На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие и познавательная деятельность человека

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская  академия государственной службы» 

Кафедра: психологии и педагогики
Факультет: юридический 

Контрольная работа
по  дисциплине психология и педагогика
на  тему
«Развитие и познавательная деятельность человека» 

                Выполнил: студент группы 10013
                Кнутарев  К. С. 

                Проверил:
                Ст. преподаватель
                зам. зав. кафедры психологии
                Кушнерова Ю. Ю. 

Новосибирск 2010 

Оглавление
1. Введение 3
2. Общение 4
2.1 Понятие общения. 4
2.2 Роль общения в развитии личности 5
3. Познавательная деятельность человека. 8
    3.1 Формы чувственного познания 8
    3.2 Формы рационального познания 11
    3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14
4. Заключение 19
5. Список литературы 20
    Введение
     Человек – это биосоциальное существо. Прежде всего, он развивается в социуме. Основным средством для его развития служит общение и познавательная деятельность.
     Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи  развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.
     Проблема  развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
     Цель  данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.
    Общение
    Понятие общения.
     Общение в разных науках определяется по-разному. В философии это специфический для субъектов взаимных отношений способ бытия человека, во взаимосвязях с другими людьми. В психологии это обмен мыслями, совершаемыми посредством языка. В обществознании это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, суждениями, оценками, чувствами. 1Я считаю, что общение следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями, чувствами, действиями посредством языка и знаковых средств. Наиболее объемно понятие «общение» представила Л.П.Буева: «общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Не зря психологи советуют родителям общаться с детьми в раннем возрасте как можно больше.
     Конечно, одной из важнейшей задач общения  является развитие личности. Предлагаю рассмотреть данный аспект более подробно.
    Роль  общения в развитии личности
 
     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к «научению», человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. 2
     Например, если маленького ребенка лишить возможности  общения с другими людьми, то это  в значительной степени задержит его психическое развитие, а в  случае очень больших ограничений  могут произойти необратимые  изменения. Классический пример мы наблюдаем  из литературы: Маугли, мальчик, лишенный общения с людьми, не может адаптироваться в социуме. Ребёнок приобретает  свои человеческие, психические и  поведенческие качества исключительно  через общение, в большей степени  с взрослыми людьми. Именно речевое  общение отличает человека от животных.
     Благодаря невербальному общению человек  получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных  возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к  межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека.
     В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется  в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в  общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера  складываются под влиянием того, как  взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние  общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.
     Воля  также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и  желанием добиться цели, которые сознательно  направляются взрослым человеком и  стимулируют ребенка на преодоление  препятствий. Для того, чтобы повторить  связанные с этими стимулами  приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом  организованное общение взрослых с  ребенком становится фактором, под  воздействием которого развивается  воля ребенка.
     Чувства, проявляемые в межличностном  общении, формируются и развиваются  под влиянием общения с людьми.. Так, например, эстетические чувства передаются человеку от людей, понимающих прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.
     Мотивы  и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении  с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения  можно представить себе следующим  образом.
     Стремясь  стать похожим на значимых для  него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек  принимает для себя наблюдаемое  поведение. В конечном счете, мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения. 3
    Познавательная  деятельность человека.
     Анализируя  познавательную деятельность человека, философы издавна стали различать  две основные формы, в которых  ее результаты выражаются в сознании: наглядные образы и абстрактные мысли.
     Указанным двум формам выражения знаний соответствуют  и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:
     чувственное познание — процесс возникновения  наглядных образов и оперирования ими;
     рациональное  познание — процесс формирования и развития абстрактных мыслей.
    Формы чувственного познания
 
     К формам чувственного познания относят  три основных типа наглядных образов: ощущения, восприятия, представления.
     Ощущение  — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его  воздействии на органы чувств.
     Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое  и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают  около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней  и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся  зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые  ощущения от внутренних органов и  пр.
     Вся исходная информация о мире поступает  в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек  расширяет свои природные возможности  и делает доступным для своих  органов чувств то, что непосредственно  он ощущать не может. Поэтому наличие  границ чувствительности не является непреодолимой преградой для  познания мира.
     Восприятие  — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.
     Восприятие  является результатом сложной психической  деятельности, синтезирующей различные  ощущения в одно целое (правда, некоторые  психологи резонно отмечают, что между ощущением и восприятием не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.
     Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.
     Содержание  представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления  опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения  позволяет человеку создавать в  уме новые образы, способные значительно  отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых  образов всегда служат чувственные  данные, взятые из прошлых восприятий.4
     Представление о крылатом коне Пегасе — продукт  фантазии, ему не соответствует никакой  объект действительности. Однако Пегас  «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.
     Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости. Вместе с  тем они имеют более обобщенный характер. В формировании представлений  возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания.
     Известно, что свидетели происшествия или  преступления могут очень сильно расходиться в своих показаниях. Их представления о случившемся  во многом зависят от того, как они  его понимают и осмысливают. Люди могут, сами не осознавая того, «домысливать»  недостаточно ясно увиденные или  забытые подробности, опираясь на свои соображения и воображение.
     По  собственному опыту каждый знает, что  какое-либо представление, возникающее  в сознании, нередко вызывает появление  других представлений, затем третьих  и т. д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями.
     Ассоциация  — связь между образами, при  которой возникновение одних  из них влечет за собой появление  других.
     Существуют  психологические закономерности, обусловливающие  ассоциативный переход от одних  образов к другим. Наиболее часто  складываются ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту. Если какие-то объекты постоянно воспринимаются нами вместе, то и представления о них сопутствуют друг другу (ассоциация по смежности). Когда представление о некотором объекте ассоциируется с представлениями о других объектах, обладающих аналогичными признаками, речь идет об ассоциации по сходству, в противоположном случае — об ассоциации по контрасту.
    Формы рационального познания
 
     Рациональное  познание осуществляется с помощью  логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек  выходит далеко за пределы непосредственного  чувственного опыта и получает возможность  познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и  представить.
     Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных  функциях, не имеющих производной  ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе  своей ненаглядны (являются «ненаглядными  объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.
     Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.
     Слово «понятие» происходит от глагола  «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое  на определенном уровне их познания.
     Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.
     Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия — это признаки, которые  в нем мыслятся. Давая определение  понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и  достаточные для отличия его  от всех других. Объем понятия —  это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).
     Понятие — это элементарная «клеточка» логического  мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда  не мыслят. В мыслительных процессах  понятия употребляются в составе  суждений. Отношение понятия и  суждения подобно отношению слова  и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И  точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.
     Суждение  — это мысль, в которой о  каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.
     Суждения  могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S — Р, где S есть субъект  суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или  отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует  отношение между S и Р и может  быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром  Солнечной системы» субъект —  «Земля», предикат — «центр Солнечной  системы», а «не является» —  связка (отрицательная). В русском  языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).5
     Многие  из суждений выражают знания, приобретенные  путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.
     Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством  которого из одних суждений выводятся  другие суждения.
     Рассмотрим  логическую структуру умозаключений.
     Ниже  в левом столбце приведены умозаключения «а» и «b», а в правом изображены их логические структуры, соответственно обозначенные буквами «А» и «В». 

     
         (a)      Ртуть – жидкость      Ртуть - металл
         (A)      M –  P      M - S
         Некоторые металлы - жидкость      Некоторые - S - P
         (b)      Железо  электропроводно.      Медь  электропроводна.
         Золото  электропроводно.
         Ртуть электропроводна.
         Железо, медь, золото, ртуть - металлы
         (B)      S1  - P      S2 – P
         ….
         Sn – P
         S1, S2, … Sn - S
         Все металлы электропроводны.      Все S - P
 
     Суждения  над чертой называются посылками, а  суждение под чертой — выводом  или заключением.
     В случае (а) вывод вытекает из посылок  с логической необходимостью.
     Умозаключение, в котором вывод логически  необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.
     Если  посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем  посылки.
     В случае (b) умозаключение является не дедуктивным: в нем вывод следует  из посылок не с необходимостью, а лишь с большей или меньший  вероятностью. Вывод здесь не обязательно  истинен, а лишь правдоподобен. Но зато он имеет более общий характер, чем посылки.
     Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным.
     Индукция  позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными.
     Кроме приведенных выше форм умозаключений  существует множество других видов  дедуктивных и индуктивных умозаключений, различных по своей логической структуре.
     В мышлении дедукция и индукция взаимно  дополняют друг друга.
    Социальные  формы познавательной деятельности
 
     Познавательная  деятельность индивидов всегда опирается  на сложившиеся в обществе нормы  и традиции. Появляясь на свет, индивид  застает их уже «готовыми» и в процессе социализации приобщается к ним. Поэтому развитие человеческих знаний протекает в исторически обусловленных социальных формах.
     Система социальных форм познания начинает складываться с возникновением культуры. На ранних стадиях развития общества познавательная деятельность людей была «вплетена» в практическую деятельность и не отделялась от последней. Исторически  первоначальными формами такого «вплетенного» в практику познания были:
     обыденно-практическое познание, органически включенное в  повседневные житейские дела;
     игровое познание, т. е. познание, происходящее в ходе игр, как детских, так и  взрослых;
     мифологическое  познание, выполнявшее важную роль в организации поведения людей.
     Зародившись в далеком прошлом, обыденно-практическое познание продолжает существовать на всех последующих стадиях развития общества. Его наиболее важные разновидности  — познание вещей и явлений  в ходе трудовой деятельности и познание людьми друг друга в процессах  повседневного общения. Важнейшими особенностями обыденно-практического  познания являются его утилитарность  и бессистемность. В нем не строятся какие-либо общие теории, большое  место принадлежит детальному изучению единичных предметов.
     Например, столяр приспосабливается держать  особым образом свой любимый рубанок, кавалерист изучает до тонкостей  нрав своего скакуна, внимательный секретарь  улавливает мельчайшие нюансы поведения  своего начальника.
     Обыденные знания — это главным образом  знания о способах и условиях деятельности. Основная часть их имеет рецептурный  характер и выражается в практически  полезных предписаниях и правилах действий. Набор таких правил позволяет  действовать и достигать нужных результатов, имея весьма смутное представление (или даже не имея его вообще) о  том, как и почему они получаются. Однако при всей своей ограниченности обыденно-практическое познание отвечает потребностям повседневной жизни и  в этой сфере не может быть заменено никакими научными представлениями.
     Например, чтобы засолить огурцы, важно знать  рецептуру и правила действий; изучать же в данный момент сущность химических и микробиологических процессов, происходящих с огурцами, нет необходимости: качество их засолки от этого не улучшится, а дело затянется.
     Познавательная  сторона игр состоит в том, что они моделируют человеческие действия и отношения, и поэтому  игровое поведение может дать знания о них, хотя бы такая цель в игре и не ставилась. В играх  вырабатывается знание правил и условий  человеческого взаимодействия —  взаимопомощи и борьбы, сотрудничества и состязания; они способствуют пониманию  психологии людей и самопознанию личности, постижению ею своих собственных  способностей и возможностей.
     Игра  — не просто детская забава и  форма отдыха взрослых. Элементы игры присутствуют в самых серьезных  человеческих делах.
     В настоящее время игра приобретает  особое значение как специальный  метод познания сложных проблемных ситуаций («деловые игры»). Современная  наука использует игровые методы («игровые модели», «игровые сценарии») для исследования различного рода многофакторных систем и гюливариантных процессов — таких как взаимодействие организма и среды, человечества и природы, отношения между государствами, экономическая конъюнктура и др.
     В мифологическом познании отражение  действительности осуществлялось в  художественно-образной форме. Мифы —  это рассказы, сказания, легенды, повествующие о происхождении и устройстве мира, возникновении людей, об обычаях, обрядах, запретах («табу»), регулирующих их жизнь. Для мифологического сознания был характерен антропоморфизм: все  в мире представлялось «по образу и подобию» человека. Вещи наделялись, как и он, «телом и душой», им приписывались  такие же, как у него, чувства, желания, способы поведения. Отношение  человека к вещам было отношением общения с ними как себе подобными.
     В содержании мифов нерасторжимо соединялись  рациональное и иррациональное, правда и вымысел. Однако мифы воспринимались людьми не как продукты художественного  воображения, а как объективное  знание о реальности.6
    Заключение
 
     Человек как существо социальное берёт вверх  над своим биологическим началом  благодаря обществу, а точнее - общению  с людьми. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Процесс социализации невозможен без общения. С ранних лет ребёнок как губка впитывает в себя те качества (воля, характер, мотивы и др.) и черты людей, с которыми лично общается. Этот процесс продолжается и в зрелости, но менее интенсивно. Человек как личность формируется и развивается в процессе общения.
     В процессе познания человек знакомится с миром, приобретает навык логически  мыслить. В конечном счете все человеческие знания когда-то и кем-то были впервые добыты посредством самостоятельной познавательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы
 
    Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Л.И Божович Под редакцией Д. И. Фельдштейна Москва – Воронеж: 1997г. – 240 c.
    Бодалев А.А. Личность и общение / А.А Бодалев. - Москва, Просвещение: 1978г. – 137 c.
    Рева В.Е. - Деловое общение / В.Е Рева– Пенза, 2003г. – 150 c.
    Немов Р.С. Общая психология: Учебник. / Р.С. Немов. – М.: 2003. – 250 c.
    [http://www.finam.ru/dictionary/wordf030FD/default.asp?n=1]
    [http://dialog.freest.org/]
    [http://www.wikipedia.ru]
    Журавлев А.Л. Психология личности как открытой и развивающейся системы (к юбилею л.и. Анцыферовой) / Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. / ж. Психологический журнал. – М.: Академиздатцентр "Наука" РАН. – 2009 г. - №36. – С. 36-39.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.