На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Схема основных видов реактивности. Примеры биологической реактивности. Особенности индивидуальной реактивности. Возрастные изменения реактивности. Сущность патологической, болезненно измененной реактивности. Характеристика механизмов реактивности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Медицина. Добавлен: 30.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
на тему: «Реактивность организма: виды и возрастные изменения»
Виды реактивности. Предложено много схем и классификаций явлений Р. (Брей, 1937; Рессле, 1933; Урбах, 1934; А.И. Абрикосов, 1933; Ш.Д. Мошковский, 1947; и др.). Однако все они страдают громоздкостью и содержат большое число сложных терминов. Ниже приводится упрощенная схема основных видов реактивности.
Согласно схеме основой реактивности здорового и больного организма человека является биологическая, или видовая, реактивность. Биологической (физиологической) реактивностью называют изменения жизнедеятельности защитно-приспособительного характера, которые возникают под влиянием обычных (адекватных) для каждого вида животного воздействий (раздражений) окружающей среды. Эту реактивность иногда называют первичной. Она направлена на сохранение как вида в целом, так и каждой особи в частности. Биологическая реактивность тесно связана с видом животного. Ее основу составляет видовая реактивность, выражающая наследственность и ее изменчивость в пределах каждого данного вида. На основе видовой реактивности формируется реактивность каждого индивида. Индивидуальная реактивность зависит от наследственности, возраста, пола данного животного, его питания, а также температуры, содержания кислорода, воды и других факторов среды, в которой обитает организм.
Видовая реактивность. Примерами биологической реактивности могут служить:
1) направленное движение (таксис) простейших и сложнорефлекторные изменения жизнедеятельности (инстинкты) беспозвоночных животных - насекомых, паукообразных и др.;
2) сезонные миграции рыб и птиц, связанные с размножением и сезонными изменениями окружающей среды;
3) сезонные изменения жизнедеятельности животных: анабиоз, зимняя и летняя спячка и др. Изучение этих явлений показывает, что они сопровождаются существенными изменениями обмена веществ, сопротивляемости вредностям, а у высших животных и резкими изменениями деятельности нервной системы, эндокринных желез и других органов и систем. В результате существенно меняется отношение животных в различные периоды жизни к воздействиям внешней среды. Так, возбудимость нервов лягушки летом выше, чем зимой. Весной, когда усиленно работают половые железы, раздражение блуждающего нерва вызывает извращенный эффект (симпатический) на сердце и т.п.
Большое значение имеют особенности реактивности каждого отдельного индивида или группы индивидов в пределах вида. Различают физиологическую и патологическую индивидуальную реактивность людей и животных. Физиологическая индивидуальная реактивность зависит от наследственных, конституциональных свойств, пола и возраста животного и воздействий на него средовых факторов. Патологическая реактивность может проявляться в виде специфических и неспецифических форм реагирования. Иммунологическая реактивность индивида (иммунитет и аллергия) определяется его физиологической, а в случае заболевания - патологической реактивности.
Внутри видовой реактивности могут встречаться более мелкие подразделения: типы пли группы реактивности. К таковым относятся различные типы высшей нервной деятельности, изученные у собак И.П. Павловым, деление людей по группам крови (т.е. по иммунологическим отношениям их эритроцитов и соответствующих им агглютининов). Групповые особенности реактивности характерны также для различных конституциональных типов людей. Однако характеристика групповых, типовых реактивностей людей разработана еще недостаточно и не может быть представлена в законченном виде.
Индивидуальная реактивность. Воздействие любой вредности одной и той же силы на группу людей или животных никогда не вызывает у всех особей данной группы совершенно одинаковые изменения жизнедеятельности. Для одних оно может оказаться смертельным, на других не окажет вредного действия. Напр., диатермические токи (напряжение 1000-2000 в, число периодов 3000 в 1сек.) у большинства людей вызывают только глубокие прогревания тканей и оказывают лечебные действия.
У людей с увеличенной зобной железой и повышенной реактивности нервной системы (так наз. тимико-лимфатическое состояние) эти токи могут вызывать рефлекторное замедление и даже остановку сердечной деятельности. Электромонтеры, как правило, легко переносят удар электрического тока от городской сети (110-220 в), у людей других профессий ток такого напряжения вызывает боль и явление электротравмы. При испытании токсичности бактериальных препаратов всегда встречаются с различным действием их на организм животных. От одной и той же дозы бактериального токсина или вакцины одни животные (напр., мыши одного веса и возраста) гибнут, другие выживают.
Значение индивидуальной реактивности особенно наглядно проявляется при изучении иммунитета коллективов, форм инфекций, определении эффективности иммунизации и вакцин. Так, например, при иммунизации детей дифтерийным анатоксином (П.Ф. Здродовский) активная выработка антител была обнаружена только у 20,3% иммунизируемых детей; у 52% детей наблюдалась уменьшенная выработка антител, а у 27,7% - слабая. Так как условия иммунизации, возраст детей и антиген везде были одинаковыми, то наблюдаемые различия объясняются исключительно особенностями индивидуальной реактивности детей. Изучение эпидемий показывает, что часть людей переносит одну и ту же инфекцию (например, грипп) тяжело, другая часть - легко, третья - вовсе не болеет, хотя возбудитель присутствует в организме (скрытые, лятентные инфекции, вирусоносительство). Эти различия также зависят от индивидуальной реактивности. При производстве массовых прививок (например, против брюшного тифа и паратифов) у части прививаемых (до 5%) обычно наблюдаются резкая температурная реакция и сильное воспаление в месте прививок. Эти различия в реактивности к одной и той же вакцине объясняются также индивидуальными различиями организмов прививаемых людей. Если сильные реакции наблюдаются чаще чем в 5% случаев, то такие вакцины называются «реактивными», т.к. они вызывают нежелательные осложнения у людей с уменьшенной реактивностью и считаются непригодными к употреблению.
Индивидуальная реактивность зависит от возраста, пола, конституции человека. Важнейшими факторами индивидуальной реактивности являются типы высшей нервной деятельности, функциональные особенности вегетативной нервной системы, эндокринных желез и других органов и тканей.
Возрастные изменения реактивности. Реактивность организма ребенка существенно отличается от таковой взрослого человека. В общей форме можно считать правильным положение (Н.Н. Сиротинин, М.С. Маслов, Д.Д. Лебедев и др.), что, начиная с периода внутриутробного развития плода и в течение всей постнатальной жизни ребенка, его реактивность постепенно усложняется, становится более совершенной и многообразной. Это связано с развитием у ребенка прежде всего нервной системы, а также с постепенным становлением коррелятивных отношений между железами внутренней секреции (напр., гипофиз и надпочечники, гипофиз и половые железы и др.), которые характерны для взрослого. Развитие механизмов реактивности у ребенка теснейшим образом связано также с формированием процессов обмена веществ, присущих взрослому организму. Общее направление развития реактивности организма ребенка характеризуется также совершенствованием его защитных приспособлений против инфекций, интоксикаций и других вредных воздействий.
Реактивность плода с его недоразвитой нервной, эндокринной и эффекторными (барьерные, лимфатическая, гистиоцитарная) системами менее совершенна, чем реактивность организма новорожденного. В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена общих, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода, новорожденного и ребенка младшего возраста, на реакции локальные, ограниченные отдельными специальными видами приспособления, что присуще взрослому человеку. Эта закономерность изменения реактивности с возрастом легко обнаруживается при сравнении особенностей высшей нервной деятельности у детей различных возрастов, а также при изучении функций вегетативного и других отделов нервной системы. Установлено, что развитие рефлекторной деятельности нервной системы у эмбрионов проходит стадии так наз. генерализации. В этот период эмбрионального развития раздражение какой-либо одной части тела (напр., покалывание кожи) вызывает общую разлитую тоническую реакцию многих мышечных групп. Дальнейшее развитие и совершенствование нервной системы сопровождается появлением более локализованных, ограниченных рефлексов, возникающих в рамках той или иной определенной рефлекторной дуги. Так формируются чесательный, отряхивательный и многие другие рефлексы. Проявление обобщенных рефлекторных реакций в нервной системе в известной мере сохраняется еще у животных и у детей в периоде новорожденности. Так, известно, напр., что хватательный рефлекс у ребенка часто реализуется при участии обеих рук и даже ног. Склонность к обобщенным рефлекторным реакциям нервной системы в какой-то мере сохраняется и даже усиливается у новорожденных и грудных детей при нарушениях нервной деятельности под влиянием различных инфекций и интоксикаций. Ярким выражением такого обобщенного ответа нервной системы у маленьких детей является склонность их к судорожным реакциям при различных заболеваниях (кишечные инфекции, пневмо- и менингококковые инфекции, дифтерия, грипп и др.). Новорожденные мышата, крысята или щенята не заболевают типичной формой столбняка при отравлении их столбнячным токсином: у них отсутствуют явления местного столбняка и характерной для столбняка разгибатель ной контрактуры. Это объясняется недостаточным развитием у новорожденных центральной нервной системы, в которой процессы возбуждения диффузно распространяются на все отделы мозга (отсутствие местного столбняка) и тонус сгибателей значительно преобладает над тонусом разгибателей.
В позднем эмбриональном периоде и в периоде новорожденности в организме преобладает влияние симпатической нервной системы. Тоническое возбуждение центров вагусной иннервации сердца у щенят обнаруживается к моменту прозревания, т.е. в 10-12-дневном возрасте. У ребенка влияние тонического возбуждения центра блуждающего нерва на сердце обнаруживается к концу первого года жизни. Имеются данные о более позднем развитии вагусной иннервации по сравнению с симпатической также для кишечника и других органов. Преобладание тонуса симпатической нервной системы в эмбриональном периоде и в периоде новорожденности также обусловливает преобладание более обобщенных реакций по сравнению с более поздними возрастами, когда органы получают парасимпатическую иннервацию, способствующую осуществлению местных, органных и системных реакций. Течение инфекций у новорожденных и грудных детей протекает с явлениями общей интоксикации организма,бактериемией и септицемией, часто при отсутствии характерных для данных инфекций поражений в органах, что наблюдается у взрослых.
Так, например, коклюш у детей грудного возраста протекает в 80% случаев без типичных для коклюша приступов кашля. Вместо этого у них могут возникнуть вслед за короткими кашлевыми толчками эпилептиформные судороги, как правило, отсутствующие у детей старших возрастов. Эти явления свидетель и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.