На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     Оглавление

Приложения……………………………………………………………………….42 
Введение

 
     Цель  курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
       Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний. В связи с этим, тема курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью интересна и актуальна.
     Так как, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, то особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являют собой проблему.
     В процессе исследования будут использованы методы изучения и анализа литературы и периодической печати по поставленным вопросам исследования курсовой работы.
 

      Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе

     1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти

 
     Память  является одним из основных когнитивных  процессов. Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.
     Исследования  многих отечественных и зарубежных психологов (П.И.Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Дж. Талланда, Д. Нормана и др.) доказали, что память – это сложная многофакторная и многоуровневая система.
     Память  включает в себя, по существу, три фазы:
     а) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации;
     б) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии;
     в) наконец, фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы, доступные наблюдению.
     С.Л. Рубинштейн выделяет такие основные категории мнемических процессов:
     — запоминание, которое начинается с  запечатления;
     — воспроизведение, которое может происходить на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях — припоминания;
     — сохранение и забывание.
     А.Н. Леонтьев в процессе развития памяти выделил три этапа.
     Первый  этап развития памяти он охарактеризовал  как этап развития естественной способности  к запечатлению и воспроизведению  информации. В нормальных условиях он заканчивается уже в дошкольном возрасте.
     На  втором этапе развития памяти процессы запоминания протекают как опосредованные с использованием внешних средств запоминания; этот этап характерен для детей младшего школьного возраста [4, с. 406].
     На  третьем этапе происходит развитие опосредованного запоминания, когда  для запоминания используются некие «внутренние средства», образы, картинки, обозначающие запоминаемый предмет. Эта память, основанная на способности употребления элементов опыта внутренних, индивидуальных считалась А.Н. Леонтьевым высшей формой и последним этапом развития человеческой памяти.
     Согласно  исследованиям П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации.
     На  фонетическом уровне выделяют две базы в памяти — артикуляторную (основные артикуляторные движения) и перцептивную. Исходя из представлений о иерархической  организации перцептивной базы, ученые помещают на нижнем уровне долговременной памяти эталоны фонем, а также эталоны сочетаний фонем и слогов.
     Память, как и любая высшая психическая  функция, сложна и зависит от многих составляющих. Она включает в себя три основные фазы – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Существует несколько типов памяти – в зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, обонятельную, вкусовую память; по времени сохранения материала – мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную; непроизвольную и произвольную; механическую и смысловую.
     Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в.1 В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти.
     Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.
     Монистическая точка зрения на природу памяти нашла  свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квалификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией).
     Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в  основе такой методологии лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.
     Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.
     При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная  и вторичная) получили название кратковременной  и долговременной.
     Сторонники  двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам.
       Проводились различные эксперименты, где доказывался этот факт, следовательно,  одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках.
     Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения  при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения сказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.
     В пользу существования двух типов  памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии  вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.
     Роль  памяти не может быть сведена только к фиксации того, что было в прошлом, так как  никакое действие в  настоящем немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного.
     Когнитивная психология, рассматривая память и  как функцию, и как процесс  одновременно и пытаясь объяснить  закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.
     Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
     Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
     1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
     2) по характеру целей деятельности  — на непроизвольную и произвольную;
     3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.
     В целях изучения и анализа особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью необходимо рассмотреть подробнее основные трактовки в изучении процесса памяти
     Идея  существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950—1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия «оперативная память», «рабочая память», «каталожные ящики», «регистры» и «буфер».
     В 1958 г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки.
     Аткинсон  и Шифрин (1968) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных признаков. Далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания информации в кратковременном хранилище испытуемый создает своего рода буферную емкость для повторения, способную удерживать небольшое количество элементов (семь-девять цифр) в течение примерно 30 секунд. Авторы выделили в кратковременном хранилище особую слуховую вербально-языковую систему, которая обеспечивает повторение информации. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, откуда могут поступать «вербальные ассоциации» и необходимая для выполнения текущих задач информация.
     Извлечение  информации из долговременного хранилища  требует соответствующего выбора стратегии. Одной из операции управления потоком  информации является ее повторение в  кратковременном хранилище Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение.
     Функциональный  подход в исследованиях памяти. Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной.
     Прежде  всего исследователи столкнулись  с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы. Таким, образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.
     Функциональные  компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии  можно выделить три периода:
     — сначала были выделены две формы  хранения: кратковременная и долговременная память;
     — затем постулировалось различие между сенсорным регистром и  собственно кратковременной памятью;
     — внутри самой кратковременной памяти были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище  и буфер повторения).
     Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон.2
     Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие «сенсорный регистр». Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.
     Понятие «оперативная память» было введено Аткинсоном и Шифриным, который полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.
     В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультиморальной. Эта система состоит из трех компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», из которых одна специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная петля), а вторая, связанная с пространственной зрительной памятью, является зрительной пространственной матрицей.
     Согласно  модели в артикуляционной петле  автоматически поддерживается некоторое  количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для  вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5—2 секунды.
     Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через  общую длительность проговаривания.
     В многочисленных экспериментах было затем показано, что подавление артикуляции (или выполнение задач, требующих  участия артикуляционной петли) влечет за собой снижение емкости оперативной памяти. Центральный процессор может увеличить емкость хранения, «включая» ментальные операции повторения.
     В теории Ошанина Д. А. (1977) была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности.
     Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятельности.
       Его содержание не изоморфно  сенсорной информации: в нем акцентированы  характеристики объекта, существенные  в условиях конкретного действия, и, наоборот, свернуты мало информативные в данный момент свойства объекта.
     В исследованиях В. П. Зинченко3 и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием.
     Таким образом, являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

     1.2. Изучение и  анализ современных исследований  памяти

 
     Память  — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.4 В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.
     Память  есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности.
     Физиологический механизм онтогенетической памяти состоит  в формировании, фиксации, хранении и воспроизведении следовых процессов и временных связей.
     В основе формирования долговременной памяти лежит стабильная реорганизация  межнейронных связей, реализующаяся  на основе метаболических процессов, протекающих  в нервных клетках различных  мозговых образований при обучении и в течение определенного времени (минуты, часы) после его завершения (так называемый процесс консолидации).
     Кратковременная память  обеспечивает сохранение временных связей в течение относительно короткого времени. Главным ее свойством считается уязвимость к чрезвычайным воздействиям, приводящим к ее нарушениям и развитию ретроградной амнезии.
     Структурно-функциональная организация памяти обеспечивается многоуровневой системой мозговых структур. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации — сенсорная память, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти. В процессе перевода информации из кратковременного на долговременное хранение принимает участие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти. Это так называемый Корсаковский синдром. В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмоционально значимых событий даже после их одноразового появления. Гиппокамп и миндалина тесно связаны с височной корой, которая рассматривается как «хранилище» долговременной памяти. В отборе информации для хранения и в актуализации следов, необходимых для организации целенаправленного поведения, ведущая роль принадлежит лобным отделам коры, имеющим двусторонние связи со структурами лимбической и ретикулярной системы. Лобные отделы, принимающие участие в оценке значимости информации, на ее основе обеспечивают создание оптимального уровня активации для фиксации следов и их воспроизведения.
 

Выводы  к первой главе 

     Память, как и любая высшая психическая  функция, сложна и зависит от многих составляющих. Она включает в себя три основные фазы – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Существует несколько типов памяти – в зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, обонятельную, вкусовую память; по времени сохранения материала – мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную; непроизвольную и произвольную; механическую и смысловую.
     Структурно-функциональная организация памяти обеспечивается многоуровневой системой мозговых структур. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации — сенсорная память, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти. В процессе перевода информации из кратковременного на долговременное хранение принимает участие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти. Это так называемый Корсаковский синдром.
 

      Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного  возраста

     2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти

 
     Как показали исследования X.С. Замского, умственно  отсталые дети усваивают все новое  очень медленно, лишь после многик повторений, быстро забывают воспринятое  и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
     Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются  прежде всего в свойствах нервных  процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции  коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали5.
     Особенности воспроизведения текстов умственно  отсталыми, детьми изучались многими  психологами (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, А.И. Липкина, Г.М. Дульнев и др.)6.
     Чтобы прочно усвоить какой-либо новый  материал, например таблицу умножения, учащимся вспомогательной школы  необхоимо значительно большее  число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала у умственно-отсталые дети очень быстро его забывают, так как прибретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей.
     Эти основные, пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные свойства памяти умственно  отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения — отчетливо видны педагогам. Однако они не всегда заметны психиатрам и иным специалистам, не занятым обучением детей. Эти свойства памяти, из за которых дети медленно и поверхностно усваивают жизненный опыт и знания, не выступают субъективно для самих детей и даже для их родителей в качестве дефекта памяти, как таковой Указанные недостатки обычно оценивают в сочетании с умственной недостаточностью и лишь в порядке самоутешения иногда называют плохой памятью»7.
     Значительно чаще жалоба на плохую память возникает  у детей, страдающих каким-либо текущим  сосудистым или иным поражением головного  мозга Это те, обращающие на себя внимание самих детей и их родителей проявления «забывчивости», в которых погрешность памяти обнаруживается особенно отчетливо. Некоторые дети оказываются не в состоянии ответить на вопрос, воспроизвести содержание данного им задания даже тогда, когда они довольно прочно его усвоили. Стоит, однако, посадить такого «забывшего» задание ребенка на место, как он спустя несколько минут без всякого дополнительного повторения или напоминания сам вдруг вспоминает нужный ответ8.
     У некоторых детей подобная забывчивость достигает столь выраженной степени, что они почти никогда не в состоянии отвечать в тот момент, когда это необходимо. Только спустя то или иное время они вспоминают забытое. Бывает так, что вчера ребенок отлично отвечал на вопрос воспитателя, а сегодня, если в детский сад пришли какие-либо посетители, не только не может ответить на тот же самый вопрос, но и вообще отвечает так, будто никогда не слышал ни о чем подобном.
     Такая же забывчивость иногда наблюдается  у детей в процессе занятий  трудом, при выполнении домашних заданий, отдельных поручений и т.п.
     Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при  обычном забывании, а лишь временное  внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего это охранительное  торможение).
     Важнейшим средством укрепления памяти и преодоления описанной забывчивости является такая организация режима их жизни, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов. Зависимость состояния памяти умственно отсталого ребенка от продолжительности сна и от правильности распределения часов труда и отдыха не всегда бывает ясна воспитателю. Между тем, можно привести немало примеров, когда небольшое удлинение часов сна ребенка способствовало значительному улучшению состояния еге памяти. Не учитывая этого, воспитатели пытаются иногда достигнуть лучшего усвоения информации только с помощью ее многократных повторений. В итоге, они получают лишь отрицательные результаты — дети запоминают нужную информацию все хуже и хуже9.
     Помимо  перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.
     И.М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом (в современном представлении-магнитофоном), указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом.
     Способность полностью воспроизводить все впечатления  внешнего мира, действующие на наши анализаторы, является патологией памяти У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.
     Этот  процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений  тесно связан с другой особенностью или чертой человеческой памяти, а  именно с опосредствованным характером запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала — это высший уровень запоминания. В некоторых учебниках говорится о механической и логической (или смысловой) памяти как о двух разных способностях. Правильнее, однако, говорить не о видах памяти, а об уровнях ее развития. Если в раннем детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными способами запоминания10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.