На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Системный подход в управлении: понятие, признаки, требования, формы реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Центр заочного и дистанционного образования 

Кафедра экономико-правовых основ управления 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Теория управления
На тему: «Системный подход в управлении: понятие, признаки, требования, формы реализации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: Хасанова В.А.
                                                                                    Группа: 16УС-102  
Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Катав 2009
       Содержание.
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………….. 3
     ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД …………………………………… .6
    1.1. Системный подход к управлению ………………………………… . 6
     1.2. Современное представление о системном подходе ……...………. 13
     1.3. Основные черты и принципы  системного подхода………………..13
     1.4. Традиционный и системный подход к управлению ………………15
     1.5. Значение системного подхода  в управлении ………………………17
          1.6. Правила применения системного подхода ………………………....18 
          ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА………………26                                                                                                                                        
          2.1. История ФГУП «УКВЗ им. Кирова»…..............................……....…26
          2.2. Применение системного подхода в управлении качеством  
        продукции на УКВЗ……………………………………………….....……28
     2.3. Признаки социальной и хозяйственной организации …...………...30
     2.4. Целенаправленность организации ………………..…………...……31
     2.5. Признаки системы организации…………………………………….32
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ......………………………………………………...……..35
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………37
     ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.
     Впоследствии, благодаря трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений - кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.
     Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда  основной формой "торговли" между  общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
     Постепенно  с развитием товарно-денежных отношений  развивался и бизнес. Во времена  рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.
     Именно  на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена  рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина - это наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
     Именно  в это время и стали применяться  научные теории менеджмента с  непосредственной опорой на различные  научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. В своей работе я подробней остановлюсь на системном подходе.
     В настоящее время процесс управление все большей степени несет  системный характер, управление любой  организации осуществляется как  воздействие на единое целое. Менеджеры  должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
     · менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём  информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
     · руководителю необходима системная  методология, с помощью которой  он мог бы соотносить одно направления  деятельности своей организации  с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
     · менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
     · системный подход в управлении позволяет  руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
     В заключение хотелось бы отметить, что  системный подход включает большой  объем вопросов, каждый из которых  многогранен, интересен и достоин отдельного изучения. Но в рамках своей работы я постараюсь наиболее полно осветить основные принципы и положения данного научного направления.       
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
     1.1. Системный подход  к управлению
     Усиление  взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.
     Он  рассматривает организацию как  целостную совокупность различных  видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней  средой, предполагает учет влияния  всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
     В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без  исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.
     Поэтому каждый руководитель, принимая собственные  решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
     Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие  как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887--1961), в течение двух десятилетий занимавший пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компании». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др.
     По мысли Бернарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.
     Любая организация, по мысли Бернарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации (за исключением государства и Церкви) Бернард рассматривал как частные.
     Организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений.
     Руководитель  формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность  за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать  цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей.
     Люди  будут эффективно сотрудничать с  организацией, если им будет от этого  выгода. Поэтому первая обязанность  руководителя - управлять стимулами  к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.
     Бернард считал, что возникновение неформальных организаций, делающих формальную более  жизнеспособной, неизбежно.
     Цель  неформальной организации, по мнению Бернарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации.
     Он  говорил о необходимости тщательного  учета в управлении моральных  факторов, ибо с неумением делать это связаны многие неудачи администраторов.
     Основываясь на системном подходе, Бернард выдвинул концепцию социальной ответственности  корпорации, в соответствии с которой  менеджмент должен учитывать последствия  принимаемых решений и нести  за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.
     Другим  представителем системного подхода  можно считать П. Дукера (часто  его относят и к последователям классической школы), который внес значительный вклад в создание целостной концепции  управления и определение роли профессионального менеджера в организации.
     В книге « Практика управления»  Дукер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства  и человеческого общества.
     Он  определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он - «дирижер оркестра».
     Подобно тому, как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, менеджер должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором; менеджер же одновременно является и композитором, и дирижером.
     Задача  менеджера, по мнению Друкаре, состоит  и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.
     К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Дукер отнес:
     1) организацию, классификацию, распределение  работы; создание необходимой структуры, подбор кадров;
     2) определение целей, решение, что  необходимо сделать для их  достижения, обеспечение их реализации  путем постановки перед людьми конкретных задач;
     3) обеспечение побудительных мотивов,  создание коллектива из лиц,  ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности  их работы;
     4) анализ деятельности организации,  нормирование, оценку всех работников;
     5) обеспечение найма людей.
     Высокая оценка роли менеджера не помешала Дукеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.
     Обществу  начала 1950-х гг. такая идея показалась чуждой, поэтому была отвергнута, что стало для Дукера крупнейшим поражением в жизни. Однако сегодня многие ее положения находят применение в практике «социального партнерства».
     Едва  ли не важнейшей из многочисленных идей Дукера была концепция, изложенная в 1954 г. в книге «Практика управления», в соответствии с которой его основу составляют цели организации. Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А. Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса.
     Американский  исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.
     Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому. Это толкает на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик. Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности.
     Таким образом, психологические факторы  способствуют проведению политики, которая  обеспечит хорошие результаты в  ближайшем будущем в ущерб перспективе.
     В 1956г. Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему (совокупные действия и взаимосвязанное поведение субъектов), которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций.
     Подсистемами  организации являются: формальная и  неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Ядром здесь  является формальная структура. Связывают  эти элементы коммуникации, равновесие и принятие решений.
     1. Под коммуникацией понимается метод, посредством которого в различных частях системы вызываются действия, обеспечиваются контроль и координация. Система коммуникаций образует конфигурацию, строение организации.
     2. Равновесие рассматривается как  механизм стабилизации организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям с целью гармонизации потребностей и установок индивидов и требований организации.
     3. Процесс принятия решений - важное  средство регулирования и стратегического  руководства.
     Все вместе это определяется как организационная система, главным интегрирующим фактором которой является цель, а стабилизирующим - институциональные стандарты, определяющие роли участников.
     Согласно  Парсонсу социальные системы распространяются на четырех уровнях общества: первичном, психологическом, где элементы непосредственно взаимодействуют; управленческом, регулирующем процесс взаимодействия первого уровня; институциональном (совет директоров), где решаются вопросы общего порядка; социальном, в политических сферах.
     Парсонс выдвинул идею четырех функциональных императивов, реализация которых обеспечивает нормальное состояние и развитие системы: функция достижения целей; адаптация системы по отношению  к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений.
     В рамках системного подхода возникли многочисленные количественные теории управления. Толчком этому послужило  появление и широкое распространение  кибернетики, общей теории систем, исследования операций и других математических методов. Сторонники этих теорий, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались с помощью математического моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией проблем.
     Рассмотрим  в качестве примера метод исследования операций, который зародился в  1940-х гг. в Англии в связи с необходимостью решения некоторых военных и стратегических проблем.
     Путем рационального перебора вариантов  он решает следующие задачи:
      - управление запасами (определение исходя из издержек оптимальных размеров резервов);
      -  распределение ресурсов между потребителями с учетом степени эффективности их использования;
      -  массовое обслуживание (определение правил и очередности выполнения действий, образующих тот или иной процесс);
      -  выбор маршрута и уточнение работ во времени;
      -  определение графика замены устаревшего оборудования.
     В результате облегчается долгосрочное прогнозирование, планирование, программирование, принятие решений в условиях избытка информации, когда ее учет, оценка и систематизация обычными методами невозможны.
     Другое  направление, получившее название эконометрического, основывается на создании экономико-математических моделей.
     Обычно  модель управленческого процесса может  быть представлена как система уравнений  и неравенств, включающая набор переменных величин (известных и неизвестных) и параметров, отражающих связи между ними. Задавая величину известных переменных «входы» модели, можно на основе математических расчетов определить значения неизвестных «выходы», иными словами, показать, как будет (или должен) вести себя управляемый объект при воздействии на него тем или иным способом и к каким результатам это приведет.
     Но  надежды, возлагавшиеся на применение количественных методов, не оправдались  в связи со сложностью социальных систем и с тем, что их поведение  слабо поддается количественному анализу. Тем не менее обобщение полученного опыта дало дополнительный импульс развитию системного подхода.
     В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий в его рамках стала концепция  «7-S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом и Р. Уотерменом, «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы S: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль».
     Изменения в одной переменной через систему  связей оказывают влияние на состояние  остальных, поэтому поддержание  баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента. 

1.2. Современное представление о системном подходе
     Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное). 

1.3 Основные черты и принципы системного подхода
     В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
     Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи (об этом упоминалось выше). Определим черты системного подхода:
       Системный подход - форма методологического  знания, связанная с исследованием  и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
       Иерархичность познания, требующая  многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - собственный уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - вышестоящий уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - нижестоящий уровень.
      - Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
      - С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
     Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
     Можно также сказать, что системный  подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
     Далее рассмотрим основные принципы системного подхода:
     а) Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
     б) Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
     в) Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
     г) Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
     Таким образом, на основании изложенного  выше можно сделать определенные выводы, а точнее отличие системного и традиционного (аналитического) подходов. 
 

     1.4. Традиционный и системный подход к управлению
         Традиционный и системный подходы используют и анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого. В системном подходе также можно выделить три ступени: 1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объяснение поведения или свойств этого целого (системы); 3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является. Т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.