На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования Российской Федерации 

Южно-уральский государственный университет
Факультет экономики и управления
Кафедра экономическая теория и мировая  экономика 
 
 
 
 
 

     КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
     ПО  КУРСУ «ФИНАНСЫ»
Тема: «Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». 
 

Выполнила: 
 
 
 
 
 

Челябинск 2009 
 
 

План  курсового проекта 

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….4
      Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации………….4
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……...4
1.3. Бюджетная  классификация доходов и расходов  бюджета РФ……………...5
1.4.  Характеристика и особенности распределения доходных полномочий
уровней бюджетной  системы в Российской Федерации  ……………………….10
1.4.1 Федеральный бюджет……………………………………………………….13
1.4.2 Региональные бюджеты…………………………………………………….14
1.4.3 Местные бюджеты………………………………………………………….15
1.5 Межбюджетные отношения…………………………………………………16
Глава II. Анализ бюджета Челябинской области за I полугодие 2008 года….20
2.1 Доходы ….…………………………………………………………………...20
2.2 Расходы……………………………………………………………………….21
2.3. Межбюджетные  трансферты……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..……25
Список используемых источников……………………………………………..27 
 
 
 
 
 

Введение  

     Государственный бюджет   занимает центральное  место  в финансовой системе  любого государства.
     Государство использует бюджет как инструмент финансового регулирования. Бюджетное регулирование – процесс  распределения доходов  и перераспределения средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый  с учетом государственных  минимальных социальных стандартов. Основой  бюджетного регулирования  является закрепленное законом  распределение источников  доходов между бюджетами разного уровня (федеральным, региональным, местным). Цель бюджетного регулирования – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее  сбалансированности, структурных сдвигов, решения глобальных задач  функционирования и развития общества.
     Целью данной работы является анализ распределения  доходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
     Задачи  исследования:
     - рассмотреть устройство и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, дать характеристику уровней бюджетной системы, определить особенности межбюджетных отношений
     - проанализировать бюджет Челябинской области за I  полугодие 2008 года, выявить особенности распределения доходных полномочий, сравнить с показателями 2007 года.
     Объект  исследования – показатели бюджета  Челябинской области за I полугодии 2008 года. 
 

Глава I.  Теоретические аспекты устройства бюджетной системы Российской Федерации  

        Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации
     Бюджет (в переводе с английского языка  – сумка, кошелек) государства –  централизованный  денежный фонд, который  создается для обеспечения  функций  государства и  местного самоуправления.
     Бюджет как экономическая категория представляет собой  систему экономических денежных отношений  между государством, органами местного самоуправления, экономическими хозяйствующими субъектами и населением  по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта  в процессе образования и использования централизованного  фонда денежных средств для удовлетворения  потребностей общества  исходя из текущей государственной политики.
     Бюджет  государства как правовая категория (ст.6 Бюджетного кодекса РФ) – это форма образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных для  финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.
     Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.
     Правовые  основы функционирования бюджетной  системы РФ закреплены в Бюджетном  кодексе РФ, а также в иных нормативно-правовых актах, соответствующих нормам Бюджетного кодекса.
      Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система РФ основана на таких принципах  как 
-   принцип единства бюджетной системы,  который означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств,
    принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, который предусматривает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления,
    принцип самостоятельности бюджетов, означающий право законодательных органов государственной власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ, право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов,        
    принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении  и исполнении  бюджетов уполномоченные органы и получатели  бюджетных средств должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата  с использованием определенного бюджетом объема средств,
    принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие  всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита,
    принцип гласности,
    принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
 
1.3 Бюджетная классификация расходов и доходов бюджетной системы Российской Федерации
     Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
     Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает:
     - классификацию доходов бюджетов РФ;
     - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
     - экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
     - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
     - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
     - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
     - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ
      - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
    Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
     Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие  в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ  в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
     В зависимости от источников доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые  поступления, а также безвозмездные  перечисления.
       К налоговым доходам относятся   установленные налоговым законодательством  федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы  за нарушение налогового законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным налогам относятся, к региональным-, к местным -.
     На  основании Бюджетного кодекса РФ в состав неналоговых доходов включаются следующие виды доходов:
    доходы от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности,
    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
    доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти  или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,
    доходы в виде финансовой помощи  и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.  Финансовая помощь  от бюджетов другого уровня бюджетной системы – поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иная безвозвратная и безвозмездная передача средств. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция -  бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу  на безвозмездной и безвозвратной основах  на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня  бюджетной системы РФ, физическому или юридическому  лицу на  условиях долевого финансирования  целевых расходов.
    иные неналоговые доходы.
     К безвозмездным перечислениям как  одному из видов доходов бюджета  относятся:
    безвозмездные перечисления  от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств,
    безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, связанные с изменениями в налоговом  и бюджетном законодательстве, передачей полномочий  по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения нормативного акта о бюджете и не учтенные им.
     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ по порядку и условиям зачисления  в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе  полностью или частично  за соответствующими бюджетами. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений ( в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год,  а также на долгосрочный период ( не менее чем на 3 года).
     Согласно  Бюджетного кодекса РФ  расходы  бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач  и функций  государства и местного самоуправления.
     В зависимости  от экономического содержания  расходы бюджетов подразделяются на капитальные и текущие.
     Капитальные расходы бюджетов предназначены  для обеспечения  инновационной  и инвестиционной деятельности. Текущие  расходы бюджетов  обеспечивают текущее функционирование органов  государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
     Расходы бюджетов могут быть в следующих  формах:
    ассигнования на содержание бюджетных учреждений,
    средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам,
    трансферты населению,
    бюджетные кредиты юридическим лицам,
    инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц,
    бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам,
    субвенции и субсидии  физическим и юридическим лицам,
    ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемые  на другие уровни власти,
    средства на обслуживание  и погашение  долговых обязательств.
     В РФ исключительно из федерального бюджета  финансируются такие виды общенациональных расходов как
    обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной  власти  и их территориальных органов, федеральной судебной системы,
    национальная оборона и  обеспечение  безопасности государства,
    фундаментальные исследования,
    государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетике,
    обслуживание  и погашение государственного долга,
    формирование федеральной собственности,
    финансовая поддержка субъектов РФ,
    прочие расходы общенационального уровня.
     Согласно Бюджетному кодексу РФ  исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением  их полномочий:
    обеспечение  функционирования  органов законодательной и исполнительной власти  субъектов РФ,
    обслуживание  и погашение  государственного долга  субъектов РФ,
    обеспечение реализации региональных целевых программ, формирование  государственной собственности субъектов РФ,
    содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ,
    прочие расходы, обеспечивающие финансирование полномочий  субъектов РФ.
     Исключительно из местных бюджетов финансируются  такие функциональные виды расходов как:
    содержание органов местного самоуправления,
    формирование муниципальной собственности,
    организация, содержание и развитие  учреждений образования, здравоохранения,  культуры, спорта, средств массовой информации,  жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства и содержания  дорог местного значения,  благоустройства и озеленения  территорий муниципальных образований,  других  организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
    обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения,
    реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.     
     Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов финансируются  следующие функциональные расходы:
    государственная поддержка промышленности, транспорта, связи, дорожного хозяйства, строительства, метрополитена,
    обеспечение правоохранительной деятельности,
    обеспечение охраны окружающей среды,
    обеспечение социальной защиты населения,
    развитие рыночной инфраструктуры,
    обеспечение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба,
    прочие расходы, находящиеся в совместном  ведении РФ, ее субъектов  и муниципальных образований.
 
     4.1  Характеристика и особенности распределения доходных полномочий  уровней бюджетной системы в Российской Федерации  

     Российская  федерация – федеративное государство, имеющее трехуровневую бюджетную систему:
    федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов,
    бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальный государственных  фондов,
    местные бюджеты.
     Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
  Схему бюджетной системы Российской Федерации  иллюстрирует рис.1.
 


 


 
 




 
 
 

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом. Административно–территориальные (муниципальные)образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.
     Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
     Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
     Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:
    законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
    обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
    обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
    наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
    самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
    бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.
     В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма  перераспределения средств между федеральными и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного распределения средств. 

        Федеральный бюджет
     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
     Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
     Основными функциями федерального бюджета  являются:
    - перераспределение национального дохода и ВВП;
    - государственное регулирование и стимулирование экономики;
    - финансовое обеспечение социальной политики;
    - контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств. 

         Региональные  бюджеты
     Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
      Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
      В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и социальном развитии территорий.
      Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
    Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
     Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.