На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы теоретического познания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
        Государственное образовательное учреждение высшего 
        профессионального образования
      Воронежский государственный технический университет
Кафедра философии
 
 
РЕФЕРАТ
по курсу: История и философия науки 

ПО ТЕМЕ: «Методы теоретического познания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: аспирант кафедры АВС
              Белянин Алексей Михайлович
              Специальность 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»
              Научный руководитель: д.т.н., проф.
              Подвальный  Семен Леонидович 
               
               
               
               
               
               

Воронеж 2011
 

Замечание руководителя 
Содержание
 
 

 

Введение 
 

      Научное знание и сам процесс его получения  характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.
      Оснований для выделения эмпирического  и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков [1].
      По  гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом — основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
    Различие  между эмпирическим и теоретическим  этапами познания проявляется также  в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности.
    Следует, однако, иметь в виду, что при  всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.
    В рамках данной работы будут рассмотрены  основные методы теоретического уровня научного познания, а также применение этих метод в области вычислительной техники.
 

      
1 Научное познание и его структура 

      Человечество  всегда стремилось к приобретению новых  знаний. В наше время развитие цивилизации  требует компетентности и доброй воли людей.
      Развитие  человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология  – это раздел философии, в котором  изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании») [2].
      Познание  и знание различаются как процесс  и результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
      Термин  же «знание» употребляют в трех смыслах:
    способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
    любая познавательно значимая информация;
    особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения гносеологии.
      Процесс познания весьма многогранен, как многогранна  и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научное познание. Обыденные знания не являются результатом профессиональной деятельности и присущи в той или иной  мере любому индивиду. Научные знания являются результатом специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.
      Научное познание как профессиональный вид  общественной деятельности осуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом. Структура научного познания включает в себя:
      объект познания,
      субъект познания,
      знание как результат и метод исследования.
      Суть  знания раскрыта выше.
      Субъект познания – это тот, кто его  реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь, исторически развивается  и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).
      Объект  познания -  это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Т.е объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т.д.   Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть  как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности человека: художественные особенности  литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.
      Объект  познания всегда объективен в отличие  от собственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», под которым подразумевают определенный срез или аспект объекта познания. 

 

2 Понятие метода 

      Метод (греч. Metohodos – буквально «путь к чему-либо») -    в самом общем значении  -  способ движения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод -  это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.
      Методология науки исследует структуру  и  развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации  знания в практике. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении  изучаемого предмета. Сознательное применение  научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.
        В современной науке вполне  успешно работает многоуровневая  концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:
      1. Философские методы. Сюда относятся  диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
      2. Общенаучные (общелогические)  подходы  и методы исследования.
      3. Частно-научные методы.
      4. Дисциплинарные методы.
      5. Методы междисциплинарного исследования.
      Диалектика  – метод исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3 Общелогические приемы познания 

      В науке широко используются так называемые общенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:
      1. Анализ и синтез. Анализ – это  реальное или мысленное разделение  объекта на составные части.  Синтез – объединение составных частей в единое целое.
      2. Абстрагирование -  процесс отвлечения  от ряда свойств и тоношений изучаемого явления с одноименным выделением интересующих исследователя свойств.
      3. Идеализация – мыслительная процедура,  связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ»,  «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
      4. Индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов)  к общему (их обобщениям и выводам). Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
      5. Аналогия (соответствие, сходство) –  установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -     умозаключение по аналогии. Общая схема метода аналогии такова: объект «В» обладает признаками a,b,c,d; объект «С» обладает признаками b,c,d; следовательно, объект «С», возможно, обладает признакам а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
          6. Моделирование – метод исследования  определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте – одели,  которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом исследования должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой знакового моделирования является  математическое (компьютерное) моделирование.
           Некоторые авторы к общелогическим  методам исследования относят еще классификацию и системный подход. 

 

4 методы научного познания 

      В недалеком прошлом считалось, что  познание имеет две ступени:
    чувственное отражение действительности,
    рациональное (разумное) отражение действительности.
      Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.
      Эмпирическое  познание, или чувственное, или живое  созерцание – это сам процесс  познания, включающий в себя три  взаимосвязанные формы:
    ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств   предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
    восприятие -  целостный  образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
    представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего  на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
      Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно   нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
      Ощущения  по органу чувств, через который  они получены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.
      Как видим, познавательные способности  человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.
      Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их  выражение в системе абстракции.
      Различают два уровня мышления
      1. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно  и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
      2. Разум (диалектическое мышление) -  высший уровень теоретического  познания, творческое оперирование абстракциями  и сознательное исследование их собственной природы.
      Рассудок  – это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их  законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная  как учение о формировании и  развитии  знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь  рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.  Разум и рассудок имеют  место и при живом созерцании,  и при абстрактном мышлении, т.е  на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
      Но  процесс мышления не всегда  осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании  занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает  технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики  деятельности субъекта. Интуиция -  это непосредственное знание, которое не опирается на логическое  доказательство.
      Познание  связано с практикой -  материальным освоением общественным  человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. В практике люди преобразуют и создают  материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы:  производство предметов потребления и производство орудий труда.
      Практика  и познание, практика и теория взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится  противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет  к развитию и теории, и практики.
        Научными методами эмпирического  исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
      Наблюдение  – целенаправленное восприятие явлений  объективной действительности.
      Описание -  фиксация средствами естественного  или искусственного языка сведений об объекте.
      Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
      Эксперимент -  наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления при повторении условий.
      Существует  несколько   видов эксперимента:
    лабораторный,  
    естественный, 
    исследовательский, 
    проверочный, 
    воспроизводящий,
    изолирующий,  
    количественный,
    физический,
    химический 
    и т.д.
      Эксперимент, будучи во многих науках основным методом  эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию. Но при всей неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение этих категории, безусловно, знаменовало собой прогресс в развитии методологии науки, поскольку способствовало конкретизации наших представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В частности, использование этих категорий позволило уточнить структуру научного познания в целом, способствовало формированию более конструктивного подхода к решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к более полному выявлению специфики теоретического мышления в научном исследовании, позволило уточнить логическую структуру выполнения наукой основных познавательных функций, а также содействовало решению многих фундаментальных проблем логики и методологии научного познания.
      В литературе по методологии научного познания за последние 15—20 лет также  возник целый комплекс понятий, в  которых нашли отражение различные элементы метатеоретического или экстратеорстического уровня научного познания. Одним из первых попытку введения подобного рода понятия предпринял А. А. Ляпунов в одной из своих статей, посвященных выявлению особенностей строения научного знания. В частности, он предложил выделить в составе научно-теоретического знания такой элемент, как «интертеория». К интертеорстическому знанию он относит «тот общий комплекс сведений, которые необходимо принимать во внимание при рассмотрении данной теории». Однако более широкое хождение в нашей литературе для обозначения метатеоретического фона научно-исследовательской деятельности получило понятие «стиль мышления». Первоначально понятие стиля мышления употреблялось в узком смысле этого слова и связывалось с фиксацией лишь отдельных сторон теоретической деятельности на разных исторических этапах развития науки. Так, Ю. Сачков, одним из первых в русской литературе попытавшийся уточнить смысл этого понятия, связывает стиль мышления с определенными представлениями о структуре отношений детерминации и соответственно выделяет в истории науки три стиля мышления: однозначно-детерминистский, вероятностно-статистический и кибернетический. М. Борн связывает понятие стиля мышления с определенной системой взглядов на структуру субъект-объектных отношений в науке. Однако со временем смысл понятия стиля мышления расширяется настолько, что оно становится по своему объему и содержанию сопоставимым с куновским понятием парадигмы, и в нем пытаются охватить всю совокупность метатеоретических предпосылок научно-исследовательской деятельности. Именно так, например, определяет понятие стиля мышления С. Б. Крымский. Под стилем мышления он понимает определенный исторически возникший тип объяснения действительности, «который, будучи общим для данной эпохи, устойчиво выявляется в развитии основных научных направлений и обусловливает некоторые стандартные представления в метаязыковых контекстах всех фундаментальных теорий своего времени». Еще более широкое понимание стиля мышления содержится в работе Л. А. Микешиной «Детерминация естественнонаучного познания».
      Признание существования в составе научного знания метатеоретического уровня сразу же поднимает целый комплекс проблем, касающихся гносеологической природы этого знания, его структуры, особенностей и тех функций, которые оно выполняет в ходе теоретического освоения действительности, и ряд других проблем.
      Если  ограничивать теоретическое мышление процессами построения теорий, то в  его состав следует включать всю  ту совокупность познавательных процессов, которые направлены на выдвижение, развитие и обоснование теоретических гипотез, а также тех мыслительных процедур, в которых реализуются основные познавательные функции научных теорий: описание, объяснение, предсказание. В противоположность этому, на метатеоретическом уровне познания на основе определенных философских установок, обобщения результатов теоретической деятельности и самой практики научного познания фиксируются общие предпосылки теоретической деятельности. Если основным элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знание формулируется в виде принципов различного порядка, в которых утверждается нечто уже о самой теории и практике теоретической деятельности. В форме принципов формулируются требования, предъявляемые к самой научной теории. Кроме того, можно добавить, что если теоретическое знание всегда выступает в определенном контексте исследования как проблематическое знание, знание, подлежащее обоснованию и проверке, то метатеоретическое знание в том же контексте условно рассматривается как непроблематическое, предпосылочное знание, эмпирическому обоснованию и проверке не подлежащее. В связи с этим можно теперь пояснить смысл приставки «мета» в понятии «метатеоретический уровень знания». Она имеет несколько смысловых оттенков: прежде всего аристотелевский смысл — это знание, лежащее «за» теоретическим знанием. Далее, эта приставка законно может ассоциироваться и с ее семантическим смыслом, поскольку метатеоретическое знание фиксируется в метаязыковых контекстах по отношению к языку теории. И наконец, приставка «мета» может связываться с предпосылочным, непроблематическим характером этого знания.
 

5 Методы теоретического познания

      Рассмотрим основные научные методы теоретического исследования.

      Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения.
      Дальнейшее  углубление формализации связано с  построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного, и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания - что характерно для естественного языка (язык математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи - это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.
      Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией язык выполняет множество функций. Важная задача логики и методологии - как можно точнее передать и преобразовать существующую информацию и тем самым устранить некоторые недостатки естественного языка. Для этого и создаются искусственные формализованные языки. Такие языки используются прежде всего в научном познании, а в последние годы они нашли широкое распространение в программировании и алгоритмизации различных процессов с помощью компьютеров. Достоинство искусственных языков состоит прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное - в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления.
      Значение  формализации в научном познании состоит в следующем:
    Она дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные представления (выражаемые в разговорном языке), хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности.
    Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность.
    Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.
      При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных, содержательных характеристик последних.
      Главное в процессе формализации состоит  в том, что над формулами искусственных  языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация в этом смысле представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Но она не имеет ничего общего с абсолютизацией логической формы по отношению к содержанию.
      Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты. Но, как показал австрийский логик и математик Гедель, в теории всегда остается невыявленный, неформализуемый остаток. Все более углубляющаяся формализация содержания знания никогда не достигнет абсолютной полноты. Это означает, что формализация внутренне ограничена в своих возможностях. Доказано, что всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением, не существует. Теоремы Геделя дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.
      Любой самый богатый по своим возможностям искусствен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.