На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология профессионального самосознания психолога

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология профессионального самосознания психолога. 

 
 
     Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути. 
     В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). 
   

Представители психологии развития факторами профессионального  становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и  психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности: 

• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним  обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения  профессиональных задач, правил, норм; 

• модель профессионального  развития, которая характеризуется  способностью личности выйти за пределы  сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического  преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. 

    Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления. 
     В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. 
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.             

    Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. 
    

     Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя». 
      Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии. 
      С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. 

     Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора: 
1. Мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства; 
2. Профессиональное субъективно-ориентированное обучение; 
3. Направленность личности на овладение данной профессией; 
4. Оптимальный временной промежуток. 
      Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве „образца“. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение „образца“ служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения „образца“, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества „образца“. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять. 
    

      В процессе профессионального становления, по мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации. 
 
Источник: Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления. //Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102. 

Динамика  профессионального  самосознания психолога-практика (психосемантический аспект).
      Результаты исследования, объектом которого является профессиональное самосознание психологов-практиков, их профессиональная идентичность. В качестве предмета исследования, вычленяющего специфический аспект профессионального самосознания, рассматриваются имплицитная теория личности психолога-практика и имплицитные Я-концепции психологов-практиков, их динамика в ходе профессионального становления.
    При всем многообразии направлений, существующих в современной практике психологии, существует одно положение, которое разделяется большинством из них: главным инструментом в работе психолога-практика является он сам, его личность (Воробьева, 1991; Гуггенбюль-Крейг, 1997; Кочюнас, 1999;Пуртова, 1999; ИвановаЛебедева, 1999).
   Теории психологической помощи, разработанные в коммуникативной парадигме, которая исходит из диалогического понимания личности и природы ее психологических проблем, являются в то же время иэксплицитными теориями личности психолога практика, способного вовлечь клиента в целительный диалог. Реальный психолог при построении собственной теории психологической помощи, создаетсобственную теорию себя, то есть Я-концепцию (Бреммер; цит. по: Тутушкина, 1999).
    Мы исследовали, во-первых, довербальную, преконцептуальную, дорефлексивную составляющую таких "теорий" - "психологический опыт, переживание которого содержит имплицитные значения" (Роджерс; цит. по: ВоробьеваСнегирева, 1990, с. 7); во-вторых, их профессиональный групповой инвариант, присоединяющую образующую Я-концепции - те общие характеристики, которые возникают на основе сходного профессионального опыта.
    Испытуемые: психологи-практики, работающие в образовательных, социальных и медицинских учреждениях, занимающиеся различными формами консультативной, тренинговой и психокоррекционной работы; студенты 1 и 5 курсов университета и слушатели курсов профессиональной переподготовки по специальности "Психология". Процедура эксперимента: испытуемые оценивали по 2-балльной шкале себя - в прошлом, настоящем и будущем и 9 фигур из профессионального окружения, заданных как репертуар ролей.
   В качестве инструмента шкалирования использовались 120 униполярных шкал, выявленных на первом этапе исследования при помощи метода триад Дж.Келли.
   В соответствии с задачами исследования были сгруппированы выборки: генеральная (108 человек), в которую вошли все работающие психологи; психологи со стажем до 3-х лет; психологи со стажем 3-7 лет; психологи со стажем более 7 лет; студенты пятого курса университета и последнего курса факультета переподготовки (60 человек); студенты 1 курса университета и факультета переподготовки (70 человек); психологи, прошедшие специализацию (600 часов) по одному из направлений консультирования (гештальт-подход, арттерапия, НЛП); студенты, участвовавшие в тренинге профессионального самосознания (30 человек).  
 
 

     Результаты шкалирования испытуемыми фигур оценивания суммировались в групповые матрицы, которые затем подверглись процедурам факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением факторов.
1. По результатам факторизации матрицы генеральной выборки, были выделены 4 фактора. Первый фактор (64% дисперсии) включает следующие шкалы: способен к состраданию, сопереживанию (0,99), способен устанавливать эмоционально близкие отношения (0,99), теплый (0,98), радуется самому процессу жизни (0,98), эмоционально поддерживает решение проблемы (0,94), держит себя на равных, сотрудничающий (0,93), располагает к себе (0,91), подлинный, естественный (0,87), стремится к установлению истины о самом себе (0,86), жизненные и профессиональные принципы совпадают (0,86), принимает страдания и противоречия как неустранимые из жизни (0,84), дает возможность выговорить правду чувств (0,84), признает самоценность и уникальность клиента (0,82), терпим к проявлениям агрессивности и недовольства (0,82), воодушевленный (0,74), безоценочно принимает переживания клиента (0,72); учит, как жить (-0,80), его чувства и поведение не соответствуют друг другу (-0,83), жизненные и профессиональные принципы противоречат друг другу (-0,83), относится к клиенту как объекту изучения или воздействия (-0,84), нормативен, оценивает других, ставит диагнозы (-0,85), сосредоточен на себе, эгоцентричный (-0,90), хочет казаться важным и значительным в глазах клиента (-0,90), категоричный (-0,91), формальный в контакте (-0,94), предъявляет фасад, искусственный (-0,94), директивный, авторитарный (-0,97), претендует быть эталоном, образцом (-0,98), холодный (-0,98), стремится к власти над клиентом (-0,98), демонстративный (-0,99).
    Этот фактор дифференцирует фигуры оценивания следующим образом: на положительном полюсе - фигуры 6 (Я-актуальное), 10 (психолог, которого считают счастливым) с максимальными факторными нагрузками, а также фигуры 2 и 3 (профессионала и допрофессионала, к которым относятся с симпатией), 11, 12 (Я-ретроспективное и Я-потенциальное), 1 и 7 (эффективный психолог); на противоположном полюсе - фигуры 4 и 5 (профессионал и непрофессионал, к которым испытывают антипатию) с максимальными факторными нагрузками, а также фигуры 8 и 9 (неэффективный и преуспевающий психологи). Мы назвали этот фактор "Безусловное принятие Отвержение".
    Второй фактор (19%) задан оппозицией следующих шкал: имеет основательную теоретическую подготовку" (0,98); имеет большую практику, опыт работы (0,95); уверенный (0,94); ориентируется в многообразии психических типов и состояний (0,93); имеет систематическую подготовку как практик (0,92); передает ответственность за клиента ему самому (0,91); осознанно фрустрирует, чтобы помочь осознать правду (0,90); остается вне игры клиента (0,90); вынуждает клиента использовать его собственные ресурсы (0,90); автономен от внешнего оценивания (0,90); способен сохранять душевную автономию (0,87); материально обеспечен (0,86); опирается на собственный опыт (0,85); рациональный (0,83); содействует высвобождению энергии клиента (0,83); побуждает совершить усилие над собой, работать (0,82); гибкий, уникально реагирует на уникальную ситуацию (0,81); бывает строгим и твердым (0,81); наблюдателен (0,80); помогает понять смысл симптома или проблемы (0,77); побуждает клиента к собственному выбору (0,75); помогает клиенту обрести внутреннюю свободу (0,75); способен пойти на риск (0,75); способен пойти на конфронтацию, обострить отношения (0,72); тратит на клиента много своей энергии (-0,71); воспроизводит методики, схемы (-0,71); осторожный (-0,76); его чувства и переживания точно отражаются в поведении (-0,78); стремится быть всеми любимым (-0,79); в контакте с клиентом упускает важные детали (-0,79); транслирует чужие знания (-0,8); избегает неудач (-0,80); осуждает выражение агрессивности и недовольства (-0,81); испытывает материальные затруднения (-0,84); обслуживает, стремится, чтобы клиент был доволен (-0,88); поддается в работе собственным эмоциональным импульсам (-0,90); вовлекается в игру клиента по его правилам (-0,90); делает за клиента его работу (-0,91); полон сомнений (-0,94); тревожный (-0,94); практическая подготовка случайна и фрагментарна (-0,94); боится совершить ошибку (-0,95); зависим от мнений и оценок других (-0,96); имеет малый опыт работы (-0,98); ищет поддержку в окружении (-0,98). Мы назвали этот фактор "Сила Я - Слабость Я". Наиболее контрастными по этому фактору являются фигуры 11 (Я в начале практики), 3 (непрофессионал, вызывающий симпатию) на полюсе "Слабость Я" и 9 (преуспевающий психолог), 2 (профессионал, вызывающий симпатию), 7 (эффективный психолог) на полюсе "Сила Я".
    Униполярные третий (3%) и четвертый факторы (2,7%), каждый из которых представлен одним дескриптором - "Обошелся в жизни без психических травм" и "Пережил боль и страдание", судя по фигурам оценивания, которые они поляризуют, являются "осколками" одного биполярного фактора, который мы назвали "Раненый целитель": на левом полюсе - фигуры 10 (счастливый психолог), 12 (Я через три года), а на правом - фигура 6 (Я сейчас) и фигура 4 (профессионал, к которому испытывают антипатию).
2. Факторные структуры в группах психологов со стажем 3-7 летболее 7 лет и в группе психологов, прошедших дополнительную послевузовскую подготовку в целом изоморфны факторной структуре генеральной выборки. Фактор "Безусловное принятие" в первых двух группах включает 57 униполярных шкал, фактор "Сила Я" - соответственно 45 и 37; в группе психологов, прошедших дополнительную послевузовскую специализацию количество шкал в первых двух факторах составляет 50 и 46 соответственно.
    В третьем факторе у группы психологов со стажем работы 3-7 лет по сравнению с двумя другими группами и генеральной выборкой целостно выражена семантика "раненого целителя". Он задан оппозицией шкал: принимает страдания и противоречия как неустранимые из жизни (0,89), пережил боль и страдание (0,79), испытывает материальные затруднения (0,67), материально обеспечен (-0,60), обошелся в жизни без психических травм (-0,66). Наиболее полярными по этому фактору являются фигуры самих испытуемых в настоящее время (6) и счастливого психолога (10). К левому полюсу относятся также фигуры 7, 2, и 11, а к правому - фигуры 8 и 9.
3. Во всех студенческих группах, а также в двух группах молодых специалистов (стаж работы до 3 лет) с разными формами подготовки (университетское обучение и переподготовка) шкалы, задающие полюса первого фактора, указывают на основании категоризации, сходное с таковым в описанных выше выборках - "Безусловное принятие". В то же время, этот фактор представляет собой глобальную склейку от 60 до 90 шкал одинакового знака, которые в генеральной выборке относятся к двум, а то и трем разным факторам. Он дифференцирует фигуры самих испытуемых (Я-актуальное, Я-ретроспективное и Я-потенциальное), а также фигуры профессионалов, к которым испытывают симпатию (положительный полюс) и фигуры психологов, которых недолюбливают, независимо от того, признают их профессионализм или нет (отрицательный полюс). Очевидно, что основой этой дифференциации являются два известных механизма каузальной атрибуции: 1. "Плохому" человеку приписываются отрицательные черты", а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носитель самых положительных черт"; 2. "Плохим" людям всегда приписываются отрицательные черты, а "хорошим" - хорошие" (Андреева, 1980, с. 149). Поэтому, в отличие от остальных выборок, мы назвали этот фактор "Оценка".
    Другой особенностью семантической структуры этих выборок является то, что фактор оценки участных качеств психолога и фактор энергетической оценки ("Сила Я") "сцепились" полюсами разного знака; это говорит о том, что в основе восприятия профессионального окружения и самовосприятия лежит конструкт, согласно которому сопереживающий психолог автоматически кодируется как слабый, а сильный - как холодный и дистанцированный. Вот, для примера, содержание второго фактора молодых специалистов - выпускников университета: рациональный (0,79), автономен от внешнего оценивания (0,78), имеет большую практику, опыт работы (0,73), держит клиента на расстоянии (0,72), передает ответственность за клиента ему самому (0,71), имеет основательную теоретическую подготовку (0,7), холодный (0,7), боится совершить ошибку (-0,71), зависим от мнений и оценок других (-0,72), тратит на клиента много своей энергии (-0,73), способен к сопереживанию, состраданию; (-0,74), способен устанавливать эмоционально близкие отношения (-0,81), ищет поддержку в окружении (-0,84), имеет малый опыт работы (-0,85). Фигуры, дискриминируемые этим фактором, аналогичны фигурам генеральной выборки.  

    Результаты факторизации матриц генеральной выборки, групп психологов со стажем 3-7 летболее 7 лет и группы психологов, прошедших дополнительную послевузовскую специализацию.
    Базовой категорией имплицитной теории личности психолога-практика является конструкт "Безусловное принятие клиента - Отвержение клиента". Это одна из основных мерок, эталон, посредством которого психологи-практики различают профессионалов и непрофессионалов в психологической практике. Профессионал в практической психологии прежде всего живой человек, испытывающий интерес к жизни и к людям, терпимый к самым разным переживаниям, мыслям и состояниям - как клиентов, так и своим собственным - и способный их понять; он умеет устанавливать глубокие отношения с другими людьми, сопереживать им и раскрыть собственные переживания; аутентичный в своих проявлениях. Непрофессионал в своих отношениях с клиентом директивен, авторитарен, претендует быть образцом; в контакте с клиентами - искусственный, формальный и холодный; он категоричен в своей приверженности нормам, сосредоточен, главным образом, на себе, на своей правде, что не дает ему разглядеть правду клиента; клиент для него только объект изучения или воздействия.
     Другой категорией, которая составляет основу имплицитной теории личности психолога-практика, выявленной у испытуемых в этих выборках, является конструкт "Сила Я - Слабость Я". Самые большие факторные нагрузки в этом факторе, которые задают его смысл, у дескрипторов, связанных с подготовкой психолога (теоретической и практической) и опытом работы.
    Освоение специальных знаний, накопленных практической психологией, овладение профессиональными навыками в собственной практике связывается в субъективных представлениях психологов с обретением таких качеств, как рациональность, уверенность, внутренняя свобода, независимость от внешних оценок, от собственных неосознаваемых импульсов, способность сохранять душевную автономию (различать Я и не-Я), материальная независимость, гибкость (свобода от стереотипов), способность пойти на риск, способность пойти на конфронтацию, а также лидерские качества в отношении с клиентами (побуждение клиента к работе, к совершению усилия, к собственному выбору, помощь в обретении внутренней свободы). Латентное содержание, скрывающееся за этой сцепкой ассоциаций - способность поддерживать свою самость против внешних (давление среды) и внутренних (спонтанных эмоциональных влечений) факторов (Кон, 1981)Она дает психологу-практику возможность реализовать собственную субъектность - активность по отношению к обществу и себе самому, возможность утверждать себя в мире (Улыбина, 1998) и является условием помощи поддержания и развития субъектности клиента.
   Со слабой практической подготовкой и малым опытом работы коррелируют тревожность и зависимость специалиста (от внешних оценок и собственных эмоциональных импульсов, от ожиданий клиента и его "сценария" игры, от техник и методик, материальная зависимость), сервильность (стремление услужить, обслужить), стремление быть всеми любимым. Иными словами, неспособность содействовать развитию субъектности клиента.
    Имплицитный смысл этого фактора очень точно передают слова А.Ф.Бондаренко: "Именно профессиональное самоопределение психолога-практика уменьшает дистанцию между "Я-функциональным" и "Я-экзистенциальным", снижает тревожность, повышает личностный потенциал, то есть становится как бы условием и одновременно стимулом к дальнейшему личностному росту и личностному самоопределению… Технологический уровень представленности модели специалиста детерминирует личностный. А уже этот, последний, возвращает личностное "Я" к институционально-ролевому "лику" профессии" (Бондаренко, 1993, С. 73-74).
      Если участные качества, способность чувствовать, понимать и принимать людей, сочувствовать и сопереживать, устанавливать с ними глубокие отношения, терпимость к многообразным их проявлениям приписываются себе испытуемыми всех выборок как почти имманентные к моменту выбора занятия психологией, то сила Я-экзистенциального и функционального - это такая базовая самохарактеристика, которая в начале профессиональной деятельности или подготовки к ней, воспринимается как дефицит и которая - осознано это или нет - является предметом потребности. Расположение в семантическом пространстве (рис. 1) фигуры Я-ретроспективное на полюсе "Слабость Я", а фигуры Я-потенциальное на полюсе "Сила Я" - рядом с фигурами профессионалов в практической психологии - выявляет вектор личностного и профессионального роста психологов-практиков, а именно - возрастание их субъектности. Это означает, что имплицитная Я-концепция психологов-практиков содержит интенцию к личностному росту и что основным смыслом профессионального и личностного развития является развитие субъектности - как своей, так и их клиентов.
   Расположение фигуры актуальное Я на данной шкале зависит от двух условий: уровня профессиональной подготовки и стажа работы (то есть опыта работы в практической психологии). Так, студенты независимо от формы профессиональной подготовки и психологи-практики, проработавшие по профессии менее трех лет, тяготеют к правому полюсу; фигура актуального Я психологов-практиков, проработавших более семи лет, а также из выборки прошедших дополнительную послевузовскую подготовку - на левом полюсе шкалы.
   В имплицитных теориях личности профессионала у психологов со стажем от 3 до 7 лет и более семи лет выявлен относительный баланс между тенденцией к интеграции и дифференциации конструктов. Это, по-видимому, тот случай, когда без умеренного сцепления "не происходит формирование интегративных конструктов, знание не интегрируется" (Шмелев, 1994, с. 132). Так, конструкт "Безусловное принятие - Отвержение" является "склейкой" характеристик, которые в эксплицированных моделях эффективного и неэффективного психологов-практиков (например,Кочюнас, 1999) выделяются в несколько разных категорий. И в то же время, по сравнению с первым фактором у студентов и молодых специалистов он значительно менее монолитен. В "склейках" второго фактора "Сила Я - Слабость Я" интегрированы имплицитные представления психологов-практиков о том, что невозможно провести четкую границу между Я-экзистенциальным и Я-профессиональным у психолога-практика, о взаимообусловленности личностного и профессионального роста.  
 

    Квадрант семантического пространства, образованный соединением полюсов "Безусловное принятие" - "Сила Я" двух смысловых конструктов, является моделью должного, областью профессиональных эталонов, поскольку в нем расположены фигуры профессионалов (психолог, к которому относятся с симпатией и уважают за профессионализм и психолог, которого считают эффективным), а также моделью потребного будущего, поскольку в нем размещена фигура Я-потенциальное.
   Он вызывает следующие реминисценции. Если на полюсе "Безусловное принятие" сцеплены, главным образом, качества психолога, приводящие к объединению с другими людьми ("Мы"), то на полюсе "Сила Я" сгруппированы черты, позволяющие отделить себя от других, отстаивать свою природную и человеческую сущность ("Я"), индивидуализировать свой опыт и ценности, обеспечивающие подлинное рождение личности (Улыбина,1998). Поэтому одним из смыслов этого квадранта является творческая адаптация синтез, позволяющий жить и работать, придерживаясь собственных взглядов, учитывая "нормы, принятые в данное время и в данном месте, и найти собственный путь в общем потоке" (Гингер, 1996, с. 26).
     Полюс "Безусловное принятие" - это материнское сознание, материнское - безусловное - отношение, как это понимает Э.Фромм (1992). Полюс "Сила Я" соотносится с отцовским - условным - отношением. Согласно В.В.Столину, будучи ассимилированным в структуру самоотношения, материнское сознание становится аутосимпатией, а отцовское трансформируется в самоуважение (Столин, 1983). Способность совмещать в себе материнское и отцовское сознание является одной из характеристик зрелого человека.
    К ведущим механизмам изменений, происходящих с клиентом в процессе работы с психологом, относят, во-первых, разотождествление с интроецированными ослабляющими, обесценивающими образами значимых других из его детства, во-вторых, интериоризацию клиентом особых отношений внутри рабочего альянса с психологом (Пуртова, 1999). Задача психолога - "быть персонажем другой истории, …другим типом "родителя" (Калитеевская, 1997, с. 64). Интериоризация клиентом теплого, доверяющего отношения к нему ведет к изменению отношения к себе, большему самопониманию, самопринятию, а также способствует переосмыслению проблемы.
    С другой стороны, фрустрируя "клиента его же стереотипными ответами" (там же, с. 67), поддерживая поиск выхода из проблемной ситуации, побуждая к равноправному партнерству, "к активности самоисследования и разделению ответственности за происходящие изменения" (Соколова,1995), психолог занимает позицию, которая Э.Фроммом названа отцовской.        
    Ассимиляция этой позиции ведет к способности клиента быть автономным в поведении и принятии решений, опираться на самого себя.
     Чтобы в общении с психологом клиент мог получить опыт зрелого обращения с ним, психолог сам должен иметь этот опыт, совмещая в себе "материнское" и "отцовское" сознание, аутосимпатию и самоуважение. Таким образом, семантику этого квадранта составляет зрелость личности самого психолога.
    Но здесь же усматривается еще один семантический слой. В зарубежных исследованиях практического мышления его сущностной характеристикой называют способность понять и принять парадоксальность и противоречия, свойственные конкретным социальным ситуациям (Акимова и др., 1999).
    Э.Фромм писал, что отцовский и материнский виды сознания противоречат друг другу (1992, с. 133). Понимание в его женском варианте "веры, надежды и любви", женском "я с тобой", противоположно пониманию, основанному на позиции вненаходимости и способному вследствие этого к постижению целостности происходящего, умению соразмерять множество факторов (Бусыгина, 2000, с. 96).
      По мнению К.Г.Юнга, чтобы понять своего клиента как человеческое существо, психологу нужно обладать своеобразным двойным мышлением, удерживать противоречие между 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.