Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теории лидерства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
      Актуальность темы определяется тем, что поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации.
    Происходящие  в последнее время серьезные  изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях. Специалисты утверждают, что самый быстрый и дешевый путь достижения фирмой конкурентоспособности состоит в приобретении способных, мыслящих руководителей. Спрос на талант руководителей не подвержен спаду, он сохраняется как в период экономического подъема, так и экономических кризисов. В свою очередь теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей необходимо адаптировать к сложившейся в стране ситуации.
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится    кропотливая    организация,    и    каждодневное    управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
       В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.
    Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом 
определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля 
руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, 
взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента 
имеет огромное значение в управлении и, на наш взгляд, обязательна и 
полезна для изучения.
 
    Объектом исследования является ОАО «ДСК».
    Цель  исследования - проанализировать и  исследовать влияние стиля руководства  и лидерства на эффективность  работы коллектива организации.
    Теоретико-методологической основой исследования составили: метод  эмпирического исследования, метод  теоретического исследования.
    Задачами курсовой работы являются:
    Рассмотреть классические и современные теории лидерства в управлении организацией и сравнительную характеристику стилей руководства; |
    Дать организационно-экономическую характеристику ОАО « ДСК»;
    Предложить направления совершенствование руководства коллективом ОАО «ДСК» на основе лидерства и улучшения стиля руководства.
    Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, пяти вопросов, заключения и списка использованных источников и приложений. 
 
 
 

1.Классические  и современные теории лидерства  в управлении
организацией
   Изучение  проблемы лидерства за последние  пятьдесят лет на Западе накопило большой фонд эмпирических данных, что многократно порождало надежду  на ее решение и столь же часто - разочарования. Первую серию этих надежд и разочарований вызвала "теория черт лидера", основывавшаяся на представлении о том, что лидеры являются носителями определенных качеств  и умений, присущих им, и только им, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся независимо от особенностей ситуации или группы.
   Сначала на первый план вышли физические черты (рост, вес и т.д.). Быть выше других, иметь большой вес - такими представлялись признаки лидера не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. Однако в 1948 году американский исследователь  Р.Стогдилл сравнил между собой  более ста двадцати исследований "черт лидера" и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных  данных, позволяющих считать, что  лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера  или специфическим набором этих черт.
  Поиски  детерминант лидерства как психологического явления уже в начале 50-х годов  смещаются в область изучения групповых взаимоотношений. Так  возникает "теория лидерства как  функции группы" (Г.Хомманс и  др.), в которой лидер понимается как лицо, в наибольшей степени  отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей. К сожалению, она не имела доказательного характера  в связи с тем, что лидер, по определению, есть индивид, обладающий наибольшим статусом и престижем, что, естественно, свидетельствует о  том, что соответствует нормам и  ценностям, которые группа приписывает  лидеру.
    Наиболее общепринятой в западной социологии является "теория лидерства как функции ситуации" (Р.Бейлс, Т.Ныоком, А.Хейр). Наблюдая, как одни те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть "лидером" среди ребят своего двора и "ведомым" в классе; учитель может быть "лидером" в школе и лишаться этого положения в семье), ее авторы сделали вывод, что лидерство является не столько функцией личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации.
  Данная  точка зрения, как правило, не подвергается пересмотру в современной социальной психологии, хотя и получает вместе с тем. ряд уточнений.
   Надо  сказать еще об одной типологии  лидерства, идущей от работ К.Левина, Р.Липпита и др., в которой за основу классификации принимается  стиль руководства: авторитарный, директивный  или же демократический, либеральный. .Как правило, в многочисленных работах западных социальных психологов подчеркиваются нежелательные последствия активности авторитарного лидера и оптимальность действия лидера демократического. Впрочем, в последнее время данная типология лидерства вызывает серьезные возражения своей прямолинейностью. Следует отметить, что многие социальные психологи справедливо критикуют психологические теории лидерства за неправомерные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни, где действуют многообразные социально-экономические факторы.
  В последнее время американские психологи, и прежде всего Ф.Фиддер, сделали  попытку построить "операциональную" модель лидерства. Это модель предполагает, что эффективность групповой  деятельности зависит от того, насколько  стиль лидера соответствует данной ситуации. Эффективность лидера определяется степенью свободы, которую допускает групповая  ситуация  и  которая  дает лидеру  возможность  осуществлять
влияние [2, с153].
    Фидлером была предложена идея АСО – assumed similarity of opposite
("предполагаемое  сходство противоположностей") - способ оценки стиля
руководства. Чем  выше у индивида АСО, тем больше он склонен замечать
недостатки, требовать  и контролировать, тем больше он ориентирован на
выполнение задачи группы, а не на улучшение межличностных  отношений.
Лица  с   высоким   АСО   соответствуют  психологической  характеристике
авторитарного стиля руководства: низкий АСО - признак  демократического
стиля.    Генеральная    идея,    заложенная    в    методику    АСО    -    это
противопоставление   лидера   группе.   Лидер   с   низким   АСО   выражает
тенденцию  членов  группы  и  поэтому заботится  не  столько  о цели  и
результатах их деятельности,  сколько об "отлаживании"  эмоциональных
контактов с  ними.
      Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
     Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.
     Ранняя  стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
    При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо
организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных
прав.  Этот вариант лидерских отношений  получил название отношений
«мастер—раб».   Власть   лидера   в   этом   случае   абсолютна   и   может
распространяться  на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества.
Обычно  изменение выбранного лидером курса  действий уже не во власти
последователей.
     Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется  в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные  задачи в наименее благоприятных  условиях. Это достигается путем  сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и  слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что  проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия  у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер  часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах  остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.
     Данный  тип лидерских отношений до сих  пор существует в бизнесе и  является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, которые будут рассмотрены ниже.
В целом  лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство  составной частью организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку достижении организационных целей.
     Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.
     Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет  достигнуто в результате его и  последователей усилий. Однако это  не любая цель или любое состояние  организации в будущем. В большей  степени это то, что последователи  хотят (неэффективное лидерство) или  могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем  существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает  воображение последователей и побуждает  их посвятить себя претворению его  в жизнь в той мере, в какой  они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в  последователей, заставляет их верить в успех дела.
     В передаче последователям видения в  такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных  условиях людей может побудить к  действиям факт их непосредственного  осознанного участия (через собственность  или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство — это не
железная  или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям
последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении
их в  групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: Что у  меня хорошо получается? В чем мои  сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.
     Экспертная  власть может помочь лидеру вести  последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.
     Другая  ситуация наблюдается в случае, когда  лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и  последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.
     Право на власть приобретается лидером  в ходе его карьеры и исходит  из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер  может пользоваться    только    до    того    момента,    пока    это    признается    его
последователями и принимается ими как указание к действию.[9, c 45]
 

      

     Власть  информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями  и умением лидера соединять на уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.
     Принятие  решения как источник власти важно  для лидера на этапе его «последнего  слова», которого, как правило, ждут от него
     последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.
     Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем  месячной премией или выговором.
     Власть  над ресурсами используется эффективным  лидером для сбалансирования  недостатков и улучшения состояния  дел.
     Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержанию  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства.
    Существуют  два похода к изучению стиля руководства:
      Поведенческие теории, рассматривающие  проблему с позиции поведения  руководителя, стремящегося эффективно  организовать деятельность подчиненных ему работников.
       Ситуационные теории, исследующие  стиль руководства в контексте  ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные
качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.[5,с 132]
       
        Подводя   итог   сказанному,  мы   можем   утверждать,   что   каждая
организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая
рядом способностей. Каждый руководитель является творцом  того стиля
управления, который  он применяет на практике. Но при  этом он учитывает
множество   объективных   и   субъективных   условий   и   обстоятельств,   в
зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль
представляет   собой   социальное   явление,   так   как   в   нем   отражены
мировоззрение и убеждения руководителя, а так  же он во многом определяет
результаты деятельности всей системы.
 

     
2.Сравнительная  характеристика стилей руководства 

                 Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
             Каждый руководитель в процессе  управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей; как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
                 Объективно, какой бы стиль не  был избран руководителем, его  выбор определяется сознательной  целью, которая характеризует  способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции    регулирования    взаимоотношений    в    коллективе,    характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
       Изучение  стиля руководства и само возникновение  этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е  годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).
       Рассмотрим  основные стили руководства, которые  выделил в своих исследованиях К. Левин. ( рис. 1) 

    Автократичный                                                          Либеральный 
    \ Демократический /
     

              Стили руководства   

Рис 1.  Автократично-либеральный   континуум   стилей 
руководства.
 

      Авторитарный  стиль руководства (автократический, директивный, 
административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, 
самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности 
организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют 
разновидности       авторитарного       стиля:
 «эксплуататорский»       и «благожелательный».
       «Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
       Сотрудники  относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей
правоты. В целом  в результате этого в организации  или подразделении
формируется    неблагоприятный    морально-психологический    климат,    и
создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
       При более мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного 
стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется 
при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, 
может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, 
психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства 
предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в 
ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно 
минимально.
 
       Появление руководителя-автократа связано  с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту «они являются холериками.
       Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
       На практике выделяют две разновидности  демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху.  Подчиненные  стараются  оказать  своему начальнику  помощь  и
поддержать морально в необходимых случаях.
       «Партисипативная» разновидность демократического стиля  руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
       Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
      Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
      При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
       В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация,   меньшая   оригинальность,   меньшее   дружелюбие   в   группах,
отсутствие  группового мышления и другие отрицательные  факторы. При
либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы
снижается, появляется больше игры.
       Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что  авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем  демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса  другими учеными.
       Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.