На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Психология как наука

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Психология как  наука.
               1) Место психологии в системе наук.
Существует много  разных классификаций наук, в большинстве  из них психология занимает промежуточную  позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.. 

Психология активно  взаимодействует с большим количеством  других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется  прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
                 
              2) История развития  психологического  знания и основные  направления в  психологии.
Античность
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём  творчестве внимание проблемам природы  человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средние века
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени  христианскими философами, начиная  с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Новое время
В 1590 году Рудольф  Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки  о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
3 августа 1795 года британский королевский  астроном Невил Маскелайн впервые  обнаружил ошибки, допущенные его  ассистентом Дэвидом Киннбруком  в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.
Девятнадцатый век стал для психологии веком  постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Вебер  исследует зависимость интенсивности  ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако главное  имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт  в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
Первые  десятилетия
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.
В США активно  развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка  о научении. Бихевиористы следовали  позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.
В Германии развивается  гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
Первая мировая  война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь  — психодиагностики, так как армии  требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
1930—1940-е  годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в  США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном,в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ "Архетипы и коллективное бессознательное".
Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Ж. Пиаже публикует  результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
Активно развивается  психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).
Л. С. Выготский  формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась  необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.
Постановление 1936 года «О педологических извращениях  в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
Вторая мировая  война вызывает новый всплеск  активности психологов в области  прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и  эргономике.
1950—1960-е  годы
Эти десятилетия  являются эпохой расцвета психологической  науки, активного роста во множестве  направлений. В современных учебниках  большая часть материала посвящена  экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер. 

Активно развиваются  техники модификации поведения  на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.
На фоне этого  появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или  животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
В конце 60-х годов  вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние  со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы: (саентология, лайфспринг).
В 1966 году создаются  факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.
1970—1980-е  годы
Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика. 

В остальных  областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с  тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической  мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.
                 
                    3)Познавательные  процессы: ощущение, восприятие, представление,  воображение, мышление  и интеллект, внимание, мнемические процессы.
В психических  процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми  на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических  процессов выражается, например, в  том, что восприятие невозможно без  памяти, запоминание невозможно без  восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Познавательные  процессы:
1) Ощуще?ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
В советско-российской психологической школе принято  считать «ощущение» и «чувство»  синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.
Классификация ощущений:
Критерии Виды ощущений
По  расположению рецепторов Экстероцептивные  
Интероцептивные 

Проприоцептивные
По  ведущему анализатору Сенсорные ощущения
По  взаимодействию рецепторов с раздражителями Контактные  
Дистантные
 
    Сенсорные ощущения
Животные способны воспринимать следующие типы стимулов:
-атмосферное давление (в частности, звук)
-химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус)
-влажность
-механическое напряжение
-повреждение тканей
-осмотическое давление
-положение тела
-температура
-электромагнитное излучение (в частности, свет) 

    Виды человеческих ощущений
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.
    Дистантные ощущения
-Зрение
-Слух
-Обоняние
    Контактные ощущения
-Вкус
-Тактильные  ощущения
-Боль
-Температурные ощущения
-Вибрационные  ощущения
-Кинестетические  ощущения
    Глубинные ощущения
-Чувствительность  от внутренних органов 
-Мышечная чувствительность
-Вестибулярная  чувствительность 
-Головокружение (симптом)
2) Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. 

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
    Свойства восприятия
Предметность  — объекты воспринимаются не как  бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность  — на восприятие оказывает влияние  общее содержание психики человека.
Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние  обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
Избирательность — преимущественное выделение одних  объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит  из этапов:
Селекция —  выделение из потока информации объекта  восприятия
Организация —  объект идентифицируется по комплексу  признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
    Факторы восприятия
    -Внешние
    Размер
    Интенсивность (в физическом или эмоциональном  плане)
    Контрастность (противоречие с окружением)
    Движение
    Повторяемость
    Новизна и  узнаваемость
    -Внутренние
    Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном. 

    Три механизма селективности восприятия: Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.
    Формы и принципы восприятия
    Фигура —  фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
    Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
    Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
    Принципы группировки:
    Близость —  расположенное рядом воспринимается вместе.
    Подобие —  схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
    Замкнутость — человек склонен заполнять  пробелы в фигуре.
    Целостность — человек склонен видеть непрерывные  формы, а не сложные комбинации.
    Смежность —  близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
    Общая зона —  стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
    Результат восприятия
    Результатом процесса восприятия становится построенный  образ.
    Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого  при помощи органов чувств.
    Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
    3) Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
    Например —  высший этап обработки информации человеком  или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями  окружающего мира; или — процесс  отражения существенных свойств  объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
    В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят  к одной из высших психических  функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
    Мышление —  высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге  окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных  психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)
    В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления.
    История изучения
    В начале XX века в центр своих интересов поставила  мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
    Гештальтпсихология  в лице Макса Вертгеймера и  Карла Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.
    Основные этапы мышления
    Благодаря использованию  данных самонаблюдения известных ученых (таких как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре стадии творческого мышления: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.
    Динамика мышления
    1. Ускорение мышления («скачка идей»)
    Условно за единицу  времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулемётную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)
    Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение  мышления: мыслительный процесс и  речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.
    В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.
    Характерно:
    Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная  жестикуляция и мимика.
    Не нарушен  анализ, синтез, осмысление ситуации.
    Мало задумываются над ответом.
    Легко исправляют ошибки, если на них указать.
    Ассоциации  хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
    Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять  его на этом уровне, если не будет  отвлекаться.
    2. Инертность  мышления 

    Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.
    Больные могут  менять способ работы, изменять ход  суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.
    3. Непоследовательность  суждений
    Неустойчивый  способ выполнения задания. Уровень  обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.
    При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто  бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился.
    Колебания возникают  при малейшем изменении условий  задания.
    4. «Откликаемость»
    У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.
    Пример: после  выполнения классификации больной  вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблём, так  как если положить — утонет.
    Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.
    Эти нарушения  отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется.
    Характерна  повышенная откликаемость на самые  разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.
    Создаётся вынужденная  тенденция без отбора отражать в  речи все то, что воспринимают.
    Быстрая откликаемость  на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.
    В более ранних работах феномен откликаемости  описывался как полевое поведение.
    Следует различать  откликаемость и отвлекаемость (у  детей). У них разный генез:
    откликаемость — следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
    отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей — основа дальнейшей целенаправленной деятельности.
    5. Соскальзывание
    Правильно решая  какое-либо задание и адекватно  рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией.
    Соскальзывания  внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).
    Процесс обобщения  и отвлечения не нарушен. Могут правильно  синтезировать материал, правильно  выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.
    4) Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
    Поскольку под  вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться  в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.
    Изменение внимания выражается в изменении переживания  степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.
    Внимание находит  себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.
    Виды внимания
    В зависимости  от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
    -Непроизвольное  внимание (пассивное)
    Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:
    Неожиданность раздражителя.
    Относительная сила раздражителя.
    Новизна раздражителя.
    Движущиеся  предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
    Контрастность предметов или явлений.
    Внутреннее  состояние человека.
    -Произвольное внимание
    Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения  в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей  или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
    Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом  труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
    Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
    Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
    Человек прилагает  значительное усилие воли, концентрирует  свое внимание, понимает содержание необходимое  для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или  после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
    -Послепроизвольное внимание
    Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).
    Формы внимания
    Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
    внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое  условие познания и преобразования внешнего мира;
    внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
    моторное (двигательное) внимание;
    Свойства внимания
    -Концентрация
    Концентрация  — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
    -Объём
    Поскольку человек  может одновременно ясно и отчетливо  осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
    -Устойчивость
    В противоположность  ей лабильность — характеризуется  длительностью, в течение которой  сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
    -Переключаемость
    Сознательное  и осмысленное, преднамеренное и  целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
    Переключение  внимания можно пронаблюдать при  помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканьи, то оно будет то появляться, то исчезать.
    -Распределение
    Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов
    Физиология внимания
    Эксперименты  с рассеченными полушариями головного  мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого  тела; при этом левое полушарие  обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.
    5) Па?мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
    Типологии памяти
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.