На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение……………………………………………………………………………3
1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5
1.1 Казахстан  и ВТО ………………………………………………………………..5
1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9
2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19
3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23
4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32
   Заключение ……………………………………………………………………….40
   Список литературы……………………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Последние два десятилетия наблюдается  стабильный непрерывный рост мировой  торговли товарами и услугами, превышающий  рост ВВП.
      Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.
      Расширение  внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики – отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.
      Исключительно быстро развиваются новые формы  международных экономических отношений  и, прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество. Если в 1970 году объем экспорта услуг составлял 80 млрд. дол., то к 1995 году уже более 1 трл. дол., т. е. больше 1/3 стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40 % экспорта США, 46 % – Англии.
      При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг быстро развивается экспорт  услуг, связанных с применением  научно-технических достижений, с  внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических  услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т. п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного оборудования (лизинг). Доля экономически развитых стран в экспорте услуг составляет около 80 %.
      Особенностью  внешней торговли услугами является то, что она в отличие от торговли товарами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями  внутреннего законодательства. В  настоящее время существует ряд международных торговых организаций, регулирующих торговую деятельность. Самой масштабной из них считается Всемирная торговая организация (ВТО), членами которой на сегодняшний день являются 153 страны. Уникальность ВТО заключается в том, что она имеет свой собственный орган урегулирования и решения конфликтов. Наряду с этим существует ряд документов, которые формируют свод правил международной торговли, как по товарам, так и по услугам среди стран-членов ВТО.
      В первом полугодии 2008 года ВВП Казахстана составил около 7 триллионов тенге, из них 44,2 процента приходится на производство товаров, а 55,2 процента на услуги, что вполне закономерно, поскольку сфера услуг разносторонняя и соприкасается со многими отраслями нашей экономики.
      В данной работе рассмотрены особенности  участия Республики Казахстан в  международной торговле услугами, в международных перевозках,  определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг. 
 
 
 
 
 
 

      1 Особенности участия РК в международной торговле услугами 

      1.1 Казахстан и ВТО 

      Отличительной особенностью Всемирной Торговой Организации (ВТО) является создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения условий свободной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправия всех стран-членов данной организации. Политика открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе к расширяющимся мировым рынкам. Более предсказуемые и основанные на международном праве условия ВТО дадут возможность Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.
      В ежегодном Послании народу Казахстана Глава государства охарактеризовал вступление страны во Всемирную торговую организацию как дополнительный инструмент экономической модернизации. Убежден, сказал тогда Нурсултан Назарбаев, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако, считает он, эти возможности нужно умело и выгодно использовать.
      Переговорный  процесс по вступлению Казахстана в  ВТО, начавшийся с подачи в секретариат  организации официального заявления в январе 1996 года, идет полным ходом. Многие законы, регулирующие внешнеторговый режим, уже приведены в соответствие с нормами ВТО или находятся на обсуждении в Парламенте.
      В феврале 1996 года Казахстану был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана рабочая группа по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, в состав которой в настоящее время входит 39 стран-членов ВТО. На сегодня Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Южная Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, Доминиканская Республика, Болгария, Швейцария и Египет подписали с нами протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО. Еще семь стран – Австралия, Бразилия, ЕС, Индия, Канада, Малайзия, США – вступили в двусторонние переговоры с нашей страной.
      В активную фазу переговорного процесса со странами-членами рабочей группы по определению условий членства в ВТО Казахстан вступил, завершив информационный период процесса, в 2003 году. Правительство РК ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям – по системным вопросам, сельскому хозяйству, доступу на рынок товаров и доступу на рынок услуг.
      Целью переговоров по доступу на рынок  услуг является согласование условий  доступа иностранных поставщиков  услуг на казахстанский рынок. Основой  переговоров является обсуждение предложений  Казахстана по доступу на рынок услуг. В настоящее время переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг ведутся с 8-ю странами-членами Рабочей Группы: Австралией, ЕС, Канадой, Латвией, Польшей, США, Швейцарией, Японией. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по доступу на рынок услуг по 76 секторам (или 49%) от общего количества 155 секторов услуг Классификатора ООН.
      Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) – первый свод многосторонних юридически обязательных правил и норм, охватывающих международную торговлю услугами. Соглашение включает в себя общие рамки, содержащие основные правила и нормы, приложения, уточняющие специальные условия в отдельных секторах услуг. Одним из основных принципов соглашения стал режим наибольшего благоприятствования, согласно которому правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов. Казахстан в 1997 году официально представил в секретариат ВТО предложения по доступу на внутренний рынок услуг. Детальные переговоры по специфическим интересам со странами-переговорщиками проводятся с июля 2001 года.
      В нашей стране работают над совершенствованием перечня специфических обязательств по услугам с учетом достигнутых  договоренностей со странами-членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг Казахстана. В перечень так называемых чувствительных секторов услуг, требующих разумного уровня защиты для казахстанской экономики, входят финансовые, правовые, транспортные, почтовые и курьерские, телекоммуникационные, энергетические, туристические, услуги в областях строительства, исследований и разработок.
      Казахстан в ходе переговоров по доступу  на рынок услуг обсуждает со странами-переговорщиками  условия доступа на казахстанский  рынок иностранных поставщиков  услуг, например, доступ иностранных компаний на рынки правовых, аудиторских, строительных, коммуникационных, финансовых, транспортных услуг и т.д. Наряду с ограничениями по доступу на рынок, т.е. первоначальное разрешение учреждения бизнеса в Казахстане, каждая страна-член ВТО применяет свои меры внутреннего регулирования. Главным принципом внутреннего регулирования является принцип равного применения всех требований к иностранным и местным компаниям. Например, страны применяют все требования лицензирования, выдачи разрешений, сертификатов и др. документов на равных основаниях.
      Следует отметить, что действующее законодательство в области услуг, которое отвечает экономическим интересам страны и создает благоприятные инвестиционные условия, является достаточно либеральным. Ограничение иностранного участия на сегодняшний день существует в телекоммуникационном секторе. Многие страны заинтересованы в доступе на телекоммуникационный рынок Казахстана. В переговорах по доступу на рынок как телекоммуникационных, так и всех остальных видов услуг, Казахстан отстаивает свои интересы исходя из экономических и других интересов страны.
      Либеральный режим регулирования в сфере  услуг, за счет развитой конкуренции, как  правило, способствует повышению уровня оказываемых услуг потребителям. К примеру, потребители услуг телекоммуникационных услуг уже сегодня приобретают выгоды от либерализации телекоммуникационного сектора, в котором на сегодняшний день, как мы видим, уже достаточно развита конкуренция. В соответствии с Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы созданы условия для развития конкурентной среды на рынке услуг связи, отменена эксклюзивная лицензия национального оператора АО «Казахтелеком» на оказание услуг междугородной и международной связи. В результате на рынке телекоммуникаций появилось 9 новых телекоммуникационных компаний. Реформы и либерализация телекоммуникационного сектора будут стимулировать прямые зарубежные инвестиции в данный сектор, а также повысят качество, расширят выбор и снизят цены для населения.
      В целях выработки согласованной  и сбалансированной переговорной позиции  Республики Казахстан в вопросе  вступления в ВТО, ориентированной  на защиту национальных экономических  интересов, Правительство Казахстана привлекает к участию в разработке предложений все заинтересованные круги общества - представителей законодательной и исполнительной власти, регионов, общественности, науки и предпринимательства. Аналогичная практика подготовки решений по переговорам с рабочими группами ВТО существует во всех основных странах-членах ВТО.
      Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с Конфедерацией  работодателей Республики Казахстан (КРРК), выступающей координирующим органом от предпринимателей, организован  и проведен ряд конференций, семинаров, круглых столов для обсуждения условий вступления Казахстана в ВТО. 
 
 
 

      1.2 Динамика внешней торговли услугами  Республики Казахстан 

      Результат участия Республики Казахстан в  международной торговле услугами отражен  в платежном балансе страны.
     Значительные темпы роста текущих поступлений при умеренном росте текущих выплат обеспечили высокий профицит счета текущих операций по итогам 9 месяцев 2008 года, сложившегося в сумме более 9 млрд.долл. (9,3% к ВВП), в сравнении с дефицитом в 5,4 млрд.долл. за 9 месяцев 2007 года.
     Сложившийся по итогам отчетного периода импорт услуг в 8,4 млрд. долл. был на 1,8% выше, чем в базовом периоде, в то время как импорт услуг за 9 месяцев 2007 года в сравнении с 9 месяцами 2006 года увеличился на 27% (таблица 1).
Таблица 1 - Структура текущих поступлений и текущих выплат
в млн. долл. США
Показатели 9 месяцев 2005 года 9 месяцев 2006 года 9 месяцев 2007 года 9 месяцев 2008 года
Текущие поступления, в т.ч. 23 471,9 32 504,3 40 011,4 63 350,9
  Экспорт товаров 20775,0 28753,7 34220,9 56705,9
  Экспорт нефакторных услуг 1633,3 2077,0 2567,0 3270,3
  Доходы, полученные от нерезидентов 479,5 935,8 2544,2 2562,5
  Трансфертные поступления 584,0 737,8 679,2 812,2
Текущие выплаты, в т.ч. 23 395,2 32 510,7 45 428,9 54 338,7
  Импорт товаров 12977,6 16821,0 24072,4 28552,5
  Импорт нефакторных услуг 5097,6 6506,5 8261,4 8413,0
  Доходы, выплаченные нерезидентам 4504,6 7764,6 10778,4 15861,9
  Трансфертные выплаты 815,4 1418,6 2316,6 1511,3
Сальдо  текущего счета 76,7 -6,4 -5417,5 9012,2
 
      По  международным услугам наблюдается  отрицательный дисбаланс (импорт нефакторных  услуг превышает экспорт): в 2005 г. – минус 3,46 млрд. долл., в 2006 г. – минус 4,43 млрд. долл., в 2007 г. – минус 5,7 млрд. долл., в 2008 г. – минус 5,1 млрд. долл.
     Баланс  международных услуг.
     Импорт  услуг за январь-сентябрь 2008 года превысил их экспорт в 2,6 раза и, в итоге, дефицит  баланса международных услуг  составил 5,1 млрд. долл., что почти  на 0,6 млрд. долл. или на 9,7% меньше аналогичного показателя базового периода. Активное сальдо со странами СНГ увеличилось на 40%, составив 147,7 млн. долл., а негативное сальдо торговли услугами с остальными странами сократилось на 8,6% и составило 5,3 млрд. долл. Внешнеторговый оборот услугами, сложившийся в отчетном периоде в 11,7 млрд. долл., вырос относительно базового периода на 7% (рис. 1).
     

Рисунок 1 – Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан
 за 9 месяцев 2005 – 2008 гг. 

       Экспорт услуг за 9 месяцев 2008 года составил 3,2 млрд. долл. Основное влияние на его увеличение на 27,3% относительно сопоставимого периода оказали транспортные и государственные услуги, рост по которым составил 36,2 и 52,3% соответственно.
       Предоставленные нерезидентам услуги грузового транспорта выросли на 41,3% за счет роста поступлений за трубопроводный и железнодорожный транзит грузов через территорию республики (на 38,6%) и транспортировку экспортных товаров отечественными авто и авиаперевозчиками (на 54,5%). В сравнении с базовым периодом на 30,7% выросли доходы резидентских транспортных предприятий за перевозку пассажиров в международном сообщении. В результате по итогам анализируемого периода отрицательный дисбаланс по статье «Перевозки» сократился более чем в 3 раза, до 96,8 млн. долл.
       Активное  сальдо традиционно складывается по статье «Государственные услуги» - 190,6 млн. долл. по итогам отчетного периода. При неизменной сумме поступлений в республиканский бюджет за пользование Российской Федерацией комплексом «Байконур» и военно-испытательными полигонами республики, доходы резидентов за предоставление товаров и услуг находящимся на территории республики иностранным посольствам и представительствам международных организаций возросли более чем в 2 раза и составили 220 млн. долл.
       На  поступления от услуг туризма (статья «Поездки») приходится около четверти доходов от экспорта услуг. В отчетном периоде положительное сальдо по статье «Поездки» составило 5,6 млн.долл., сменив отрицательное сальдо базового периода в 10,2 млн.долл. По оценке Национального Банка доходы резидентов от пребывания иностранных граждан в Казахстане составили 782 млн. долл., увеличившись на 2%, преимущественно, за счет роста на 4,2% въезда с частными целями граждан стран СНГ. Расходы резидентов на личные поездки за рубеж возросли на 3,5%, а на служебные поездки снизились на 26%. В результате импорт услуг, связанных с туризмом, увеличился относительно базового периода на 1 млн.долл., составив 776 млн. долл.
       По  всем другим статьям баланса международных  услуг расходы резидентов превысили их доходы (таблица 2).
Таблица 2 - Компоненты баланса международных услуг
млн. долл. США
  Экспорт Импорт 
9 месяцев 2007 года 9 месяцев 2008 года 9 месяцев 2007 года 9 месяцев 2008 года
Транспортные  услуги (перевозки) 1235,4 1683,3 -1541,8 -1780,1
Услуги, связанные с туризмом (поездки) 767,1 782,0 -777,4 -776,4
Услуги  связи 64,5 73,1 -78,0 -88,3
Строительные  услуги 2,9 17,4 -3040,1 -2579,9
Страховые услуги 26,4 54,4 -203,1 -197,6
Финансовые  услуги 48,4 69,7 -156,8 -211,2
Компьютерные  и информационные услуги 1,7 6,1 -51,9 -66,2
Роялти  и лицензионные платежи 0,0 0,0 -46,8 -61,7
Прочие  деловые услуги 210,1 263,7 -2216,9 -2504,0
Услуги  частным лицам и услуги в сфере  культуры и отдыха 0,4 0,6 -12,4 -18,2
Официальные услуги 210,0 320,0 -136,1 -129,4
Всего 2567,04 3270,3 -8261,3 -8413,0
 
      Доля  импорта услуг во внешнеторговом обороте услугами Казахстана сократилась  в отчетном периоде до 72,0% с 76,3% в  базовом периоде.
      Импорт  услуг, сложившийся в сумме 8,4 млрд. долл., вырос всего на 1,7% в сопоставлении с базовым периодом, что связано с завершением основного этапа строительства ряда инфраструктурных объектов на нефтегазовых месторождениях республики. В результате расходы резидентов на преобладающие в структуре импорта строительные услуги сократились в сравнении с базовым периодом на 16%.
      Около 30% импорта услуг пришлось на «Прочие  деловые услуги», импорт которых  увеличился на 13%. В структуре данной статьи доминируют разные деловые, профессиональные и технические услуги, возросшие на 14% относительно базового периода. Основными потребителями строительных и прочих деловых услуг остаются предприятия с иностранными прямыми инвестициями (таблица 3).
Таблица 3 - Импорт услуг предприятиями с иностранными прямыми
             инвестициями (ИПИ)
млн. долл. США
Виды  услуг 9 месяцев  2007 года 9 месяцев  2008 года
Импорт, всего Импорт предприятиями  с ИПИ Удельный вес, % Импорт, всего Импорт предприятиями  с ИПИ Удельный вес, %
Строительные  услуги 3040,1 2795,9 91,9 2579,8 2268,2 87,9
Операционный  лизинг 333,2 325,0 97,5 342,2 335,6 98,1
Разные  деловые, профессиональные и технические  услуги 1858,9 1763,5 94,8 2117,6 2057,5 97,2
Из  них:            
Юридические, бухгалтерские и консультационные услуги 322,4 285,3 88,4 348,8 295,8 84,8
Архитектурные, инженерные и прочие технические услуги 1211,8 1070,0 88,3 1396,4 1269,9 90,9
Услуги  в области добычи полезных ископаемых 272,3 262,9 96,5 309,3 304,4 98,4
ИТОГО 5232,3 4884,4 93,3 5039,6 4661,3 92,4
 
       Расходы резидентов на приобретение нерезидентских услуг связи, страховых, финансовых, компьютерных и информационных услуг, выплату роялти и лицензионных платежей увеличились в отчетном периоде на 16,5%. Импорт рассматриваемых услуг составил 625,1 млн. долл. при их экспорте в 203,3 млн. долл.
       В таблице 4 представлен консолидированный баланс международных услуг Республики Казахстан по расширенной классификации за 9 месяцев 2006 – 2008 гг.
Таблица 4 - Баланс международных услуг Республики Казахстан
         по  расширенной классификации за 9 месяцев 2006 - 2008 гг.
 млн.  долларов США
Виды  услуг 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 9 месяцев 2008
Баланс  международных услуг, всего -4429,52 -5694,35 -5142,72
Экспорт услуг 2077,02 2567,04 3270,31
  Перевозки                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
1059,27 799,48
106,27
153,52
1235,39 923,65
149,59
162,14
1683,28 1304,98
195,60
182,70
        Морской транспорт                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
29,57 1,1710
0,00
28,40
18,02 0,2974
0,00
17,72
21,72 0,0370
0,00
21,68
        Авиатранспорт                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
202,11 32,91
63,12
106,08
261,49 41,67
92,52
127,30
326,16 67,65
121,35
137,16
        Прочие виды транспорта                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
827,59 765,40
43,15
19,03
955,87 881,69
57,08
17,11
1335,39 1237,30
74,25
23,85
Расширенная классификация прочего транспорта:      
                  Железнодорожный                   - грузовой
                  - пассажирский
                  - прочий
290,21 230,21
42,21
17,79
379,33 307,52
55,48
16,33
577,92 482,66
72,21
23,06
                  Трубопроводный                   - грузовой
                  - прочий
444,12 444,12
0,00
458,54 458,54
0,00
579,11 579,11
0,00
                  Автотранспорт                   - грузовой
                  - пассажирский
                  - прочий
93,26 91,07
0,94
1,24
118,01 115,63
1,60
0,78
178,36 175,53
2,04
0,79
  Поездки     Деловые
    Личные
       - образование, лечение
       - прочие
635,73 112,48
523,26
1,88
521,38
767,13 125,67
641,46
2,06
639,41
781,98 113,58
668,40
3,08
665,32
  Услуги связи      Почтовые
     Телекоммуникационные
58,16 2,26
55,90
64,54 2,92
61,61
73,12 2,82
70,30
Продолжение таблицы 4
Виды  услуг 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 9 месяцев 2008
  Строительные услуги      Строительство за границей
     Строительство в Казахстане
1,24 0,00
1,24
2,92 0,00
2,92
17,46 0,00
17,46
  Страховые услуги     Страхование жизни
    Страхование грузов
    Другое непосредственное страхование
    Перестрахование
    Сопутствующие услуги
3,54 0,00
0,00
1,89
1,52
0,13
26,44 0,00
0,00
5,30
20,59
0,56
54,39 0,00
0,00
10,22
43,24
0,94
  Финансовые услуги 12,40 48,40 69,74
  Компьютерные и информационные  услуги     Компьютерные
    Информационные
 
0,97 0,67
0,30
 
1,71 0,45
1,25
 
6,07 0,60
5,47
  Роялти и лицензионные платежи 0,00 0,00 0,00
  Прочие деловые услуги      Перепродажа товаров за границей  и другие внешнеторговые услуги
        - перепродажа товаров
        - внешнеторговые услуги
125,94 
1,43
0,04
1,40
210,09 
1,57
1,25
0,32
263,60 
2,73
1,10
1,63
     Операционный лизинг 38,75 66,70 93,47
      Разные деловые, профессиональные  и технические услуги         - юридические, бухгалтерские, консультационные
              юридические
              бухгалтерские, аудиторские
              услуги по консультации бизнеса  и управления
        - реклама, маркетинг
        - научно-исследовательские работы
        - архитектурные, инженерные и прочие технические услуги
        - услуги в области с/х, добычи  полезных ископаемых и обработки  продукции на местах
              обработка продукции на местах
              прочие с/х
       - прочие услуги
 
85,76 
23,97
7,93
14,71 

1,33
14,50
9,67 

34,39 
 

1,34
0,00
1,34
1,89
 
141,81 
62,95
45,12
15,96 

1,86
25,80
8,11 

42,42 
 

1,00
0,00
1,00
1,54
 
167,41 
43,56
10,93
29,49 

3,14
51,47
11,64 

51,43 
 

4,50
0,12
4,38
4,80
      Техническая помощь 0,00 0,00 0,00
 
Продолжение таблицы 4
Виды  услуг 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 9 месяцев 2008
  Услуги частным лицам и услуги  в сфере культуры и отдыха        Аудиовизуальные
       Другие
 
0,23 0,23
0,00
 
0,41 0,26
0,14
 
0,63 0,47
0,16
  Государственные услуги       Посольства и консульства
      Военные объекты и агентства
179,55 72,67
106,88
210,01 103,13
106,88
320,03 220,41
99,63
Импорт  услуг -6506,54 -8261,39 -8413,02
  Перевозки                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
-1079,45 -847,75
-182,95
-48,76
-1541,80 -1209,18
-237,77
-94,84
-1780,05 -1395,06
-226,80
-158,19
        Морской транспорт                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
-45,30 -39,24
-0,23
-5,83
-62,19 -55,43
-0,36
-6,40
-70,18 -62,82
-0,39
-6,97
        Авиатранспорт                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
-355,97 -158,96
-158,59
-38,41
-469,43 -226,74
-204,10
-38,58
-492,68 -260,63
-182,40
-49,66
        Прочие виды транспорта                   - грузовые
                  - пассажирские
                  - прочие
-678,18 -649,54
-24,12
-4,51
-1010,18 -927,01
-33,31
-49,85
-1217,19 -1071,61
-44,00
-101,57
Расширенная классификация прочего транспорта:      
                  Железнодорожный                   - грузовой
                  - пассажирский
                  - прочий
-367,15 -341,60
-21,95
-3,60
-565,41 -485,92
-30,31
-49,18
-689,74 -551,77
-40,61
-97,36
                  Трубопроводный                   - грузовой
                  - прочий
-1,60 -1,60
0,00
-1,57 -1,57
0,00
-1,57 -1,57
0,00
                  Автотранспорт                   - грузовой
                  - пассажирский
                  - прочий
-309,43 -306,34
-2,18
-0,91
-443,20 -439,53
-3,00
-0,67
-525,88 -518,27
-3,40
-4,21
  Поездки     Деловые
    Личные
       - образование, лечение
       - прочие
-630,42 -92,56
-537,87
-10,90
-526,96
-777,36 -115,91
-661,45
-24,85
-636,60
-776,36 -91,67
-684,69
-22,58
-662,11
Продолжение таблицы 4
Виды  услуг 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 9 месяцев 2008
  Услуги связи      Почтовые
     Телекоммуникационные
-70,10 -4,56
-65,54
-78,02 -4,66
-73,36
-88,32 -2,22
-86,11
  Строительные услуги      Строительство за границей
     Строительство в Казахстане
-2439,43 0,00
-2439,43
-3040,14 0,00
-3040,14
-2579,81 0,00
-2579,81
  Страховые услуги     Страхование жизни
    Страхование грузов
    Другое непосредственное страхование
    Перестрахование
    Сопутствующие услуги
-221,38 0,00
0,00
-15,60
-205,55
-0,24
-203,07 0,00
0,00
-14,64
-188,37
-0,09
-197,64 0,00
0,00
-0,40
-197,08
-0,15
  Финансовые услуги -99,18 -156,80 -211,20
  Компьютерные и информационные  услуги     Компьютерные
    Информационные
 
-30,52 -19,29
-11,24
 
-51,91 -43,38
-8,53
 
-66,25 -50,60
-15,65
  Роялти и лицензионные платежи -32,68 -46,83 -61,69
  Прочие деловые услуги      Перепродажа товаров за границей  и другие внешнеторговые услуги
        - перепродажа товаров
        - внешнеторговые услуги
-1814,58 
-1,02
0,00
-1,02
-2216,96 
-3,45
0,00
-3,45
-2503,99 
-5,92
0,00
-5,92
     Операционный лизинг -248,45 -333,24 -342,18
      Разные деловые, профессиональные  и технические услуги         - юридические, бухгалтерские, консультационные
              юридические
              бухгалтерские, аудиторские
              услуги по консультации бизнеса  и управления
        - реклама, маркетинг
        - научно-исследовательские работы
        - архитектурные, инженерные и  прочие технические услуги
        - услуги в области с/х, добычи  и обработки продукции на местах
              обработка продукции на местах
              прочие с/х
       - прочие услуги
 
-1531,87 
-110,73
-9,95
-29,21 

-71,57
-7,42
-3,27 

-1061,95 

-320,28
-0,04
-320,23
-28,23
 
-1858,91 
-322,41
-11,22
-10,32 

-300,87
-11,78
-4,43 

-1211,83 

-272,30
-0,65
-271,66
-36,16
 
-2117,64 
-348,87
-7,28
-24,13 

-317,47
-11,59
-13,88 

-1396,48 

-309,33
0,00
-309,33
-37,49
Продолжение таблицы 4
Виды  услуг 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 9 месяцев 2008
      Техническая помощь -33,24 -21,36 -38,25
  Услуги частным лицам и услуги  в сфере культуры и отдыха        Аудиовизуальные
       Другие
 
-11,49 -11,44
-0,05
 
-12,37 -12,23
-0,15
 
-18,26 -17,40
-0,85
  Государственные услуги       Посольства и консульства
      Военные объекты и агентства
-77,30 -77,30
0,00
-136,13 -136,13
0,00
-129,45 -129,45
0,00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта 

      Экономика Казахстана, расположенного в центре Евразийского континента между емкими и динамично развивающимися рынками  Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, во многом зависит от эффективного использования потенциально высоких транзитных возможностей государства. Транзитные потоки, по оценкам международных аналитических центров, по направлениям Юго-Восточная и Восточная Азия - Европа оцениваются в 330 - 400 млрд. долларов США, до 20% из которых должны проходить через территорию Российской Федерации и Казахстана. Однако в силу различных причин Казахстан использует данный потенциал менее чем на 10 %.
      В настоящее время наблюдается рост цен на нефть и газ, обусловленный увеличением спроса на них в мире, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Значение систем транспортировки нефти и газа в таких условиях возрастает. Одним из способов доставки нефтепродуктов на рынки иностранных государств являются магистральные трубопроводы.
      Правовое  регулирование магистрального трубопроводного  транспорта в РК осуществляется в  соответствии с положениями главы 8 Закона Республики Казахстан от 28 июня 2005 года № 2350 «О нефти» и некоторыми подзаконными нормативными правовыми актами. Вместе с тем ряд вопросов в отношении магистрального трубопроводного транспорта остается не урегулированным в законодательстве РК. Международный опыт свидетельствует о том, что такой вид общественных отношений, как использование магистрального трубопроводного транспорта, обычно регулируется отдельным нормативным правовым актом или отдельным международным соглашением, в случае если он проходит по территории нескольких государств. Специальные законы приняты в Англии, Франции, Германии и ряде других государств. Не обошли данный вопрос стороной и страны СНГ. В 2001 году Межгосударственная ассамблея стран – участников СНГ приняла текст Модельного закона «О трубопроводном транспорте». В Республике Казахстан также назрела необходимость принятия отдельного закона о магистральном трубопроводном транспорте.
      Актуальность данного вопроса подчеркивает сам факт того, что одной из основных экспортных статей нашей республики являются нефть и газ. Ведь цены на нефть и газ формируются с учетом стоимости их транспортировки. Стратегические планы нашего государства также предусматривают развитие системы магистральных трубопроводов в Республике Казахстан. Так, в Указе Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года № 80 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» в качестве одного из путей усиления позиции Республики Казахстан на внешних рынках и вхождения в число крупных мировых поставщиков сырья предусматривается создание мультимодальной экспортной системы транспортировки углеводородов, предусматривающей расширение нефтепровода «Каспийский трубопроводный консорциум», системы транспортировки нефти по маршруту Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан, введению в эксплуатацию нефтепровода Атасу – Алашанькоу.
      Безусловно, географическая отдаленность рынка  потребления углеводородов и  большая площадь нашей республики создают определенные проблемы при  транспортировке нефти и газа. Однако ситуация правовой неурегулированности  деятельности магистрального трубопроводного транспорта представляется более серьезной проблемой и служит тормозом в экономическом развитии нашего государства.
      Прогнозируемые  запасы углеводородов в Казахстане показывают, что уже в ближайшем  будущем Казахстан может стать  одним из основных поставщиков нефти в мире. Поэтому проблема транспортировки нефти на экспорт и определение будущих маршрутов нефтепроводов имеет стратегическое значение для Казахстана.
      Трубопроводный  транспорт в Казахстане представлен  нефте- и нефтепродуктопроводами (6,3 тыс. км), газопроводами (3,2 тыс. км.) и водоводами (3,4 тыс. км.), построенными в большинстве до 1990 года.
      Оценочный потенциал углеводородного сырья  в Республике Казахстан исключительно  высок и продолжает усиливаться  и в текущий период. Объем добычи нефти и газового конденсата в целом по республике в 2000 году составил 33,5 млн. тонн, к 2005 году - 60,0 млн. тонн и к 2010 году достигнет 100,0 млн. тонн. Однако наличие крупных запасов сырья - обязательное, но недостаточное условие для развития нефтегазовой отрасли. Поэтому строительство транспортной инфраструктуры для обеспечения максимального доступа нефтегазодобывающих компаний к экспортным маршрутам является одним из приоритетных направлений развития нефтегазовой отрасли.
      Учитывая  отсутствие самостоятельного выхода Казахстана на мировые рынки сбыта нефти, основной объем нефти транспортируется через территорию соседних государств - членов Содружества Независимых Государств. Это трубопроводная система «Дружба», позволяющая транспортировать нефть через экспортные терминалы Черного и Балтийского морей, а также Транскавказский транспортный коридор (Актау - Баку - Батуми) к рынкам Европы. В эксплуатации находятся 32 насосно-перекачиваюшие станции, 18 приемо-сдаточных пунктов, 2 наливные эстакады (гг. Атырау, Макат), железнодорожная сливная эстакада (НПС Актау). Более 70 % основных фондов находятся в эксплуатации свыше 10 лет, 5 % - более 30 лет. По этой причине уровень аварийности превышает 6 аварий на каждые 1000 км нефтепроводов. Суммарная пропускная способность нефтепроводов достигает 86 млн. тонн нефти в год, однако они в настоящее время преимущественно в западных регионах. Восточная нефтепроводная система, в силу объективных экономических обстоятельств, практически бездействует.
      Водоводы  находятся преимущественно в  западном и северном районах Казахстана. Уменьшение спроса на техническую и  питьевую воду со стороны промышленных предприятий и сельского хозяйства  привело к тому, что неоптимально используется пропускная способность  водоводов.
      Газопроводы на территории Республики Казахстан  являются преимущественно транзитными (магистральные линии газопроводов «Бухара – Урал» и «Средняя Азия – Центр») располагаются в малонаселенных районах Центрального и Северо-Западного Казахстана. Их использование для внутренних нужд на отдельных участках в Северном Казахстане незначительно. В южных регионах республики действует газопровод, питающий бухарским газом Шымкентскую, Жамбылскую и Алматинскую области Казахстана, а также Кыргызстан. На газопроводах действует более 20 компрессорных станций (более 300 газоперекачивающих агрегатов различных типов). Для сглаживания сезонной неравномерности потребления используются два подземных хранилища: Акыр-Тобе (емкостью 0,7 млрд. куб. м) и Базойское (емкостью 3,6 млрд. куб. м). Износ по магистральным газопроводам составляет порядка 7%, по парку газоперекачивающего оборудования - от 60 до 90%. Суммарная пропускная способность газопроводов превышает 200 млрд. куб. м в год.
      Сложившееся территориальное размещение и пропускные способности отдельных ниток нефте- и газопроводов не обеспечивают оптимального распределения добываемого в республике углеводородного сырья. На внутреннем рынке это оборачивается простоями нефтеперерабатывающих заводов и периодическими всплесками топливного кризиса, низким уровнем газификации в стране. С внешнеэкономической точки зрения такое положение сдерживает добычу, прежде всего, нефти. В связи с последним обстоятельством в Казахстане ведется интенсивный поиск альтернативных путей ее транспортировки. Одним из промежуточных решений проблемы является завершение строительства и пуск в эксплуатацию нефтепроводов Каспийского Трубопроводного Консорциума, связывающего западный Казахстан с российским портом Новороссийск на побережье Черного моря.
      Другие  перспективные проекты и направления  находятся на различных стадиях разработки технико-экономических обоснований, оценки стратегических, политических и региональных реалий. Это строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай, нефтепровода Казахстан - Туркменистан - Иран и, при наличии необходимых ресурсов, строительство Транскаспийской транспортной системы для транспортировки углеводородного сырья на рынки Западной Европы и Средиземноморья.
      3 Участие РК в международных перевозках 

      Либерализация экономики, направленная в последнее время на максимальное развитие рыночных отношений и развитие конкурентной среды в транспортной системе, создала реальные предпосылки дальнейшего экономического прогресса. В Казахстане за эти годы сформировался адекватный росту экономики рынок транспортных услуг. Однако мощный потенциал транспортной системы, в том числе и возможности международного транзита через территорию Казахстана используются пока недостаточно эффективно.
      По  территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридора. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа – Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык – Актогай – Саяк – Моинты – Астана – Петропавловск (Пресногорьковская). Южный коридор ТАЖМ: Юго-Восточная Европа – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык – Актогай – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш). TРACEКA: Восточная Европа – Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык – Алматы – Актау). Север-Юг: Северная Европа – страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана на участках морской порт Актау – уральские регионы России и Актау – Атырау.
      Кроме направлений, участвующих в формировании основных трансконтинентальных маршрутов, необходимо отметить Центральный коридор  ТАЖМ, имеющий важное значение для  региональных транзитных перевозок по направлению Сарыагаш – Арысь – Кандагач – Озинки.
      Коридоры  позволяют значительно сократить  расстояние в сообщении Восток-Запад  и сроки доставки грузов. Мощный рост экономики Китая, в частности  его западных регионов, уже сегодня  вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различного спектра товаров. Вместе с тем, по оценкам специалистов, уровень развития транзита в Казахстане не соответствует потенциалу отрасли и республики в целом.
      Транспортный  комплекс Республики Казахстан объединяет железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный, а также различные другие виды технологического транспорта. Наблюдается устойчивое возрастание роли транспортного комплекса в национальной экономике.
      Либерализация экономики и структурные преобразования в транспортном комплексе привели к развитию свободного рынка транспортных услуг и интеграции в развивающуюся рыночную экономику Казахстана, изменилась нормативная правовая база, а также система управления транспортом. Внутренняя (преимущественно в автомобильном и авиационном транспорте) и межотраслевая (преимущественно между автомобильным и железнодорожным, железнодорожным и водным видами транспорта) конкуренции, а также конкуренция с иностранными перевозчиками за освоение рынков транспортных услуг обеспечивают определенное самосохранение транспортных систем.
      Тем не менее, результаты институциональных  преобразований не обеспечивают оптимального функционирования транспортной инфраструктуры в новых экономических условиях международного перераспределения  грузовых и пассажирских транспортных потоков. Недостаточное развитие получило экспедирование грузов и мультимодальные перевозки.
      Железнодорожный транспорт.
      Основная  товарная продукция, производимая в  республике и предъявляемая к  перевозке, представляет собой массовые насыпные и наливные грузы – уголь, различные руды, зерно, нефть и т.п. Это обстоятельство, с учетом внутриконтинентального расположения страны, обеспечивает железнодорожному транспорту важнейшую роль в составе транспортного комплекса (ТК). В Республике Казахстан на железнодорожный транспорт приходится основной грузооборот и пассажирооборот в междугородном сообщении. Эксплуатационная длина железных дорог в Республике Казахстан составляет более 14 тыс. км, в том числе двухпутных линий – более 5 тыс. км, а электрофицированных – 3,7 тыс. км. Протяженность железнодорожных линий, оборудованных автоблокировкой, составляет более 75 %. Железнодорожные коммуникации наиболее развиты в северной части Казахстана, где проходят магистрали бывшей общесоюзной системы Восток - Запад. На остальной территории сеть сформирована недостаточно и представлена тремя меридиональными направлениями: в восточной и центральной части территории, а также магистралью Ташкент – Шымкент – Актобе – Уральск – Самара. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана.
      Исходя  из того, что эксплуатационный ресурс для железных дорог составляет более 100 лет, положение можно считать  вполне удовлетворительным. Однако рост цен, в особенности на горюче - смазочные материалы, инфляционные процессы вынудили РГП "Казакстан темiр жолы" значительно сократить все программы по поддержанию в работоспособном состоянии основных средств и подвижного состава железнодорожного транспорта. Недостаточное инвестирование железнодорожного транспорта приводит к невыполнению нормативных ремонтов пути. Такая практика эксплуатации железнодорожных путей и искусственных сооружений ведет к их ускоренному износу.
      В обозримом будущем ожидается сохранение влияния стоимости услуг железнодорожного транспорта на конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, особое внимание будет уделяться развитию общественного экологически чистого туристского транспорта.
      Автомобильный транспорт.
      Автомобильный транспорт является наиболее распространенным и мобильным средством доставки пассажиров и грузов. Эффективная деятельность автомобильного транспорта обеспечивается соответствующей инфраструктурой, к которой в первую очередь относится сеть автомобильных дорог. В Республике Казахстан протяженность автомобильных дорог составляет порядка 128 тыс. километров, из них чуть более 85 тыс. км приходится на дороги общего пользования. В составе дорог общего пользования протяженность дорог республиканского значения составляет 18,9 тыс. км и местного значения – 66,3 тыс. км. Республиканская автодорожная сеть включает около 13 тыс. км дорог, которым придан статус международных. Кроме этого 19,5 тыс. км дорог общего пользования придано специальное (оборонное) значение.
      Автомобильные дороги Казахстана в последние годы характеризуются прогрессирующей  потерей несущей способности  дорожных покрытий. Большая часть  дорог республики (86 %) была запроектирована  и построена до 80-х годов по нормативным требованиям, допускавшим нагрузку на ось транспортного средства не более 6 тонн. Однако за истекшие годы подвижной состав автомобильного транспорта значительно изменился. Современные, высокоэффективные грузовые автомобили и автобусы зачастую имеют осевые нагрузки, превышающие 10 тонн. Эксплуатация таких автомобилей приводит к интенсивному разрушению автомобильных дорог. До 20 % мостов и путепроводов на автомобильных дорогах Казахстана не отвечают современным требованиям по грузоподъемности (расчетная нагрузка – 30 тонн), а около 5 % из них находятся в аварийном состоянии. Автомобильные дороги в Республике Казахстан находятся в государственной собственности. Для обеспечения их содержания и ремонта в системе Министерства транспорта и коммуникаций создано Республиканское государственное предприятие "Казахавтодор". В настоящее время на балансе его областных подразделений находится как республиканская, так и местная сеть автомобильных дорог.
      Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с межправительственными соглашениями, подписанными Республикой Казахстан. Регулирующим инструментом, дающим право национальным перевозчикам осуществлять международные перевозки и ограничивающим допуск на внутренний рынок иностранных перевозчиков, является контингент разрешений, определяемый Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Для оказания содействия национальным перевозчикам и развития международных автомобильных перевозок создан Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО), который в 1994 году стал действительным членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).
       Казахстаном подписаны и заключены межправительственные и межведомственные соглашения о международном  автомобильном  сообщении с 15 странами Европы, с 5 странами Азии, с 10 странами СНГ о международных автомобильных перевозках грузов и пассажиров на двухсторонней основе, 10 международных многосторонних соглашений, – всего около 70 соглашений позволяющих международным и отечественным транспортным перевозчикам успешно вести свой бизнес и углублять отношения в области транспорта.
      Морской транспорт.
      В силу географических особенностей водный транспорт до недавнего времени играл незначительную роль в экономике Казахстана. Основной причиной этому служила ограниченность сферы его деятельности по территориальному признаку и сезонность работы. Вместе с этим данный сектор ТК может характеризоваться достаточно высокой провозной способностью при минимальной себестоимости перевозок. С момента приобретения независимости транспортный потенциал Каспийского моря приобретает для Казахстана все возрастающий интерес. Этому служат не только морские связи с прикаспийскими государствами, но и потенциальные возможности выхода в бассейны Черного и Балтийского морей через судоходные реки и каналы Российской Федерации. Освоение Казахстаном морских перевозок на Каспии стимулируется бурным развитием нефтедобычи в западных регионах страны, а также необходимостью более полной реализации своих экспортных возможностей в направлении Кавказа и стран Персидского залива.
      После распада СССР весь морской флот, принадлежавший Каспийскому морскому пароходству, был национализирован Азербайджаном. В настоящее время  под его флагом эксплуатируется 4 сухогруза и свыше 30 танкеров, а азербайджанская компания «Каспийское морское пароходство» является крупнейшим оператором в бассейне Каспийского моря. Республика Туркменистан имеет собственный морской торговый флот в составе четырех сухогрузов, три из которых эксплуатируются на Каспии. Туркменистан планирует расширить свой флот путем приобретения танкера для последующего его использования в бассейне Каспийского моря. Исламская Республика Иран осуществляет морские перевозки по Каспийскому морю с использованием четырех сухогрузных судов. Кроме перечисленного в перевозках на Каспии принимают участие значительное количество судов класса «река – море», принадлежащих различным пароходствам Российской Федерации.
      Казахстан представлен на Каспии национальной морской судоходной компанией «Казмортрансфлот», созданной в 1998 г. В рамках развития этой компании планируется приобретение судов смешанного плавания «река – море».
      Основными портами на Каспийском море являются:
      - Астрахань – речной порт, Оля – строящийся морской порт и Махачкала (Российская Федерация);
      - Баку и Дюбенди – нефтеналивной терминал (Азербайджан);
      - Бандар – Азали (Исламская Республика Иран);
      - Туркменбаши (Республика Туркменистан);
      - Актау – морской торговый порт, Баутино – морская база и Атырау – речной порт (Республика Казахстан).
      Они позволяют осуществлять активную внешнеэкономическую  деятельность в Прикаспийском регионе.
      Воздушный транспорт.
      Воздушный транспорт отличают высокие скорости доставки пассажиров и грузов. Однако его услуги характеризуются большой себестоимостью, зависимостью от погодных условий, а также ограниченностью габаритов и массы перевозимых грузов. Поэтому этот сектор ТК ориентирован преимущественно на обеспечение дальних пассажирских перевозок, а также срочной доставки мелкопартионных и дорогостоящих грузов.
      В распоряжении гражданской авиации  Казахстана имеется около 50 тыс. км авиалиний. Воздушные маршруты в  ряде случаев не оптимальны по протяженности  из-за наличия на территории республики российских военных полигонов (Капустин Яр, Байконур, Сары-Шаган).
      В Республике Казахстан воздушные  перевозки на регулярной и чартерной  основе осуществляют 48 авиакомпаний. Только 38 авиакомпаний имеют собственный  парк воздушных судов, остальные  компании осуществляют свою деятельность на арендуемой технике. В республике общее количество воздушных судов составляет 603 единицы, в том числе 526 самолетов (из них 343 – самолеты типа Ан-2) и 77 вертолетов. В настоящее время из общего количества воздушных судов исправных самолетов – 37 %, вертолетов – 59 %. Средний возраст воздушных судов составляет свыше 20 лет. При ресурсе планеров, равном 25 годам (назначается заводами - изготовителями), износ парка воздушных судов в Казахстане составляет более 90 %. Эксплуатанты воздушных судов в основном используют неконкурентоспособные на международных воздушных линиях воздушные суда производства СНГ. Наблюдается дефицит воздушных судов, соответствующих по своим технико-экономическим параметрам современным требованиям. Для сохранения рынка авиационных услуг и создания конкуренции на международных авиалиниях в 1999 году были взяты в лизинг самолеты корпораций "Боинг" и "Эйрбас Индастри" типа Б-737-200 и А-310-300.
      В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть  авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia", "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.
      В целом для казахстанской авиации  характерно несбалансированное развитие – авиакомпании, аэронавигация и аэропорты пытаются самостоятельно осуществлять политику своего развития без необходимой взаимосвязи и координации деятельности. В данном секторе ТК в наибольшей степени проявляется необходимость государственного воздействия на процессы последующего развития.
      На  современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями.
      Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд. долларов в создание инфраструктуры. Реализация  транспортной  стратегии  основана на  принятой  в  Казахстане  второй  по  счету Программе развития автодорожной отрасли 2006-2012 годы.
      Цель Транспортной стратегии – опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства. Срок реализации – 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап – 2006-2011 годы, 2 этап – 2011-2015 годы.
      В результате реализации Транспортной стратегии  будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый  уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход  к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне.
      Казахстанский транспортный комплекс будет органично  интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний. Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства. Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридианального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов. Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых – «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.
      Согласно Программе развития автодорожной отрасли к концу 2012 года будет завершено полное восстановление 6-ти основных международных транспортных коридоров общей протяженностью 8,3 тыс. км. В 2006 году было начато строительство  первой  скоростной  автомагистрали «Астана-Щучинск»  протяженностью  224  км с 6-ти полосным движением. Она будет оснащена современными  средствами организации дорожного движения, включая средства видеонаблюдения, отслеживание погодных  условий и аварийно-вызывную связь. Одним из крупных проектов, реализуемых в рамках развития транспортно-логистического кластера, станет  реконструкция  международных  коридоров «Хоргос–Алматы–Тараз–Шымкент–Ташкент»  и  «Самара–Шымкент»,  которые  являются  основой  в  направлении перевозок грузов. Одним  из  крупных проектов  является  начатая реализация  международного транзитного  коридора «Западная Европа – Западный  Китай». Протяженность маршрута транзитного коридора составляет 8445 км, из них по территории Республики Казахстан – 2787 км.
       Развитие  трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015.
       4 Развитие туристических услуг в РК 

       Туризм  играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), он обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций, каждое девятое рабочее место в мировом производстве. Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.