На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономической истории 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему: «Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы». 
 
 

Студентка
ФМЭО, 1-й курс, ДАЭ-1                                                          А.А. Мирошниченко 

Проверил                                                                                    Ф.В. Горбачев 
 
 

Минск 2009

Содержание

 
Введение 2
Стремление  к унии 4
Подписание  унии 7
Содержание  церковной унии 9
Ликвидация  униатской церкви 11
Заключение 13
Список  использованной литературы 14
 


Введение

 
      Земли белорусского народа исторически находились на пересечении двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии.
      Одним из таких конфликтов, разумеется, стала  религия.
      Одной из особенностей религиозного развития было влияние католического и  православного христианства. Их соперничество  привело к необходимости консолидации полностью разобщенного на этой почве  государства. Таким образом, была образована униатская церковь - специфика религиозно-церковной  и общественно-политической жизни  белорусского народа.
      Брестская церковная уния явилась неоднозначным  событием в истории нашей страны, поэтому ее сложно рассматривать  в отдельности, так как она  тесно связана с социальным, культурным и политическим положением в стране.
      Церковной унии посвящено множество литературы, и исследований историков разных стран. Она по-разному толкуется  и ей дается неоднозначная оценка.
      Задача  данной работы – рассмотреть предпосылки  возникновения унии, задачи, которые  ставились ей, ее содержание и влияние  на ход истории.
      Для написания работы использовались следующие источники: «История белорусского народа» Пичета В.И., «История государства и права Беларуси» Довнар Т.И., «Гісторыя беларусі ў кантэксце еўрапейскіх цывілізацый” под редакцией У.Р. Казлякова, «Уния в документах» под редакцией В.А. Теплова и «Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси 1772-1860 гг.» Е.Н. Филатова, - поскольку они рассматривают церковную унию с позиции различных стран и по-разному оценивают ее значение.
 


Стремление  к унии

 
      Уния  Литвы с Польшей при Ягайло привела к распространению католицизма в Литовско-Русском государстве. Католическая церковь, благодаря покровительству со стороны великокняжеской власти, заняла привилегированное положение. Впрочем, в Белоруссии до половины XIV столетия католицизм почти не имел распространения. В Могилеве, в Мстиславле, Орше до конца XVI столетия не было костелов. В Полоцке в XVI веке католицизм пустил некоторые корни среди городского населения, но среди дворянства он имел весьма слабое распространение.
      О приверженстве русского населения  к православию писал известный  иезуит Антоний Поссевин. Католическая церковь, являясь отражением панской  политики, прекрасно понимала невозможность обращения всех русский в католицизм, пропагандировала мысль об унии с католической церковью как промежуточном состоянии при переходе в католицизм.
      Когда митрополит Исидор, принявший унию на Флорентийском соборе, возвращался  через Литву в Москву, литовско-русское и польское правительство встретили его с почетом и объявили о формальном признании унии [1, с. 57]. Однако преемник Исидора Григорий не собирался принимать унию. После смерти Григория одни из западнорусских митрополитов склонялись к унии, а другие оставались верными православию.
      С появлением иезуитов в Польше пропаганда унии пошла значительно быстрей. Она придерживалась правительства  в лице Стефана Батория и Сигизмунда III. Высшая церковная иерархия также стала постепенно склоняться в сторону унии. Высшее духовенство было недовольно своим положением и в воссоединении с католической церковью видело выход для улучшения своего положения.
        Церковные иерархи, будучи крупными землевладельцами, в нравственно-религиозном отношении оставляли желать многого. Епископы ссорились друг с другом, делали набеги на чужие земли, грабили и убивали [1, с.57].На епископских кафедрах появлялись лица женатые и двоеженцы.
      Само  низшее духовенство было молообразовано, зависело от своих патронов и не могло оказывать влияния на свою паству. Этим воспользовались иезуиты, указывающие на падение православной церкви и проводившие мысль, что  только уния с католической церковью может спасти православную церковь  от окончательного падения.
      Наконец, высшее духовенство, не будучи уравнено в политических правах с католическим духовенством, в заключении унии видело средство изменения своего политического  положения. Кроме того церковные  иерархи были очень недовольны зависимостью от братств, постоянно контролировавших и жизнь, и деятельность высшего духовенства, мешая епископам жить так, как им хотелось.
      Недовольные всем этим епископы во главе с львовским  епископом Гедеоном Балабаном в 1591 году обратились к королю с просьбой о заключении унии [1, с.58].
      Правящая  верхушка государства, поддерживаемая католическим духовенством Польши, совместно  с католическим и православным духовенством Великого Княжества Литовского подготовила проект церковной унии об объединении греко-православной и римско-католической церквей, подчиняя новую униатскую церковь власти римской курии и непосредственно Папе Римскому.
      Созданные же в XIV в. в Беларуси и Литве католические бискупства не являлись самостоятельной церковной провинцией с подчинением непосредственно Риму, а входили в состав польской Гнезненской церковной провинции и подчинялась польскому духовенству. Православный белорусский епископат входил в состав Киевской митрополии[2, с.84].
      Таким образом: идея заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества. С одной стороны, избавить государство от зависимости от церковных властей соседних государств, с другой – разработать свою общую для всего государства религию и, как следствие, помочь сохранить культуру, язык и т.д.
        
 


Подписание  унии

 
      Проект  унии, состоящий из 33 статей, в которых предусматривалось, что в создаваемой униатской церкви будут сохранены обряды службы греко- православной церкви, униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, униатские попы смогут иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, как ксендзы, был отправлен в римскую курию. Одновременно в Рим были делегированы сторонники унии[2, с.84].
      В  декабре 1595 года идею создания униатской  церкви благословил Папа Римский  Климент VII, и в январе 1596 года он подписал проект создание церковной унии.
      Митрополит  Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596г. В  Бресте церковного собора для окончательного утверждения положений церковной  унии[3, с.74].
      На  собор кроме католического и  православного духовенства собрались  и некоторые представители воеводств, поветов и городов. Однако многие магнаты ВКЛ уклонились от участия  в соборе. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников  и противников унии, которые не могли прийти к каким-либо совместным решениям и создали два собора[2, с.85].
      8 октября 1596 года униатский собор  торжественно объявил Брестскую  церковную унию и создание  новой униатской церкви.
      Второй  собор – собор противников  унии, отказался от заключения унии. Из числа высшего духовенства  православной церкви на нем участвовали  два православных епископа (Перемышльский  и Львовский), а также присутствовали киевский воевода князь Константин Острожский и представители патриархов Константинопольского и Московского[2, с.85].
      Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов.
      Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Король РП и великий  князь Жигимонт III Ваза поддержал сторонников унии. Большинство белорусской и украинской шляхты идею создания униатской церкви поддержало.
      Таким образом: уния имела не только религиозное, но и государственно-правовое значение. Однако вместо консолидации общества и мира между конфессиями она  лишь обострила борьбу между ними. Против многих положений унии выступили  высшие чины католической церкви Польши. Создавались преграды для занятия  униатами высших государственных должностей в Речи Посполитой[2, с.85].Активизировалась деятельность и влияние на православное население со стороны Московского патриархата. Унию не поддержала значительная часть горожан великого княжества.
      Но  постепенно униатство находило все  больше сторонников и в XVIII в. на белорусских землях оно стало массовым религиозным течением(70-75% крестьян являлись униатами [2, с.86]).
 


Содержание  церковной унии

 
      Сущность  условий церковной унии, принятой на соборе, сводилась к следующему:
      Западнорусские  владыки признают необходимость  единства Церкви, особенно теперь, когда  вследствие ее разделения умножились ереси и беспорядки.
      Разуверившись в том, что об унии позаботятся  подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е. русские владыки) берут почин  на себя и признают главенство папы. При этом некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде (догмат о происхождении  Св. Духа).
      Православные  обряды и церковный строй сохраняются  неприкосновенными. Запрещается обращение униатских монастырей в католические.
      Разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов. Допускаются смешанные браки.
      Епископские кафедры замещаются королем из числа  кандидатов, избранных духовенством; митрополита посвящают епископы, а от папы он получает утверждение.
      Униатские иерархи пользуются всеми привилегиями католического духовенства, а именно: участвуют в сенате и сейме  и освобождаются от всяких податей, а миряне-униаты могут занимать всякие должности.
      Все монастыри находятся в ведении  епископов. В отношения епископов к священникам не в праве вмешиваться ни светские власти, ни миряне.
      Братства, если примут унию, могут существовать под условием послушания митрополиту и епископам. Привилегии, дарованные им патриархами, уничтожаются.
      Всякая  зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой, так как могут помешать унии и стать причиной междоусобиц. Их проклятиям по поводу унии, их грамотам не придавать никакого значения. Лиц, которые будут получать от них посвящения, не признавать и не пропускать через границы государства.
      Правительство обязано принять меры к тому, чтобы  то духовенство, которое не примет унии, не могло исполнять своих обязанностей, и чтобы был проведен протест  народа против соединения церквей[4, с.39] 
      Таким образом, открытая измена Православию  вызвала бурю негодования православного  населения. Православные не были против унии, но представляли ее несколько  иначе – посредством собрания единого Собора всей Восточной и  Западной церкви. Одним из ярых противников  стал князь Острожский, который дал  начало широкому антиуниатскому движению в Речи Посполитой. Одним из проявлений этого движения стало восстание  под руководством С. Наливайко.
 


Ликвидация  униатской церкви

 
      При присоединении территории ВКЛ к  Российской империи царскому правительству  нужна была поддержка магнатов и  средней шляхты, которые в основном были католиками. Это было одной  из причин, по которой достаточно длительный срок католичество, как господствующую конфессию, не трогали. Хотя униатство  и считалось как со стороны  католического духовенства, так  и с царского правительства составной частью католичества, верующими униатства были крепостные крестьяне, мещане и часть бедной шляхты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.