На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы безналичных расчётов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ
  Введение………………………………………………………………………. 3
  I. Общий анализ безналичных расчётов
  1.1 Понятие и значение безналичных  расчётов……………………………... 6
  1.2 Основные принципы организации  форм безналичных расчётов……… 8
  II. Разнообразие форм безналичных расчётов
  2.1 Безналичные расчёты платежными поручениями……………………... 15
  2.2 Безналичные расчёты платежными требованиями……………………. 20
  2.3 Безналичные расчёты платежными требованиями-поручениями……. 22
  2.4 Безналичные расчёты аккредитивами………………………………….. 23
  2.5 Безналичные расчёты чеками…………………………………………… 27
  2.6 Безналичные расчёты посредством векселей………………………….. 29
      Безналичные расчёты банковскими пластиковыми карточками……... 31

  III. Проблемы совершенствования и перспективы развития безналичных форм расчётов

  3.1 Проблемы совершенствования безналичных форм расчётов………… 35
  3.2 Перспективы развития некоторых  форм безналичных расчётов……... 37
  Заключение…………………………………………………………………… 41
  Библиографический список…………………………………………………. 43 
 

 

   ВВЕДЕНИЕ
  В наше современное время товарно-денежные отношения занимают важное место и играют огромную роль в хозяйственной жизни и экономике как нашего государства в целом, так и отдельного человека.  
  При товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, возникают денежные расчеты. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
  Основную  часть денежных расчетов в России (60-70%) составляют безналичные денежные расчеты.
  Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных  учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные  расчеты используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость - деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
  Качественные  изменения в организационных  формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка,  расширение числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что  сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использование новых форм и способов осуществления платежей. Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается  на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности. Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег. Их развитие приводит к сокращению количества наличных денег, необходимых для обращения. Чем шире применяются безналичные расчеты, тем меньше требуется наличных денег, уменьшаются издержки обращения. Развитие безналичных расчетов ускоряет оборот наличных денег. Чем равномернее используются наличные деньги, тем меньше их будет в обращении. Следовательно, при прочих равных условиях понадобится меньше наличных денег для обслуживания налично-денежного оборота.
  Таким образом, данная тема будет актуальна всегда, поскольку распространение популярности безналичных расчетов в России и возникновение новейших форм денежных расчетов влечёт за собой увеличение потока информации о данной сфере экономики.
  Цель  данной работы заключается в исследовании действующих в настоящее время форм безналичных расчетов, в выявлении существующих проблем и перспектив развития.
  Это предполагает рассмотрение следующих  задач:
  1. дать общий анализ безналичных расчётов;  
  2. показать разнообразие форм безналичных расчётов;
  3. выявить основные проблемы совершенствования безналичных форм расчётов;
  4. показать перспективы развития наиболее применяемых в России форм безналичных расчётов.
  Мы  считаем,  что на данный момент  в плане охваченных вопросов, тема достаточно разработана, поскольку  все ее составляющие раскрыты  и  понятно отображены в работе. Но, поскольку каждая форма представляет собой отдельный и достаточной обширный институт, в рамках данной курсовой работы раскрыть их наиболее развернуто и полно не представляется возможным. По данному вопросу возможно дальнейшее исследование и изучение.  

 

   I. ОБЩИЙ АНАЛИЗ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ
  1.1 Понятие и значение  безналичных расчётов
  Прежде чем приступить к исследованию форм безналичных расчетов, необходимо кратко раскрыть сущность самого понятия «безналичные денежные расчеты» и принципы их организации.
  В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах не велик, преобладает форма безналичного расчета.   Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
  Банк  России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию  расчетных систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки  и стандарты осуществления безналичных расчетов, осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения.
  При осуществлении безналичных расчетов необходимо учитывать ряд особенностей:
  - в безналичных денежных расчетах трое участников: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя, тогда как в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства;
  - участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
  - перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. То есть, производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
  Также необходимо выделить значение безналичных расчётов, учитывая тот факт, что оно достаточно велико:
  - во-первых, безналичные расчеты способствуют  нормальному кругообороту средств  в народном хозяйстве;
  - во-вторых, безналичные расчеты способствуют  концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
  - в-третьих, четкое разграничение  безналичного и наличного денежного  оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
  С одной стороны, развитие безналичных  расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными.
  С другой стороны, безналичные расчеты  могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание, тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и имитирование банкнот.
  Таким образом, можно сказать, что безналичные  расчеты – совокупность безналичных  денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения  и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.  

  1.2 Основные принципы  организации форм безналичных расчётов
  Безналичный  расчет организуется на основе определенных принципов.
  Принципы  организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов  в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым  требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
  1. Принцип правового режима осуществления  расчетов и платежей. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс Российской федерации (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года), Федеральный закон от 10.07. 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят Государственной Думой 27 июня 2002 года), Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утверждённое ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П) и многие другие.
  Особо следует отметить роль ГК РФ, части  второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части  упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов.
  Главным регулирующим органом платежной системы является Центральный Банк Российской Федерации. Он осуществляет обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, а именно: устанавливает правила, сроки и стандарты осуществления расчетов и применяемых при этом документов; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных систем.1
  Порядок безналичных расчетов определен  в Положении «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утверждённое ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П). Согласно этому Положению организация безналичных расчетов в Российской Федерации строится на следующих правилах:
  - при многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора  форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;2
  - средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;
  - все платежи со счетов предприятий осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Принцип осуществления расчетов  по банковским счетам. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозяйствующих органов расчетным документам.3 Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.
  3. Принцип обеспеченности платежа. Этот принцип тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа.
  Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).
  Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платеже-способности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей, предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности  плательщиков.
  Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
  4. Принцип периодической очередности  платежей. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, то есть в так называемой календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
  -  в первую очередь происходит  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  -  во вторую очередь производится  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств  для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, но выплате вознаграждений по авторскому договору;
  -  в третью очередь осуществляется  списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государственные социальные страховые фонды;
  - в четвертую очередь происходит  списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  - в пятую очередь происходит  списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  -  в последнюю очередь осуществляется списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.4
  5. Принцип согласия (акцепта) плательщика.  Данный принцип реализуется путем применения:
  - либо соответствующего платежного  инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
  - либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств  (платежных требований-поручений,  переводных векселей).
  Законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и тому подобное, а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
  6. Принцип срочности платежа. Означает  осуществление расчетов строго  исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых  договорах, инструкциях Минфина  РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и тому подобное.
  Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован в зачислении их на свой счет именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
  Срочный платеж может совершаться:
  - до начала торговой операции, то есть до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);
  - немедленно после завершения  торговой операции, например платежным  поручением плательщика;
  - через определенный срок после  завершения торговой операции -  на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформление векселя.
  На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.
  Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.
  Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.
  Просроченные  платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.
  7. Принцип контроля за проведением  операций. Контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.
  8. Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. 
  Расчетные операции по перечислению денежных средств  через кредитные организации  могут осуществляться с использованием: (а) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; (б) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; (в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; (г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
  В соответствии с действующим законодательством  безналичные расчеты между организациями  осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь  банки взаимодействуют друг с  другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.5
  Таким образом, необходимо сделать вывод, что все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.  

  II. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ
  2.1 Безналичные расчёты платежными поручениями
  Все расчетно-платежные операции в Российской Федерации проводятся по единым формам, устанавливаемым в законодательстве. Выбор формы расчетов в основном определяется: характером хозяйственных связей между контрагентами; особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки; местонахождением сторон сделки; способом транспортировки грузов; финансовым положением юридических лиц.
  Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.
  ГК  РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных  расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.6
  Расчеты платежными поручениями - это самая  распространенная в настоящее время  в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк–отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежным поручением могут производиться:
  расчеты за полученные товары и оказанные  услуги при условии ссылки в поручении  на номер и дату товарно-транспортного  или иного документа, подтверждающего  отпуск товара или оказание услуг;
  расчеты по нетоварным операциям;
  предварительная оплата товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, а также при применении предварительной оплаты как меры воздействия к неисправному плательщику. Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов;
  авансовые платежи в случаях, предусмотренных  законодательством или договором. В этих случаях в платежных  поручениях делается ссылка на соответствующий  нормативный акт или договор;
  целевые переводы денежных средств, направляемые из федерального, местных бюджетов и внебюджетных фондов на выполнение правительственных программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению и проведение других мероприятий, зачисляются на субрасчетные счета предприятий.7
  Платежные поручения на перечисление целевых денежных средств представляются в банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для плательщика, второй - как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий - со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.
  Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика.8 В платежном поручении указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность за целевое использование средств несет их получатель.
  После проверки правильности заполнения и  оформления платежных поручений  на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных  поручений в поле «Поступ. в банк плат.» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.
  При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.9
  Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066 (приложение 17 к Положению). Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.
  На  лицевой стороне частично оплачиваемого  платежного поручения в верхнем  правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.
  При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.
  При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.10
  При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа  в поле «Списано со сч. плат.» проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.11
  Банк  обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
  При одногородних расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются одним учреждением банка, а также при иногородних перечислениях средств поручения представляются в трех экземплярах. Первый экземпляр служит мемориальным ордером в банке плательщика, второй при одногородних перечислениях направляется получателю при выписке из его счета, а при иногородних почтовых перечислениях прикладывается к сводному платежному поручению для выдачи получателю. Третий экземпляр выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.
  Если  плательщик и получатель средств обслуживаются разными одногородними банками, поручения представляются в четырех экземплярах, из которых первый используется как мемориальный ордер, второй и третий после оплаты отсылаются банку получателя средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке из счета получателя, четвертый экземпляр возвращается плательщику с распиской и штампом банка. Поручения, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, представляются в банк с дополнительным экземпляром, который прилагается к выписке из счета доходов бюджета.
  Преимуществами  данной формы расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а  также простота оформления и прохождения  через банк. Этой форме расчетов присущи свои недостатки такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности. 

  2.2 Безналичные расчёты платежными требованиями
  Платежное требование – это требование поставщика к получателю об уплате ему определенной суммы денежных средств за поставленную продукцию.
  Данной  форме расчета присущи три  особенности:
  1. данная форма расчета применяется  только после отгрузки продукции; 
  2. требования оплачиваются с предварительным  акцептом.
  Срок  предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк. В течение этого времени покупатель проверяет выполнение поставщиком условий договора.
  В целях ускорения расчетов между  плательщиком и получателем средств  договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.
  Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать  надпись, учиненную по следующей  форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись. При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта.
  Плательщик  имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта  требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Основанием для отказа могут быть: отсутствие договора, предъявление бестоварного требования, отсутствие данной формы расчетов в договоре.
  Плательщик  имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях: отсутствия договора, отсутствия данной формы расчетов в договоре, предъявление бестоварного требования, то есть требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю, предъявления требования за ранее оплаченный товар, несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.
  Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.
    данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
  Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся  получателю сумму денежных средств  от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.12
  Ответственный исполнитель банка, принимающий  документы на инкассо, обязан проверить:
    наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
    наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
    при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
    соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
    правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.
  Требования, не отвечающие правилам, установленным  для предоставления документов в  банк, вычеркиваются из реестра с  исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.
  Расчеты платежными требованиями имеют свои достоинства и недостатки. Эта  форма, прежде всего, устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить  выполнение поставщиком условий  договора в части номенклатуры и  качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты. Основной же недостаток заключается в трудоемкости, связанной с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований. 

  2.3 Безналичные расчёты платежными требованиями-поручениями
  Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.
  Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.
  Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий  банк в 3-х экземплярах. В реквизите  требования-поручения «Сумма к оплате»  должна быть проставлена цифрами  и прописью сумма, акцептованная  плательщиком и подлежащая списанию с его счета.
  Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета  плательщика, и после совершения операции помещается в документы  для банка, второй - направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий - выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.
  Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
  Эта форма имеет достоинство, выражающееся в упрощении документооборота и  сокращение издержек, а также повышении  ответственности за расчеты поставщика и плательщика. А недостаток выражается в отсутствии гарантии платежа и возможности замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей. 

  2.4 Безналичные расчёты аккредитивами
  Под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива.13 Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.
  К этой форме расчетов, как правило, стороны прибегают в случаях  отсутствия у них уверенности, что  договор будет выполнен, так как в прошлом наблюдалась систематическая задержка платежей.
  Аккредитив  предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может  быть переадресован. Аккредитив может  быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или  аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.
  По  способу обеспечения платежа  различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.
  Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.14 В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».
  При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
  Открытие  аккредитива производится за счет собственных  средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в  сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.
  Для открытия аккредитива приказодатель  представляет в банк-эмитент заявление  в 4-х экземплярах на бланке установленной  формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.
  В заявлении на аккредитив должны быть указаны: вид аккредитива; наименование приказодателя; наименование и место нахождения банка-эмитента; наименование бенефициара; наименование и место нахождения банка-бенефициара; сумма аккредитива; номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив; срок действия аккредитива; порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта); если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт; полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления; срок представления документов в банк бенефициара; наименование товара; дата отгрузки товара.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.