На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Аграрная политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Аграрная политика – как составная часть экономической  политики представляет собой упорядочивающую  деятельность государства и санкционированных  им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий  жизни сельского населения. 

Итак, каковы результаты аграрной политики государства за последние 17 лет? 

Аграрный сектор и агропродовольственная система  переживают один из труднейших периодов своего развития. Кризисные явления  затрагивают как экономическую, так и социальную и другие сферы этой системы. 

Ясно, что в настоящее  время масштабы развития аграрного  сектора явно не соответствуют потребностям страны. 

Так, анализируя результаты реформирования аграрного сектора  Республики Казахстан, начатого в 1990-е  годы, нетрудно заметить, что одним из наиболее негативных последствий реализации рыночной аграрной политики в 1991-2004 гг. явилось существенное сокращение производственного потенциала сельского хозяйства и, как итог, снижение качества жизни в сельской местности. Могли ли предполагать разработчики казахстанских законов, положивших начало реформам в сельском хозяйстве страны, того, что будет сегодня. Абсолютно уверен, что преследовались совершенно иные цели. 

Практика последних  лет, опыт Казахстана свидетельствуют о том, что отказ от коммунистических идеалов опять потребовал, как и при «утопическом социализме» от народа, особенно сельского населения, огромных жертв. Почему жертвы должны быть значительными, до сих пор не объяснил никто. 

Для обоснования  вышеизложенных выводов приведем некоторые показатели производственного потенциала сельского хозяйства на текущий момент в сравнении с дореформенным периодом. 

Так, доля сельского  хозяйства в ВВП уменьшилась  с 34% в 1990 году до 6,5% в 2005 году. 

За 17 лет (с 1990 года) площади сельскохозяйственных угодий сократились с 197,6 млн. гектаров в 1990 году до 78,3 млн. гектаров в 2005 году, в том числе пашни с 35,5 до 22,1 млн. гектаров. 

Выход земель из сельхозоборота, сопровождаемый упадком мелиоративных  систем, имеет в итоге ухудшение их качества и, следовательно, осложняет перспективы восстановления масштабов сельскохозяйственного производства. 

В результате добровольно-принудительных приватизационных мероприятий в  сельском хозяйстве и ограниченности ресурсов произошло резкое уменьшение поголовья скота. 

Так, на конец 2005 года поголовье крупного рогатого скота  составило 55,9% (5457,4 тыс. голов), свиней 39,7% (1281,9 тыс. голов), исходя от уровня 1990 года. 

В 1927 году поголовье  скота в Казахстане превышало 44 млн. голов, а в 1932-ом сократилось до 4,0 млн. голов. Причина – обобществление скота. Спустя семьдесят лет картина повторилась: из 35 млн. овец в 1990 году на конец 2005 года в республике насчитывалось только 14,3 млн. голов. Причины те же: искусственное разрушение хозяйственной инфраструктуры, лишение людей хозяйственных прав. Правда, теперь это произошло в результате не коллективизации, а приватизации. 
 
 

Пострадавшие отрасли 

Ситуация не замедлила  сказаться на смежных отраслях по переработке продукции овцеводства. Так, если прежде производилось по 120 тыс. тонн шерсти в год, то сейчас эта цифра едва достигает 28,5 тыс. тонн. 

В неудовлетворительном состоянии находятся сельскохозяйственное машиностроение и промышленность по производству минеральных удобрений, что отрицательно сказывается на материально-технической оснащенности сельских товаропроизводителей. 

Так, если производство тракторов для сельского хозяйства  в 1990 году составляло 41050 штук, то в 2005 году всего 26 штук, в связи с этим закономерным является сокращение парка тракторов за данный период на 170 тыс. штук. 

Степень износа сельскохозяйственной техники составляет 80% и в 2 раза превышает  нормативный срок эксплуатации. А  производство минеральных удобрений  сократилось примерно в 16 раз, поэтому  и внесено удобрений в 2005 году на один гектар посева всего 3,3 кг, тогда как в 1990 году этот показатель составлял более 19 кг, хотя статистические данные свидетельствуют о динамике роста урожайности основных сельскохозяйственных культур. 

Не лучшим образом  обстоит дело и с производством сельскохозяйственной продукции. Так, производство мяса (в убойном весе) в 2005 году составило 762,2 тыс. тонн, тогда как в 1990 году оно достигало 1559,6 тыс. тонн. И это не исключение, практически такое же катастрофическое положение по всем основным видам продуктов питания. 

В результате произошло  значительное изменение структуры  потребления в сторону увеличения в ней доли импортных продовольственных  товаров. По продовольственным товарам, реализуемым в розничной торговле, доля импорта 20%, а в крупных городах – 60%. Доля импорта колбасных изделий составила 25,9%, консервов мясных и мясорастительных – 52,1%, масла сливочного – 40,7%, сгущенного молока и сливок – 83,2%. 

Производство мяса на душу населения в 2005 году еще не достигло уровня 1990 года и составило только 51 кг, - сократилось, соответственно, на 7,1% и 314 кг; потребление мяса – на 82,5% и 40 кг; молока – на 8,9% и составило 189 кг. 

Удельный вес продовольственных  товаров и сырья в общем  объеме экспорта Казахстана в 2005 году составил 2%, а импорта – 8%. Среди многих параметров, характеризирующих состояние этой отрасли (урожайность, сбор сельхозкультур, обеспеченность удобрениями, техникой и т.д.), есть одна определяющая мера устойчивости аграрного сектора. Данный показатель – динамика поголовья скота. 

Это безошибочный индикатор  как потрясений в аграрном секторе, так и благополучного развития событий. Потери овец и коз за период с 1928 по 1941 год составили 11,0 млн. голов, а  вот на пути от социализма к капитализму  за период 1990 -1999 гг. Казахстан сбрасывает годовую численность овец и коз на 26 млн. голов, то есть дорога к капитализму обошлась стране в абсолютном выражении «дешевле». 
 
 

Сельчан все меньше 

В настоящее время  среднегодовая численность сельского  населения составляет 6 491,1 тыс. человек или 43% от общего числа населения республики. Из общего количества сельского населения 3930 тыс. человек являются трудоспособными, в том числе самостоятельно занятые - 1 731,3 тыс. человек, которые в нынешней ситуации имеют большие «перспективы» пополнить ряды безработных. 

Одной из наиболее значимых причин снижения качества жизни в  сельской местности является, безусловно, сокращение уровня заработной платы  в сельском хозяйстве. 

Так, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства по итогам деятельности за 2005 год составила 14 976 тенге, а в целом по экономике 34 060 тенге, то есть больше чем в два раза по сравнению с сельчанами. Аналогичный показатель в 1986 году по сельскому хозяйству составил 216 рублей, а средняя денежная заработная плата в целом по народному хозяйству была 236 рублей. 

Вместе с тем  удельный вес вкладов сельского  населения в сберегательных кассах в 1986 году составил 33% от общего объема вкладов населения республики, то есть число вкладов в сельской местности составляло 2321 тыс., а сегодня в сельской местности отсутствует даже специализированный сельскохозяйственный банк. 

Эти и другие экономические  деформации привели к сегодняшнему результату в аграрной сфере, то есть безудержному росту цен на сельскохозяйственные продукты, и как следствие, ухудшению качества жизни основной доли населения страны.. 

Любопытным фактом является то, что все чиновники  правительства, например, причину резкого  роста цен на хлеб единогласно  объясняют рыночными факторами (через спрос, цену, предложение и т.д.) или изменением мировой конъюнктуры под воздействием макроэкономических факторов. 

При этом чиновники  упускают основополагающие особенности  социально-ориентированной рыночной экономики, к чему стремится Республика Казахстан (ст.1.Конституции РК), базирующиеся на принципе свободы, рыночного хозяйствования в сочетании с социальным порядком и прогрессом. 

Главные причины  происходящего - отсутствие в стране рациональной аграрной политики и аграрной реформы как системного процесса, осуществляющегося сельхозпроизводителями и государством; неадекватность действий, предпринимаемых республиканскими и региональными аграрными властями, масштабу и характеру проблем АПК. Либерализация экономики и отход от протекционизма возможны только тогда, когда будет достигнут уровень экономической эффективности, сопоставимый с мировым, и когда будет решена проблема продовольственной безопасности. Ведь рынок – это эволюционно возникшая форма организации хозяйствования, и он представляет собой одно из важнейших достижений цивилизации. Но его формирование – многовековой процесс естественного отбора эффективных форм воздействия на людей в экономической сфере жизнедеятельности. 

Таким образом, отсутствие прочной теоретической базы аграрной политики переходного периода рано или поздно должно привести к системному кризису. Или объяснение, что хлеб подорожал ввиду роста мировых цен на зерно, также является малоубедительным, так как Республика Казахстан является экспортером зерна, а не импортером. 

Следовательно, рост цен на зерно может только стимулировать  экспорт, на что правительство обязано  противопоставить имеющиеся в наличии  фискальные инструменты. 

Активное участие  государства в воспроизводственном  процессе всего продовольственного комплекса характерно для любой страны с рыночной системой. 

Фермер, торговец, переработчик сельскохозяйственной продукции при  всей кажущейся независимости учитывают  курс государственной аграрной и  продовольственной политики. 

Причем, меры, принимаемые  государством по поддержанию равновесия между спросом и предложением, защите отечественного производителя и проведению структурных и социальных преобразований на селе, носят не только экономический, но и внеэкономический, административный характер. 

Ведущую роль во всей системе государственного регулирования экономики играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку разбалансировка ценового механизма приводит к кумулятивным, разрушительным последствиям. Взрывоопасность роста цен в сфере продовольствия настолько велика, что именно сюда государство в первую очередь направляет средства. Они необходимы, с одной стороны, для поддержания нормального воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, а с другой – для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей. 

Система государственного регулирования цен во всех странах  с развитой рыночной экономикой примерно одинакова: установление верхних и  нижних пределов колебания цен, индикативной и условной цены, которую государство  стремится поддерживать. 

Инструментом регулирования  здесь служат скупка и продажа  сельхозпродукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого  уровня цен. 
 
 

Нереализованные положения  законодательства 

В настоящее время  основным законодательным актом, содержащим наиболее существенные условия функционирования сельского хозяйства, является закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (от 8 июля 2005 года, № 66-111314). Однако основные положения данного закона по различным причинам оказались нереализованными. 

Хуже того, глава 2 закона, где предусмотрена «компетенция государственных органов и органов  местного самоуправления в области  государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и  сельских территорий», практически списано с разделов IV, V и VI Конституции Республики Казахстан. 

Удивительно, почему разработчики не обратили внимания на то, что в соответствии со ст. 49 Конституции  Республики Казахстан Парламент  РК является представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции, а не органом регулирования аграрного сектора.  

Следовательно, включение  в закон «О государственном регулировании  развития агропромышленного комплекса  и сельских территорий» Парламента РК, как государственного органа регулирования сельского хозяйства является некорректным. 

Наряду с этим, большинство статей закона не получили своего развития в нормативных актах  исполнительных органов власти. 

Данный закон не является законом прямого действия. Его статьи определяют направления государственной поддержки, но не содержат конкретных механизмов. 

В компетенцию Правительства  Республики Казахстан в соответствии с законом входит (ст. 5, глава 2), в  частности, разработка основных направлений  государственной политики в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, а в компетенцию уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса входит (ст.6, глава 2) реализация политики государства по вопросам агропромышленного комплекса. 

Необходимо сначала  определить государственную аграрную политику, а затем приступать к  ее реализации. 

Вот почему, хотя бы необходим новый базовый закон  «О развитии сельского хозяйства». И в этом законе следует определить государственную аграрную политику. 

Цель государственной  политики в данном законе желательно сформировать следующим образом: 

развитие конкурентоспособности и устойчивого сельскохозяйственного производства; 

формирование развитых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 

создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; 

рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, улучшение  качества жизни граждан, проживающих  в сельской местности; 

охрана окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. 

Таким образом, по моему  глубокому убеждению, проблемы, которые  существуют в аграрном секторе, включая  рост цен на продукты питания, прежде всего, связаны с отсутствием системного закона «О развитии сельского хозяйства» на определенный период: 5, 7, 10 лет. 

Причем этот закон  надо рассматривать не изолированно от сельского хозяйства как такового, а как систему экономики страны в целом, поскольку оно включает более чем 30 отраслей и связано с ними производственными и социально-экономическими отношениями. 

Мировая практика это  уже давно поняла, о чем свидетельствует  опыт Германии, Франции, США, России и  других развитых государств, где успешно  работают такие законы. 

И этот закон является, по сути, программой деятельности для  сельхозтоваропроизводителя любой  формы собственности и организации  на определенный период с учетом экономических, финансовых, организационных, социальных и кадровых возможностей, помноженных на государственные возможности, что, несомненно, должно, с одной стороны, компенсировать несовершенство рынка, с другой – несовершенство системы государственного регулирования и тем самым обеспечить эффективность всей системы управления аграрно-продовольственным комплексом страны. 

На законодательном  уровне необходимо закрепить приоритетное значение сельского хозяйства, установление цели, правовых основ и направлений  государственной аграрной политики, как составной части социально-экономической  политики государства. 

Даже в рамках действующего Закона РК «О государственном  регулировании развития агропромышленного  комплекса и сельских территорий»  вполне возможно было предотвратить  резкий рост снижения цен на сельхозпродукцию, в частности на хлеб. 

В соответствии с этим законом (ст. 9, глава 3) Правительство Республики Казахстан ежегодно обязано принимать решение о проведении закупочных или торговых интервенций на рынке зерна. 

Проведение закупочных или торговых интервенций способствовало бы созданию цивилизованного механизма торговли зерном. 

Безусловно, эти тонкие экономические инструменты требуют  высокой квалификации и профессионализма всех участников государства и субъектов  рынка. 

В настоящее время  в аграрном секторе происходит хаотическое  становление зернового рынка. 
 
 

Кому достанется земля? 

Другой спорный  вопрос - вопрос о собственности  на землю сельскохозяйственного  назначения. 

Давно известно, что  со времен римского права абсолютной частной собственности на землю  нет и быть не может. 

Земля – это и  объект приложения капитала, но это и среда обитания человека. Двойственную природу земли не удалось разорвать ни одному философу и реформатору. 

Земля должна принадлежать тому, кто на ней живет, кто ее эффективно хозяйствует, независимо от того, в какой форме собственности она находится. 

Эффективно работать можно и при государственной, и при кооперативной и частной  формах собственности. 

Все зависит от того, каков механизм реализации конечных результатов этих форм собственности, кому принадлежит конечный продукт, как он распределяется в обществе. 

Введение института  частной собственности на земли  сельскохозяйственного назначения, как и предполагалось многими  учеными, создало благоприятные  условия для появления «олигархов»  в сельской местности. 

Располагая финансовыми ресурсами, они практически в один момент стали хозяевами основной доли плодородных земель республики. А главное – тот, кому принадлежит по праву эта земля – крестьянин, ее купить не может. 

Почему органы власти не предприняли меры по созданию механизмов, чтобы земля досталась крестьянину с учетом вековых традиций людей, живущих на ней … 

Это право крестьян! 

Таким образом, частная  собственность на землю сельскохозяйственного  назначения стала мощным механизмом получения сверхприбылей олигархами за счет эксплуатации сельского населения. Они улучшали свое финансовое положение (а иногда просто росли как на дрожжах) не в результате удачно избранной политики земледелия, а исключительно в зависимости от степени «близости» к чиновникам разных уровней. 

Тем самым создавались условия, прямо провоцирующие процессы коррумпирования. Поскольку главным «врагом» цивилизованного рынка является монополия, то по утверждению правительственных чиновников в настоящее время именно монополисты являются основными «героями» повышения цен на сельхозпродукцию. 

Соглашаясь с этим утверждением, хочется спросить, а  с чьей помощью они становятся монополистами? 

На наш взгляд, исходя из своей истории и в  какой-то мере из опыта мировой практики, лучше всего, если за землю будет  в ответе одно лицо – государство, которое, исходя из государственных интересов, продает часть земли в собственность, но основную часть сдает в аренду, земли же сельскохозяйственного назначения – в долгосрочную аренду, и только тем людям, которые могут на ней эффективно работать. 

Одним словом, рынок  земли имеет право на свое существование, но это должен быть цивилизованный рынок при определенном консенсусе основных слоев общества. 

Для этого необходимо объявить мораторий Земельному кодексу  Республики Казахстан, и государство должно разобраться с фактическим положением дел по приватизации земель сельхозназначения, аналогично проводимым сегодня проверкам законности строительства в Алматы и Алматинской области. 

Следующий вопрос –  оборот земли. Земельный кодекс уходит совсем от ответа на этот вопрос, следовательно, и нет механизма включения земли в рыночный оборот. 

Нужны Законы «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения» и об ипотеке, также  десятки подзаконных актов и  инструкций, которых пока нет. 

Что же касается Закона об ипотеке сельскохозяйственных земель, то: 

во-первых, Закон  об ипотеке земли никто не смешивает  с ипотекой недвижимости. Это совершенно разные понятия и принципы обращения; 

во-вторых, в разных странах он решается по-разному, оборот в форме аренды, оборот результатов труда в форме произведенного урожая, оборот земли от неработающего к работающему. 

Отечественный опыт показывает, что введение названных  законов должно быть подкреплено  принятием других нормативных документов, которые будут содействовать решению таких насущных проблем, как: 

создание для земельного рынка соответствующей рыночной инфраструктуры, прежде всего специализированного  Земельного банка; 

подготовка нормативно-правовых документов для введения в профессиональную практику элементарной базы земельного рынка – залога, обмена, дарения, продажи дифференцированной по назначению использования земли, а также подготовка судебной системы к возможным правовым коллизиям в этой сфере; 

максимально возможное  устранение диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; 

устранение «болевых точек» в социальных проблемах села; 

создание техники  и технологий, обеспечивающих цивилизованное хозяйствование на земле и др. 

Одним из наиболее дискуссионных  и часто поднимаемых в экономической литературе стал вопрос о необходимости и степени вмешательства государства в производственную сферу аграрного сектора. Большую помощь в решении данного вопроса может оказать изучение опыта стран с высокоразвитым сельским хозяйством. 

Рассчитывать на самоорганизацию сельхозпроизводителей и самостоятельную мобилизацию ими ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению продовольственной безопасности страны, в современных условиях не приходится. Реальное экономическое положение сельских товаропроизводителей не позволяло и не позволяет считать их кредитоспособными. Степень риска долгосрочных и краткосрочных вложений остается очень высокой. Напротив, способность государственных структур пойти на риск и дать потенциальным инвесторам необходимые гарантии очень низка. Все это делает агропромышленное производство сферой, закрытой для внешних инвестиций, для коммерческих капиталовложений, отечественных банков и других финансовых структур. 

Таким образом, главным  источником ресурсов и, что не менее  важно, организующим началом для проведения работ по указанным направлениям, по нашему мнению, может быть только государство, через развернутую и комплексную систему протекционистской поддержки аграрного сектора. Между тем мы считаем, что современная финансовая политика была и остается политикой «латания дыр» быстро деградирующей сельской экономики. Недостаточность средств, направляемых на поддержание аграрного сектора, позволяет осуществлять лишь те меры, которые совершенно необходимы для проведения сезонных работ и удержания на плаву наиболее кризисных отраслей аграрного сектора. 
 
 

Выход есть… 

По нашему мнению, выход заключается в создании широкой сети институтов финансово-кредитной  поддержки сельского хозяйства. К ним, в частности, относятся: 

1) Система страхования агропродовольственного комплекса. 

Ее формирование в соответствии с принципами рыночной экономики потребует значительных финансовых затрат и комплекса организационно-правовых решений. Однако по мере становления  она будет иметь все более  существенное значение для инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и доступности крестьянских хозяйств к кредитным ресурсам; 

2) Концепция земельного  банка. 

Создание сельской финансовой кредитной инфраструктуры, в частности банковской структуры (Земельный банк), которая решала бы проблемы кредитования агропромышленного сектора и притока банковского капитала для села. Наряду с этим, эффективным инструментом стало бы введение земли в рыночный оборот; 

3) Кредитная кооперация  на селе. 

Объединение сельхозтоваропроизводителей на некоммерческой основе в целях решения насущных проблем, в том числе получения доступа к кредитным ресурсам, обеспечения коллективного управления активами, то есть дать возможность сельскому населению объединиться по материальным и финансовым интересам. А также оказание кредитно-финансовых услуг своим членам в развитии их хозяйственной деятельности и повышении материального благосостояния. 

4) Кредитное бюро (или институт кредитных историй). 

Кредитование реального  сектора всегда сопряжено с повышенным риском. Одной из проблем является отсутствие полноценной объективной информации о клиенте и его кредитной истории. В целях расширения объемов кредитования реального сектора нужно решить вопрос асимметричности информации о клиенте, то есть назрела необходимость создания кредитного бюро для сбора и мониторинга информации о финансово-хозяйственно деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан. 

Следовательно, в  РК необходимо безотлагательно разработать концепцию финансово-кредитной политики государства в аграрном секторе, призванную стимулировать повышение эффективности сельскохозяйственного производства и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, и создать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Создание вышеназванных институтов потребует финансовых вливаний в размере 3 млрд. тенге бюджетных средств. Мы считаем такие расходы вполне оправданными, поскольку в сельской местности в настоящее время проживает 43% населения республики, при этом относительно недавно правительство изыскало возможность выделения $4 млрд. для поддержания ликвидности частных финансовых институтов. 

Сохранение духовной самобытности деревни на длительное время – чрезвычайно важная задача, и здесь необходимо отметить высокую эффективность бюджетных средств, вкладываемых в деревню: государство через налоги семикратно окупает эти ассигнования, то есть получает возвратный эффект.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.