На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стрессы на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение 3
Глава 1. Сущность стресса 6
1.1 Понятие стресса и его особенности 6
1.2 Причины возникновения стресса 10
1.3 Стадии стресса 14
1.4 Признаки стресса 16
Глава 2. Стрессы в управленческом труде 18
2.1 Причины возникновения  стресса на предприятии 18
2.2 Последствия рабочего  стресса 20
Глава 3. Стресс-менеджмент 22
3.1 Принципы стресс-менеджмента 22
3.2 Наступление на  стресс 23
3.3 Ограничение современных  исследований в  области рабочего  стресса 25
Заключение 28
Список  литературы 30 

 


Введение

 
     На  пороге XXI в. человечество активно осваивает  Мировой океан, полярные области  планеты, горы, нередко сталкиваясь  с воздействием экстремальных условий  жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так  и требования и физиологической  стабильности человека. В своей жизни  практически каждый человек испытывал  стресс, и в наши дни часто говорят  о стрессе.
     Предпосылкой  возникновения и широкого распространения  учения в стрессе можно считать  возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
     Стресс многолик в своих проявлениях. Актуальность моей работы заключается в том, что он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
     Однако  это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим  инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
     В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение  механизмов его возникновения и  развития. Стресс вызывает изменения  физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки  нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных  сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
     В стрессовом состоянии может с  трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение  внимания, может наступить даже общее  торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и  привычки остаются без изменения  и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д.
     Однако  у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию  деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.
     Нельзя  заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения  в аналогичной ситуации.
     Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные  переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние  стресса.
     Целью курсовой работы является выяснить значение стресса в современном обществе и его влияние на человека в  различных жизненных ситуациях.
 


Глава 1. Сущность стресса

      Понятие стресса и его  особенности
    В переводе с английского языка  слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический  словарь дает следующее толкование стресса: “состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного  под влиянием сильных воздействий” [2, с. 530].
    Стресс  обычно воспринимается как отрицательное  явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (например, автомобильная  авария).  Но это только один из видов  стресса. На самом деле существует и  позитивный стресс, который может  быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш  и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки. Такие стрессы Ганс Селье – первооткрыватель стресса – называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». И в своей книге «Стресс без дистресса» ученый пишет об этом так: «Вопреки ходячему мнению мы не должны – да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если Лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга.» [10, с. 31]  Но дистрессы – тяжелые, затяжные стрессы – являются губительными для человека, персонала организации в целом и самой организации.
    Что же такое стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [9, с. 27]  .
    Есть  и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.
     Наиболее  общая и полная схема жизненного стресса, который влияет на личность в её повседневной жизни [7, с.14], представлена на рисунке 1.
 Межличностный
 стресс
 
Личностный
стресс
стресс 
 
 

Внутренние
ресурсы
Семейный
стресс
Обществен-
ный стресс
Рабочий
стресс
Финансовый
стресс
Экологичес-
кий стресс
      

 Рисунок 1 -  Области стресса в повседневной жизни. 

    Во  внутреннем квадрате обозначена самая  суть нашего существования, которую  называют "Я сила", "умственная сила", психическая энергия, или  внутренние ресурсы. Это то, что позволяет  индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления  стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным  со стрессом, расстройствам, таким как  тревога, страх, отчаяние, депрессия.
    Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
    Область межличностного стресса взаимодействует  с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные  социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
    Личностный  стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется  в связи с такими явлениями  как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
    Семейный  стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
    Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей  нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью  и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение  безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации  может стать источником стресса.
    Общественный  стресс относится к проблемам, которые  испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
    Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия  или его последствий – загрязнение  воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
    Финансовый  стресс не требует разъяснений. Невозможность  оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения  в получении  долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение  дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
    Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
    Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко  не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации  внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу [4, с. 358] :
    «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
    «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.
    «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.
    В серии исследований М. Фридмана и  Р. Ройзенмана проведен анализ поведения  обширного контингента лиц умственного  труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. [10, с.86]. Ими выделены два основных типа:
      Тип А – лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.
      Тип В – лица, сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.
    Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая  приводит к физическим, психологическим  и / или поведенческим изменениям у работников организации.
      Причины возникновения стресса
   Специалисты считают, что любая ситуация, на которую  человек реагирует сильным эмоциональным  возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как  положительные эмоции, такие как  рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие  стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди  или в пробке).
   Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
   Различают физиологические и биологические  стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).
     Всякая  перемена в нашей жизни выступает  в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые  мы расцениваем как негативные.
     Проиллюстрирую  это на примере градации степени тяжести. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов.
     Таковы  избранные категории стрессорных факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению Создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, человек оказывается перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и др.). Так что если за год он успеет закончить учебу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут около 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает  бюджет и человек немного задолжает, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов. [7, с.38-39]
Таблица 1. Категория стрессоров
 
Смерть  партнера (мужа, жены) 100 Перемена в  ответственности по месту работы 29  
Развод 73 Уход сына или  дочери из родного дома 29  
Разлад  в супружеской жизни/разрыв 65 Конфликты с  тестем (свекром), тещей (свекровью) 29  
Тюремное  заключение 63 Исключительный  личный поступок или достижение 27  
Смерть  близкого члена семьи 63 Поступление в  школу или ее окончание 26  
Серьезная травма или заболевание 53 Перемена в  условиях жизни 25  
Брак 50 Смена привычек 24  
Потеря  работы 47 Проблемы и  конфликты с начальством 23  
Примирение  и другие перемены в семейной жизни  45 Изменение рабочего времени или условий работы 20  
Выход на пенсию 45 Смена жилья 20  
Изменение в состоянии здоровья члена семьи  44 Перемена школы 20  
Беременность 40 Смена отдыха 19  
Сексуальные проблемы 39 Перемена в  общественной деятельности 18  
Появление нового члена семьи 39 Мелкий долг 17  
Перемена  места работы 39 Перемены, связанные  со сном и режимом дня  16  
Изменения в финансовом состоянии 37 Перемены в  семье 15  
Смерть  близкого друга 37 Перемены в  привычном образе питания 15  
Перевод на другую работу 36 Отпуск 13  
Серьезные разногласия с партнёром 35 Праздник 12  
Крупный долг 31 Проступок (штраф  за проезд без билета и т. д.) 11  
Приближение срока уплаты долга 30      
         
     Индивидуальная  выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком  ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение  резервов организма. Решение главной  задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
     Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как  следствия изменения степени  ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров  находится в прямой зависимости  от степени их ответственности при  счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота  пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о  посадке, хотя степень опасности  и осознание этой опасности одинаковы  для всех членов экипажа.
      Стадии  стресса
В своем  развитии стресс проходит три стадии.
     Стадия 1. Стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как волнение, «мандраж». Такое состояние свойственно многим людям перед экзаменом, ответственной встречей, стартом, операцией. Необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато «перегоранием». Перегорание можно определить как преждевременное истощение и нехватку ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. Но излишнее спокойствие также не пойдет на пользу, так как оно не даст мобилизоваться организму в той степени, которая достаточна для преодоления проблемной ситуации.
     На  этой стадии в организме человека усиливаются анаболические процессы, и прежде всего протеосинтез и образование РНК, а также отмечается усиление иммунологической сопротивляемости.
     Стадия 2. Стадия адаптации. Активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизированном состоянии. Организм и стресс-фактор сосуществуют вместе в противостоянии. Между ними создается «стратегический паритет».
     Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Это особенно вероятно, если стресс-фактор продолжает влиять. Возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт). Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, что требует соответствующей медикаментозной терапии и помощи врача-психиатра-психотерапевта.
     Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса  зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями  и функциональными параметрами  и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления  стресса и каков уровень владения ими.
     В англоязычной литературе иногда употребляется  термин «bur-nout», что переводится на русский как синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, по мнению ряда специалистов, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми. Специфика их деятельности такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса: сотрудники офисов, попадающие под прессинг клиентов, медицинский персонал, продавцы и т. п. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса. Естественно, эти сотрудники начинают терять работоспособность. Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма небезграничны. До какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает истощение.
      Признаки  стресса
   Физические  признаки стресса:
К ним  относятся: покраснение, потливость, сухость  во рту, чувство сжатия в груди, учащенное  сердцебиение, головные боли, болезненные  ощущения в теле, слабость, рвота и понос, усталость, потеря аппетита, бессонница, головокружение и одышка. Что касается мышечной системы, то могут наблюдаться напряженность, дрожание, тики, судороги и повышенная пугливость (слишком сильное реагирование на внезапный шум или неожиданное движение), частые вздохи и неуклюжие движения.
     Психологические и социальные признаки стресса
К эмоциональным  состояниям, предупреждающим нас  о стрессе, относятся возбуждение, потрясение, повышенная утомляемость, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева. Состояние психики также может свидетельствовать о стрессе: горестные чувства, страхи, трудности с концентрированием внимания, забывчивость, ночные кошмары, потеря самоуважения и сложности с принятием решений, - все это предупреждает нас, что необходимо принимать меры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.