На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование деятельности организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики и управления 

Анастасия Бакуменко
Группа 111 

ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебная дисциплина: «Теория Управления»
Вид работы: курсовая работа 
 

Руководитель: Алла Владимировна Тимофеева, преподаватель
_________________  «___» ______________ 2010 г.
                    (оценка)
_________________
(подпись) 
 
 

Силламяэ
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАИЯ………………………………………..4
1.1. Основные принципы планирования………………………………………...4
1.2. Предплановый прогноз ………………………………………………………5
1.3. Бюджетный и балансовый методы разработки планов…………………..9
1.4. Нормативный метод планирования……………………………………….11
1.5. Графические методы планирования………………………………………13
1.6. Математические методы планирования…………………………………16
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПЛАНОВ……………………………………………………....17
2.1. Перспективные и стратегические планы………………………………....17
2.2. Целевые комплексные программы……………………………………...…20
2.3. Бизнес-план ………………………………………………...…...22
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КАФЕ "HELENA"………………………...…..26
3.1 Характеристика системы планирования кафе "Helena"…………...…...27
3.2 Анализ факторов внутренней среды кафе "Helena"……………………...27
3.3 Изучение факторов внешней среды кафе "Helena"……………………....30
3.4 SWOT-анализ как основа стратегического планирования ……………31
3.5 Рекомендации по совершенствованию системы планирования……...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...38
ИНТЕРНЕТ………………………………………………………………………...38 

 


 
ВВЕДЕНИЕ

Выбор данной темы был сделан так как  автор считает что, именно управленцу для своей эффективной деятельности необходимо ее прежде всего правильно спланировать. Планирование - один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. Задачи данной работы состоят в том чтобы провести анализ работы по теме исследования, проанализировать систему планирования в кафе “Helena”. Объект исследования: система планирования в организации. Предмет исследования: процесс планирования в кафе "Helena". 
Цель  работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере кафе "Helena". 
 
 
 
 

 


 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАИЯ

Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов. Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и её отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частность речь идёт:
          О постановки целей и задач, выработке стратегий ( в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;
          О распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;
          Об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние;
          О создании координационных механизмов.
В принятии таких решений состоит процесс  планирования в широком смысле; В узком смысле планированием является составление специальных документов- планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации. Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

1.1. Основные принципы планирования

Планирование  осуществляется с рядом принципов (правил):
    Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что сами поставили себе сами;
    Непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;
    Выделяют  следующие способы реализации этого  принципа:
    Постоянное пошаговое планирование в рамках фиксированного периода (инкре-ментализм).
    Планирование на весь фиксированный период с последующим уточнением и корректировкой плана,
    Планирование на фиксированный период при постоянном отодвигании его горизонта по мере выполнения очередного плана.
    Возвратное планирование (сначала составляется долгосрочный план, а на его базе - краткосрочный; с учетом выполнения последнего создается новый долгосрочный план и затем на его базе — краткосрочный).
 
    Преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учётом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем ;
    Гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определённых рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
    Согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью её отдельных частей и необходимостью учёта их интересов). Оно происходит путём координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчинённых подразделений;
    Экономичность требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
    Создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней  управления; в то же время на каждом из них могут применяться также  свои специфические принципы.
Процесс планирования начинается с анализа  настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии  и определяются инструменты, позволяющие  их наиболее эффективно реализовать.

1.2. Предплановый прогноз

В основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события. 

Выделяют  следующие виды прогнозов:
1) по функциональному назначению:
    прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;
    прогноз путей достижения цели (программный);
    прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;
    прогноз возможных последствий принимаемых решений;
    прогноз состояния среды;
    по содержанию — научно-технические, экономические, финансовый, рыночный и т.п.
    по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);
    по степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков); Надежность прогноза зависит от сроков, новизны, сложности, темпов изменения системы.
    по форме представления результатов — качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;
    по степени охвата объекта—локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.
Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:
    во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
    во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
    в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.
Деятельность  по научному предвидению будущего социально-экономической  системы и составлению прогнозов  называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.
Принципами  прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике. 
 

Этапами разработки прогноза являются:
    определение потребностей в прогнозе, его цели;
    уточнение характеристик объекта прогнозирования;
    установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
    формирование информационной базы;
    выбор моделей и методов прогноза;
    формулировка и оценка вариантов:
    разработка рекомендаций по принятию решений. Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.
С точки  зрения сложности они бывают простыми и комплексными.
По характеру используемой информации их можно разделить на:
    фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
    опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).
По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют:
1) статистические методы:
    построение и анализ динамических рядов (последовательного множества показателей во времени);
    экстраполяция;
    регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину).
2) логические методы:
    аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе знания поведения одного прогнозировать поведение другого);
    построение параметрических рядов;
    морфология (оценка вариантов сочетаний различных факторов);
    матричные модели
    причинно-следственный анализ
В настоящее  время существует более 150 методов  прогнозирования, но в целом они  крайне субъективны и ни один не универсален. Поэтому прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитие ситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенных выводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента прогнозирования. Прогнозирование может основываться как на использовании различных формализованных моделей (поисковое), так и на творческом предвидении. В основе поискового прогнозирования лежит изучение поведения объекта в настоящем и прошлом (ретроспекция) за период основания прогноза, т. е. промежутка времени, на базе которого строится упреждение. Это позволяет (при условии сохранения существующих тенденций) описать предполагаемую картину будущего состояния системы в рамках срока (горизонта) прогнозирования. При этом используются методы экстраполяции и математического моделирования, составляющие суть генетического подхода к прогнозированию.
Экстраполяция, или проекция в будущее, предполагает автоматическое перенесение в него существовавших в прошлом тенденций развития (темпов и направленности роста производства, доли фирмы на рынке и др.). Но такой метод пригоден только для стабильных условий, которые в течение срока действия прогноза меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее чем за десятилетие. Если будущее ожидается не очень стабильным, но при этом причинно-следственные связи между событиями все же просматриваются, для прогнозирования используются сложные математические модели.
Подробное описание последовательных событий  с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта или возможным последствиям сделанного выбора получило название прогнозного сценария. Сценарий исходит из гипотетического состояния объекта и четко сформулированных допущений. Он составляется от прошлого к будущему и от будущего к прошлому и показывает, как из существующей ситуации можно шаг за шагом перейти к желаемому состоянию объекта. Поэтому сценарий должен быть логичным и внутренне целостным.
Этапами составления сценария являются:
    структуризация информации;
    определение критических точек среды бизнеса;
    описание показателей желаемого состояния объекта;
    формулировка вариантов их достижения;
  5) сопоставление вариантов с намеченными показателями и их корректировка 
с учетом непредвиденных событий;

6) выбор окончательного варианта.
  Многовариантность прогнозов предполагает составление  двух-трех вариантов сценария:
    оптимистичного, в надежде на благоприятные условия;
    реалистичного, исходящего из средних условий;
    пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо.
Крайние варианты сценария задают рамки, в которых  допустимы отклонения в ходе реализации стратегии.
Наличие пакета сценариев служит основой  для творческих дискуссий, позволяющих их совершенствовать, а также дает возможность в ходе реализации плана переключаться с одного на другой, что уменьшает риск.

1.3. Бюджетный и балансовый методы разработки планов

Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в  данных условиях, найти оптимальный  вариант решения задач, стоящих  перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.  

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточняться и корректироваться). В организации могут составляться несколько видов бюджетов. Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.
Составляются  также оперативные бюджеты:
    производства;
    продаж;
    рабочей силы;
    материальных запасов;
    готовой продукции;
    накладных, коммерческих, административных и иных расходов;
    распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);
    поступления наличности и проч.
В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре  можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты. Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
    повышение эффективности работы организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений;
    оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;
3) надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.
Но этот метод сложен, требует перестройки  системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.
Балансовый  метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов). Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема -расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разрушаются, а также морально стареют и обесцениваются). Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:
    по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми;
    по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными;
    по целям: аналитическими и рабочими.
Баланс  представляет собой двустороннюю (в отличие от предыдущего случая) бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой — их распределение. (табл. 1.)
Таблица 1
        Плановый  баланс материальных ресурсов 

    Источники ресурсов
    Распределение ресурсов
Остаток на начало периода Текущее потребление
Внешнее поступление Реализация  на сторону
Внутренняя  экономия Резервы
Резервы Остаток на конец  периода
      Итого
      Итого
      Баланс
      Баланс
Источник: В.Р. Веснин. Менеджмент.
В основе баланса лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна равняться сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.
В то же время достижение равенства как  такового между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет оптимизация структуры, обеспечивающая наибольшую эффективность деятельности организации. В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации. Наряду с натурально-вещественными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг. Таким образом, потоки ресурсов и готовой продукции сразу же получают универсальное стоимостное выражение, наиболее удобное для составления планов. Во-вторых, некоторые ресурсы, например финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, бывают только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры с килограммами. Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, баланс ожидаемых прибылей и убытков, платежный и проч. 

Весьма  разнообразными по содержанию могут  быть и трудовые балансы. К ним относится, например, баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, его ресурсы за период (обычно в нормо-часах), а с другой — распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени: последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.

1.4. Нормативный метод планирования

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, таки в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.
Под нормативом понимаются:
    удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы;
    удельная величина технологических отходов и потерь;
    удельные размеры отчислений и платежей.
В отличие  от нормы норматив может быть только индивидуализированным. Исходя из того, что именно нормируется, выделяют:
    норму выработки, или количество единиц продукции (реальных или условных), которое должно быть изготовлено за единицу времени в определенных условиях;
    норму обслуживания, т. е. количество единиц оборудования, рабочих мест, площадей и проч., которое должно обслуживаться одним работником (бригадой);
    норму времени, определяющую его необходимые затраты (в человеко-часах или человеко-минутах) на выпуск условного объема продукции, обслуживания единицы оборудования или осуществление операции (ее отдельных элементов) одним работником (группой) в наиболее благоприятных условиях;
    норму численности, определяемую количеством работников, необходимым для выполнения производственного задания (объема работы, обслуживания установленного оборудования).
По форме выражения нормы, используемые в планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные касаются обычно расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, энергии ит. п.). Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в обобщенном виде или затраты, которые иначе как в денежной форме выразить нельзя, например амортизация; или чисто денежные расходы, скажем, расценки на изготовление единицы продукции. Нормы времени выражают его затраты на выполнение определенных действий: основных, обслуживающих, подготовительно-заключительных операций, технологических перерывов и т. п. 

Нормирование  бывает прямым (основанным на функциональных зависимостях) и косвенным (основанным на статистических характеристиках). Нормирование ресурсов, прежде всего материальных, осуществляется следующими методами: 

    отчетно-статистическим (объем выпущенной продукции сопоставляется с затратами ресурсов, на основе чего определяется их удельный расход). Недостаток метода состоит в усредненности полученных норм, фактической узаконенности потерь, нерационального использования ресурсов и искажении тем самым реальных возможностей производства;
    опытно-производственным (аналитико-исследовательским), основанным на испытаниях оборудования, хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовленными работниками, научной оценке и обобщении полученных данных, что создает надежную основу для расчета норм;
    аналитико-расчетным, исходящим из конструктивных возможностей оборудования, потенциала человеческого организма, выявленных на основе специальных медико-биологических исследований, качественных характеристик применяемых сырья и материалов. Полученные таким способом нормы являются технически или научно обоснованными.
 
Чаще  всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях, производственному процессу в целом. По особо важным ресурсам ограниченной номенклатуры могут разрабатываться перспективные нормы. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости (наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов). С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, которое предусматривает необходимый ассортимент продукции и объем работы, который работник или группа должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.

1.5. Графические методы планирования

К графическим  необходимо прежде всего отнести  метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них. Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Выделяют действительные работы, сопровождающиеся
затратами времени и ресурсов; работы ожидания, не требующие ресурсов, а лишь времени; фиктивные работы, не требующие ни того ни другого и отражающие логическую связь между остальными. 

Работы  связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами. Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы (рис. 1)

Рис. 1. Сетевой график
Исочник: Веснин Менеджмент
Цель  и события изображаются на нем  кружками, в которых указываются  их содержание и порядковый номер, расшифровывающийся в прилагаемом тексте, а работы -стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут на себе информацию о времени выполнения работы и связанных с нею затратах (время изображается цифрой над стрелкой, а затраты - под ней). Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией. При этом номер последующего события больше номера предыдущего; не должно быть событий (кроме первого или последнего), из которых не выходят или в которые не входят какие-то работы, движения в замкнутом контуре; любые события не могут соединяться более чем одной работой; при параллельных событиях вводятся фиктивные работы. Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь». Путь может быть полным, когда его начало совпадает с исходным событием, а конец - с завершающим; частичным - от исходного события до промежуточного или от промежуточного до конечного; критическим - самым длинным в сетевом графике от исходного до завершающего события. Последний и определяет предельную продолжительность выполнения задания. 

На сетевом  графике удобно отражать:
    варианты многоходовых действий по реализации планового задания, например движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке;
    очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в строго определенной последовательности, а некоторые — параллельно);
    сроки их начала и окончания;
    полный путь движения к цели.
 
Это дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управление сложными хозяйственными системами. Оптимизация сетевого графика имеет целью поиск возможности сокращения затрат времени и ресурсов (минимум расхода ресурсов в нормативное время, минимум времени при заданном расходе ресурсов). В ее основе лежит анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявлении лишних и необязательных; определении возможности параллельных действий и целесообразности существующей степени детализации. Оптимизация осуществляется исходя из резерва времени (разности между самым ранним возможным и самым поздним допустимым сроком завершения операций). Но этот резерв имеется только на тех операциях, которые не лежат на самом коротком пути. При этом предполагается, что длительность операций можно рассматривать с достаточно высокой степенью точности. С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы. 

К графическим  относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится система целей и подцелей, для каждой из которых эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости), а также (для каждого уровня) коэффициенты взаимной связи. Пропорционально коэффициентам значимости происходит распределение ресурсов между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками. Метод позволяет определить возможность полученных результатов в других областях, сроки выполнения отдельных работ (например, научных, опытно-конструкторских), их этапы вплоть до внедрения.

1.6. Математические методы планирования

 
Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать (а соответственно, и запланировать) наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А. Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках. 

Методы  линейного программирования дают возможность путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т. п. Чаще всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:
    выбрать технологии, дающие возможность получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;
    загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
    составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой — сделать это при минимальных затратах и проч.
Нужно иметь в виду, что возможности  применения различных методов планирования имеют свои границы..Во-первых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. Во-вторых, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников организации, их боязнью новшества. 

Полностью перечисленные ограничения устранить  нельзя, но можно их существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, стоящие перед организацией, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплексности. 
 

ГЛАВА 2 ВИДЫ ПЛАНОВ 

  Планы бывают следующих видов:
    Перспективные планы
    Стратегические планы и их особенности
    Целевые комплексные программы
    Бизнес-план и его разделы
    Технико-экономическое обоснование
    Краткосрочные планы
    Оперативные планы
    Производственные программы
    Календарные планы
    Маршрутные карты

2.1. Перспективные и стратегические планы

В зависимости  от срока действия планы подразделяются на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, а по преследуемым целям — на стратегические, тактические и оперативные (хотя грани между ними весьма условны). Долгосрочные и среднесрочные планы объединяются в категорию перспективных, разрабатываемых на период свыше одного года. 

В рамках долгосрочных планов (5—10 и более  лет) создается концепция развития фирмы на перспективу. Она предусматривает  решение таких проблем, как выбор  сфер деятельности, направлений диверсификации, новых поколений продукции и  услуг, путей сохранения или улучшения  позиций на рынке, максимизации прибыли; расширение экспорта, развитие НИР, увеличение потенциала (на основе технического перевооружения, реконструкции) и проч. Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых комплексных программ, стратегических планов и т. п. Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах (составляются от 1 года до 5 лет) в количественных показателях (в том числе финансовых). Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более агрегированные — в менее агрегированные. Речь идет о планах разработки и освоения новых видов продуктов, снижения издержек, слияния и поглощения, маркетинга, инвестиций, материально-технического снабжения, развития системы управления, создания или ликвидации рабочих мест; о финансовом плане; плане социального развития; плане по труду и т.п. 

Традиционные  долгосрочные и среднесрочные планы, основывающиеся на экстраполяции существующих тенденций, исходят из принципиальной неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию ее потенциала и имеющихся ресурсов.
С их помощью  происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (получения заданного объема продукции, прибыли и т. п.). Однако усиление неопределенности хозяйственной жизни, когда точно расписать необходимые действия даже на сравнительно близкую перспективу оказалось затруднительно, продемонстрировало низкую эффективность традиционного подхода.
Такая ситуация вызвана стремительными изменениями  во внешней среде фирмы, в частности:
    углублением дифференциации потребностей;
    резким усилением конкуренции за ресурсы и рынки сбыта и проч.;
    интернационализацией (сегодня уже глобализацией) деловой жизни;
    широкой доступностью научно-технической и экономической информации и лавинообразным нарастанием ее объема;
    принципиально новой ролью человека в производстве и связанным с этим пробуждением его творческих возможностей и активности.
 
Способом  частичного ослабления или преодоления  их влияния и является переход к стратегическому планированию, особенностью которого является привязка не к конкретному временному горизонту, а к перспективным направлениям развития. Сегодня стратегическое планирование выполняет следующие главные функции:
    определяет пути формирования конкурентных преимуществ;
    поддерживает у менеджеров и персонала ориентированный на будущее образ мышления и поведения;
    обеспечивает формирование и реализацию политики в области маркетинга;
    создает предпосылки стратегического контроля;
    придает единство управленческим процессам в различных сферах деятельности организации;
    ослабляет бюрократические тенденции.
Стратегические  планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания. Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появиться) во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изменения. Это позволяет сформулировать перспективные цели в различных сферах деятельности, таких, как инновации, диверсификация, расширение существующих и захват новых рынков, направление и способы конкурентной борьбы; оценить возможные последствия реализации или, наоборот, отказаться от реализации тех или иных стратегий. Основными методами создания стратегических планов (обычно от будущего к настоящему) являются построение «дерева» целей, разработка альтернативных сценариев и ситуационных моделей; экспертные и матричные оценки вариантов хозяйственного поведения и др. 

В процессе составления таких планов: формируются  основные стратегии (прежде всего маркетинга); определяются производимые продукты, услуги, рынки сбыта их и сегменты, поставщики, потребители и принципы поведения по отношению к ним; распределяются необходимые ресурсы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.