На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинг в различных сферах деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
    Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности……………..5
      Понятие и сущность маркетинга………………………………………...5
      Функции и цели маркетинга……………………………………………...8
      Основные виды маркетинговой деятельности………………………...12
    Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….16
      Маркетинг в отраслях промышленности………………………………16
      Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..21
      Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..25
    Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..31
      Тенденции развития маркетинга………………………………………..31
        Маркетинг в современной России……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список  использованной литературы……………………………………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность выбранной темы. Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.
     В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее подходящих рынка и потребителя и способа  управления ими. Признавая рынок  и потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в  значительной мере сами управляют деятельностью  предприятия. Следовательно, маркетинг  правомерно рассматривать и как  управляющую, и как управляемую  систему.
     Управление  маркетингом затруднено в связи  с тем, что на маркетинговую деятельность оказывает влияние большое число  факторов, которые довольно сложно предвидеть. И тем не менее благодаря  управлению все элементы маркетинга объединяются в систему.
     В современном развитии производства маркетинг рассматривается как  ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Цель комплексной  системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение  решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.).
     Маркетинг, как система управления, и как  особая деятельность в частности  должна обеспечивать:
    надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования предприятия;
    создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует требованиям рынка, лучше, чем товар конкурента удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;
    необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.
     Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений  по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее  место в системе управления предприятием.
     Степень разработанности  темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.  Среди них такие, как
     Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.
     Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
     - изучить понятие и сущность маркетинга;
     - рассмотреть функции и цели маркетинга;
     - определить основные виды маркетинговой деятельности;
     - исследовать маркетинг в отраслях промышленности;
     - изучить маркетинг в социально-культурной сфере;
     - проанализировать маркетинг в сфере услуг;
     - рассмотреть тенденции развития маркетинга;
     - изучить маркетинг в современной России.
     Объектом исследования является маркетинговая деятельность.
     Предметом исследования является механизм маркетинговой деятельности в различных областях деятельности человека.
     Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили монографии, учебные пособия, статьи периодической печати на выбранную автором тему.
     Практическая  значимость работы. Данную работу можно использовать для ознакомления с теоретическими основами маркетинга, а также с особенностями маркетинговой деятельности в промышленной, социально-культурной сфере и сфере услуг.
       Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех частей с подпунктами, заключения и списка использованной литературы. В первой части изучаются теоретические аспекты маркетинга. Во второй части рассматриваются особенности маркетинга в различных сферах деятельности. В заключительной третьей части исследуются тенденции развития маркетинговой стратегии, в частности в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности
 
     
        Понятие и сущность маркетинга
 
     Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке [5, c.167].
     Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего  машин и оборудования) и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать  конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет  высокие требования к качеству и  конкурентоспособности продукции. Отсюда: производитель уже целенаправленно  ставит задачи перед научно-техническими разработками, требуя, чтобы их проекты  отвечали определенным условиям, рассчитывает ориентировочно издержки производства, уровень цены, определяет наиболее рациональную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное  кооперирование.
     Требования  к продукту, диктуемые потребителем, обусловливают необходимость использования  наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов  централизации и децентрализации, более полного учета требований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встает задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений и заключение контрактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возлагаемые на него покупателем (потребителем).
     Осуществление маркетинговой деятельности выступает  как объективная необходимость  ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь  отражается и постоянно усиливается  тенденция к планомерной организации  производства в целях повышения  эффективности функционирования фирмы  в целом и ее хозяйственных  подразделений.
     Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать  конкретные текущие и главным  образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.
     Маркетинг является составной частью менеджмента, представляющего систему управления предприятием" на основе современных методов в целях постоянного совершенствования его работы и достижения максимального конечного хозяйственного результата на рынке.
     Менеджмент  имеет, таким образом, две основы: инновации и маркетинг. В последнее время во всем мире преобладающую роль стал играть именно маркетинг, обеспечивающий процесс согласования реальных возможностей предприятия с запросами рынка в целях максимального удовлетворения потребителей, учета интересов предприятия и покупателей [10, c.87].
     Особенностью  является то, что маркетинг нельзя ввести в действие указом президента или постановлением другого органа власти. Он внедряется в деловую  жизнь, когда в нем появляется потребность. Хотя рынок у нас  только формируется, перед каждым банком, предпринимателем, каждой компанией  встают вопросы: какие услуги оказывать  и какой клиентуре, что производить, исходя из имеющегося потенциала, для  кого выпускать (кто будет потребитель), по каким ценам продавать, какой  уровень качества товаров и услуг, обслуживания клиентуры необходим  при возрастающей конкуренции и  т.д. Ответы на них дает маркетинг [10, c.88].
     Таким образом, понятие и сущность маркетинга заключается в следующем: производить и продавать нужно только то, что требуется рынку, а не навязывать покупателю то, что уже произведено. 

     
      Функции и цели маркетинга
 
     К функциям маркетинга относятся:
     - комплексное изучение и прогнозирование рынка, его требований, также как и всей внешней по отношению к фирме  среды;
     - реальная оценка фирмой своих производственно-сбытовых,  экспортных и иных возможностей;
     - разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов и механизма практической реализации;
     - планирование товарной политики, управление ассортиментом товаров и услуг исходя из требований рынка и потенциала предприятия;
     - формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);
     - планирование и организация сбыта;
     - управление маркетинговой деятельностью и контроль за нею.
     Реализация  этих функций создает условия  для успешной хозяйственной деятельности банков и предприятий.
     Маркетинг - магистральная хозяйственная функция  фирмы   -   означает   системный   подход   ко   всей производственно-сбытовой деятельности, с четко определенными целями и скрупулезно разработанными мерами по их достижению, с соответствующим организационно-управленческим, материальным, финансовым и техническим механизмом для реализации намеченного.
     Универсальной формулы или схемы организации  работы в сфере маркетинга не существует, как нет и единой схемы для  построения системы маркетинга. Обозначим  главные цели маркетинговой деятельности.
     Во-первых, это обеспечение оптимальной  пропорциональности между спросом  и предложением продукции определенного  вида и ассортимента благодаря гибкому  реагированию на его динамику и маневрированию имеющимися ресурсами.
     Во-вторых, это - формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми  элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
     В-третьих, воздействие на производственный процесс  с целью стимулирования, обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой  продукции.
     И в-четвертых - это активный поиск  новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон и ниш), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической  эффективности рыночных отношений.
     Цели  маркетинга определяют и его основные принципы,  в частности:
     - производство продукции основывается на детальном знании потребностей покупателей (клиентов), внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностей производителя;
     - максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей достигается обеспечением их всеми необходимыми средствами для решения конкретных проблем, что достигается изучением спроса и реализацией товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах,  в намеченные сроки;
     - обеспечение прибыльности производства и коммерческой деятельности благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей для подготовки и обеспечения производства перспективных для рынка товаров, услуг;
     - единство стратегии и тактики поведения рыночных экономических структур в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на их формирование и  стимулирование.
     Современному  маркетингу свойственно не просто влиять на запросы потребителей посредством  рекламных кампаний или иными  путями, но напрямую воздействовать на изменения их пожеланий, пристрастия  и предпочтения. При этом заметим, что ушли в прошлое времена  рынка производителей, когда именно они играли первую скрипку. Для современной  экономики свойственна ситуация рынка потребителей, когда не покупатели ищут товар, а производители товаров, услуг конкурируют за покупателей [6, c.127].
     Сформулируем  основные элементы организации маркетинговой  деятельности:
     - оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;
     - эффективная организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих товаров, услуг, удовлетворяющих большинство запросов потребителей;
     - координация и планирование производства и финансирования;
     - создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции;
     - последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта.
     Нетрудно  отсюда заметить, что маркетинг - это  наука, которая находится на стыке  между экономикой, социологией и  управлением. Основной ее целью является обеспечение оптимальной скорости продвижения изделий на всем пути от производителя к потребителю, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости  товаров, а также минимальные  затраты на хранение запасов, с одной  стороны, и способность полностью  и своевременно удовлетворять покупательский спрос - с другой.
     Жизнь показала, что переход к рыночной системе хозяйствования не может  быть успешным, если на вооружение не принять  весь инструментарий рынка с учетом, естественно, специфических особенностей России. И прежде всего это относится  к маркетингу, обеспечивающему комплексный  подход к решению хозяйственных  проблем, связанных с рыночной деятельностью, и охватывает все стадии движения товаров и услуг, начиная с  изучения потребностей и спроса, производства, доведения товаров до конечного  потребителя и завершая организацией послепродажного обслуживания.
     В современном мире рыночная конкуренция  становится все более жесткой, однако не на базе фактора цены, а в результате появления все более изощренных, тонких методов и форм соперничества  фирм на рынке. Выживание предприятия  обуславливается действием факторов более долгосрочного порядка, нежели только экономия на прямых или накладных  расходах.
     В условиях информационного взрыва предприятия  вынуждены уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение  своего финансового положения куда больше внимания, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Кроме того, опыт показал, что снизить уровень производственных расходов в компании ниже определенного предела практически невозможно [2, c.218].
     Таким образом, в нашу эру, когда новые конкретные нужды и, запросы потребителей быстро становятся достоянием большинства стран и чрезвычайно индивидуализированы, а сами рынки становятся очень, разнообразными по своей структуре, предприятие, если оно стремится к преуспеванию на рынке, просто вынуждено неукоснительно следовать правилу: делать ставку, прежде всего, на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя, естественно, между тем и другим существует взаимосвязь). Все рынки ныне разделены на множество сегментов. Специализация достигла такого уровня, когда остается очень мало пространства между смежными сегментами одного и того же рынка. 

     1.3. Основные виды маркетинговой деятельности 

     При всем многообразии мероприятий и  составных элементов маркетинга существуют несколько основных его  видов. Это прежде всего маркетинг, ориентированный на продукт, изделие  или услугу. Он нацеливает на совершенствование  производства, выпуск большого количества улучшенных и все более дешевых  товаров, чтобы наполнить рынок. Вместе с тем, практика свидетельствует, что в последнее время ключевое значение приобретает не просто разработка принципиально нового изделия, а  создание такого продукта или вида услуг, которое положило бы начало формированию новой сферы промышленной деятельности. Именно в этом случае предприятие  может рассчитывать на достижение приемлемого  уровня издержек производства и снижение степени риска при осуществлении  своих инвестиционных программ.
     Особую  роль в современном мире приобретает  маркетинг, ориентированный на потребителя. Это очень важно для нас, так  как он наиболее предпочтителен для  небольших компаний. При ориентации на данный метод маркетинга обычно прежде всего выясняют, что покупают потребители, их запросы и чаяния. Изучая пожелания потребителей, важно  точно определить, что потребитель хочет и что наверняка будет им куплено. Однако, те, кто ориентируется только на запросы потребителя, тоже рискует. Если, например, фирма нашла потребителей, но не имеет нужного ей продукта,  то результата еще нет.
     Поэтому для формирующегося рынка России наиболее приемлем сегодня так называемый маркетинг-микс, включающий в себя изучение и использование всех факторов, воздействующих на рынок, а также взаимодействия четырех "П" - "продакт", "прайс", "плейс", "промоушн" (товар, цена, его место на рынке, система мероприятий  по его продвижению). Данный подход означает обеспечение взаимосвязи  финансовых, сырьевых, кадровых и других возможностей предприятия с нуждами  потребителей. Маркетинг-микс гарантирует  комплексное воздействие всех внутренних и внешних факторов на рынок [12, c.156].
     Он  охватывает основные элементы маркетинга:
     - политика продукта: товар, который рассматривается как часть ассортимента. При этом товар, его характеристики оцениваются со всех сторон;
     - политика цен: изучение всех факторов и условий продаж, существующих по отношению к данному товару, фирме;
     - политика распределения: средства доставки товара на рынок, складирование, каналы распространения товаров;
     - политика коммуникативности: реклама, средства продвижения товара, мероприятия для создания благоприятного общественного мнения о фирме и др.
     Маркетинг-микс реализовать на практике конечно  сложнее. Но России, ее менеджерам, предпринимателям, банкирам предстоит осваивать самые  современные приемы и методы управления, чтобы быстрее ликвидировать  дистанцию между состоянием ее сегодняшней  экономики и уровнем хозяйства  промышленно-развитых стран.
     Если  основное - хорошо познать и понять клиента, его пожелания, его покупательную  способность, чтобы товар или  услуга по всем параметрам точно ему подходили, то следующей проблемой является определение наиболее удачного набора маркетинговых средств, гармонично увязанных друг с другом, чтобы с его помощью добиться максимального воздействия на рынок, на покупателя.
     Для решения такой задачи необходимо:
     - производство продукции, услуг, основанное на детальном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;
     - наиболее полное удовлетворение пожеланий покупателя, обеспечение его всем необходимым для решения его конкретных проблем;
     - эффективная реализация продукции и услуг на конкретных рынках, в запланированных фирмой объемах и в намеченные сроки;
     - обеспечение долговременного рыночного эффекта (достаточной прибыльности) всей производственно -коммерческой деятельности предприятия, что предполагает наличие постоянного задела научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны;
     - достижение единства стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном активном воздействии на формирование и стимулирование потребностей [15, c.79].
     Таким образом, подытоживая сказанное, можно  с достаточным основанием подходить  к маркетингу как к управленческой деятельности. Суть этой деятельности состоит в том, что она направлена на ориентацию производства на создание таких видов продукции, которые  отражают требования определенных рынков. Рыночный спрос изучается и кладется в основу деятельности фирмы с  расчетом, что созданный товар  будет реализован с помощью операций обмена и сможет обеспечить удовлетворение потребностей (производственных и личных). Отсюда и требования к научно-исследовательским  работам, конструкторским и проектным  разработкам, принятию инвестиционных решений и решений в области материально-технического снабжения (производственной кооперации). Отсюда и необходимость конкретно-определенного мышления (рыночного), позволяющего обеспечить соответствующий подход на всех стадиях создания и сбыта таких видов продукции, которые отвечают рыночному спросу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Маркетинг в различных сферах деятельности
 
     
      Маркетинг в отраслях промышленности
 
     Промышленный  маркетинг — это продажа товаров и услуг промышленным и институциональным клиентам. К ним относятся компании-производители, правительственные учреждения, коммунальные предприятия, образовательные и медицинские учреждения, оптовые и розничные продавцы, а также другие организации.
     По  сути, промышленный маркетинг поддерживает функционирование экономики, поставляя продукты и услуги, которые требуются заводам, офисам, правительственным учреждениям, больницам, университетам и другим поставщикам товаров и услуг. По приблизительным оценкам специалистов, масштаб финансовых операций в промышленном маркетинге, по меньшей мере, вдвое превышает денежный оборот в сфере потребительских покупок. Это объяснимо, если принять во внимание протяженность и сложность цепочки операций на промышленном рынке, предшествующих производству и продаже потребительского продукта (скажем, рубашки или банки консервированного супа). Начальным звеном цепочки является сырье, полученное с фермы, из леса, из шахты или океана. Цепочка почти всегда пересекает национальные границы в нескольких точках. Так как все производители зависят от других производителей товаров и услуг, эта цепочка является практически бесконечной [8, c.95].
     Промышленный  маркетинг отличается от потребительского главным образом спецификой и характером клиента, а не продукта. На промышленных рынках представлены организации, которые часто покупают те же продукты, что и отдельные люди и семьи, например бумажные изделия, автомобили, грузовики, инструменты и услуги транспортных организаций. Но промышленными клиентами являются производственные и обрабатывающие организации (к последним относятся компании, занимающиеся пищевой, химической и нефтяной переработкой), а также дистрибьюторы, которые покупают и перепродают продукцию другим промышленным и институциональным клиентам.
     Особый  вид производителя — это так  называемый ОЕМ-производетелъ (Original Equipment Manufacturer, OEM), или производитель комплектного оборудования, который выпускает оснащение, используя комплектующие детали других производителей.
     К институциональным клиентам относятся здравоохранительные, образовательные, а также государственные учреждения (например, тюрьмы). К правительственным клиентам относятся многие учреждения на муниципальном, региональном и национальном уровнях. Например, Федеральное правительство крупнейший потребитель товаров и услуг, особенно в области военного оборудования и исследований космоса.
     Сопоставление рынков промышленных и потребительских  товаров приводится в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные характеристики рынков
Фактор Рынок
Промышленных  товаров Потребительских товаров
1. Количество  покупателей Ограниченное Большое
2. Покупательские  мотивы Рациональные Рациональные  и эмоциональные
3. Информированность  о продукте Высокая Средняя или  низкая
4. Среднее  количество покупаемого товара Большое Маленькое
5. Тип  и способ взаимодействия при установлении цен Переговоры  о цене и выход на взаимоприемлемый уровень Определяется  продавцом
6. Средняя  стоимость покупки Высокая Низкая
7. Географическое  распределение спроса Сильно концентрированный Рассредоточенный
8. Происхождение  спроса Производный спрос Первичный спрос
9. Развитие  спроса во времени Зависит от общеэкономических  тенденций Развивается под  действием многообразных факторов
10. Изменение  цен Спрос не особенно чувствителен Гибкий спрос
11. Каналы  распределения Чаще прямые Чаще с использованием посредников
12. Особенности  производства Производится  после получения заказа Заблаговременное  производство
13. Отношения  между поставщиками и потребителями Тесные взаимоотношения Отсутствие  взаимоотношений
14. Взаимная  выгода Играет большую  роль Не играет роли
 
     Спрос на промышленные товары и услуги зависит  от спроса на потребительские товары и услуги. Сырье, детали и сборочные узлы становятся составляющей частью конечного продукта клиента, и потому спрос на них напрямую определяется спросом на продукт промышленного клиента. Не столь очевидно, но столь же справедливо, что спрос на капитальное оборудование, товары для техобслуживания и ремонта и на услуги различного рода также определяется спросом на продукцию клиентов промышленного продавца [11, c.256].
     Более реалистично сказать, что закупки  промышленных клиентов отражают ожидания последних относительно будущего спроса на их товары и услуги. Очевидно, что решение о закупке должно приниматься с учетом рыночных условий, в которых компании клиента предстоит действовать. Планируемая потребность клиента в продуктах, готовность дать обязательства потенциальным поставщикам и способность оплатить покупки — все это следствие оптимистического или пессимистического взгляда клиента на будущее.
     Поскольку спрос на промышленные продукты является «производным», промышленные маркетологи в некоторых случаях могут повысить спрос на свои продукты, стимулируя спрос на продукты своих клиентов. Для развития рынков действительно новых продуктов часто требуется более сложная форма стимулирования спроса среди конечных потребителей. К примеру, производитель эффективного бумажного защитного покрытия, используемого в упаковке продуктов, посчитал необходимым сотрудничать с производителями картона, дублирошциками картона, упаковочными фирмами, компаниями пищевой промышленности и розничными сетями, чтобы создать рынок для своего продукта.
     Поэтому справедливо, что для понимания  сущности и масштаба промышленных рынков требуется понимание как природы спроса, с которым сталкивается промышленный клиент и его заказчики в пределах маркетингового канала, так и природы реального потребительского спроса. Кроме того, полезно проанализировать конкуренцию в отрасли клиента и, возможно, конкуренцию среди его клиентов на рынках, которые он обслуживает. Существование «производного» спроса на промышленных рынках подчеркивает необходимость анализа рыночной активности на всех уровнях канала — от промышленного клиента до конечного потребителя.
     Товары  производственно - технического назначения классифицируются в зависимости от того, что получит потребитель от использования, покупки товаров, и в зависимости от различного сочетания промышленных товаров и услуг.
     При использовании товаров производственно-технического назначения потребитель может осуществлять капитальное строительство и производство других изделий. При этом товары могут изменять свою форму, состав и внешний вид. Для обеспечения непрерывного производственного процесса необходимо постоянно иметь производственные запасы в необходимых количествах, а также осуществлять производственные услуги, связанные с обеспечением технического обслуживания, контроля, экспертизы, консультирования  и др [1, c.223].
     При покупке товаров, с точки зрения потребителя, их можно разделить условно на исходные товары, основные  и сопутствующие.
     К исходным товарам относятся сырьевые товары преимущественно сельскохозяйственного  производства, природные богатства, производственные материалы, изделия и комплектующие материалы.
     К основным товарам относятся различные  сооружения, предприятия, капитальное основное и вспомогательное оборудование.
     К сопутствующим товарам относятся  различные материалы, необходимые для эксплуатации основного оборудования и машин, различные красители для ремонтных работ и услуги по ремонту, техническому обслуживанию, различные консультационные услуги.
     В зависимости от различного сочетания  промышленных товаров и услуг следует различать товар и сопутствующую ему соответствующую услугу. Например, сочетание основного оборудования и сопутствующую ему услугу по наладке и запуску. Или может быть слуга и сопутствующие ей материалы при осуществлении ремонтных работ с использованием запасных частей для их проведения.
     Промышленные  потребители в сравнении с  индивидуальными находятся в значительно более жесткой зависимости от макроэкономических, политических, социальных условий внешней среды. Они вынуждены приобретать товары таким образом, чтобы быть в состоянии соответствовать как сегодняшним, так и будущим, вероятным экономическим и рыночным условиям. Это не могут не учитывать в своих маркетинговых стратегиях и их поставщики.
     В отличие от производства потребительских  товаров, которое обычно ориентировано на совокупные прогнозы продаж по довольно значительным товарным и целевым группам, производство промышленных товаров в большей степени ориентируется на индивидуальные заказы предприятий-потребителей. Вместе с тем, в промышленном маркетинге весьма значимы и другие прогнозы — например, технического развития [9, c.109].
     Таким образом, комплекс промышленного маркетинга представляет совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности предприятия, манипулируя которыми оно старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков.  

     
      Маркетинг в социально-культурной сфере
 
     Непроизводственная  сфера - несколько условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих материальное производство. В советской экономической статистике к непроизводственной сфере относили сферу бытовых услуг, науку, культуру, образование, здравоохранение, управление. В настоящее время термин "непроизводственная сфера" изымается из научного употребления, заменяется понятием социально-культурная сфера.
     Бизнес  и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы  друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества.
     Маркетинг представляет собой явление, обладающее сложной и противоречивой внутренней структурой. С одной стороны, он направлен  на удовлетворение потребностей людей, на взаимную выгоду продавца и покупателя. С другой стороны, эти интересы не всегда соответствуют интересам  общества в целом.
     Под влиянием этого обстоятельства сформировалась концепция социально-этичного маркетинга, полагающая, что задачей организации  является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и  обеспечение желаемой удовлетворенности  более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами  с одновременным сохранением  или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
     Эта концепция порождена сомнениями относительно соответствия концепции  чистого маркетинга потребностям нашего времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным ростом населения, инфляцией. Актуальность этого подхода заключается в том, что он учитывает требования экологии, удовлетворенность потребителя и заинтересованность производителя.
     Появление концепции социально-этичного маркетинга обусловлено рядом причин: формирование и развитие организованного движения в защиту прав потребителей, получившего  название «консюмеризм» (от англ. consumer — потребитель).
     Значение  защиты прав потребителей возрастает в силу распространения так называемого  манипулятивного маркетинга, идеология  которого исходит из косвенного предположения  о том, что под достаточным  давлением спрос можно привести к требованиям предложения, а  не наоборот. Примерами, которые можно  охарактеризовать как «дикий» маркетинг, являются:
     - использование приемов, эксплуатирующих импульсивное поведение людей;
     - реклама, преувеличивающая свойства продукта, и ожидания, сопряженные с этими свойствами;
     - реклама, эксплуатирующая боль и обеспокоенность людей;
     - предоставление потребителям ложной или неточной информации в отношении цен;
     - сравнительная реклама;
     - незаконное использование чужого зарегистрированного знака и др.
     Движение  за охрану окружающей среды, основная цель которого — предельная направленность системы маркетинга на максимальный рост качества жизни, на сохранение высокого качества окружающей среды. Резкое обострение проблемы защиты окружающей среды заставило  подвергнуть сомнению безусловную  ориентацию классического маркетинга на индивидуальные потребности людей  и снижение фирмами собственных  издержек путем экономии, в частности, на средствах экологической безопасности.
     Таким образом, концепция социального  маркетинга требует сбалансированности трех основных факторов: прибыли фирм, покупательских потребностей и интересов  общества.
     Предприятие, решившее использовать концепцию социально-этичного маркетинга, должно четко сформулировать этические правила, которым оно  будет следовать в своих отношениях с рынком. Эти нормы особенно актуальны  в сфере маркетинга, так как  именно через маркетинг осуществляется взаимосвязь с потребителями, деловыми партнерами, организация продаж и  создание рекламы.
     В интересах фирмы сделать выбор  в пользу этичного поведения, не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может  повлечь серьезные потери (падение  продаж, утрата доверия и т. п.).
     Особое  значение концепция социально-этичного маркетинга приобретает в туристской сфере, так как среди других сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Туризм и окружающая среда тесно взаимосвязаны и  взаимозависимы. Рассматривая вопрос экологического значения туризма, необходимо, прежде всего, развести понятия экологичности  туризма и экологического туризма. Под экологичностью туризма следует  понимать весь спектр взаимодействия индустрии туризма и окружающей среды.
     Реализация  первого направления — охрана природы для туризма — основывается на том, что туризм не может существовать без естественной основы — природной  среды и, кроме того, предъявляет  особые требования к ее состоянию, наличию  специфических ресурсов. Туризм, как  ни одна другая отрасль, заинтересован  в сохранении природы, в регулировании  антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании экологически эффективных  технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности — туризма — жизненно важна и необходима забота о чистоте  природы, ее первозданной красоте.
     Второе  направление — охрана природы  с помощью туризма — исходит  из того факта, что туризм как вид  активной деятельности, осуществляемый в тесном контакте с природой, воспитывает  у человека любовь к природе, стимулирует  ее охрану. Туризм является мощным инструментом экологического образования и просвещения  населения, воспитания личности нового человека с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек—природа».
     Если  туризм планируется, развивается и  управляется надлежащим образом, он может оказать значительное позитивное экологическое воздействие.
     В этой связи туризм может:
    Способствовать обоснованию и финансированию охраны важных природных территорий и фауны, а также развитию национальных и региональных парков и заповедников, которые являются важными туристскими ресурсами. Это представляет собой особо значимую выгоду в странах, где средства для охраны окружающей среды ограничены.
    Помочь обосновать и финансировать сохранение природного наследия, археологических и исторических объектов в качестве достопримечательностей для туристов.
    Помочь улучшить качество окружающей среды, так как туристам нравится посещать привлекательные, незагрязненные места. Туризм стимулирует защиту окружающей среды, сдерживая воздушное, водное, шумовое и эстетическое загрязнение, способствуя снижению перегруженности и улучшению общего внешнего вида благодаря надлежащему проектированию ландшафтов и строительства. К тому же хорошо расположенные и спроектированные туристские объекты могут украшать как городские, так и сельские ландшафты. Улучшение качества окружающей среды также способствует совершенствованию инфраструктуры, особенно водоснабжения, канализации и удаления твердых отходов.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.