На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расчеты с покупателями и заказчиками в Старожиловском МУП ЖКХ Рязанской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Введение 

    Развитие рыночной экономики  в Российской Федерации требует  повышения эффективности системы  управления, которая во многом  зависит от результативности  и гармонизации взаимодействия  всех ее функций, в том числе  и бухгалтерского учета. Реалии  экономической действительности показывают, что решение ряда важнейших задач возможно, если организация бухгалтерского учета отвечает новейшим научным и практическим достижениям в области хозяйственного учета.
     Организация производства на  принципах хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной  заинтересованности и ответственности за результаты работы всего хозяйственного подразделения в целом, является важнейшей задачей в условиях развития рыночной экономики.
     Успешное решение этой задачи возможно при наличии такой системы управления, которая на основе соответствующей информации позволяет гармонизировать все происходящие в организации процессы. Важнейшим источником такой информации является правильно и рационально организованный бухгалтерский учет.      
   В настоящее время ни одна  организация, независимо от ведомственной  принадлежности и формы собственности, не может функционировать без ведения правильно организованного бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации.
      Немаловажным звеном бухгалтерского  учета является учет расчетов  с покупателями и заказчиками,  так как в процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, услуг, выполнением работ. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с юридическими и физическими лицами.
     Правильная постановка и организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками позволяет обеспечить следующие процессы на предприятии :
    контроль за соблюдением договорной дисциплины,
    контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями, бюджетом, прочими юридическими и физическими лицами,
    своевременное составление и предоставление заинтересованным пользователям отчетности о деятельности предприятия.
      Целью курсовой работы является уяснение значения, задач и методики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в Старожиловском МУП ЖКХ Рязанской области, раскрытие состава дебиторской задолженности и действующих правил ее учета, рассмотрение порядка списания просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующими нормативными актами.
      В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникают хозяйственные и денежные отношения с другими организациями и лицами. В их основе лежат расчеты, связанные с кругооборотом хозяйственных средств. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме. Грамотное управление данными операциями предопределяет актуализацию бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, основными задачами которого являются:
    своевременное и правильное документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками,
    применение оптимальных форм расчетов,
    контроль за соблюдением расчетной, финансовой дисциплины.
       Метод исследования темы - монографический.
      Источники исследования темы : нормативные  документы, учебные пособия, научные статьи, документация предприятия.
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками. 
 

1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками 
 
 

   По мнению Кондракова Н.П., основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. По данному счету формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданные товары, услуги, работы, основные средства и прочее имущество, право собственности на которое перешло к покупателям согласно договорам купли-продажи или договорам поставки.
        Сальдо этого счета показывается  развернуто.
 Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных.
Сальдо  кредитовое – сумму полученных авансов.
Оборот  по дебету – отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов.
Оборот  по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности.
       Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями).
      Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.
     При этом могут погасить ее  сразу после отгрузки или через  определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товара или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов. [20]
      По мнению Егоровой С.К., счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженных товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход.
      При отгрузке продукции собственного  производства покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, счетов, транспортных накладных и др.) в учете поставщика показывается образование дебиторской задолженности в сумме стоимости проданной (отгруженной) продукции по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В этом случае данные операции отражаются записью:
Д-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т  сч. 90.1 «Продажи»
      При продаже прочих активов (основных средств или материалов) на сумму причитающейся выручки делается запись:
Д-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы и расходы»  [17]
   По мнению Красновой Л.П., факт свершения сделки по продаже продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции.
Д-т  сч. 90.3 «НДС»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
или
Д-т  сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
   Оплата расчетных документов  за отгруженную продукцию покупателями  и заказчиками, что подтверждается  поступлением денежных средств  на расчетные счета организации,  уменьшает дебиторскую задолженность  и отражается бухгалтерской записью :
Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»
К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;  [22]
     По мнению Литовченко В.П., дебиторская задолженность организации, не погашенная в сроки, установленная договором и не обеспеченная соответствующими гарантиями является сомнительным долгом.
     Безнадежным долгом считается  долг, нереальный для взыскания,  по которому истек срок исковой давности либо в соответствии с Гражданским Кодексом РФ обязательство по нему прекращено. Срок исковой давности согласно статьи 196 Гражданского Кодекса РФ составляет три года. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательства. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги , нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга. Кроме того, обязательным условием создания резерва по сомнительным долгам является истребование дебиторской задолженности в установленном порядке. [24]  При создании резервов по сомнительным долгам дебиторская задолженность должна учитываться в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с НДС. [7] 
По мнению Маликовой И.П., при создании резерва на счетах бухгалтерского учета делается запись:
Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»
К-т  сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».
При невозврате долга сумма резерва списывается  с баланса записью:
Д-т  сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».
К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
   Создание и использование резерва по сомнительным долгам связано с конкретным должником, поэтому и аналитический учет по данному счету ведется по каждому должнику. Образование резерва по сомнительным долгам определяется учетной политикой организации. Неистребованные суммы резерва по сомнительным долгам до конца отчетного года, следующего за годом его создания, присоединяются к прибыли, что отражается бухгалтерской записью.
Д-т  сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам».
К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы».
    Если у организации-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то она относится на финансовые результаты до истечения срока исковой давности. Подобная ситуация, в частности, возможна в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В этом случае положениями ст. 149 Гражданского Кодекса РФ обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основе которого устанавливается нереальность получения долга, является запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой состоит организация-дебитор.
      Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности без создания резерва, отражается записью:
Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»
К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
После списания дебиторской задолженности  ее сумма учитывается по дебету забалансового  счета 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов». Таким  образом, списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности дебитора – это не окончательное аннулирование задолженности. Организация-кредитор обязана в течение пяти лет с момента списания учитывать списанную дебиторскую задолженность за балансом для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения дебитора.
     При поступлении суммы ранее  списанной дебиторской задолженности  она учитывается в составе  прочих доходов и отражается  записью:
Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»
К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы».
Одновременно на эту сумму кредитуется забалансовый счет 007. [25, 9] 

  По мнению Гетьмана В.Г., при обработке расчетных документов, предъявляемых покупателем за проданную продукцию, и документов об оплате составляется ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», представляющую регистр бухгалтерского учета, совмещающий синтетический и аналитический учет. Полученные выходные данные по этому счету используется для контроля за состоянием дебиторской задолженности и составления сводной ведомости об остатках по счетам синтетического учета, необходимой для заполнения баланса и других форм бухгалтерской отчетности.     

 
      Синтетический учет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, совмещается с аналитическим учетом, особенно в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Тем не менее, независимо от способа обработки первичных документов в регистрах бухгалтерского учета должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях в хронологической последовательности и в разрезе корреспондирующих счетов. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются  при составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса организации и других форм отчетности.
      Формы расчетов определяются  участниками сделки и регламентируются  договором, соответственно этому  формируется информация о состоянии  расчетов с покупателями и  заказчиками. [13] 
 

Расчеты авансами 

   По мнению Глушкова Е.И., условиями договора при оплате партнеры могут предусмотреть аванс в определенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации учет поступивших авансов ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должна обеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условия открывается отдельный субсчет – «авансы полученные».
      Авансовые платежи, полученные  организацией-поставщиком от покупателей ,отражаются по кредиту счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным».  Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:
Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»
К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».[14]
   По мнению Деминой Л.А., кредиторская задолженность, отражаемая по счету 62«Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным», является объектом налогообложения при исчислении НДС согласно норм действующего законодательства. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Налоговый аспект данной хозяйственной операции заключается в признании факта  вовлечения денежных средств в оборот организации в качестве составной части сделки по договору, стоимость которой принимается  в сумме облагаемого оборота по НДС. В учете независимо от различных аспектов толкования сущности произведенных хозяйственных операций должна быть сформирована информация о возникновении кредиторской задолженности и сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет в связи с получением авансовых платежей.
   Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается бухгалтерской записью:
Д-т  сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
   Авансовые платежи, полученные  от покупателей и заказчиков, учитываются на счете 62, субсчет  «Расчеты по авансам полученным»  до момента отгрузки продукции  либо выполнения работ и услуг  в соответствии с договором  и предъявления расчетных документов на оплату отгруженной продукции, а также других документов (транспортных накладных), подтверждающих факт свершения сделки.
     При отгрузке продукции, на сумму причитающейся от покупателей и заказчиков выручки делается запись:
 Д-т сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным»
 К-т  сч. 90.1 «Продажи»
        Сумма НДС от проданной продукции  подлежащая уплате в бюджет  отражается записью:
Д-т  сч. 90.3 «НДС»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
        Одновременно с зачетом авансов  полученных осуществляется восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее от авансовых платежей, перечисленных покупателями и заказчиками:
Д-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т  сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным».
    Аналитический учет авансов полученных ведется по каждому кредитору с указанием суммы, сроков возникновения и погашения кредиторской задолженности. [16, 8] 

Расчеты товарными векселями 

По мнению Кондракова Н.П., в хозяйственной деятельности организаций широкое распространение получают векселя для оформления расчетов с другими организациями. Согласно ст. 815 Гражданского Кодекса РФ вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в нем плательщика (переводной вексель) выплатить при наступлении указанного срока полученную взаймы денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).
      Порядок ведения бухгалтерского учета операций с векселями, применяемых при расчетах между организациями за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Определен письмом Минфина РФ от 31.10.94 г. № 142 с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина РФ о 16.07.96 г. № 62.
     Товарный вексель подтверждает  обязательства покупателя оплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.
       Выдача векселя в основном  производится в тех случаях,  когда своевременно погасить  задолженность перед поставщиками и подрядчиками деньгами не представляется возможным. Так, при получении векселя, сумма, указанная в векселе, должна отражаться бухгалтерской записью:
Д-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные»
К-т сч. 90 «Продажи».
     Разность между суммой, указанной  в векселе, и суммой задолженности  за поставленный товар (выполненные  работы и оказанные услуги), в  счет оплаты которых получен  вексель, должна быть отражена  по кредиту счета 91, субсчет  1 «Прочие доходы».
     Расчеты по векселю возникают  с момента, когда покупатель (векселедатель)  выписывает на имя поставщика (векселедержателя) простой вексель  в обеспечение задолженности  за поставленные товары или  выполненные работы, то есть поставщик  предоставляет покупателю отсрочку платежа, коммерческий кредит. Сумма, указанная в векселе, отражается в учете согласно ПБУ 15\01 «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» как кредиторская задолженность на конец отчетного периода с учетом причитающихся к оплате процентов.
       В соответствии с Законом РФ  «О налоге на добавленную стоимость»  от 16.12.91 г. № 1992-1 с учетом изменений,  внесенных Федеральным законом  от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ, при использовании  в расчетах за поставленные  товары, оказанные услуги векселей суммы НДС подлежат возмещению только после оплаты выданных векселей денежными средствами.
      Если вексель выдан с оплатой  по предъявлении или через  определенное время по предъявлении, то проставляется процентная  ставка на вексельную сумму  и указывается дата, с которой начисляются проценты. Если дата отсчета не указана, то проценты начисляются со дня составления. По таким векселям векселедержатель получает процентный доход. Это отражается записью:
Д-т  сч. 62 , субсчет «Векселя полученные»
К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы».
  Если по соглашению сторон  вексель оплачивается до наступления срока платежа, у векселедержателя производится бухгалтерская запись:
Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»
К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные» - в сумме фактически поступивших денежных средств в счет досрочного погашения векселя;
  Сумма  недополученных средств по векселю  – 
Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»
К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные».
    В случае досрочного погашения  векселя, в котором в качестве  платы за кредит предусматривается процентная ставка, после погашения векселя согласно соглашению сторон проценты векселем не начисляются и никаких дополнительных записей в учете не ведется.
       Если имеет место неоплата  векселедателем векселя в установленный  срок, то задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62, субсчет «Векселя полученные», списывается в дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям». В этом случае только при условии фактического предъявления претензии делается бухгалтерская запись:
Д-т  сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные». [21]
        По мнению Бахтина В.,систематизация и группировка основной информации о векселях производится на основании карточек аналитического учета векселей, основное назначение которых заключается в отражении сведений по каждому векселю, принятому к учету.  Функции регистра аналитического учета может выполнять и журнал учета векселей. Записи в это журнал или открытие  карточек учета векселей производятся на основании актов приема-передачи векселей, договоров, квитанций и других первичных документов, имеющих непосредственное отношение к вексельному обращению. В аналитическом учете находят отражение все реквизиты, указанные в векселе, а также сведения о сроках погашения задолженности. Построение аналитического учета должно обеспечить получение информации о суммах полученных и выданных векселей и отдельно процентов по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;  полученным векселям, срок оплаты которых не наступил;  выданным векселям с просроченным сроком оплаты.
    Данные  книги учета векселей  являются основанием для составления  ведомости учета движения векселей, которая в свою очередь используется  для составления финансовой отчетности  организации.  [10] 

Учет  расчетных операций, основанных на уступке прав требования.
      Операции, связанные с переходом прав кредитора к другому лицу, оформляются договором уступки права требования – цессии. Гражданский кодекс РФ устанавливает общие требования  к составлению договоров цессии. Переход права кредитора к другому лицу означает такой вид правоотношений, при котором право требования дебиторской задолженности утрачивается одной организацией и приобретается другой.
    Гражданским кодексом РФ установлено,  что право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Уступка требования оформляется также в виде договора; если основной договор был совершен в нотариальной форме или подлежал государственной регистрации, соглашение об уступке права требования по нему также оформляется в нотариальной форме (регистрируется в установленном порядке). [3]
    По мнению Бородиной В.В., исходя из конкретных оснований, сделки по уступке права требования могут быть оформлены следующим образом. Первоначальный и новый кредиторы составляют письменное соглашение об уступке требования, в котором содержатся:
    наименование и реквизиты первоначального кредитора;
    наименование и реквизиты нового кредитора;
    обоснование возникновения у должника обязательства перед первоначальным кредитором его суммы;
    ссылка на документы, подтверждающие возникновение обязательства (договоры, накладные, акты приема-сдачи работ, расчетные документы, кассовые документы, акты выверки расчетов);
    сумма уступаемого требования;
    основание уступки.
          При учете операций, связанных с уступкой требования, дебиторская задолженность рассматривается в качестве имущества организации, а уступка требования является операцией, в результате которой имеет место получение прочих доходов. Операции по уступке требования в этом случае отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Использование данного счета позволяет исчислить финансовый результат по операции по уступке требования дебиторской задолженности.
      В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций продажа продукции, товаров, работ, услуг, основных средств и прочих активов проводится с использованием счета 62:
на сумму  переуступленных прав требования –
Д-т  сч. 62, субсчет «Расчеты по переуступке  права требования»
К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы»; 

на сумму  списанной дебиторской задолженности  – 
Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»
К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
    Начисление НДС с разницы меду суммой переуступки долга и суммой дебиторской задолженности, если сумма переуступки превышает сумму дебиторской задолженности, оформляются бухгалтерской записью:
Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 

на сумму  результатов от переуступки права требования –
Д-т  сч. 91, субсчет 9 «Сальдо от переуступки  права требования»
К-т  сч. 99 «Прибыли и убытки».  [12] 

Учет  взаимозачетных операций 

  По мнению Козловой Е.П., взаимозачетные операции  осуществляются между организациями, которые не имеют возможности погасить обязательства по расчетам в соответствии с выполненными договорами через кассу или банковские счета.
     Зачет взаимных требований между  организациями производится при  наличии двух самостоятельных  договоров, в которых определены объект сделки, различные суммы обязательств, условия их погашения. Обязательства одного участника договора прекращаются зачетом встречного однородного требования другого участника договора. Порядок проведения взаимозачетов регулируются статьями 410, 411 Гражданского кодекса РФ. Законодательством предусматриваются конкретные условия, при которых не допускается зачет требований. Это относится к случаям предъявления требований о зачете задолженности, по которой истек срок исковой давности или этот срок совпадает с момента оформления зачета.
     Чтобы провести взаимозачет задолженности между двумя организациями, необходимо оформить заявление одного из участников договора, которое предъявляется руководителю организации, являющейся второй стороной по договорам. Данное заявление является основанием для заключения дополнительного соглашения о зачете взаимных требований к основным договорам. Если у одной из сторон взаимозачетных операций выявится остаток незачтенных обязательств,  то в соглашении указывается способ погашения остатка задолженности.  [19]
  По мнению Маренкова Н.Л., подобно любой хозяйственной операции, погашение дебиторской и кредиторской задолженности путем зачета требований должно быть документально оформлено. Таким документом является акт о взаимозачетах, составленный на основе документов, подтверждающих факт свершения сделок в соответствии с основным договором обеих организаций. В связи с этим, кроме акта для документирования взаимозачетных операций, необходим акт сверок сумм дебиторской и кредиторской задолженности на балансах организаций; накладные на отгрузку продукции; приходные ордера (акты, накладные) на получение продукции, товаров; акты о приемке выполненных работ и услуг.
             Процедура проведения взаимозачетных операций основана на действующих нормативных положениях по учету поставок материально-производственных запасов, а также по учету выручки от продажи продукции. Однако четких рекомендаций об отражении операций, связанных с взаимным погашением обязательств по расчетам, в нормативных документах не содержится. Таким образом, стороны вправе составить документ, подтверждающий зачет взаимных требований, в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с этим организации – участники взаимозачетных операций четко должны вести регистры синтетического и аналитического учета по сделкам, задолженность по которым зачтена в порядке взаимозачета. В качестве таких регистров используется машинограмма по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчета с покупателями и заказчиками». В этих регистрах в разрезе каждого договора делается запись по счетам синтетического учета о взаимозачете наряду с аналитической информацией, характеризующей факты выполнения договорных обязательств и первичные документы по сделкам.
      С 1 января 2007 года Федеральным  законом от 22.07.05 г. № 119-ФЗ внесены изменения в ст. 168 Налогового кодекса РФ. Данная статья дополнена п.4, согласно которому сумма НДС, предъявленная поставщиком покупателю товаров (работ, услуг) подлежит уплате налогоплательщику на основании налогового поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований.  [26] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками. 

       Ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению – Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, другие носят рекомендательный характер – план счетов бухгалтерского учета, методические указания и комментарии.
       Статья 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. определяет ведение расчетов с покупателями и заказчиками в рублях. Бухгалтерский учет расчетов ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Хозяйственные операции, связанные с продажей продукции, работ, услуг подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
      Согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
      Перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным  бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
       Для систематизации и накопления  информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах по расчетам с покупателями и заказчиками, предназначены регистры бухгалтерского учета.
       Хозяйственные операции должны  отражаться в регистрах бухгалтерского  учета в хронологической последовательности  и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной.
      Статья 17 Федерального закона «О  бухгалтерском учете» обязывает  организации хранить первичные  учетные документы, регистры бухгалтерского учета в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета несет руководитель организации. [1]
     Согласно «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» № 34н от 29.07.1998 г. расчеты с дебиторами отражаются предприятием в бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
    Дебиторская задолженность, по  которой срок исковой давности  истек, другие долги, нереальные  для взыскания, списываются по  каждому обязательству на основании  данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались. [4]
     Расчеты с покупателями и заказчиками также регулируются  Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) № 32н от 6.05.1999 г.
      Настоящее Положение устанавливает  правила формирования в бухгалтерском  учете информации о доходах  коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами.
     Доходами от обычных видов  деятельности является выручка  от продажи продукции и товаров,  поступления, связанные с выполнением  работ, оказанием услуг. Величина  поступления и (или) дебиторской  задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.
    Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
    Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
    Сумма выручки может быть определена;
    Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    Право собственности на товар перешло от организации к покупателю или услуга оказана;
    Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
       Переход к покупателю права собственности на услуги является одним из необходимых условий признания выручки от их продажи в бухгалтерском учете организации-продавца. [5]
       Согласно статей 168 и 169 Налогового  кодекса РФ при реализации  товаров, работ, услуг организация  выставляет соответствующие счета-фактуры  не позднее пяти календарных  дней считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Налогоплательщик обязан вести журналы учета выставленных счетов-фактур, книги продаж. [2]
      При ведении бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности, организация должна руководствоваться Планом счетов и инструкцией по его применению №94н от 31.10.2000 г. Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета и отражению однородных фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета предприятие разрабатывает рабочий план счетов. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками применяется активно-пассивный счет 62. Организация может открывать дополнительно к нему субсчета. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состояние бухгалтерского  учета расчетов  с покупателями  и заказчиками  в Старожиловском  МУП ЖКХ
     
2.1. Краткая экономическая  характеристика предприятия 

      Министерство коммунального хозяйства в Российской Федерации было создано 22 сентября 1948 года. В Старожиловском районе коммунальная служба была образована в феврале 1958 года. За весь период деятельности предприятие несколько раз переименовывалось. Как Старожиловское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (МУП ЖКХ) предприятие зарегистрировано 5 августа 2003 года. [18]
       Цель уставной деятельности Старожиловского  МУП ЖКХ – оказание жилищно-коммунальных  услуг населению, организациям, оказание  гостиничных услуг, услуг бани, парикмахерской, проведение ремонтов инженерных инфраструктур и т.д.
 Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 90-х годов, является и на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Сформированная в 1990-2006 годах законодательная, правовая и нормативная база определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания. [35]
     Одним из ключевых направлений  этих преобразований является  – создание рынка жилья за  счет приватизации и изменения  структуры жилого фонда по  формам собственности. В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья гражданам произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. Доля частного фонда с 30% в 1991 году увеличился до 78% в 2005г. В собственность граждан передано более 1 млн. 300 тыс. метров жилья. [34]
     В период с 1991 г. по 1998 годы  в муниципальную собственность  активно передавались объекты  жилищно-коммунального хозяйства  акционированных, ликвидированных  предприятий, совхозов, колхозов. В  результате этого на балансе Старожиловского МУП ЖКХ находятся 5 газовых котельных мощностью 20,41 Гигакал.час, тепловые сети, водопроводные, канализационные сети протяженностью 45,6 км., 10 артезиантских скважин, 2 комплекса очистных сооружений, станция очистки воды мощностью 750 м3 в сутки, 70,2 тысяч кв. метров жилья. Но процесс передачи объектов не закончен, он продолжается и сегодня.  

Основные  экономические  показатели
производственной  деятельности Старожиловского МУП  ЖКХ 

  Показатели Ед. изм. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 2004 г.,%
1. Выручка от предоставления услуг т.р. 13417,2 14272,0 20993,0 156,5
  - водоснабжение   1554,6 1678,7 2450,5 157,6
  - водоотведение   1234,5 1492,6 2271,6 184,0
  - содержание  и ремонт жилья   1344,6 1548,0 2609,2 194,1
  - теплоснабжение   3203,1 4908,9 7720,5 241,0
  - электроснабжение   2906,9 3559,3 4565,7 157,1
  - благоустройство   516,3 420,6 359,2 69,6
  - парикмахерские  услуги    210,2 216,9 315,3 150,0
  - содержание  свалки   63,8 62,8 176,1 276,0
  - прочие виды  услуг   491,4 384,2 524,9 106,8
2. Себестоимость предоставленных услуг т.р. 17423,0 21426,0 26612,0 152,7
  - водоснабжение   1885,0 2094,2 2544,8 135,0
  - водоотведение   1911,8 2175,5 2767,5 144,8
  - содержание  и ремонт жилья   2167,8 2323,0 2662,4 122,8
  - теплоснабжение   5132,1 7992,7 11244,4 219,1
  - электроснабжение   3158,5 3624,6 4772.4 151,1
  - благоустройство   660,2 846,3 682,7 103,4
  - парикмахерские  услуги    246,7 202,0 347,1 140,7
  - содержание  свалки   173,0 191,5 104,1 60,2
  - прочие виды  услуг   2087,9 1976,2 1486,6 71,2
3. Начислено платежей населению т.р. 5083,0 8714,7 14515,1 285,6
4. Фактически  оплачено населением т.р. 5217,3 8471,1 13930,1 267,0
5. Задолженность населения за ЖКУ т.р. 325,7 617,3 1202,4 369,2
6. % собираемости  платежей % 102,6 97,2 96,0 67,3
7. Возмещение  убытков, связанных с ограничением роста тарифов на ЖКУ т.р. 3629,5 4624,9 1221,3 33,6
8. Удельный вес  оплаты населением ЖКУ к затратам на их предоставление % 68,3 75,1 76,3 117,1
9. Прибыль (- убыток) т.р. - 376,0 - 298,0 - 2258,0 600,5
10. Уровень рентабельности % - - - -
11. Дебиторская задолженность т.р. 976,0 1114,0 2241,0 229,6
  в т.ч. население   343,7 617,3 1202,4 349,8
12. Кредиторская  задолженность т.р. 2011,0 1483,0 2918,0 145,1
  в т.ч. по платежам в бюджет   831,0 809,0 773,0 93,0
  - внебюджетные  фонды   303,0 150,0 190,0 62,7
  - по заработной  плате   - 210,0 748,0 -
  - поставщикам  и подрядчикам   853,0 161,0 1205,0 141,3
13. Численность работников чел. 124 130 140 112,9
14. Количество  отработанных чел.-часов чел/час 213652 227769 240781 112,7
15. Фонд оплаты труда т.р. 5640,6 7107,7 7811,7 138,5
16 Среднемесячная  заработная плата 1 работника руб. 3791 4556 4650 122,7
17. Производительность  труда руб. 62-80 62-66 87-19 138,8
18. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов т.р. 18043,0 18345,0 22446,0 124,4
20. Выделено средств  из бюджета на ремонт и модернизацию основных средств  т.р. 3456,9 1488,0 1876,7 54,3
21. Фондоемкость руб. 1-34 1-29 1-07 79,9
22. Фондовооруженность руб. 145508 141115 160328 110,2
23. Фондоотдача руб. 0-74 0-78 0-94 127,0
 
 
      Как видно из таблицы себестоимость  и выручка от предоставленных  услуг в 2006 году выросла по  сравнению с 2004 годом на 56,5% . Увеличение выручки произошло за счет повышения цен на ЖКУ и за счет увеличения количества потребителей услуг (переданы в начале 2006 года новые очистные сооружения в р.п. Старожилово и котельная в п.Рязанские сады).
      Важным пунктом реформы жилищно-коммунального  хозяйства является – переход  жилищно-коммунального хозяйства в режим бездотационного функционирования предприятий путем упорядочения платежей населения за жилье и коммунальные услуги, государственный контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ресурсосбережения и снижения издержек при производстве услуг жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение системы социальной защиты малоимущих групп населения. [30]
     С 1 января 2006 г. Правительство  Российской Федерации и Правительство  Рязанской области установила  региональный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг. Это означает, что население должно полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги, дотирование из бюджета разницы в стоимости предоставления услуг будет прекращено. Для ограничения роста тарифов для населения, Правительство Российской Федерации приняло Постановление о предельном росте уровня тарифов в 2006 году для Рязанской области на уровне 15% к тарифам 2005 года. Эти меры позволили несколько снизить инфляцию в 2006 году, но жесткая фиксация тарифов привело к ухудшению финансового состояния предприятия. [33] Как видно из таблицы в 2006 году население Старожиловского района оплачивало только 76,3 % потребленных услуг, дотации из бюджета на покрытие убытков от предоставления ЖКУ населению сократились с 3,6 млн.рублей в 2004 году до 1,2 млн. рублей в 2006 году или возмещено только 6% убытков. В результате этого за 2006 год был получен убыток от работы предприятия в сумме 2258 тысяч рублей, увеличилась кредиторская задолженность на 45,1  % по сравнению с 2004 годом, задолженность поставщикам и подрядчикам составила 1,2 млн. рублей.
    В настоящее время в Старожиловском  МУП ЖКХ имеется ряд серьезных  технико-экономических проблем, без решения которых невозможно его эффективное функционирование, гарантированное обеспечение потребителей всеми видами жилищно-коммунальных услуг. Основными из них являются:
- высокий  износ объектов инженерной инфраструктуры,
- убыточность  работы предприятия, из-за принятия экономически необоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
    Техническое состояние инженерных  объектов и коммуникаций характеризуется  высоким уровнем износа, высокой  аварийностью, низким коэффициентом  полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Износ оборудования  котельных Старожиловского МУП ЖКХ составил – 56%, инженерных коммуникаций - 87%. Серьезная проблема – очистные сооружения в р.п.Старожилово, которые требуют капитального ремонта. По данным лабораторных анализов пробы стоков не соответствуют нормативам по химическим и микробиологическим показателям.
      Сейчас в рамках государственного  контроля за установлением тарифов  на жилищно-коммунальные услуги, действует Федеральный Закон № 210-ФЗ от 12.2004 года. Закон предусматривает утверждать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги с учетом результатов независимой экспертизы, то есть финансового и технологического аудита.
      Одной из основных и главных  составляющих в себестоимости жилищно-коммунальных услуг является электроэнергия и природный газ. По мере исчерпания природного энергетического сырья энергия постоянно будет дорожать. Так уже в 2008 году планируется увеличить стоимость 1 м3 природного газа - на 25%, электрической энергии – на 16%, а тарифы на водоснабжение и водоотведение всего на 10,4%, теплоэнергии – на 17%. В связи с этим возникает необходимость экономии энергии и снижения издержек.
     Для снижения издержек при  производстве услуг жилищно-коммунального хозяйства разработаны Федеральная и Региональная целевые программы «Реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Основной целью этой реформы является повышение устойчивости и надежности  функционирования жилищно-коммунального комплекса, привлечение инвестиций, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    Повысить эффективность использования энергетических ресурсов и снизить удельные показатели энергопотребления,
    Снизить потери при производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов,
    улучшить контроль и мониторинг за расходом энергетических ресурсов и т.д. [30]
     В рамках этой программы за 3 года предприятию было выделен  6,8 млн.рублей. На эти средства была отремонтированы котельная в р.п. Старожилово, тепловые и водопроводные сети протяженностью 5,6 км., приобретено новое технологическое оборудование для котельной в д. Хрущево и т.д.
       Привлечение инвестиций в сферу  жилищно-коммунального хозяйства  – одно из направлений реформирования  жилищно-коммунального комплекса.  Возможность привлечения долгосрочных  инвестиционных ресурсов определяется  в значительной степени тем  огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс. Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства единицы услуги, а модернизация жилищного фонда – к сокращению потребления ресурсов и, следовательно, к получению экономического эффекта от инвестиций.     Однако, по словам экс-главы Минэкономразвития Германа Грефа, все инвестиции в жилищно-коммунальном комплексе, ради которых и затевались реформы, остаются только на бумаге. [36] 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками. 

     Оказание жилищно-коммунальных услуг населению и организациям производится предприятием по регулируемым ценам и тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Рязанской области и районное Собрание депутатов. (Приложение № 1).
       К регулируемым ценам и тарифам постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 г. № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» отнесены:
1. Цены  на жилье, включающие:
    цены на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и помещений жилого дома, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов;
    цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и помещений жилого дома;
2. Тарифы  на коммунальные услуги, включающие:
    тарифы на услуги по водоснабжению;
    тарифы на услуги по водоотведению;
    тарифы на услуги по централизованному отоплению;
    тарифы на услуги по горячему водоснабжению;
    тарифы на услуги по электроснабжению;
    тарифы на поставку твердого топлива. [29]
       Данный перечень является исчерпывающим и не может быть самостоятельно расширен Старожиловским МУП ЖКХ.
       Предприятие оказывает жилищно-коммунальные  услуги населению района, бюджетным  и коммерческим организациям, заключает договоры с местным бюджетом на выполнение работ по благоустройству поселка и другие работы.
        Основным потребителем  жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляет Старожиловское МУП ЖКХ,  является население. Услуги этой группе потребителей предоставляются согласно заключенных договоров между предприятием и конкретным квартиросъемщиком (потребителем коммунальных услуг) (приложение № 2). Заключается два вида бессрочных договоров: договор на техническое обслуживание и ремонт приватизированных квартир (или договор социального найма) и договор на оказание жилищно-коммунальных услуг.
     Для расчетов с квартиросъемщиком  за предоставленные ему жилищные  и коммунальные услуги в кассе  предприятия выписывается счет-квитанция.  (Приложение № 3 ). Счет-квитанция выписывается в двух экземплярах, первый экземпляр передается потребителю, второй – остается на предприятии.
     В счете-квитанции указывается  :
    Фамилия, имя, отчество потребителя;
    Номер лицевого счета;
    Адрес;
    Состав семьи;
    Площадь жилого помещения;
    Виды предоставленных услуг;
    Задолженность на первое число текущего месяца;
    Тариф за единицу услуги;
    Начисление по каждому виду услуги за текущий месяц;
    Наличие или отсутствие льгот;
    Сумма оплаченных услуг
    Дата оплаты.
           В конце операционного дня кассиром составляется контрольная ведомость квитанций,  которая передается в бухгалтерию предприятия для отражения данных операции на счетах бухгалтерского учета.(Приложение №4)
    В конце каждого месяца на  основании ежедневных реестров квитанций выписывается счет-фактура, в которой отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет. (Приложение № 5).
      Другая группа потребителей коммунальных  услуг – коммерческие и бюджетные  организации.  Услуги данной категории потребителей предоставляются на основании заключенных договоров. На каждый вид услуги заключается отдельный договор, в котором указываются условия предоставления услуг, порядок оплаты, права и обязанности сторон, срок действия договора. (Приложение № 6 ).
       Основными первичными документами при расчетах с организациями служат:
    Счет на оплату;
    Акт выполненных работ;
    Счет-фактура;
    Платежное поручение.
      Счет и акт предоставленных работ выписывается в двух экземплярах, первый передается покупателю, второй – остается в бухгалтерии предприятия. (Приложение № 7). Счет служит для оплаты услуг. В них указывается :
    Наименование поставщика услуги;
    Адрес и реквизиты поставщика;
    Порядковый номер и дата выписки счета;
    Наименование и адрес плательщика и грузополучателя;
    Наименование оказанных услуг и единица измерения;
    Объем оказанных услуг, исходя из принятых по нему единиц измерения;
    Цена за единицу измерения по договору без учета налога;
    Сумма НДС, предъявляемая покупателю услуг;
    Стоимость всего количества оказанных услуг с учетом суммы налога.
       Счет и акт подписывается руководителем  и главным бухгалтером предприятия.
           Объем предоставленных услуг определяется на основании приборов учета (электросчетчик, теплосчетчик и др.) или (при их отсутствии) согласно утвержденных нормативов потребления услуг.
       В конце каждого месяца счета  и акты выполненных услуг подшиваются в отдельную папку и хранятся в течение пяти лет в бухгалтерии предприятия.
           Предприятие при реализации услуг выписывает покупателю счет-фактуру.  На основании данного документа начисляется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при реализации услуг. (Приложение № 8).
      Счета-фактуры оформляются в двух  экземплярах: первый передается  покупателю не позднее 5-ти  дней со дня отгрузки, второй  экземпляр остается на предприятии. 
      В счете-фактуре указываются:
    Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
    Наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя;
    Наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
    Номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих оказания услуг;
    Наименование оказанных услуг и единица измерения;
    Объем оказанных услуг, исходя из принятых по нему единиц измерения;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.