На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенностей развития воображения старших дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5
1.1Понятие о  воображении ……………………………………………………….5
1.2Виды воображения  и их особенности…………………………………............7
1.3Фугкции воображения  и их особенности……………………………………..8
1.4 Возрастные  особенности развития воображения  в дошкольном 
возрасте……………………………………………………………………………...9 
Вывод по теоретической  части……………………………………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2.Эксперементальное  исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12
2.1Проведение  эсперемента………………………………………………………..12
Вывод по практической части……………………………………………………..14
Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18
Приложения…………………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение 
 

     Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображения и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребёнка. Усвоить  какую – либо программу     без    воображения     невозможно. Оно   является    высшей     и      необходимой
способностью  человека. Вместе с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  воображение особенно интенсивно в  возрасте от 5-15 лет.  И  если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением  способности фантазировать  у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
   Цель  исследования – изучить особенности и   возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
  Объект  исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.
      Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.
      Задачи исследования:
  1.Раскрыть  сущность понятия «воображение»  и выявить особенности воображения  дошкольников.
  2.Разработать  комплексную методику диагностики  и развития воображения  детей  у старших дошкольников.
    3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.
  4. Разработать  методические рекомендации по  развитию воображения у  старших  дошкольников.
     Гипотеза исследования - развитие воображения происходит в процессе деятельности детей. Важно формировать у детей дошкольного возраста детское экспериментирование, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность ребёнка с новыми предметами, создавать условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребёнка. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Для развития воображения необходимо наличие определённых условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
   Мы предполагаем, что развитие  воображения у старших дошкольников  во многом будет зависеть от  того, какими приёмами, методами  и средствами воспитатель будет  руководствоваться в своей работе с детьми.
       Методы исследования:
комплексная диагностика (методики Е. Торренса «Неполные фигуры», Упражнение «Три краски, Модифицированный тест Роршаха, Упражнение «Волшебники»);
    контрольный эксперимент с целью выявления повысился ли уровень развития воображения у старших дошкольников.
    Исследования проводились на  базе МДОУ Детский сад «Родничок». Посёлок Хохлово, Кадуйского района, Вологодской области. Количество испытуемых 15 человек. Дети старшей группы. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
    
 
 
 

 Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й  главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения  дошкольников.
Во 2-й  главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов.
В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и  поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы.
В списке литературы в алфавитном порядке  указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.
В приложении приведены таблицы, необходимые при диагностическом исследовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Воображение и  его особенности  в дошкольном возрасте. 
 

1.1. Понятие  о воображении. 
 

   Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
 «Всякое изобретение, – говорит Рибо, –  крупное или мелкое, прежде чем  окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме  при посредстве новых сочетаний  или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда  человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы. 
 
 

В литературе имеются самые разные определения  воображения. Так Л. С.Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано  с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, –  пишет Е. И. Игнатьев, – в той  или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и  переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
    «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения  составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в  котором отражение действительности происходит в специфической форме  – объективно или субъективно  нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
 

 

1.2. Виды  воображения и их характеристика. 
 

Существуют  несколько основных видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. Различают активное воображение, пассивное воображение,  продуктивное воображение и репродуктивное воображение.
    Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность подсознательна, интуитивна.
    Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутри личностном конфликте.
    Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
    Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
 Во всех этих случаях фантазия как разновидность  воображения играет положительную  роль. Но есть и другие виды воображения.  Это  - сновидения, галлюцинации, грезы  и мечты. Сновидения можно отнести к разряду  пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль  в  жизни  человека  до  сих  пор  не  установлена,  хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности,  которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных  нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние,  представляющее  собой фантазию, связанную с желанием, чаще  всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Грезы  и мечты у человека занимают  довольно  большую  часть времени, особенно в юности. Для большинства людей  мечты  являются  приятными  думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.  
 
 
 

1.3 Функции  воображения и их характеристика 
 

Разум человека не может находиться в бездеятельном  состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция  воображения связана с его  участием в произвольной регуляции  познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление  таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения  человек может управлять многими  психофизиологическими состояниями  организма, настраивать его на предстоящую  деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи специальных  упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Возрастные  особенности развития воображения  в дошкольном возрасте 
 

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном  развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Авторы психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец и А.П. Усова подчёркивают огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка. В исследованиях конкретных видов творческой деятельности до-школьников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим (Т.С. Комарова, М.М. Рыбакова, Т.Г. Казакова, Н.Н. Стрелянова, Г.Д. Кириллова и др). Нижней границей воображения авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей. [7,49] Более старший дошкольный возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах. Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях. Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент - игровое отношение ребенка к предмету. По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы - интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков. На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек. Условное действие начинает достигать высокой схематизации, - оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова (угощают молочком из ничего). Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразны. Игра развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа,- сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями. Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, сильно кровь идет?». Варьирование становится воображаемым. Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям. Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: «А царица ждала- ждала его, так и не дождалась»). Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая- широкая, то какая бы стала улица?» Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность. Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы - идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение. К 5 годам усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать усреднено, «как бывает». Воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие проволочки, пуговки в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и так-то, - предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать технические устройства неадекватными средствами - ролью. Яркие детализированные образы побуждают к изображению, но они же усиливают критичность самооценки, что может надолго оттолкнуть от рисования («Корова какая-то получается»). В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче изображения. Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций. На 5 - 6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» будущих действий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Вывод по теоретической части 
 

 Воображение   представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в сознании новых образов и  идей путём переработки имеющихся представлений и понятий.            Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая). Существует несколько определённых классификаций видов воображения: по степени активности субъекта воображения; по предмету, материалу деятельности.
   Фактором формирования воображения  дошкольника является потребность  в новых впечатлениях, общения  со взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений.  Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций,  воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств.
  В  воображении дошкольника играет большую роль  общий  замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
 В  процессе функционирования воображения  дошкольника выделяют   три  основных этапа его развития. Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что ребёнок овладевает предметным замещением, благодаря которому он усваивает действия с предметами,
  Второй  этап в развитии воображения относится к возрасту 4 – 5 лет. В этом возрасте ребёнок нацелен на усвоение норм , прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Третий этап в развитии воображения  6 – 7 лет. В этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов,  комбинировать их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей развития воображения  старших дошкольников. 
 
 

 Практическая  часть исследования была проведена  в муниципальном дошкольном образовательном  учреждении Хохловский детский сад «Родничок»  Кадуйского района п. Хохлово.
 В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 15 человек, в возрасте от 5до 6 лет.
 Цель исследования: изучить особенности и   возможности  развития воображения в дошкольном возрасте.
     В  ходе подготовки к практической  части были поставлены следующие
задачи:
1)выявить особенности  воображения старших дошкольников.
2)Разработать  комплексную методику диагностики  и развития воображения  детей   старших дошкольников.
3)Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики. 
 

 2.1 Проведение  эксперимента 
 

 Исследование  состояло из трёх этапов:
Первый этап – Констатирующий.
 Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью  творческого акта» 
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств 
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

 2. Порядок исследования.
 Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
 Приложение 1(табл.1,2) 
 
 
 
 
 
 

Анализ результатов.
Все работы детей  можно поделить на 4 группы.
1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.
2 группа –  оригинальные изображения в 2х  случаях.
3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.
4 группа –  нет оригинальных изображений.
   Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
  Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек. 

     Второй  этап - формирующий.
   Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку  взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить  ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. 

   Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек –  4 названия 7%
3 человека –  по 3 названия 20%
5 человек –  по 2 названия 33%
6 человек –  по 1 названию 40% 

Модифицированный  тест Роршаха.
 Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
 Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
  Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом.
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
    Приложение 2(табл.4,)
    Вывод: Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием. 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнение «Волшебники»  

  Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям  две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого 
«волшебника».

      Приложение3(табл.5) 

Третий этап - Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова  предложили дорисовать геометрические фигуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.