На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные направления финансовой политики на среднесрочную перспективу

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 

Основные  направления финансовой политики на среднесрочную  перспективу.

     Успешное  функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
     Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию  финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики.
     Субъектами  финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
     Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
     Содержание  финансовой политики раскрывается в  ее структурных элементах, к которым относятся:
      выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
      определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
      разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
     Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью  выявления объективной потребности  в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.
     Определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период базируется на целях и задачах  экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
     Разработка  конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.
Финансовая  политика состоит из следующих главных  компонентов:
    налоговой политики;
    бюджетной политики;
    денежно-кредитной политики;
    ценовой политики;
    таможенно-тарифной политики;
    социальной политики;
    инвестиционной политики;
    политики в области международных финансов
     Финансовая  политика РФ основывается на следующей  системе социально-экономических приоритетов:
    достижение социальной стабильности в обществе;
    оздоровление государственных финансов;
    восстановление нормального функционирования кредитной системы;
    поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
    достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
    создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
    создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.
     К основным задачам финансовой политики можно отнести:
     1) обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых ресурсов;
     2) установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;
     3) организацию регулирования и  стимулирования экономических и  социальных процессов финансовыми  методами;
     4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
     5) создание эффективной и максимально  деловой системы оперативного  управления финансами. 

     Важнейшая часть финансовой политики – налоговая  политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.
       Налоговые отношения, как и  всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
     В период 2010 - 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 - 2011 годы" и "Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
     При этом реализация основных направлений  налоговой политики будет проводиться  во взаимосвязи с основными направлениями  Программы антикризисных мер  Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
     Предлагается  внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:
     - совершенствования налогового контроля  за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;
     - создания института консолидированной  налоговой отчетности по налогу  на прибыль организаций;
     - совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.
     Помимо  этого планируется внесение изменений  в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:
     1. Налог на прибыль организаций;
     2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость;
     3. Совершенствование акцизного налогообложения;
     4. Налог на доходы физических  лиц;
     5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц;
     6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа);
     7. Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых  полезных ископаемых;
     8. Совершенствование водного налога;
     9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов;
     10. Совершенствование порядка изменения  срока уплаты налога и иные  вопросы налогового администрирования;
     11. Урегулирование вопросов налогообложения  организаций, осуществляющих строительство  транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей;
     12. Отмена единого социального налога;
     13. Государственная пошлина;
     14. Транспортный налог;
     15. Налогообложение некоммерческих  организаций, содействие практике  благотворительной деятельности  и добровольчества;
     16. Налог на имущество организаций. 

Бюджетная политика РФ сводится к:
     • определению доли валового внутреннего  продукта, мобилизуемой в бюджет;
     • установлению оптимальных взаимоотношений  между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
     • оптимизации структуры расходной  части бюджета;
     • распределению расходов между бюджетами  разных уровней;
     • определению доли федерального бюджета  в общей сумме консолидированного бюджета;
     • управлению государственным долгом;
     • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.
     Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:
     1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
     а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
     Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.
     б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и  посткризисного периода.
     В 2009 году осуществлялся целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Поддержка оказывалась как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.  
В 2010-м и последующих годах объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

     2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.
     В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
     До  кризиса расходы бюджетной системы  и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы  роста экономики и коснулся практически  всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.
     Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной  политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
     3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
     Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
     а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.
     б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
     в) Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.
     г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных  проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.
     Долгосрочные программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.
     Ключевую  роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности  бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.
     4. Повышение эффективности налоговой системы.
     В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
     На  сегодняшний день государственная  политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 
     Во  избежание такого расхождения между  долгосрочными целями и среднесрочной  политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой  целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой  нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.
     5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
     В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
     Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет  с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой   станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.
     С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.
     Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах
     6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
     В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.  
В этой связи в бюджете предусматриваются средства на дополнительную капитализацию банковского сектора - в 2009 году в размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем году предусмотрены государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

     В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
     Также продолжится работа по следующим  направлениям:
     1.Обеспечение  открытости деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачности  структуры собственности акционеров (участников).
     2.Упрощение  и удешевление процедур реорганизации,  включая присоединение кредитных  организаций, создание дополнительных  условий для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах.
     3.Оптимизация  условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.
     4.Обеспечение  противодействия допуску к участию  в управлении кредитными организациями  лиц, не обладающих необходимыми  профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.
     5.Рационализация  механизмов контроля за приобретением  инвесторами акций (долей) кредитных  организаций. 
     6.Развитие  риск-ориентированного надзора.
     7.Совершенствование  регулирования деятельности кредитных  организаций по предоставлению  населению потребительских (включая  ипотечные) кредитов и других  розничных продуктов. 
     8.Совершенствование  методического и нормативно-правового  обеспечения инспекционной деятельности.
     9.Совершенствование  процедур ликвидации кредитных  организаций, у которых отозвана  лицензия на осуществление деятельности.
     Эти меры позволят снизить риски в  банковской системе и укрепить ее. 

     В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику.
     Центральный банк РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.
     Основные  направления включают:
     • концептуальные принципы, лежащие в  основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
     • краткую характеристику состояния  экономики РФ;
     • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
     • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей  и обоснование их возможной корректировки;
     • сценарный (состоящий не менее чем  из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год  с указанием цен на нефть и  другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
     • прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
     • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
     • основные показатели денежной программы  на предстоящий финансовый год;
     • варианты применения инструментов и  методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых  ориентиров при различных сценариях  социально-экономической конъюнктуры;
     • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий  год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
     В 2010-2012 годах деятельность Банка России будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.
     Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы».
     На  основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный «запас прочности» банковской системы и снизить волатиль-ность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.
Банк  России продолжит работу по следующим направлениям.
     Учитывая  необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года № 181 -ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».
     Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.
     Инспекционная деятельность в 2010-2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
     Предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций.
В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет  продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно - передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
     Банк  России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства.
     В рамках выполнения задач по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2010-2012 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- выполнение  плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
- совершенствование  нормативной базы, регламентирующей  проведение сделок РЕПО, в том числе внесение в законодательство всестороннего определения операции РЕПО, отражающего как стандартные для российского рынка, так и новые элементы, в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;
- внедрение  механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
- участие  в совершенствовании налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе - в частности, расширение возможностей по управлению обеспечением при проведении сделок РЕПО, внедрение института РЕПО до востребования и создание механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов по ценным бумагам, составляющим обеспечение по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО;
- введение  в законодательство механизма ликвидационного неттинга (в первую очередь для производных финансовых инструментов) и распространение его на операции РЕПО;
- внесение  изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг ко вторичному обращению на российских фондовых биржах;
- продолжение  работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;
- продолжение  работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения степени защиты прав и интересов инвесторов;
- содействие  совершенствованию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском.
     В 2010-2012 годах Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.
Банк  России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.
     С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.
     Основные  мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.
В целях  реализации участниками финансовых рынков расчетов на условиях «поставка против платежа» денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России, будет создаваться и внедряться интерфейс системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.
     При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.
     В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей.
     С целью ускорения осуществления  безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.
Банком  России будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.
     Ценовая политика государства сводится к  регулированию цен и тарифов  на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет  недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.
     Таможенно-тарифная политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
     Социальная  политика государства тесно связана  с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим  мероприятиям:
     • согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и  выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
     • разработке механизмов компенсации  доходов наименее обеспеченных слоев  населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
     • реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
     • упорядочению системы социальных льгот  и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
     • регулированию вынужденной миграции.
     Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика, которая предполагает:
     1) повышение роли бюджета развития  РФ как источника финансового  обеспечения государственной инвестиционной политики;
     2) создание условий для организованного  накопления и инвестирования  сбережений населения;
     3) развитие ипотечного кредитования;
     4) привлечение прямых иностранных  инвестиций.
     Российская  Федерация придерживается следующих  приоритетов при проведении политики в области международных финансов:
     • интеграция в мировую финансовую систему;
     • усилия по признанию РФ страной с  рыночной экономикой;
     • вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);
     • урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
     • укрепление позиций РФ в Международном  валютном фонде и Мировом банке  реконструкции и развития;
     • повышение устойчивости курса рубля  по отношению к иностранным валютам;
     • полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира.
 

Финансовое  регулирование в  условиях рыночной экономики  в современной  России.

     Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного  и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
     Всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:
     - обеспечения общих условий жизнедеятельности  и правовой реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного не защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);
     - проведения стабилизационных мероприятий  (регулирования темпов экономического  роста, уровня инфляции и занятости,  поощрения прогрессивных сдвигов  в отраслевой и региональной  структуре экономики, поддержания  внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты);
     - осуществления социально-ориентированного  перераспределения ресурсов (организации  производства нужных обществу  благ, которыми не занимается  частный сектор, гарантирования  минимального уровня заработной  платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов).
     Предпосылками осуществления государственного финансового  регулирования экономики являются следующие исходные основания:
     1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.
     2. Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.
     3. Наличие демократической системы  выражения взглядов и представляющих  их демократических институтов  для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.
      4. Наличие в стране отлаженной  законодательной системы, четко  и оперативно реагирующей на  отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.
     Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского  общества», то есть такого цивилизованного  общественного устройства, которое  создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.
     Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
     а) структурная перестройка экономики  с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;
     б) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех уровнях  управления и в формах собственности;
     в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия  всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
     г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.
     Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
     Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)
     Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
     Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые  могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод  ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
     Основными методами в валютно-финансовом регулировании  являются:
     1) валютный курс;
     2) процентные ставки на денежный  капитал;
     3) курсы международных платежных  средств и ценных бумаг;
     4) разнообразные методы страхования  от валютных рисков.
     Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого  или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
     Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.
     Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому  государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое  положение и социальное состояние  общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.
     Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных  форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.
     В процессах регулирования экономики  необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом  плане.
     Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:
           1) спроса и предложения;
           2) товарной и денежной  масс;
           3) сбережений и  инвестиций;
           4) инфляции и безработицы;
           5) производительности  труда и его оплаты;
           6) финансовых ресурсов  и социально-экономических потребностей общества;
           7) доходов и расходов  государственного бюджета;
           8) размеров бюджетного  дефицита и источников его  покрытия;
           9) актива и пассива  платежного баланса.
     Достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.
     Кроме того, на макроэкономический уровень  выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.
     В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной  национального продукта.
     Концепция мультипликатора исходит из определения  объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:
           1) по расходам, то  есть совокупности всех расходов  экономических субъектов, необходимую,  чтобы выкупить всю произведенную  массу продукции;
           2) по доходам (или  распределению), то есть с точки  зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.
     Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммированием следующих элементов:
           1) объема потребленного  капитала (амортизация);
           2) косвенных налогов  на бизнес;
           3) заработной платы  наемных работников;
           4) рентных платежей;
           5) процента (выплата  денежного дохода частного бизнеса  поставщикам денежного капитала);
           6) доходов от собственности  (от индивидуальных вложений);
           7) прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды,  нераспределенная прибыль).
     Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП  и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями. Показатель ВНП, скорректированный  с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.
     В кейнсианской модели объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями  в расходах. Равновесный уровень  производства - это такой объем  производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров.
     Соответственно, нарушением равновесия является любое  превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП. Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» - MPS и «предельная склонность к потреблению» - МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором - отношение изменения в потреблении к изменению в доходе.
     Явление мультипликатора используется при  проведении фискальной политики государства, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
     Налоги  вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.
     Снижение  налогов вызывает кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов.
     Таким образом, количественно налоговый  мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в государственных расходах имеют более сильные воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой же величины. Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают феномен мультипликатора сбалансированного бюджета, при котором равные увеличения государственных расходов и налогообложения приводят к росту равновесного ЧНП на ту же величину.
     Государственное регулирование в развитых странах  не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. 
     В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам  регулирования. Государство устанавливает  общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.
     Однако  действие косвенных элементов регулирования  может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
     По  мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы,  используемые в процессе финансового регулирования:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.