На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внимание, мышление, память

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:
Введение 2
    Внимание и его особенности 4
      Основные свойства внимания 5
      Формы внимания 6
      Виды внимания 7
      Теории внимания 8
    Память и ее виды 10
      Виды памяти 11
      Закономерности памяти 15
    Мышление как процесс 18
      Типы мышления 25
      Основные виды мышления 25
      Теории мышления 27
Заключение 30
Список литературы 31 
 
 
 

 


Введение
     Проявление  любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком  процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности. Особенно важное значение приобретает познавательная деятельность.
     Познавательная  деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов.
     В познавательной деятельности человек  изучает не только окружающий его  мир, но и самого себя, процесс, протекающий  в его психике. Особенно актуальна  тема мыслительной деятельности, которая  отвечает за умственное развитие человека. Поток информации постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать  такую методику, необходимо изучить  мыслительный процесс так, чтобы  знать его слабые и сильные  стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека.
     Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов.
     В свою очередь, память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение. 

     Цель: изучить особенности процессов познавательной деятельности таких, как внимание, память и мышление. 

     Задачи:
    Изучение литературы по данной теме;
    Определение свойств,  форм и видов внимания;
    Выявление закономерностей памяти;
    Изучение типов и видов мышления.
 
 


    Внимание  и его особенности
     Ни  один психический процесс не может  протекать целенаправленно и  продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый  своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем  не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек  подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
     Внимание - когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.
     Внимание отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.
     Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
     Формально внимание можно определить как процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, упоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущении, образов, мыслей, переживаний и т.п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма.
     Внимание - это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.
     Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью и  объемом.
      5 основных свойств внимания:
     Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на более или менее постоянном уровне. Строго говоря, абсолютно устойчивого внимания не существует и быть не может. И каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Тем не менее, мы называем внимание устойчивым, если случайные его колебания существенно не влияют на работоспособность и успешность деятельности человека.
     Устойчивость (и, соответственно, незначительные колебания  внимания) может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени (возбужденность, спокойствие, заторможенность и т.п.); вторые соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для человека); третьи - с внешними обстоятельствами, в которых выполняется деятельность (наличие внешних факторов, отвлекающих внимание человека)
     Концентрация внимания (другое ее название - сосредоточенность внимания; противоположное качество называется рассеянностью) проявляется в способности внимания собраться, ограничится, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования (невосприятия) всего того, что происходит вокруг, до параллельного, вместе с концентрацией внимания на чем-либо конкретном, наблюдения за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).
     Распределение внимания проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, то это не всегда означает, что они выполняются одновременно в буквальном смысле этого слова.
     Такое в практике бывает редко, и ошибочное  впечатление одновременности выполнения разных видов деятельности создается  за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая при этом сохранять  в памяти следы от прерванной деятельности и возвращаться к ее продолжению  до того, как наступит ее забывание.
     Распределение внимания зависит от психологического и физического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения внимания обычно сужается.
     Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного предмета на другой, переключение с одного вида деятельности на другой.
     Данная  характеристика внимания проявляется  в скорости, с которой человек  может переводить свое внимание с  одного объекта на другой, причем такой  перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
     Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать  о его неустойчивости, но такую  неустойчивость не всегда следует рассматривать  как нарушение внимания: она нередко  способствует отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности  нервной системы.
     Объем внимания - это его количественно-качественная характеристика, определяемая количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в сфере своего внимания. Численная характеристика среднего объема внимания взрослых людей - от 5 до 7 предметов.
      Формы внимания
   Так как  внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
    внешнее внимание - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
    внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
    сверхинтеллектуальное внимание.;
    потустороннее (чувственное) внимание;
    моторное (двигательное) внимание.
 
      Виды  внимания
     Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и  опосредствованное внимание. Иногда отдельно выделяют и рассматривают  так называемое послепроизвольное внимание.
     Непроизвольным называют внимание, которое не предполагает участие воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание может возникать, изменяться и исчезать само по себе, помимо желания и сознания человека. Человек не в состоянии управлять соответствующими процессами, поскольку они связаны с действием ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельностью, протекающей (в ее элементарных формах) на подсознательном уровне. Например, мы всегда невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, экзотические и острые запахи, внезапные прикосновения к поверхности тела и т.п. Все это примеры непроизвольного внимания.
     Произвольным именуют такое внимание, которое связано с участием воли в процессах памяти. В данном случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени, сам переключает свое внимание на новый объект и т.д. Все эти процессы происходят сознательно и находятся под волевым контролем со стороны человека. Например, в какой-то момент времени у него может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения, в данном случае, будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью, которая на произвольной основе будет регулироваться с участием внимания человека. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет в нем найдена.
     Непосредственным называют такое внимание, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, па который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом — тем, на который направлено внимание человека, - и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых его внимание регулируется. К примеру, если мы случайно взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, то это и будет непосредственным вниманием.
     Опосредствованным именуют такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно непосредственно направляется, а чем-либо другим. Например, мы может попросить человека обратить на что-либо внимание; оставить на видном месте какой-либо предмет с сознательным расчетом на то, чтобы увидевший его человек обратил внимание не только па данный предмет, но и на что-либо другое, связанное с данным предметом. Мы можем нарисовать где-либо символ внимания стрелку, направив ее в сторону объекта, на который желательно обратить внимание, и т.д. (в этих случаях в качестве средств, привлекающих внимание человека, будут выступать слово, предмет или знак).
     Понятие о послепроизвольном внимании ввел в научным оборот Н.Ф. Добрынин. Послепроизвольным он назвал такое внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем-либо. Если, к примеру, человек чем либо начал заниматься и продолжает это делать в течении достаточно длительного времени, то со временем ему уже не нужно будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание па соответствующем объекте. Внимание его в конечном счете может стать послепроизвольным и соответственно будет напоминать уже непроизвольное и непосредственное внимание.
      Теории внимания
     В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания. Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.
     Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция - есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.
     Второй  подход выдвигали ученые И. Герберт  и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.
     Третий  подход заключается в том, что  внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.
     Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что  установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».
     Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс - поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
     Шестой  подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.
 


    Память  и ее виды
   Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
   Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и  является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
   Память  - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.
   Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
   Данные  процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:
- эти процессы играют в жизни человека различную роль;
- они в своем функционировании и развитии подчиняются разным законам;
- у одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;
- на анатомо-физиологическом  уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.
     В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось. 

      Виды  памяти
      Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации  органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.
      Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
      Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
      Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
      Долговременная  – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
      Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
      Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
      Слуховая  память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
      Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
      Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
      Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
      По  характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
      Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
      Рассмотрим  теперь некоторые особенности и  взаимосвязь двух основных видов  памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
      Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
      Переход информации из кратковременной памяти в долговременную  связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.