На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реализация прав и свобод человека и гражданина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение
   Российская  Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации  осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления  этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом  реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
   Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.
   В Конституции Российской Федерации  правам человека посвящена специальная  глава. В ней они не только провозглашены, но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
   Принципы, закрепленные в Конституции России, адресованы всем ветвям государственной  власти, связывают и обязывают  их. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и в других законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
   Особо следует отметить, что государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.
   Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечить каждому  возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.
   Многие  люди знают о своих правах, свободах и обязанностях, но вот как их реализовать многие даже и не догадываются. Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в, то, же время этот, же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту, же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Механизм реализации прав, свобод и обязанностей очень важная тема, которая необходима для информирования субъектов правоотношений в отношении того, каким образом можно отстаивать и защищать свою свободу и право – высшую ценность!
   Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой  темы.
   Основная  цель данного исследования заключается  в разработке основных направлений  механизма реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
   Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
   Изучить теоретические основы исторических этапов развития политических прав и свобод человека и гражданина вывести их определение.
   Дать  оценку состоянию вопроса реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.
   Объектом  в данной работе являются политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Предметом исследования является механизм реализации и защита политических прав и свобод человека и гражданина.
   В процессе работы были использованы: Конституция  РФ, нормативно-правовые акты РФ, учебники, книги, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных учёных – юристов, а так же газеты и журналы. Активно использовалась информационная система «Консультант Плюс». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Теоретические основы исторических этапов развития Конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
      Этапы развития политических прав и свобод человека и гражданина и их определение
   В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.
   Важнейшим шагом в развитии прав человека явились  буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.
   Дальнейшим  этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
   Международного  пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции  о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
   Что же касается конституций, то они, подстраиваясь  под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
   Значение  Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
   Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. 

      Поколение прав человека
   Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека.
   Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права  формируются с победой буржуазных революций в Европе.
   Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"1. Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.
   Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.
   Права человека третьего поколения сложились  в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. Так, в Преамбуле Африканской хартии прав человека и народов подчеркивается неотделимость гражданских и политических прав от экономических, социальных и культурных прав. При этом пользование экономическими, социальными и культурными правами рассматривается как гарантия осуществления гражданских и политических прав.
   Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало  эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.
   Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это, лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.
      Права и свободы человека и гражданина
   Следует отличать понятия «права» и «свободы», а также «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».
   Категория «права» (человека и (или) гражданина) понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяет свое отношение к использованию имеющихся у него прав, в каких формах и объемах он готов реализовать эту допустимую меру.
   Под «свободами» следует понимать облеченное в правовую форму состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений, ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут быть введены государством или обществом в силу различных причин и в различных объемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использования человеком и (или) гражданином своих прав.
   Таким образом, состояние свободы реализуется  через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер, а «свобода» (человека и (или) гражданина) в ее категориальном измерении может включать в себя несколько юридически закрепленных «прав» (человека и (или) гражданина). Например, свобода вероисповедания подразумевает, что человек имеет право исповедовать ту или иную религию или же не исповедовать никакой. В данном случае в составе одной «свободы» находятся два «права».
   «Права  человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные, общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Права человека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (вне зависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер (они, например, не могут быть изъяты), признаются высшей социальной ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права человека — это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личности и позволяющий ей реализовывать свои интересы.
   «Права  гражданина» могут быть охарактеризованы как охраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегося в устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащими ему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительный набор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либо государства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современном демократическом государстве оказывается большим по сравнению с объемом прав человека.
   Современное Российское государство на международном  уровне взяло на себя обязательства, связанные с признанием, гарантированием, обеспечением и защитой прав и  свобод человека, что нашло непосредственное отражение в нормах Основного Закона. В основах конституционного строя Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Это показывает их чрезвычайную значимость и одновременно приоритетность перед интересами общества и государства.
   Права и свободы человека и гражданина являют собой важнейший институт российского конституционного права. Им посвящена II глава федеральной Конституции, которая, подобно первой главе, защищена особым образом и фактически не подлежит изменению; по отношению к изменению конституционных положений, заключенных в данной главе, применяется термин «пересмотр».
   Конституционные права и свободы закрепляются в Основном Законе государства и по своему значению являются основными, фундаментальными, наиболее важными. Они раскрывают естественное состояние свободы личности и получают высшую юридическую защиту, которая в Российской Федерации обусловлена особым механизмом и степенью защиты конституционных норм, а также высшей юридической силой и прямым действием Конституции РФ.
      Основные политические права и свободы
   В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
   Прежде  всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы  широко декларировались в прошлом, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.
   Под политическими правами и свободами  подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.
   Политические  права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления
   К числу зафиксированных в Конституции  РФ основных политических прав и свобод  относятся:
    право на свободу мысли, ст. 29 п. 1
    право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст. 29 п. 3
    право получать и распространять информацию, ст. 29 п. 4
    право печати и информации, ст. 29 п. 5
    право на объединения, ст. 30 п. 1
    право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем, ст. 31п. 2
    право на мирные собрания, ст. 31 п. 1
    право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст. 32 п. 1
    право избирать и быть избранными и др., ст. 32 п. 2
    право равного доступа к государственной службе, ст. 32п. 4
    право участвовать в отправлении правосудия, ст. 32 п. 5
    право обращения, ст. 33 п. 1
   Система же политических прав и свобод граждан  состоит из двух взаимосвязанных  подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных  прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и  печати; свобода союзов; свобода собраний.
   Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.
   Основные  политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:
   «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».
   Именно  с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотемливой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
   В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти  и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.
   Глава II Механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, основные причины их нарушения и способы их устранения.
   Величайшим  достижением новой российской демократии явилось признание и закрепление  в Конституции Российской Федерации 1993 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Важнейшей особенностью этого Основного Закона, безусловно, является также и то, что в его содержании предусмотрены специальные органы государства, наделенные необходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализацию основных прав, свобод и обязанностей; имеется нормативно-правовая база для деятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защиты индивида; сами носители конституционных прав и свобод получили юридические средства для правовой самозащиты.
   Глубинная социальная сущность и политическое значение института подлинного народовластия  заключается именно в том, что  суверенная политическая воля индивида объективируется в реальной общественно-политической практике посредством осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей.
   За  время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции  России, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и  доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.
    2.1. Понятие и условия реализации основных прав, свобод и                              обязанностей
     Реализация  основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление  гражданами и другими участниками  общественной жизни предусмотренных  конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения  нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.
     Правовая  природа механизма реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в, то, же время этот, же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту, же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.
     Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.
     Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы  были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.
     Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная  право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.
     В-третьих, важнейшим условием эффективной  реализации конституционных прав и  свобод является соблюдение закрепленного  в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».
     В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». 

     2.2 Субъекты реализации  основных прав, свобод  и обязанностей 

     Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные  права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.
     Естественно, что в первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и  обязанностей являются их носители в  личном качестве, то есть каждый человек  и гражданин, который обладает этими  правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:
     Первый  правовой модус - "человек". Человек  как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения  такого юридического статуса физического  лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.
     Второй  правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:
    правовой статус человека;
    правовой статус, установленный для данного лица российским государством в силу того, что этот человек обладает российским гражданством;
    конвенциальные права, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.
     Третий  правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение  лица, которое состоит из 4 элементов:
    правовой статус человека;
    правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;
    правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;
    права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.
     Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое  включает 3 элемента:
    правовой статус человека;
    правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;
    права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.
     Пятый правовой модус - "лицо с двойным  гражданством". Правовое положение  этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.
     Шестой  правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение  наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.
     Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать  меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.
     Прямое  действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.
     В науке судебную защиту рассматривают  как институт конституционного права, как общественное отношение и  государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».
     Значительный  объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют  общественные объединения, такие, как  профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования  и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности. 

     2.3 Гарантии реализации  основных прав, свобод  и обязанностей 

     Гарантом  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).
     Гарантии  реализации основных прав, свобод и  обязанностей исследованы в научной  литературе наиболее полно. Обычно в  числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические  1. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств" 2.
     Однако  в последнее время в понимании  правовой природы гарантии обозначился  новый подход, который был воспринят  в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого  юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в, то, же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает, прежде всего, юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо" 1. Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах. 

     2.4 Причины нарушения  реализации прав  и свобод
     Принимая  во внимание обширность и комплексность  системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или  сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.
     Нарушение законов, принципов и норм Конституции  Российской Федерации, регулирующих права  человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
     Каковы  причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые  из них.
     Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может  быть свободной от декларации: права  и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
     Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации  и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности  за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
     Третья - деятельность многих государственных  органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
     Четвертая - низкий уровень правосознания и  правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению" 1.
     Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".
     Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что  для более успешного решения  задач по охране и защите прав и  свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
     Глава III ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
     3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
     Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех  сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
     В юридическом словаре дается следующее  определение названному термину: "Права  человека - понятие, характеризующее  правовой статус человека по отношению  к государству, его возможности  и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах".
     Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного  права. Государственная защита - это  правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.
     Очевидно, что право может быть реализовано  только тогда, когда ему соответствует  обязанность государства или  другого лица (органа) его обеспечить.
     Провозглашение  гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с  одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности  защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.
     В защите прав и свобод человека и  гражданина в России участвуют все  ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.
     Органы  представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные  с признанием, обеспечением и защитой  прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
     Индивидуальная  правовая самозащита. Право каждого  человека на правовую самозащиту установлено  Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид юридической защиты основных прав и свобод характеризуется тем, что:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.