Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая культура и правосознание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ОГЛАВЛЕНИЕ
   Введение………………………………………………………………….3-5
   Глава 1. Понятие правосознания и его структура
      Понятие правосознания………………………………………......6-8
      Виды и структура правосознания………………………………..9-12
      Функции правосознания………………………………………….13-14
      Соотношение правосознания с правом и его роль
    в правотворческой  деятельности…………………………………15-16
   Глава 2. Правовая культура: понятие, деформации
    2.1. Понятие, уровень и структура правовой культуры……………17-18
    2.2. Виды  правовой культуры………………………………………..19-20
    2.3. Деформации правовой культуры………………………………...21-27
   Заключение……………………………………………………………...28
   Список  использованной литературы…………………………………29
 

    ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  тем правового сознания и правовой культуры в условиях современной  России и мира достаточно велика. Именно через призму сознания человек пропускает все правовые нормы, включающие в себя запреты, дозволения и прочие условия своего поведения и, в зависимости от некоторых особенностей собственного восприятия действительности, реагирует на них должным или девиантным способом. Это напрямую влияет на правовой климат отдельного государства и уровень жизни в нем. Правовая культура и правовое сознание граждан конкретного государства формируют как правовой климат, так и потенциальные возможности государства к развитию и движению к идеалам гражданского общества и правового государства. XX век привнес множество потрясений в жизнь граждан многих государств, где-то рушился устоявшийся веками порядок и уклад жизни и на его месте устанавливались новые правила поведения, а где-то веками не менявшиеся традиционные нормы права хотя и соответствовали традициям, обычаям и укладам того или иного народа, однако, при этом мешали поступательному развитию. Проблема человеческого сознания остается одной из самых загадочных на сегодняшний день. Человек, его мотивация и поступки остаются одной из наиболее интересных, но в то же время сложных задач ученых. Пропущенная через призму правового сознания норма права превращается в поступки субъекта в сфере общественных отношений, регулируемых нормами права. Формирование правовой культуры субъекта правоотношений также является интересной темой для исследований. Правовая культура представляет собой совокупность всех компонентов правовой деятельности субъекта в области реального функционирования его в сфере общественных отношений, урегулированных нормами права. Т.е. правовая культура не может оставаться исключительно теоретическим понятием и должна изучаться в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, а так же с иными гуманитарными науками, такими, как например социология или психология. Правовая культура может рассматриваться как понятие сугубо индивидуальное или общественное, в связи с чем изучение аспектов формирования, развития и функционирования правовой культуры индивида или какой-либо социальной группы представляется важным как для законотворческой деятельности, так и для выработки определенных государственных программ социального характера, направленных на формирование и изменение в позитивную сторону правовых установок населения.
     Степень изученности проблемы сложно определить однозначно. На тему правового сознания и правовой культуры проводились исследования М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянцем, З.Н. Каландаришвили, Ф. Шереги и др.  Однако, не только ученые юристы занимались этой проблемой. В контексте степени изученности проблем правового сознания и правовой культуры сложно определить конечную величину, так как общество по своей природе постоянно меняется. Общество развивается, меняется ментальность людей, идущих по пути развития как технологического так и правового,  в иных же случаях, ситуация совершенно противоположная, когда отдельные социальные группы по признакам территориальной или религиозной принадлежности подолгу придерживаются традиционных источников права, сформированных многие века назад и закрепленных, как правило, в религиозных текстах. Так как правовое сознание и правовую культуру можно рассматривать и как явление статичное, в силу устойчивых признаков человеческого сознания и поведения, так и как динамичное и меняющееся явление, как результат изменения поведения человека и изменившиеся поведенческие рефлексы в ответ на изменение окружающей обстановки.
     Целью данной курсовой работы является раскрытие  понятий правового сознания и  правовой культуры с присущими этим понятиям признаками. Данная тема очень широка и даже отдельно понятия правовой культуры и правового сознания заслуживают куда большего объема освещения, чем тот объем, который возможно сделать в рамках одной курсовой работы. В данной работе будут раскрыты вышеуказанные понятия с индивидуальными признаками и особенностями, а так же будет продемонстрирована неразрывная связь этих понятий с человеческой деятельностью в пределах отношений, регулируемых правом. В работе будут приведены мнения ученых юристов на тему исследуемых понятий, будет определен понятийно-категориальный аппарат, определения, которые будут взяты за основу исследования и будут являться отправной точкой описания тех или иных понятий. Однако, использованные в работе определения не должны рассматриваться как окончательные и единственно верные, так как у различных ученых имеются разные взгляды как на само определение, так и на его функции. Так же в работе можно будет проследить динамичность исследуемых явлений с их отклонениями и деформациями, а так же разделением на некоторые подвиды.
     Данная  работа разделена на две главы, каждая глава разбита на два параграфа, работа начинается введением, оканчивается заключением, так же содержит оглавление и список используемых источников.
 

Глава 1. Понятие правосознания и его структура
      Понятие правосознания
     В настоящее время четкого понятия  правового сознания нет. Различные ученые юристы трактуют его по-своему. В разных учебных пособиях мы можем встречать различные дефиниции правосознания, в одних авторы  определяют правосознание как некую совокупность правовых представлений, взглядов, чувств и идей, эмоций, которые выражают оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям и событиям общественной жизни1; в других – правовое сознание выступает как одна из форм общественного сознания  наряду с политическим, нравственным, художественным, философским, научным и т.д.2 Но и там и там правовое сознание выражает определенное отношение людей к праву и государственно-правовым явлениям. Человек постоянно взаимодействует с правом. Он может, как одобрительно, так и отрицательно  на него реагировать, отсюда следует, что во всех случаях люди все-таки каким-то образом могут субъективно влиять на действующее в настоящий момент право. Поэтому именно субъективное отношение людей к правовым явлениям в обществе охватывается понятием правового сознания.3 Правосознание обладает относительной самостоятельностью, но все же было бы ошибочно отождествлять его с иными формами сознания. Так как правовое сознание наиболее полно и разносторонне отражает духовную сущность права, как элемента культуры и подлежит изучению юридической наукой.
     Если  рассматривать право, как особый элемент культуры, то стоит упомянуть  так же тот факт, что в разных типах цивилизации, в различных  культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о том, как должно быть, о способах регулирования тех или иных ситуаций.
     Имеются в виду этноправовые закономерности социального регулирования, выявлять которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая, в свою очередь,  определяется не экономическими решениями и приказами государственной власти, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права. В тот момент, когда зарождается частная собственность и появляется государство, возникает правосознание и оно начинает развиваться вместе с правом. На его формирование и развитие оказывали и оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, также правосознание взаимодействует с политическим сознанием, искусством, моралью, философией, религией и наукой.4
     Специфической чертой правосознания является то, что оно воспринимает и воспроизводит жизненные реалии через призмы праведного, свободного, справедливого. Также оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание проводит границы правомерного и противоправного, правового и не правового. Оно ориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
     В правовом сознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сферу жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Для того, чтобы получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, т. е. получить правовую форму в виде правовых представлений и идей. Правосознание – особый элемент правовой деятельности, и может предполагать своеобразную самооценку и возможные пути своего совершенствования.  Оно взаимодействует с другими формами общественного сознания и обладает всеми характеристиками, которые присущи общественному сознанию вообще. 5
 

    1.2. Виды и структура  правосознания
     Существует несколько классификаций видов правосознания. Одна из них, чаще всего употребляемая, это  с точки зрения глубины (уровня) отражения правовой деятельности. В данной классификации Д.А. Керимов выделяет три вида правосознания: обыденное, научное и профессиональное.6
     Обыденное правосознание можно также назвать  непосредственным (эмоциональным), так  как оно отражает правовые отношения  людей в их повседневной жизни, оно  возникает под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического  опыта. На данном уровне часто встречается безразличное отношение к праву в силу слабой осведомленности. Данный вид К. Маркс назвал «ходячими формами мышления», так как оно еще недостаточно развито.7
     Научное правосознание или теоретическое, в отличии от обыденного, связанно с исследованиями того или иного круга явлений, познание которых крайне необходимо для решения правовых проблем. Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики.
     Профессиональное  правосознание может быть довольно-таки близко к научному. Это правовое сознание юристов-практиков. В зависимости от предмета отражения образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений. Особенности и сущность правового сознания юристов-практиков  конкретизируется в содержании правовой психологии и правовой идеологии, в системе правовых знаний, представлений, ценностных ориентаций и установок, присущих данной профессиональной группе. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она должна быть намного выше, чем у обычных граждан, отличаться характером и глубиной знаний, умением их применения.
     Также существует и другая классификация правосознания по степени общности, в которой правовое сознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.
     Массовое правовое сознание – это такой вид правосознания, при котором определенные правовые взгляды и идеи широко распространены и господствуют (преобладают) в обществе.
     Групповое отражает правовое сознание определенных слоев населения, к примеру, таких, как студенты, школьники, военнослужащие и др.
     Индивидуальное  правосознание представляет собой  суждение в области права, отношение к праву определенной конкретной личности. У каждого человека свои представления о праве, они могут быть верными, неверными, отсталыми или деформированными.8
     Что же касается структуры правосознания, то она разделяется на обыденное (правовая психология) и теоретическое (правовая идеология). Особой четкой границы  в реальной жизни между двумя  этими уровнями нет, так как они могут переплетаться, влиять друг на друга и проникать друг в друга. Структура правосознания представлена в виде взаимосвязанных элементов и образований, различных, во-первых, по признаку социальной общности субъектов, носителей правового сознания, по их содержанию; во-вторых, по глубине познания правовых явлений.
     Мы  можем выделить следующие уровни правосознания:
     Правовая  психология. Данный элемент правосознания соответствует практическому, обыденному уровню общественного сознания, который формируется в результате ежедневной человеческой практики. Содержанием правовой психологии являются чувства, эмоции, переживании, привычки, настроения, связанные с восприятием права и существующими юридическими нормами. Здесь подразумевается эмпирический срез правосознания,  который предполагает познание права опытным путем. Правовая психология – это, пожалуй, наиболее распространенная форма осознания права, и была бы неправильно отдавать ей второстепенное место.
     Именно  в среде психологических реакций  право может осуществлять  главные определения своей социальной сущности – справедливость, формальное равенство субъектов, гуманизм. Правовая психология – наиболее глубинная сфера правового отражения, которая показывает как индивидуальные, так и массовые реакции людей на право, законодательство. Она помогает определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ.
     Также правовая психология включает целый  ряд психологических явлений  и процессов, обусловленных фактами  действительности, во влиянии которых субъект не может отдавать себе отчета. Это такие формы, как интуиция, психологический аффект, привычные действия, паника и др.
     Отсюда  следует, что правовая психология – очень значимая сфера общественного сознания, изучением которой занимаются не только теоретики права, но и специалисты отраслевых юридических наук.9
     Правовая  идеология. Правовая идеология включает в себя правовые знания, которые являются ядром правового сознания.  Она характеризуется целенаправленным научным осмыслением права как целостного института.
     В сфере идеологии находят отражение  потребности прежде всего всех социальных слоев общества. Воздействие на поведение  реализуется на основе социальных установок и ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются функциональным выражением убеждений, которые являются показателем ее зрелости.
     Также стоит обратить внимание и на другую особенность правовой идеологии. В  отличие от правовой психологии, она стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права. Она представляет его в виде законченной, культурно-исторической философии и догмы.
     Особое  значение в правовой идеологии приобретает  юридическая наука. Научная теория осуществляет всесторонний анализ современной  правовой ситуации, а также определяет стратегию развития правовой жизни всего общества. Рациональное осмысление роли права в жизни общества, страны и государства, освоение правовой теории являются важнейшими элементами юридического образования, который впоследствии сформирует юридический профессионализм.10
 

      1.3. Функции правосознания
     Существует 4 основных функций правового сознания, которые связаны с функциями  права и обеспечивают взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. Это –  познавательная, оценочная, регулятивная, прогностическая функции. Все же остальные функции являются производными от них.
     Познавательная  функция заключается в том, что через осмысление и восприятие правовых явлений происходит познание правовой действительности, жизни в целом. Она связана с анализом общественной жизни, при котором познается социально-экономические процессы под углом зрения их правового осознания. Субъектом такого познания могут быть и законодатели, и граждане, при осуществлении данной функции у которых накапливается определенный жизненный опыт в сфере права.
     Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания осмысливается, анализируется, дается оценка всем элементам правовой системы, конкретным жизненным обстоятельствам. Оценка может быть как негативной, так и позитивной. Каждое юридическое образование, правовой институт подвергаются аналитической оценке. Правосознание, взвешивая на весах справедливости ценность правовых явлений, выявляет их полезность или вредность для человека, их роль и значение в жизни человека.
     Регулятивная  функция позволяет координировать, оказывать воздействие на поведение людей через систему мотивов, правовых установок и ценностных ориентаций. С данной функцией связано создание правовых норм. Благодаря регулятивной функции индивид может урегулировать свое поведение.11
     Прогностическая функция раскрывает способность правосознания прогнозировать правовое развитие, предвидеть последствия принятия  различного рода нормативно-правовых актов. Прогнозирование является одной из самых важных функций, которая включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, которые, в свою очередь, могут повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы.
     Помимо  перечисленных функций существует целый ряд других, производных  от этих: идеологическая, правообразующая, воспитательная функции, функции моделирования, социализации и др.
 

    1.4. Соотношение правосознания с правом и его роль в правотворческой деятельности
     Соотносится ли правосознание с правом? И если да, то как? Правоведы, юристы, ученые долгое время дискутируют на эту тему, ведут постоянные споры. Из данной полемики возможно выделить следующее:
    Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества.
    Правосознание – один из механизмов реализации права.
    Правосознание – средство оценки соответствия поведения нормам права.
     Когда мы говорили о правовой идеологии, мы выделили одну из черт правосознания, а именно то, что сознание является ведущей детерминантой современного правообразования, в этом, пожалуй, и заключается одна из главных  ролей правового сознания в современном обществе. Так как для того, чтобы сформировать право, надо проделать целый ряд процедур, которые включают также и предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса. Именно поэтому, правосознание здесь играет ведущую роль, оно дает нам единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде чувств, представлений, доводов, помыслов разных субъектов законотворческого процесса, то есть всех физических и юридических лиц.
     Формулируя  юридические нормы, государство  должно в первую очередь опираться  на правосознание своего народа, на его правовую культуру, стремиться к созданию не абстрактно оторванного  от жизни и духа страны закона, а к объективированию в действующем праве интегрированных в общественное сознание людей эталонов и регуляторов поведения. Также стоит сказать, что правовое сознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, а конкретно в разрешении различных юридических дел, в принятии нормативно-правовых актов и т.д. Тот факт, что исполнение и соблюдение правовых норм большей частью людей осуществляется в силу внутреннего убеждения, сознательно, говорит нам о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания людей, тем крепче законность и правопорядок.
     При помощи правосознания производится оценка результатов деятельности каждого  решения в правовой сфере. Результатом  данной оценки является признание поведения  правомерным, либо противоправным. Отсюда следует, что правосознание является неотъемлемой частью всей правотворческой и правореализующей деятельности.
 

Глава 2. Правовая культура: понятие, деформации
2.1. Понятие, уровень и структура  правовой культуры
     Одной определенной дефиниции правовой культуры  в настоящее время нет. Различные ученые-юристы по-разному дают толкование данному явлению. По мнению А.Б. Венгерова, правовая культура представляет собой наиболее высокую и емкую форму правосознания. Т.В. Синюков считает, что правовая культура – это сфера человеческой практики, которая представляет собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, которые, в свою очередь, выполняют функцию социоправовой ориентации людей в обществе.12 Существуют и другие определения. В узком смысле слова правовую культуру можно рассматривать, как уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву.
     Правовая  культура уникальное социальное явление, разновидность общественной культуры, которая отражает определенный уровень  законности и правосознания, совершенство законодательства и юридической практики, охватывает, пожалуй, все ценности, созданные людьми в правовой сфере.
     Элементами  правовой культуры выступают обстоятельства, которые пронизывают само право,  правовые отношения, правосознание, законность и правопорядок, правоприменительную и законотворческую деятельность, всю позитивную юридическую действительность.
     Человек и его деятельность неразрывно связаны  с правовой культурой, которая выступает  как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель и охватывающее всю совокупность элементов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.
     Правовая  культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные придатки права, отражая уровень, условия существования различных слоев, этапы цивилизационнго развития человечества.
     Правовая  культура также имеет определенную структуру. Она подразделяется на профессиональный и традиционно-бытовой пласты, которые  включают следующие компоненты:
    Уровень развития правового сознания населения.
    Уровень развития правовой деятельности, которая, в свою очередь состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности.
    Уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, выражающих и закрепляющих право данного общества. Здесь важное значение имеет система законодательства. Любой юридический акт должен быть правовым, совершенным с точки зрения его формы и механизма его реализации.
    Носитель-субъект – человек, группа людей, население в целом.
     Уровень правовой культуры зависит от многих факторов и от человека тоже. Для  того, чтобы повысить  данный уровень  правовой культуру необходимо формировать  чувство права и законности, совершенствовать законодательство, повышать уровень  законопроектных работ, увеличивать объем и качественное совершенствование право-послушного поведения, осваивать достижения логико-правового мышления, совершенствовать юрисдикционную и иную правоприменительную деятельность, различать полномочия законодательных, судебных и исполнительных учреждений, изучать памятники права и правоприменительной практики как основы юридического образования.
 

    2.2. Виды правовой культуры
     Правовая  культура базируется на началах общей  культуры человечества, является отражением ее развития и менталитета народа. Правовая культура формируется не обособленно, она взаимодействует с различными видами культуры: с политической, моральной, эстетической и др. Взаимодействуя, данные культуры создают особый правовой климат в обществе, который гарантирует социальную защищенность личности.
     В зависимости от носителей правовой культуры различают:
      Правовую культуру общества.
      Правовую культуру личности.
      Правовую культуру профессиональной группы.
     Правовая  культура общества представляет собой систему ценностей, относящихся к правовой сфере данного общества: режиму законности, уровню правосознания, состояния законодательства и др.
     Правовая  культура общества является результатом  социально-правовой активности субъектов  права.
     Правовая  культура личности – это составная часть правовой культуры общества, которая включает в себя следующие характеристики: правосознание  и правовое мышление, правовое  поведение, результаты правового поведения и правового мышления.  Правовая культура  личности вырабатывает  культурный   слой  правомерного  поведения, который  зависит от:
      Степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.
      Индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.
      Специфики профессиональной деятельности.
     Правовая  культура личности – это позитивное правовое сознание в действие, которое предполагает наличие правовых знаний, юридической информации, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, готовность поступать правомерно – в соответствии с законом.
     Профессиональная правовая культура – одна из форм культуры общества, которая характерна определенной общности людей, занимающихся профессионально юридической деятельностью. Данному виду культуры присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений, чем правовой культуре личности. В профессиональной культуре главное – это право, его верховенство и положение дел в правовом поле государства.
     Особого четкого разграничения между  этими тремя видами правовой культуры – нет, так как в повседневной жизни они тесно взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют друг с другом. Правовая культура является результатом культурно-правовой деятельности людей и их профессиональных групп.
 

    2.3. Деформации правовой культуры
     Правовой  инфантилизм. В юридической практике довольно часто встречаются случаи не использования гражданами своих прав. Нередки также случаи безразличного отношения граждан, участников и свидетелей, к действиям, имеющим юридическое значение.13 Правовой инфантилизм – это прежде всего результат пробельного (неполного), либо недостаточно системного усвоения индивидом и социальной группой правовых норм, понятий и образцов поведения в правовой сфере, а также безответственного, безразличного и попустительского отношения к требованиям, нормам и самое главное ценностям права.
     Правовой инфантилизм может проявляться в категоричности, пристрастности в оценивании, неумении отличать защиту собственных интересов от соблюдения занятости и правопорядка.
     Следует выделить 2 вида пробельности правового  сознания:
     1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности;
     2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.
     Таким образом, правовой инфантилизм –  это первая и наименее опасная  стадия деформации правового сознания в механизме реализации. Либо не знает о существовании определенных правовых норм, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение. Вместе с тем правовой инфантилизм – это достаточно серьезная предпосылка к дальнейшей деформации правового сознания, возникновения общего неуважения к праву, деятельности правоохранительных органов – правового нигилизма, который является в настоящее время основной формой деформации правового сознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.