На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение.......................................................................................................................................................3
I. Конкуренция:  понятие, функции.............................................................................................................4
      1.1.Виды  конкурентных рынков.......................................................................................................
      1.2.Методы  конкурентной борьбы...................................................................................................
      1.3.Понятие  конкурентоспособности...........................................................................................
II. Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере..........................................................
      2.1.Конкурентоспособность  банков...........................................................................................
      2.2.Динамика  развития конкуренции в банковской  сфере в РФ..............................................
      2.3.Оценка  текущего состояник банковской  системы в посткризисный период....................
Заключение................................................................................................................................................
Список  используемых источников......................................................................................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Создание  условий для развития конкуренции  на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
Под банковской конкуренцией следует понимать - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.
В своей работе я рассмотрела: возникновение и  развитие банковской конкуренции, ее понятие  и сферу деятельности, ее уровни и виды, ее современные особенности  и закономерности, ее характеристику, ее актуальные проблемы и пути их решения, банковскую конкуренцию России.
Целью работы является составление общего представления  о конкуренции в целом и  о конкуренции в банковской сфере. При написании курсовой работы была использована научная экономическая  литература различных авторов, а также сообщения средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Конкуренция: понятие, функции
 Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание, соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;
2) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;
3) в  известной мере выравнивает норму  прибыли на капитал и уровень  заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу  негативных сторон можно отнести:
1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства;
2) ведет  к дифференциации доходов и  создает условия для их несправедливого  распределения;
3) ее  следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и  одновременно служит непременным условием его существования и развития.
 Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность  любой хозяйственной единицы  в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны- это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой- это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.
Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую  прибыль, деньги покупателя создаёт  такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования- это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.
В последнее  время важную роль стали играть такие  параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем  раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм. 

1.1.Виды  конкурентных рынков
В экономической  теории различают четыре типа конкурентных рынков. Знание различий между ними имеет важное практическое значение: тип рынка подсказывает стратегию поведения на нем. 
1. Рынок чистой конкуренции (или иначе — совершенной конкуренции). В отличие от остальных типов рынков он и действительности никогда не встречается в чистом виде: это абстрактная модель, к которой реальная ситуация может быть более или менее приближена. 
Рынок чистой конкуренции предполагает выполнение грех условий (вообще говоря, невыполнимых). 
Во-первых, на таком рынке отсутствуют входные и выходные барьеры. Иными словами, ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара невыгодны, уйти с рынка и, мгновенно перебросив свои ресурсы па друтой товар, вернуться па рынок с ним (или, иначе говоря, выйти на рынок другого товара). 
На самом деле для входа на рынок любого товара необходимо обладать и капиталами, и специальными знаниями и навыками. Выход тоже бывает затруднен — сделанными капиталовложениями, взятыми обязательствами и т.п. Но «высота» барьера для разных товаров различна. В реальной жизни можно представить себе, что человек сначала занимается частным извозом, затем, не избавляясь от машины, прекращает это занятие и предлагает услуги по ремон бу домашней техники, потом берется за репетиторе [во и т.д.: все необходимое для этих видов деятельности вполне может иметься заранее. 
В обшем барьеры на конкретных рынках могут быть достаточно низкими, что приближает их к идеальной модели. 
Во-вторых, на рынке чистой конкуренции предполагается качественная однородность одноименных товаров, т.е. названием товара все о нем и о его качестве уже сказано (бракованный товар просто не имеет права так именоваться). 
На самом деле так, разумеется, не бывает — любые две товарные единицы хоть в чем-то. да различны. Но не так уж редко массовый потребитель не склонен замечать качественные различия между товарами. Многие ли из нас, покупая, скажем, лук или картофель, разбираются в сортах? Готов ли массовый российский покупатель, особенно в сельской местности, в рабочих поселках, платить лишние деньги за водку более высокой степени очистки? А в условиях разрухи, всеобщей бедности, дефицита люди еще менее привередливы. 
Третье условие — абсолютная информированность продавцов и покупателей о предложении и ценах на рынке данного товара в данный момент. В отличие от двух предыдущих, связанных с примитивными рынками, это условие в эпоху массовой компьютеризации становится все более реализуемым, хотя едва ли сможет быть реализовано полностью. 
Если все эт и условия будут соблюдены, то для всех продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, на которую ни один из них влиять не в состоянии. Повышать качество здесь не имеет смысла: все равно покупатель больше не заплатит. Это относится и к качеству обслуживания. Невозможно также реализовать эффект «места у входа» (когда покупатель, только войдя на рынок и увидев нужный товар у продавца, может предположить, что больше ни у кого его нет или что цены у других продавцов такие же, и купить товар, заплатив на самом деле более высокую пену). 
Фактически на таком рынке конкуренция отсутствует, хотя и возможно чье-то более быстрое обогащение благодаря низким индивидуальным издержкам (при одинаковой у всех цене) или случайным предпочтениям потребителей. 
2. Рынок чистой монополии. На рынке имеется один поставщик товара. Монополист не связан средней ценой, он может назначать любую цену или выбрасывать на рынок любое количество товара, но делать то и другое одновременно он не может: при высокой цене общий спрос на товар сократится даже при отсутствии конкурентов. Цена при этом может быть как монопольно высокой, обеспечивающей сверхприбыли, так и заниженной в целях борьбы с конкурентами. Монополист диктует также качество товара, поскольку у потребителя нет выбора. 
Существуют ратные пути создания монополий: 
• обладание ограниченным ресурсом (или патентом); 
• вытеснение или поглощение конкурентов: 
• образование монополистических объединений — картелей (соглашение о пенах, рынках сбыта, объемах производства, распределении прибыли по определенному товару), синдикатов (в дополнение к функциям картеля — обьединенное снабжение и сбыт при сохранении производственной самостоятельности), трестов (уграта про-изводственной самостоятельности, возможны какодпоотраслевые, так и комбинированные тресты), концернов (многоот раслевые объединения. включаюшис производственную, банковскую, инфраструктурную деятельность при значительной производственной и даже коммерческой самостоятельности в рамках единой стратегии); 
• официальное создание монополии, обычно государственной, применяется в отраслях так называемой естественной монополии. где конкуренция по каким-то причинам нежелательна. 
Раз возникнув, монополия создает входные барьеры, мешаюшие проникновению на рынок новых конкурентов. Такими барьерами могут служить: 
• законодательство, защищающее государственную монополию; 
• патенты, права собственности на уникальный ресурс; 
• экономия от масштаба, т.е. вытекающая из больших масштабов деятельности и недоступная конкурентам эффективность производства; 
• политика низких или даже демпинговых пен (т.е. ниже себестоимости. лемпинг относится к числу методов недобросовестной конкуренции и преследуется государством, но фактически осуществляется сплошь и рядом); 
• авторитет у потребителя благодаря завоевавшей известность торговой марке, рекламе и т.п. 
Однако большинство барьеров нельзя считать непреодолимыми. Бороться с монополистом трудно, но при наличии определенных конкурентных преимуществ возможно (классический пример — фирма «Apple.», сумевшая завоевать значительную долю рынка компьютеров в борьбе с монополией IBM). 
Фирмы, которые не чувствуют достаточной силы для конкуренции с Монополистом, должны избрать другую crparei — найти на рынке такую нишу, на которую монополист не претендует и даже, возможно, заинтересован, чтобы в ней существовали мелкие производи Iели. 
Имеется ряд соображений в пользу поощряемой государством монополии. В некоторых отраслях конкуренция означала бы дублирование затрат на дорогостоящее основное оборудование. Сше существеннее то, что некоторые отрасли настолько важны для общества в целом, что требуют централизованного управления (круг таких отраслей может то расширяться, особенно в чрезвычайных обстоятельствах, например во время войны, то сужаться). 
Вместе с тем гораздо более важны соображения против монополии: 
• большая свобода ценовой стратегии для монополиста оборачивается ущемлением интересов потребителя; 
• при отсутствии давления конкурентов ничто не мешает снижать качество продукции, это неизбежно приводит к застою (что хорошо известно по опыту советской огосударствленной экономики). 
Эти соображения настолько важны, что в государствах с развитой рыночной экономикой обычно проводится специальная антимонопольная политика, включающая соответствующее законодательство (даже если при этом существует государственная монополия в каких-то отраслях: впрочем. и необходимость такой монополии сейчас нередко ставится под сомнение, особенно в США). 
Разновидностью монополии является монопсония — ситуация, когда на рынке имеется один крупный покупатель, диктующий цены и качество множеству мелких продавцов. Таким покупателем могут быть, например. мощная торговая фирма или машиностроительный завод, покупающий металлические изделия у ремесленников. 
3. Олиполиетический рынок, т.е. разделенный между небольшим числом конкурентов. Понятие «небольшое число» очень неопределенно, оно может означать и 2. и 100; важно, что существует поддающееся подсчету и достаточно стабильное количество фирм-олигополистов. Такой рынок практически закрыт для аутсайдеров из-за наличия тех же входных барьеров (именно они обеспечивают стабильность числа фирм), по между собой фирмы-олигополисты конкурируют и поэтому не свободны в назначении цепы. 
Известны два типа олигополии. Олигополия первого рода означает, что все фирмы выпускают практически идентичную продукцию. Типичным пример — рынок алюминия, да и других металлов. К.ак это ни парадоксально, эта ситуация имеет нечто общее с чистой конкуренцией (соблюдены второе и третье условия). Но, конечно, о единых ценах не можег быть и речи хотя бы из-за больших различий в издержках (транспортных, сырьевых, энергетических, трудовых) и капитальных затратах. 
Олигополии второго рода существует там. где в силу самой природы от - расли ее продукция дифференцирован на. но дифференциация не носит дискретного характера, который позволил бы разбить отрасль на конечное число подотраслей, внутри каждой из которых существует своя олп- гополистическая конкуренция. 
В самом деле, возьмем типичным пример — рынок автомобилей. Если алюминий — всегда алюминий, то об автомобиле этого сказать нельзя. 
Допустим, можно разделить этот рынок на рынок легковых автомобилей, грузовых и автобусов, а затем рассмафивнть каждый рынок раздельно (поскольку между продавцами разных рынков практически нет конкуренции — уж очень различны, как правило, покупатели). Но остановимся на легковых автомобилях. 
Известно, что существуют разные классы машин, и продавец «запорожцев» — не конкурент продавцу «хонда». Но это не значит, что рынок можно столь же легко разбить на два (рынок «запорожцев» и рынок «хонда»), где каждый из них будет иметь дело с «себе подобными». Все гораздо сложнее, и продавец машин любого класса должен быть готов к конкуренции: 
во-первых, с машинами соседнего, более низкого класса — как более дешевыми; 
во-вторых, с машинами соседнего, более высокого класса, предлагающими лучшее качество, хотя и за более дорогую цену; 
в-третьих, с машинами того же класса, каждая марка которых отличается своими особенностями, и покупатель может ту или иную из них счесть важным преимуществом. 
4. Рынок монополистической конкуренции. Имеется множестно (но не неограниченное) производителей, выпускающих разнообразную продукцию и конкурирующих между собой. Входные и выходные барьеры существуют. но невысоки или нс очень высоки. Характер конкуренции близок к олигополии второго рода. Слово «монополистическая» указывает на то, что товар каждою производителя отличается какими-то особенностями — и в этом смысле налицо монополия по данному узкому типу товара. На самом деле эти особенности не только ведут к дифференциации (сегментации) рынка, но прежде всего служат реальной основой ценовой и неценовой конкуренции. 
Этот тип рынка наиболее демократичен, как как предоставляет наибольшие возможности для самореатзаиии производителям и наибольшую свободу выбора потребителям. 
Вместе с тем монополистическая конкуренция сплошь и рядом приводит к возникновению в той или иной сфере новых монополий и олигополии, которые функционируют, пока их положение пе будет нарушено вмешательством государства или, реже, успехами мелких конкурентов.

Характеристика  различных типов рынка.
    

    Параметры
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество  фирм производящих продукт Много независимых  фирм; нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт  и одна фирма
Контроль  над ценами Нет. Цены  определяются рынком
Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние ценового лидера Практически полный контроль
Товарная  дифференциация Нет. Продукты  не различимы по свойству и качеству
Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Существенны для  отдельных продуктов, мала для стандартных Нет
Лёгкость  входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Часто  требует больших инвестиций Очень трудный
Пример Рынок ценных бумаг Наиболее распространенный вид конкурентной среды Автомобили, бензин Электроэнергия, газ
 
1.2.Методы  конкурентной борьбы
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
    ценовые; 
    2. неценовые; 
    3. недобросовестные методы конкуренции.

 
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя  и завоевание рынка главным образом  используется такой прием как  снижение цен. Предприниматель, принявший  такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли. Такой метод конкурентной борьбы имел широкое распространение в прошлом в странах Запада (ХIX – первая половина XX ст.).  
 
В конце ХХ – начале ХХI ст. этот метод в США и странах Западной Европы практически не используется. Рынок в развитых странах стабильный, давно мирно разделен и монополизирован. В силу этого предпочтение отдается консервативности, стабильности цен. При таком подходе рост прибыли достигается за счет снижения издержек производства и маркетинговых исследований и приёмов. Так, цена мужских рубашек в CШA остается стабильной уже второе десятилетие — 15-20 долларов за штуку. 
 
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела — ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы. 
 
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы. 
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 
1.высокому качеству товаров (услуг); 
2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.  
3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 
4.удобству в эксплуатации и обслуживании; 
5.большему гарантийному сроку использования товаров; 
6.лучшим экологическим характеристикам; 
7.высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания; 
8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 
9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 
10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция - в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы; 
11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип:"Скорость – фактор цивилизованной конкуренции!".  
 

 
Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации. Так, в японских фирмах стало правилом обучать рабочих сразу нескольким специальностям. При потребности перепрофилирования производства, таким образом, не требуется смена кадров и экономится время самого перепрофилирования. Такой приём особенно характерен для поведения малых фирм, что и объясняет их высокую живучесть и гибкость. 
Достичь временных преимуществ над конкурентами можно не только на основе реальных отличий своего товара, а и за счет активной рекламной деятельности. 
 
Критика рекламы. Критики рекламы утверждают, что: 
1. Основная ее цель — манипулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психологический, нежели информативный характер. Рассмотрим, к примеру, телевизионную рекламу какой-нибудь марки слабоалкогольного напитка. В ней, скорее всего, не содержится сведений ни о цене напитка, ни о его качестве. Рекламный ролик демонстрирует нам группу счастливых молодых людей на пикнике с банками напитка в руках. Цель рекламы состоит в передаче подсознательного (если не телепатического) обращения к зрителю: «Вы можете иметь много друзей и быть такими же счастливыми, если вы будете покупать наш напиток!» Критики утверждают, что такая реклама направлена на инициацию желания, которое иначе просто не возникло бы. 
2. Издержки на рекламу являются относительно непродуктивными, они ничего или почти ничего не добавляют процветанию общества. Хотя сама рекламная деятельность и создает дополнительные рабочие места (рекламные агентства, средства информации и др.), однако при альтернативном использовании рекламных средств они могли бы принести больший общественный эффект. 
3. Реклама иногда вызывает негативные внешние эффекты, такие как увеличение потребления табачных изделий, алкоголя и т.д. 
4. Эффективность рекламы низкая, поскольку большая ее часть имеет тенденцию к самонейтрализации. Скажем, активная рекламная компания паст «Sanino» та «Colgate» приводит к тому, что потребитель не знает, какой выбор ему сделать, а поэтому руководствуется другими критериями при определении покупки. 
5. Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию. Создатели рекламы пытаются убедить потребителей в том, что предлагаемые товары в гораздо большей степени отличаются друг от друга, чем есть на самом деле. Обостряя восприятие отличительных характеристик продуктов и способствуя формированию приверженности определенной марке, реклама делает потребителей невосприимчивыми к разнице в ценах среди аналогичных товаров. При менее эластичной кривой спроса каждая фирма получает большую надбавку над предельными издержками.  
Защита рекламы. Адепты рекламы указывают, что: 
1. Основная ее цель — обеспечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах на товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. Информация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар; таким образом, эффективность рыночной аллокации ресурсов повышается. 
2. Она способствует повышению интенсивности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей обо всех оперирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду из разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме того, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, ибо она привлекает потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией. 
3. Средства за размещение рекламы – это чуть ли не самый главный источник доходов средств массовой информации. Ни телевидение, ни радио, ни газеты не могли бы существовать, если бы не предоставляли оплачиваемых рекламных услуг. Этот внешний эффект для зрителей и читателей оправдывает некоторые неудобства, связанные с перенасыщением рекламой средств массовой информации. 
4. Реклама стимулирует совершенствование продукта рекламодателем. Рекламная компания будет обречена на провал, если продукт не будет иметь хоть части тех особенностей, о которых идет речь в рекламном объявлении. 
5. Реклама стимулирует высокий уровень потребительских издержек, что создает позитивные предпосылки для экономического роста, увеличения занятости и, в конце концов, повышения общего благосостояния нации. Известное изречение гласит: «Если реклама эффективно выполняет свою работу, то многие из людей сохраняют свою». 
 
С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно способствует повышению уровня конкуренции. Возьмем, к примеру, государственное регулирование деятельности представителей таких профессиональных групп, как адвокаты, врачи и фармацевты. В прошлом объединяющие их организации приложили немало усилий, для того чтобы убедить правительства штатов наложить запрет на рекламу в этих областях на том основании, что она якобы противоречит профессиональной этике. 
В последние годы, однако, сложилось мнение, что основной эффект запрета рекламы — ограничение конкуренции; многие законы, запрещавшие информирование потребителей о профессиональных услугах, были отменены. 
 
Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях хозяйствования именно неценовые методы конкурентной борьбы, такие как: модификация свойств товара; создание товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров; усовершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров и т. д., - являются главными гарантами роста конкурентоспособности товаропроизводителей. Особое значение это положение имеет для украинских фирм в свете перспектив интеграции в структуры мирового рынка.  
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся: 
1.промышленный шпионаж; 
2.промышленная контрразведка; 
3.подделка продукции конкурентов; 
4.воровство товарного знака;  
5.прямой обман потребителей;  
6.сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой; 
7.подкуп должностных лиц (коррупция); 
8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным). 
В условиях перехода к рынку, в период первоначального накопления капитала многие из предпринимателей используют именно эти методы. Такой практике может противостоять лишь формирование правового поля предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства. Воспитание цивилизованных методов конкурентной борьбы — проблема многогранная и требующая большого внимания со стороны государства. 
Без конкуренции рыночные отношения теоретически немыслимы, а практически — невозможны. В конкуренции, как и в любом другом значимом общественном явлении, сочетаются добро и зло, плюсы и минусы.
 

1.3.Понятие  конкурентоспособности
 В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует  общественным потребностям по сравнению  с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Многие  компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют  добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке.
'Таким  образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:
    товары,
    предприятия (как производители товаров),
    отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
    регионы (районы, области, страны или их группы).
В связи  с этим принято говорить о таких её видах как:
    Национальная конкурентоспособность
    Конкурентоспособность товара
    Конкурентоспособность предприятия
 
Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих  конкурентоспособность тех или  иных объектов:
    потребители,
    производители,
    инвесторы,
    государство.
 
Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с  точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая  ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс  потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.
Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия  на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции) 
Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т.п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.
Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя  оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.
Таким образом, потребитель оценивает  конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые).
Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может  принести. С одной стороны, это  рентабельность, однако в отраслях с быстрой оборачиваемостью активов (например — торговля) можно получить гораздо большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него являются соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).
Инвестор  оценивает эффективность своих  вложений (как свершившихся, так  и потенциальных), поэтому важнейшими характеристиками товара с точки  зрения инвестора являются его востребованность и уровень рентабельности продаж (инвестора интересуют не столько  единичные сделки с высокодоходными товарами, сколько массовые продажи, приносящие доход больше той суммы, которую инвестор мог бы получить, вложив свои средства в другое производство). Конкурентоспособность предприятия означает для инвестора не только рентабельность предприятия как цельной системы, но и его экономическое положение, финансовая устойчивость (высокий уровень рентабельности может быть достигнут путем совершения высокодоходных, но спекулятивных сделок, имеющий недопустимо высокий уровень риска). Соответственно, страну или регион инвестор оценивает как площадку, на которой можно (или не стоит) строить свой бизнес; важнейшим показателем конкурентоспособности страны (региона) является инвестиционный климат.
Государство оценивает конкурентоспособность  товара с точки зрения его востребованности и социальной значимости. Если отечественный товар является социально значимым, но он стоит значительно дороже импортного, государство может повлиять на эту ситуацию, применив либо субсидии и дотации отечественному производителю, либо квоты и таможенные барьеры к зарубежным поставщикам. Предприятия оцениваются государством с точки зрения их роли в экономике: насколько продукция предприятия востребована и значима, каковы объемы продаж. Чем выше уровень этих показателей, тем предприятие с точки зрения государства более конкурентоспособно. Отрасль оценивается государством также с позиций востребованности производимой ей продукции, объемов продаж и значимости для экономики продукции и отрасли в целом. Конкурентоспособность страны может быть оценена государством с точки зрения эффективности использования ресурсов (с учетом их качества), а также с позиции показателей платежного баланса страны: если баланс положительный, то страна (а следовательно — отрасли, предприятия, продукция) конкурентоспособна, иначе — нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере
Банковская  конкуренция— экономический процесс  взаимодействия и соперничества  кредитных организаций и других участников финансового рынка, в  ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.
Банковскую  конкуренцию следует рассматривать  как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом.Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, который представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг. Его специфика заключается в том, что это— очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.
Исходя  из того, что рынок банковских услуг  является одним из сегментов рынка  финансовых услуг, правомерно утверждать, что все основные признаки и характеристики последнего относятся и к рынку банковских услуг. Следовательно, существует определенный набор признаков и характеристик, которые отличают рынок банковских услуг, как и рынок финансовых услуг, от товарных рынков. Иными словами, рассмотрение особенностей конкуренции на рынке банковских услуг с методологической точки зрения правомерно начинать с рассмотрения особенностей, характеризующих ее с точки зрения принадлежности к рынку финансовых услуг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.