. При этом болевые и температурные раздражения воспринимают как особенно неприятные, они становятся более диффузными, разлитыми и не поддаются точной локализации, что обозначается термином «гиперпатия».
    Специальная чувствительность связана с функцией органов чувств. К ней относят Зрение, Слух, Обоняние, Вкус, Равновесие тела. Вкусовая чувствительность связана с контактными рецепторами, остальные виды - с дистантными рецепторами.
    Дифференциация  чувствительность связана со структурно-физиологическими особенностями периферического чувствительного нейрона - его рецептором и дендритом. В норме на 1 см2 кожи в среднем имеется 100-200 болевых, 20-25 тактильных, 12-15 холодовых и 1-2 тепловых рецептора. Периферические чувствительные нервные волокна (дендриты клеток спинномозгового узла, тройничного узла, яремного узла) проводят импульсы возбуждения с различной скоростью в зависимости от толщины их миелинового слоя.
      Тела первых нейронов всех видов чувствительности находятся в спинномозговых ганглиях и в узлах чувствительных черепных нервов. Аксоны этих нейронов в составе задних корешков спинномозговых нервов и чувствительных корешков соответствующих черепных нервов входят в спинной мозг и ствол мозга, образуя две группы волокон. Короткие волокна заканчиваются синапсом у клеток заднего рога спинного мозга (их аналог в стволе мозга - нисходящее ядро спинального тракта тройничного нерва), являющихся вторым чувствительным нейроном. Аксоны большинства этих нейронов, поднявшись на 2 - 3 сегмента, переходят через переднюю белую спайку в боковой канатик противоположной стороны спинного мозга и идут вверх в составе латерального спиноталамического тракта, заканчиваясь синапсом у клеток специфических вентролатеральных ядер таламуса. По этим волокнам проводятся импульсы болевой и температурной чувствительности. Другая часть волокон спиноталамического пути, проходящих наиболее простые виды тактильной чувствительности, располагается в переднем канатике спинного мозга и составляет передний спиноталамический тракт, доходящий также до таламуса. От клеток ядер таламуса аксоны, формируя заднюю треть заднего бедра внутренней капсулы, доходят до чувствительных нейронов коры большого мозга.
    Группа  длинных волокон из заднего корешка не прерываясь проходит в задний канатик той же стороны, образуя тонкий и клиновидный пучки. В составе этих пучков аксоны, не перекрещиваясь, поднимаются до продолговатого мозга, где и заканчиваются в одноименных ядрах - в тонком и клиновидном ядрах. Тонкий пучок  содержит волокна, проводящие чувствительности из нижней половины тела, клиновидный пучок - из верхней половины тела. Аксоны клеток тонкого и клиновидного ядер переходят на уровне продолговатого мозга на противоположную сторону - верхний чувствительный перекрест медиальных петель. После этого перекреста в шве волокна медиальной петли идут вверх в задней части моста и среднего мозга и вместе с волокнами спиноталамического тракта подходят к вентролатеральному ядру таламуса. Волокна от тонкого ядра подходят к клеткам, расположенным латерально, а из клиновидного ядра - к более медиальным группам клеток. Сюда же подходят и аксоны чувствительных клеток ядер тройничного нерва. От нейронов ядер таламуса аксоны проходят через заднюю треть заднего бедра внутренней капсулы и лучистый венец, заканчиваясь у клеток коры постцентральной извилины (поля 1, 2, 3), верхней теменной дольки (поля 5 и 7) полушарий головного мозга. По этим длинным волокнам осуществляется проведение мышечно-суставной, вибрационной, сложных видов тактильной, двухмерно-пространственной, дискриминационной чувствительности, чувства давления, стереогноза - от рецепторов одноименной половины тела до продолговатого мозга. Выше продолговатого мозга они вновь соединяются с проводниками болевой и температурной чувствительности соответствующей стороны тела.
    Методы  исследования чувствительности разделяют  на субъективные и объективные. Субъективные методы основаны на психофизиологическом изучении ощущения (абсолютные и дифференциальные пороги чувствительности). Клиническое исследование чувствительности надо проводить в теплом и тихом помещении. Чтобы лучше сосредоточиться на восприятии и анализе ощущений, больной должен лежать с закрытыми глазами. Результаты исследования чувствительности зависят от реакции больного, его внимания, сохранности сознания.
    Болевую чувствительность исследуют уколом булавки или другим острым предметом; температурную - прикосновением к коже пробирками, наполненными прохладной (не выше 25 градусов) и горячей (40-50 градусов) водой. Более точно температурную чувствительности можно исследовать с помощью термоэстезиометра, а болевую - алгезиметром Рудзита. Пороговую характеристику болевой и тактильной чувствительности можно получить при исследовании градуированными щетинками и волосками по методу Фрея. Тактильную чувствительность исследуют легким прикосновением к коже кисточкой, кусочками ваты, мягкой бумажкой. Дискриминационную чувствительность исследуют циркулем Вебера. В норме два раздельных раздражения на ладонной поверхности пальцев руки воспринимаются при удалении одного от другого на 2 мм, на ладонной поверхности кисти это расстояние достигает 6-10 мм, на предплечье и тыльной поверхности стопы -40 мм, а на спине и бедрах -65-67 мм.
    Мышечно-суставное  чувство исследуют в положении больного лежа, обязательно с закрытыми глазами. Врач производит нерезкое пассивное движение в отдельных мелких или крупных суставах - сгибание, разгибание, отведение, приведение. Обследуемый должен определить направление, объем и характер этих движений. Можно использовать кинестезиометр. При выраженном нарушении мышечно-суставного чувства появляется сенситивная атаксия.
    Чувство давления определяют по способности  отличать давление от легкого прикосновения, а также улавливать разницу в степени проводимого давления. Исследование выполняют с помощью барестезиометра - пружинного аппарата со шкалой интенсивности давления, выраженного в граммах. В норме человек различает увеличение или уменьшение давления на руке на 1/10-1/20 часть первоначального давления.
    Вибрационную  чувствительность исследуют камертоном 64-128 Гц. Ножку звучащего камертона ставят на выступы кости (лодыжки, предплечья, гребень подвздошной кости). В норме на лодыжках ощущение вибрации продолжается 8-10 с, на предплечье -11-12 с.
Способность узнавания двухмерных раздражений  исследуют, предлагая больному определить при закрытых глазах цифры, буквы  и фигуры, которые врач чертит карандашом или тупым концом булавки на коже исследуемого.
    Стереогностическое  чувство определяется по возможности узнать монеты, карандаш, ключ при их ощупывании с закрытыми глазами. Исследуемый оценивает форму, консистенцию, температуру, характер поверхности, примерную массу и прочие качества предмета. Сложный акт стереогнозиса связан с ассоциативной деятельностью головного мозга. При поражении общих видов чувствительности такое узнавание невозможно- вторичный астереогноз (псевдоастереогноз). Первичный астереогноз бывает при расстройстве высших мозговых (корковых) функций - гнозиса.
    Нарушения чувствительности часто наблюдаются при различных заболеваниях нервной системы и, как правило, используются для уточнения тонического диагноза, а также для контроля за динамикой патологического процесса под влиянием лечения больного. Различают количественные и качественные нарушения чувствительности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.