На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Право на жилище

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ   РОССИИ
       
     Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав  и  свобод человека  и гражданина право на жилище. Право на жилище – одно из  важнейших социально-экономических прав граждан России, т. к.  оно  затрагивает  основы жизни людей.
        В российском законодательстве  понятие «жилище» раскрывается  не  полно, что вызывает на  практике различные споры.  Под   «жилищем»  следует  понимать дом,  квартиру,  комнату,   в   которых   проживают   граждане и которые предназначены для проживания.
        Право на жилище появилось  в конституциях сравнительно  недавно. В нашей стране право  гражданина на жилище было  впервые  установлено  в   Конституции СССР 1977г., а затем  нашло отражение в Конституции  РСФСР и  Конституции  РФ, а также в других жилищных  законах.
        В  Конституции РФ 1993г. провозглашается  и гарантируется охрана  права на жилище (ч. 1 ст. 40): «Никто не может  быть  произвольно  лишен  жилища»; часть вторая ст. 40 предусматривает, что  органы  государственной  власти  и органы местного  самоуправления  поощряют  жилищное  строительство,  создают условия для осуществления права на жилище; согласно ч. 3 ст. 40  Конституции РФ  жилье  предоставляется  бесплатно  (или  за  доступную   плату)   только малоимущим,  иным  указанным  в  законе  гражданам,  нуждающимся  в   жилище (например, военнослужащие;  лица, пострадавшие  в  результате  чрезвычайных обстоятельств;  участников  ВОВ  и  приравненных  к  ним  лиц;  инвалидов  и некоторых других категорий граждан.
         Закрепление в Конституции РФ  права на жилище имеет  большое   значение, так как оно означает  право  каждого  иметь  жилище,  иметь  гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не  опасаться  того,  что  гражданин может быть произвольно лишен  своего  жилища  или  что  кто-то  проникнет  в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ  создала конституционные  основы  стабильного   пользования   имеющимся   жилищем   и одновременно возможность получения  в  порядке  улучшения  жилищных  условий другого жилища.
        С обеспечением конституционного  права на жилище тесно связаны  и  нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от  проникновения  в  него других лиц помимо  воли  проживающих  в  нем  (ст.  25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46).
       Право на жилище, провозглашенное  в ст. 40 Конституции РФ, относится  к числу основных прав, и поэтому в силу ст.  17  Конституции  РФ  этому  праву свойственна  неотчуждаемость:  право  на  жилище  не   может   быть   изъято государством у гражданина либо ограничено в  объеме,  кроме  случаев,  прямо указанных в самой  Конституции  и  в  законе.  Даже  в  случае  введения  на основании ст. 56 Конституции РФ  чрезвычайного  положения  право  на  жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.
       В качестве одного из важнейших  социально-экономических прав  право   на жилище входит  в состав конституционно-правового статуса гражданина  России.
       Этому   праву   соответствуют    определенные    обязанности    государства, муниципальных   органов,   связанные   с   предоставлением   прежде    всего малообеспеченным  гражданам  жилых  помещений  и  пользованием   ими   этими помещениями;  с  расширением  государственного  и  муниципального   жилищных фондов, содействием  развитию  частного  фонда  и  других  форм  обеспечения граждан жилищем;   с  обеспечением  правильного  распределения  общественных жилищных  фондов,  гарантированием  устойчивого,  стабильного  осуществления права пользованием жилищем.
       Общие  положения  Конституции   о   праве   на   жилище   не   требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем, ст. 40  Конституции  РФ предполагает, что отдельные  положения  конкретизируются  и  раскрываются  в нормах  жилищного  и  других  отраслей   законодательства,   устанавливающих соответствующий  правовой   режим,   посредством   которого   обеспечивается реализация конституционных прав. 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              2. СУЩНОСТЬ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ 

   2.1. Определение и  сущность конституционного  права граждан  на жилище
   Наличие жилища является одним из условий  достойного существования человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержит нормы о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.
   Конституция Российской Федерации (КРФ) провозглашает  право на жилище и относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные части.
   Во-первых, право на жилище означает, что государство  гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ст. 23).
   Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».1 Так же в статье предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан.
   Указанные особенности органов государственной  власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права.
   Право на жилище и его неприкосновенность – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный Кодекс, Гражданский Кодекс, Федеральные законы и т.п.). Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц, законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в Федеральном законе. В случае его нарушения используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои права и получить соответствующую компенсацию.
   Вступившие  в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился  более 10 лет. Прежний Кодекс – от 24 июня 1983 года – безнадежно устарел. Кроме того, только на федеральном  уровне до принятия нового ЖК РФ действовало  более трех тысяч актов жилищного  законодательства, которые в итоге  позволяли по-разному трактовать права и обязанности участников жилищных отношений. Понятно, что даже специалистам было сложно разобраться, что к чему, а граждане тем более защищали свои права с трудом. Поскольку Конституция СССР 1978 года всем предоставляла право (для многих только на бумаге) получить бесплатное жилье, а очередь на него была огромной и бесконечной, то люди, которые эту очередь контролировали, имели огромные возможности для злоупотреблений.
   В соответствии с данным Кодексом, конституционное  право граждан на жилье обеспечивалось путем создания условий для получения  кредита на строительство или  для приобретения жилья лицами, находящимися на учете для предоставления жилищного  займа. Субъектами права собственности  на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, и, наконец, государство.
   В новом ЖК РФ четко прописаны права, обязанности и ответственность  всех, кто пользуется жилыми помещениями. Любой закон – это компромисс. После первого чтения проекта  нового Закона в него было внесено  около двух тысяч поправок, их которых 700 было принято.
   В соответствии со ст. 72 КРФ жилищное законодательство находится в совместном ведении субъектов, соответственно к ведению субъектов РФ отнесена значительная часть вопросов, например, признание «малоимущими». Малоимущими, согласно ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законом соответствующего субъекта РФ. Принадлежность к такой категорий граждан зависит не только от величины заработной платы, но и от размера других доходов, а также от наличия в собственности недвижимости, иных объектов, которые подлежат налогообложению (дача, квартира, автомобиль и др.). Но сами критерии оценки в разных субъектах Федерации, конечно же, разные, поэтому и нормативы будут разными.
   Необходимо  особо подчеркнуть, что те лица, которые  были поставлены на жилищный учет до введения в действие нового ЖК РФ, продолжают оставаться в очереди. Органы государственной власти и органы местного самоуправления сохраняют перед ними свои обязательства. 

2.2. Основные конституционные гарантии граждан на жилье
     Право на жилище означает возможность иметь  жилье, пользоваться им на условиях, установленных  законом. Субъектами этого права  являются как граждане РФ, так и  лица без гражданства и иностранные  граждане. В зависимости от субъекта этого права могут устанавливаться особенности его реализации, касающиеся, в частности, порядка обеспечения жильем, улучшения жилищных условий.
     Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений  в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой  площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные  средства без ограничения площади.
     Право найма жилого помещения предоставляется  гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы жилой площади. За гражданами, проживающими по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, сохраняется права найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.2
     В частную собственность граждане имеют право приобретать жилье  путем приватизации занимаемых жилых  помещений; жилищного строительства, в том числе товариществами и индивидуальных застройщиков, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования, дарения и по другим законным основаниям. Количество, размер и стоимость приобретаемого в частную собственность жилья не ограничиваются.3
     Никто не может быть произвольно лишен  жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа. Установлено, что принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда.4 Прекращение права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 ГК РФ.
     Члены семьи собственника или лица, утратившие семейные связи с собственником  жилого помещения, которые обладают на равнее с собственником правом общей с ним собственности, пользуются равным с ним правом собственности на жилое помещение (общей собственностью) независимо от размера их доли (ст. 244 ГК РФ).
     Таким образом, конституционное право  на жилище выражает сущность системы  удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным.
     Конституционное право на жилище, по нашему мнению, должно подкрепляться (наряду с гарантией обеспечения жильем) указанными ниже составными частями, без которых оно не может быть реализовано. 5
     1) Осуществление гражданами право  на передвижение, избрание места  прибивания и жительства.
     В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно принципам  и нормам международного права и  в соответствии с КРФ (ч. 1 ст. 17). Согласно ч.1 ст. 27 КРФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).6
Нормативное содержание названного конституционного права включает:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.