На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ деятельности субъектов валютного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты валютного регулирования……………………….5
1.1 Понятие валютного регулирования………………………………………5
1.2 Субъекты валютного регулирования…………………………………….9
1.3 Принципы и меры валютного регулирования…………………………..13
2 Анализ деятельности субъектов валютного регулирования……………..18
2.1 Органы валютного регулирования и их функции………………..…......18
2.2 Сравнение основных положений валютного регулирования   Российской Федерации со странами Восточной Европы. Международное валютное регулирование ………………………………………………...………………23
2.3 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования.................................................................................................. .27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
        Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных  хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли,  многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.
         Иностранная валюта стала теперь доступной любому юридическому лицу и любому гражданину.  Ее можно покупать в  практически неограниченных  размерах  как для импорта товаров, так и в личных целях.
         В таких условиях резко возрастает роль валютного регулирования и валютного контроля в стране.
         Актуальность работы обусловлена общественной значимостью отношений, возникающих в сфере обращения валютных ценностей.
          Цель данной  работы заключается в более глубоком осмыслении понятий валютного регулирования и валютного контроля, в попытке проследить  технологическую последовательность осуществления субъектами валютного регулирования их основных  функций. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
       - раскрыть основные валютные понятия, такие как валютная политика страны, валютное регулирование, субъекты валютного регулирования;
       - определить составляющие структуры системы валютного регулирования;
       - рассмотреть принципы и методы, которыми в своей работе руководствуются Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской федерации;
       - проанализировать деятельность субъектов валютного регулирования в части издания ими нормативных актов, регулирующих валютные отношения;
       - выявить изменения, произошедшие в валютном законодательстве в последнее время и в связи с чем они произошли;
       - проанализировать современное состояние регулирование валютных отношений и определить тенденции изменения в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические аспекты валютного регулирования
1.1 Понятие валютного регулирования 

    Как свидетельствует мировой опыт, в  условиях мировой экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование  международных валютных отношений. Рыночное регулирование подчинено  закону стоимости, спроса и предложения. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
    Однако  государство издавна вмешивалось  в валютные отношения  - вначале  косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных  связях.
    Рыночное  и государственное регулирование  дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно – экономического положения, происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере.
    В системе валютного регулирования  рыночной экономики важное место  занимает валютная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере  международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
     Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Валютное регулирование представляет собой комплекс законодательно – нормативных актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля. Прямое  валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное – с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка(рис.1) 

    
    
    
    
    
    
    
      

    
    
    
    
    
      
 

Рис.1- Инструменты валютного регулирования
      Глобализация хозяйственных связей  способствовала развитию межгосударственного  валютного регулирования. Оно  преследует следующие цели: регламентацию  структурных принципов мировой  валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам мира. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например, в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
    Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регулирования:
    1) Регулирование конвертации валюты. Как известно, еще 20 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стране расценивалось, как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, процветал «черный» валютный рынок. Для предприятий существовало множество льготных валютных курсов, что создавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные курсы валют по различным операциям, группам товаров и странам, характерна для некоторых развивающихся стран и  стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохранились в странах западной Европы до середины 80-ых годов. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако, в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.
    2) Регулирование операций с валютой. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний:
      валютные операции между резидентами и нерезидентами;
      валютные операции между резидентами;
      валютные операции между нерезидентами;
      ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (рис.2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.2- Ввоз и вывоз наличной ин. валюты уполномоченными банками в 2009 году
    Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и  нерезидентами, являются преимущественно  дозволительными. В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограничений.1
    Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. Резиденты обязаны обеспечить репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.2
    В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами  и нерезидентами, можно сделать  вывод, что законодателем установлен для них общедозволительный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».
    Валютные  операции между резидентами, наоборот, запрещены, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ.
    Однако  практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве стран в этот список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время в эту систему контроля включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.
           3) Валютный контроль. Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. 

1.2 Субъекты валютного регулирования 

    По  закону Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.3
     Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
    Валютное  регулирование осуществляет также Министерство финансов, Министерство внешнеэкономических связей, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и некоторые другие учреждения.
    Министерство  экономического развития Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.4
    В современных условиях глобализации, углубления процессов интеграции стран  и формирования единого мирового экономического пространства вопросы  международного сотрудничества и организации эффективной деятельности на мировом рынке становятся всё более актуальными. Россия стоит перед необходимостью активного включения в эти процессы, поиска своей ниши в системе международных экономических отношений. Министерством на постоянной основе проводится целенаправленная работа по активизации двусторонних торгово-экономических связей со странами дальнего зарубежья и ЕС. Деятельность Минэкономразвития России в данном направлении осуществляется в рамках реализации единой государственной политики Российской Федерации в сфере торгово-экономического сотрудничества и основывается на целевых программах содействия развитию двустороннего экономического сотрудничества и сотрудничества с международными организациями.
    Центральный банк Российской Федерации осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах (в Москве и Санкт-Петербурге), устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
      Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов:
      - валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики
государства, насколько это возможно должно способствовать экономической
стабилизации  всеми своими методами и механизмами;
      - валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия;
      - валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в самом начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы;
      - валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений
из  единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы
часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних
участников рынка перед другими;
      - валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.
    Предусмотрено разграничение по валютному регулированию между правительством РФ и ЦБ.5
    В отличие от действовавшего закона, в законопроекте значительно  сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление валютных операций могут вводиться лишь для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты России и для поддержания устойчивости платежного баланса страны.
    ЦБ  РФ вправе устанавливать порядок, предусматривающий  перечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой валютной операции.
    Введены нормы о регулировании Банком России операций с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты (переводы), связанные с передачей этих бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутренними ценными бумагами), а также исполнение обязательств по ним, за исключением переводов физическими лицами – резидентами в целях приобретения или реализации прав на внешние ценные бумаги, которые осуществляются без ограничений. Ряд ограничений, предусмотренных законом, вводится ЦБ РФ только по согласованию с Правительством РФ, что будет обеспечивать более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при их введении.
    Регулирование трансграничного движения иностранного капитала – необходимое условие  сохранения среднесрочной стабильности в экономике с относительно высокими темпами инфляции, наличием значительного дифференциала процентных ставок, определенных политических и экономических рисков, связанных как с историей развития кризисных явлений  в прошлом, так и с отсутствием фактов позитивного функционирования иных инструментов, стабилизирующих систему.  

1.3 Принципы и меры валютного регулирования 

    Согласно  закона «О валютном регулировании и валютном контроле», основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
    1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;6
    2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
    3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
    4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.7
    Валютное  регулирование представляет собой  комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование интегрировано в систему денежно-кредитного регулирования, и, наряду с другими мерами государственного регулирования, должно способствовать реализации приоритетных направлений экономической политики государств.
    По  своей сути валютное регулирование  выступает в качестве важного  связующего звена между национальной экономикой и мировой. Валютное регулирование играет важную роль в реализации политики оптимального участия любой страны в международном разделении труда. Проводимые меры валютного регулирования непосредственно связаны с обеспечением безопасности национальных государств.
    Составной частью государственной политики валютного регулирования являются валютные ограничения. Под валютными ограничениями понимается совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или в административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и валютными ценностями.
    Валютные  ограничения используются в мировой  практике с целью уравновешивания  платежных балансов, поддержания  курсов национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.
    Согласно  экономической теории, к валютным ограничениям относят:
       - обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
       - запрещение свободной продажи и купли валютной выручки;
       - регулирование платежей и переводов за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
       - ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
       - регулирование получения внешних займов.8
    Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах (в отличие от развитых) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются большей жесткостью.
    Используемые  в мировой практике валютные ограничения  распространяются на операции. К первой группе относят такие ограничения, как:
       - государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;
       - централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями;
       - обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам);
       - депонирование определенной части полученных заемщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от  назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране.
    Предоставление  определенных льгот иностранным  инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.
    Ко  второй группе ограничений (по текущим операциям платежного баланса) следует отнести:
       - продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу;
       - запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
       - ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи;
       - лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу.
    Многие  модели валютного регулирования  построены на основе фиксированных курсов обмена. К преимуществам вариантов валютного регулирования, основанных на фиксированных курсах, следует отнести:
       - высокую степень предсказуемости экономической ситуации для экспортеров и импортеров;
       - низкий уровень риса валютных операций;
       - возможность достижения основных целей валютного регулирования наиболее простым путем.
       Недостатками  в политике фиксированных курсов являются:
       - постоянно и органично присущий дисбаланс между спросом и предложением валюты;
       - противоречие между операциями, осуществляемыми на основе и не ан основе фиксированного курса.
    В качестве примеров применения политики фиксированных курсов можно выделить монетарный союз Ганзы, валютную систему  плановой экономики и мягкую систему  валютных курсов (Бреттон-Вудская система).
    Вторая  группа проблем охватывает анализ закономерностей  развития процессов регулирования  в валютной сфере. За все время  развития общества валютные системы  стран с рыночной экономикой испытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.
    Современные тенденции валютного регулирования  складываются под воздействием целого ряда факторов. К ним относятся  различия в уровне экономического развития отдельных стран, особенности развития стран с переходной экономикой, дальнейшая эволюция наднациональных структур, региональные экономические проблемы и многое другое. Действие этих факторов имеет свою специфику как на уровне отдельных стран, так и на региональном и глобальных уровнях. Далеко не последнюю роль в мировой валютной системе играют процессы валютного регулирования в рамках ЕС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.