На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политические конфликты и их специфика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 

Контрольная  работа по дисциплине: 

Политология 

Тема 28: «Политические конфликты и их специфика» 
 
 
 
 
 
 

Студент II курса заочно-ускоренной формы обучения
специальность финансы и кредит
№ студенческого  билета ФК09з-425у
Евменова Наталья Викторовна 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель Ю.В. Кузнецов 

Дата сдачи  в деканат ____________________ 
 
 

Мурманск, 2011 г.  

 

Содержание 

 

Введение

     Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
     Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы  общества. Самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
     Основным  объектом политического конфликта  выступает политическая власть как  способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.
     Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиции граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.1

Исторические  концепции политических конфликтов.

     Политический  конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
     Проблема  политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие  философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.
     Важное  значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.
     Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены  социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.
     Во  времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций  политического конфликта. Великие политические битвы XIX -го - начала XX -го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.
     В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все  причины политических конфликтов, потому что:
    марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;
    марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);
    класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.
     Во  второй половине XX-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).
     Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его  мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.
     По  мнению Льюиса Козера обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.
     Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную  модель общества" Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.
     Кеннет  Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека. То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека. В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодолевать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индивидуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего общественного строя.
     Выделение политических конфликтов в самостоятельную проблему и направление мировой политической науки приходится на середину XX-го века. За прошедшее время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. Наиболее развита она в США, где издано несколько тысяч монографий и пособий по тематике управления политическим конфликтом, проблемам «индустриального конфликта», «организационного конфликта», «международного конфликта». В Великобритании наиболее изучена проблема забастовок, в Германии – ведения переговоров. В России особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов.2

Политический  кризис.

     Конфликты, которые затрагивают основу политической системы – государство – характеризуются как политические кризисы.
     Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в  углублении и обострении имеющихся  конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
     Другими словами, политический кризис можно  охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.
     Политические  кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
    Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
    Внутриполитические кризисы - это:
      правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
      парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
      конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
      социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.
     Политические  конфликты и кризисы соотносятся  таким образом, что конфликт может  быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
     Противоречия  присущи политической жизни общества на любом этапе его развития. Однако, они не всегда являются причиной политического конфликта. Если притязания субъекта учитывают закономерности функционирования общества, то политические процессы будут развиваться без конфликтов и потрясений. И, напротив, противоречия перерастают в борьбу двух противоположных сил, в политический конфликт, когда одни из них или обе – не учитывают объективного хода развития общественных процессов.3
     Интенсивность и острота социально-политических антагонизмов зависит прежде всего  от состояния социально-политических и классовых сил в обществе. Интенсивность политических конфликтов прямо зависит от степени развитости и удовлетворенности интересов людей, коллективов, социальных слоев, классов. Отмечается прямая зависимость интенсивности политического конфликта от присутствия в его структуре идеологического элемента. Конфликты, в которых их участники сознают, что являются представителями определенных коллективов, групп, партий, борющихся не ради себя лично, но исключительно за общие идеалы, вероятно, будут более радикальными, чем те, столкновения, которые происходят из-за личных целей.4

Причины политических конфликтов.

 
     В качестве основной, универсальной причины  конфликта можно назвать несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Причинами конфликтов также являются:
    Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
    Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
    Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
    Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
    Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
    Зависть.
    Ненависть.
    Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Типология политических конфликтов.

 
     Известны  разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям:
1) по субъектам.
    межгосударственный;
    межнациональный (этнический);
    межклассовый;
    между социальными группами и общественными организациями;
    между расами (расовый) и др.
2) по сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).
3) по масштабности:
    мировой;
    региональный;
    локальный.
4) по уровню формирования:
    на межличностном уровне;
    на групповом уровне;
    на уровне подсистем общества или государства;
    на региональном и глобальном уровне.
     Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
     Американские  политологи К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили оригинальную типологию  социально-политических конфликтов, выделив  следующие их категории и типы:
 - действительные  конфликты, т.е. реально происходящие в конкретной социальной среде;
 - случайные  конфликты, проявление которых  зависит от ряда преходящих (второстепенных  по сути) факторов и противоречий;
 - заместительные  конфликты, представляющие собой  фиксируемое проявление скрытых  конфликтов, т.е. не проявление на поверхности общественной жизни;
 - конфликты,  возникающие в результате плохого  знания существующего положения  или неудачного применения принципа  «разделяй и властвуй»;
 - скрытые  (латентные конфликты или конфликты,  развивающиеся исподволь, незаметные сразу). Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;
 - фальшивые  конфликты, т.е. не имеющие по  сути объективных оснований. Они  возникают в результате неадекватного  отражения в групповом и массовом сознании существующих реальностей. Вместе с тем они могут трансформироваться и в действительные конфликты.
     Целесообразно выделение регионального, геополитического конфликта. Такой конфликт отражает сложные и противоречивые процессы и заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе,  занимающем  ключевое, геополитическое положение и имеющем в силу этого особое значение. Специфика этого конфликта обычно выражается: во-первых, в значительных масштабах жертв и разрушений, во-вторых, в повышенном, геополитическом значении для ряда зарубежных стран или даже всего мира.5

Виды  политических конфликтов.

 
    Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, “кризис верхов”, когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с “кризисом низов”, которые не могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно приобретало “вертикальную” направленность: “низы” восставали против “верхов”.
    В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей  части индивидуализируются, а массы  чаще всего остаются в стороне  в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.
    Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
    “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
    “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

Стадии  политического конфликта.

     С точки зрения динамики конфликта  он обычно описывается по следующей  схеме:
    накопление противоречий и формирование отношений сторон;
    нарастание и эскалация подготовки;
    собственно конфликт;
    разрешение конфликта.
     Первая  стадия характеризуется накоплением  противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.
     Вторая  стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
     Третья  стадия - самый острый, самый драматичный  этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического  конфликта в военный.
     Четвертая стадия - завершение конфликта.

Функции политических конфликтов.

 
     Особенностью  функций конфликтов является то, что  проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.
     Функции-последствия  политического конфликта:
    политические;
    экономические;
    военные;
    экологические;
    демографические.
     Функции конфликта могут быть позитивными  и негативными.
К позитивным можно отнести:
    функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
    коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
    стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
    содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
    функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:
    угроза раскола общества;
    неблагоприятные изменения во властных отношениях;
    раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
    неблагоприятные демографические процессы и др.
     Задача  управления и разрешения конфликта  как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Методы  урегулирования политических конфликтов.

     По  мнению французского политолога Филиппа  Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.
     Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень  социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.
    Важным  аспектом всякого юридического конфликта  являются пути и способы его предупреждения, прекращения и разрешения. Каждый конфликт возникает из-за конкретных причин и при определенных условиях, поэтому наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Многосторонний анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помогает предупредить и избежать многих конфликтов. Предупреждение конфликтов предполагает также проведение социальной, экономической, культурной политики, направленной на улучшение благосостояния народа, уважение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
    Другим  важным приемом предупреждения конфликта является его институциализация. Институциализация конфликта дает возможность упорядочить течение конфликта и тем самым облегчить его регуляцию. Институциальные образования изучают интересы сторон, осуществляют консультации и переговоры, поиск взаимовыгодных решений. Существование конфликтологической службы, которая выполняет экспертные и консультационные функции, помогает предупреждению конфликтов.
    Для успешного разрешения конфликта  необходимо, во-первых, выяснить причины  конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон, во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон, и в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта.
    Конфликты могут быть разрешены как самими участниками, так и вмешательством третьей стороны. Так как основой конфликта являются противоречия между интересами сторон, то наиболее результативный способ разрешения конфликта - устранение указанных противоречий. Однако на практике это не всегда удается. Поэтому приходится прибегать к другим формам и способам разрешения конфликтов.
    Существуют  различные институты и процедуры  разрешения конфликтов. Одним из эффективных  способов разрешения конфликтов являются переговоры сторон. Путем переговоров  стороны пытаются найти компромиссный  вариант решения проблемы. Для этого они договариваются о спорных вопросах и об условиях дальнейшего разрешения конфликта.6
     Методы  разрешения конфликтов.
     1. Метод избегания конфликта. Но  избегание конфликта не означает  его фактического разрешения, т.к.  само противоречие, лежащее в  основе конфликта противоборствующих сторон, остается.
     2. Отрицание или подмена конфликта,  способ отношения к конфликту,  когда ему дают возможность  тлеть и перемещают в другую  плоскость. Например, политический  деятель, ведущий избирательную  кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.
     3. Метод конфронтации. Обязательно  выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.
     4. Метод откладывания конфликта.  Сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
     5. Примирение сторон на основе  сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.
     6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.
     7. Переговоры, которые необходимы  для того, чтобы избежать применения  насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.
     Очевидно, что одним из главных условий  согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.
    Политическое  сотрудничество включает предотвращение конфликтов и разрешение споров. В СНГ эти конфликты имеют свою специфику, поэтому на первое место поставлено обязательство всех членов принять все меры для предотвращения конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.
    При возникновении спорных вопросов, в том числе связанных с положением соотечественников в странах СНГ, государства должны выполнять Устав СНГ, подтверждающий принципы мирного разрешения споров и конфликтов. В случае неудачи спор может быть передан в Совет глав государств, который является высшим органом СНГ. Механизм разрешения споров в СНГ носит чисто согласительный характер. Нет таких общепринятых в международном сообществе средств, как следственные и согласительные комиссии, суд и арбитраж, суд по правам человека даже не упоминается. Объяснение видится в стремлении государств - членов СНГ всячески оградить свой обретенный суверенитет.
    На  уровне международного контроля за соблюдением  прав и основных свобод человека следует  выделить такие организации, как  Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин. В 1993 г. был учрежден пост Верховного комиссара по правам человека. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например ЮНЕСКО, МОТ (Международная организация труда).
    Все вышеперечисленные механизмы могут  быть использованы Российской Федерацией в отстаивании прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом.7
     Заключение.
     Подводя итог краткого анализа концепций  конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.
     Политические  кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана  развития в случае их позитивного  разрешения.
     Каждый  из типов и видов конфликта, обладая  определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.