Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и виды налоговых правоотношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(РПА  Минюста России) 

Факультет Правоведения 

Кафедра административного и финансового  права 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Понятие и виды налоговых правоотношений» 
 
 
 

                  Выполнил  студент 3 курса
                  329 группы
                  Шиловский Виктор Андреевич 
                   

                  Научный руководитель
                  кафедры административно -
                  финансового права
                  Самойлова Наталья Алексеевна 
                   

                  Дата  защиты «___» ________ 20__ г. 

                  Оценка                  ________________ 

                  Подпись
                  научного  руководителя___________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва 2010
 

Содержание 

Введение........................................................................................................... стр.3 

§1.Понятие и виды налоговых правоотношений…………………………...стр.5 

§2.Объективный  состав налогового правоотношения…………………....стр.10 

§3.Субъектный состав налогового правоотношения……………………...стр.13 

§4.Содержание налогового правоотношения:
права и обязанности субъектов…………………………………………….стр.20 

Заключение…………………………………………………………………..стр.28 

Библиография….…………………………………………….........................стр.30 

 


                
Введение 

                 В настоящее время во многих государствах с экономиками рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые бюджеты всех уровней в процессе налоговых правоотношений, порядок возникновения, прекращения или изменения которых регулируется налоговым правом. Указанное выше обстоятельство свидетельствует о существенном значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.
                  Следовательно, актуальность данной  темы исследования обусловлена  теоретической и практической  значимостью вопросов, касающихся  нормативно-правового регулирования  налоговых правоотношений в Российской  Федерации. 
                  Общеизвестно, что налогообложение  выступает одной из важнейших  функцией государства, определяющим  условием его суверенитета. При  этом в современных условиях  в процессе налоговых правоотношений  аккумулируется около 90 % денежных  средств, выступающих финансовым  обеспечением функционирования  государства, а также реализации  им своих функций. Иные, не налоговые  источники формирования публичных  (государственных и муниципальных)  финансов незначительны. Именно  поэтому правомерно утверждать, что одной из целей установления  эффективного нормативного регулирования  налоговых правоотношений выступает  обеспечение функционирования государства,  в том числе в целях признания,  соблюдения и обеспечения защиты  прав и свобод его гражданина.
                  Характерно общее отсутствие  целостного, системного взгляда  на многие проблемы функционирования  системы налогообложения, на ее  правовую основу, а также, непонимание  сущности налогового правоотношения, а указанное обстоятельство свидетельствует  о существенном практическом и теоретическом значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.
                  Объектом данного исследования  являются налоговые правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой  регламентации налогообложения,  а также их осуществление на  практике.
                  Предметом исследования являются  нормы финансового, административного,  гражданского и иных отраслей  права, посредством которых осуществляется  нормативно-правовая регламентация  регулирования налогообложения  в Российской Федерации. 
                  Цель исследования - определение  содержания понятий «налоговое  правоотношение», «налогообложение»,  установление их особенностей, признаков,  функций, принципов и источников (форм) регулирования, а также  механизма реализации, а также  выявление недостатков нормативно-правовой  регламентации и формулирование  предложений, направленных на  совершенствование законодательства  в данной сфере. 
                  Достижение поставленной цели  обусловило постановку и необходимость  решения следующих основных задач: 
- раскрыть  понятие налогового правоотношения  и налогообложения, участников  и источников налогового правоотношения, их взаимосвязи; 
- исследовать  признаки налогового правоотношения, отличающие его от иных видов  правоотношений;
- проанализировать  источники, выявить критерии выявления  и выделения принципов регулирования  налоговых правоотношений;
- провести  исследование видов налоговых  правоотношений, исследовать особенности  механизма регулирования налоговых  деликтных, договорных и иных  правоотношений;
- выявить  проблемы и перспективы совершенствования  российского законодательства о  налогах и сборах, а также их  теоретического обоснования. 

§1.Понятие и виды налоговых правоотношений 

     Характеристика  налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Налоговое правоотношение представляет собой  вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие:
     1) эти отношения складываются в  процессе проведения финансовой  деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер;
     2) их возникновение, изменение и  прекращение непосредственно связаны  с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового  права сами не вправе устанавливать  либо прекращать названные отношения;
     3) финансовые правоотношения имеют  денежный характер;
     4) эти отношения имеют властный  характер;
     5) государство само непосредственно  или в лице уполномоченных  им субъектов выступает обязательной  стороной названных отношений,  что в сочетании с признаком  властности свидетельствует об их властно-публичном характере.
     Налоги  выступают основным методом собирания  денежных средств в процессе осуществления  финансовой деятельности. Поэтому возникающие  налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной  необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.
     Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные  образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и  исполнительной власти. Законодательством  определены полномочия этих органов  по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
     Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения  по взиманию налогов и сборов, в  которых государство в лице своих  налоговых органов тоже выступает  в качестве их непременного участника.
     Налоговые органы — обязательный участник отношений  и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.
     В целом можно сказать, что для  налоговых отношений, как и для  иных финансовых отношений, свойственен  публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный  характер.
     В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических  особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений.
     Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Особая  сфера возникновения и существования  налоговых правоотношений обусловливает  и некоторые особенности их субъектно-объектного состава, например, участие налоговых  органов, а также содержание как  совокупности взаимосвязанных и  взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.
     Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в  форме правоотношения», поскольку  обязанность уплачивать налоги устанавливается  только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения  или прекращения общественного  отношения.
     Более глубокому пониманию сущности данного  явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.
     В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.
     В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.
     По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.
     По  субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:
     1) отношения, возникающие между  РФ и субъектами РФ; между РФ  и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями — к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;
     2) отношения между государством (муниципальными  образованиями) в лице уполномоченных  органов и налогоплательщиками,  а также иными участниками  налоговых правоотношений — по  поводу взимания налогов и  сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности,  а также обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.
     По  характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
     По  содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
     1) установления и введения налогов  и сборов;
     2) взимания налогов и сборов;
     3) проведения налогового контроля;
     4) привлечения к ответственности  за налоговые правонарушения;
       5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
     По  цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.
     Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также  проявляются как общие, так и  специфические черты налогового правоотношения как разновидности  финансовых правоотношений.
     Как и любое другое правоотношение, налоговое  правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.
     Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические  связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
     Объектом  правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
     Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.
§2. Объективный состав налогового правоотношения. 

                   Объективная сторона налогового  правонарушения представляет собой  совокупность признаков, характеризующих  налоговое правонарушение как  выраженное во вне поведение.  В этой связи наиболее адекватное  определение объективной стороны  состава правонарушения, на наш  взгляд, предложено И.С. Самощенко: "объективную сторону правонарушения  образуют все те элементы деяния, которые характеризуют правонарушение  как определенный акт внешнего  поведения лица.
                   Традиционно объективную сторону  налогового правонарушения образуют: деяние в форме действия или  бездействия, общественно вредный  результат и причинно-следственную  связь между ними (обязательные  признаки). Кроме того, в объективную  сторону налогового правонарушения  могут входить время, место,  обстановка, способ совершения (факультативные  признаки).
                   Некоторые исследователи при  характеристике объективной стороны  правонарушений (в т.ч. преступлений) в число обязательных ее элементов  включают общественную вредность  и противоправность. На наш взгляд, признак общественной вредности  отражается на всех элементах  состава налогового правонарушения: в объекте посягательства, в объективной  стороне, субъекте и субъективной  стороне.            
                   Противоправность также относится  к характеристике налогового  правонарушения в целом, а не  его отдельных элементов. 
                   НК РФ при определении понятия  налогового правонарушения выделил  две формы деяния, в которых  оно выражается – действие  и бездействие. 
                   Действие представляет собой  активное поведение субъекта  налогового правонарушения, которое  характеризуется рядом признаков:  волевым и осознанным характером, общественной вредностью и совершением  в нарушение норм законодательства  о налогах и сборах. В большинстве работ, посвященных анализу объективной стороны налогового правонарушения, многие из данных признаков действия игнорируется. Так, например, В.А. Мачехин дает следующее определение противоправного действия – "это активное поведение нарушителя в нарушение требований законодательства о налогах по воздержанию от совершения определенных действий, выраженных в форме запретов или предписаний. В данном определении им были подчеркнуты черты противоправности действия, но отсутствует какое-либо указание его на общественно вредный и сознательно-волевой характер.
                   Неудачное, на наш взгляд, определение  действия дает Е.С. Ефремова, которая  раскрывает данное понятие следующим  образом: "действие – активная  форма противоправного поведения,  заключающееся в том, что лицо  обязано воздержаться от волевых  актов. Данное определение внутренне  противоречиво, т.к. активное поведение  раскрывается через обязанность  воздержаться от волевых актов.  По нашему мнению действие  заключается не в том, что  лицо обязано воздержаться от  определенных волевых актов, а  в том, что это лицо осуществляет  поведенческую активность вопреки имеющимся налового-правовым запретам. Кроме того, в приведенном Е.С. Ефремовой определении отсутствует указание на общественную вредность действия.
                   Наибольшее внимание проблема  действий традиционно привлекает  криминалистов, в связи с чем  следует обратиться к уголовно-правовой  литературе по данной тематике. М.И. Ковалев достаточно подробно  останавливается в своей работе  на понятии действия и его  соотношении с такими понятиями  как поведение, деятельность, поступок5. Наиболее широкой из них является  понятие поведение, которое охватывает  внешнее проявление человеческой  воли, включающей в себя в т.ч.  внешнюю активность. 
                   Высшей формой поведения является  деятельность, которая представляет  собою совокупность действий, операций  и поступков, направленных к единой цели6. П.И. Гришаев при характеристике уголовно-правового действия говорит о том, что в данное понятие включаются телодвижения, совокупность телодвижений и человеческая деятельность.
                  Особенностью действия как элемента  объективной стороны состава  налогового правонарушения является  его осознанно-волевой характер. В этой связи не будут считаться  действиями такое активное поведение  людей, которое не зависит от  участников налоговых правоотношений  и/или осуществляется неосознанно.  Так, различного активность, проявляемая  в период обострения психических  болезней, осуществляемая под угрозой  физической расправы не может  считаться действием. Вместе с  тем, будет считаться действиями  активность, проявляемая в условиях  ограниченного выбора. НК РФ перечислил  данные случаи в ст. 112 НК РФ  – это совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств,  а также совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости. Вместе  с тем, законодатель признает  факт различного рода психического  принуждения или иного ограничения  выбора в качестве обстоятельств,  смягчающих ответственность за  совершение налогового правонарушения. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

§3.Субъектный состав налогового правоотношения 

     Субъектами  налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
     1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
     2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с НК РФ налоговыми агентами;
     3) Федеральная налоговая служба  и ее территориальные подразделения  (налоговые органы);
     4) Федеральная таможенная служба  и ее подразделения; 
     5) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и  (или) сборов, а также контроль  за их уплатой налогоплательщиками  и плательщиками сборов (сборщики  налогов и сборов);
      6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
     7) органы внутренних дел.
     Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов  являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.
     При характеристике налогоплательщиков —  физических лиц следует иметь  в виду, что возникновение налоговой  обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у  него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями.
     К организациям-налогоплательщикам относятся  как сами юридические лица, так  и их филиалы.
     Помимо  российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками  в соответствии с законодательством  могут быть и иностранные организации, иностранные граждане — налоговые  нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании  российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения  в целях избежание двойного налогообложения.
     В целом налогоплательщики и плательщики  сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям:
     1) по характеру субъекта — выделяются физические лица и организации
     2) по месту преимущественного пребывания  и источника получения дохода  — на резидентов и нерезидентов;
     3) по хозяйственной обособленности  — на единые и консолидированные  (взаимозависимые лица);
     4) по характеру деятельности —  на общие и специальные, к  которым могут быть отнесены  сельхозпроизводители, лица, добывающие  полезные ископаемые и т.п.
     Законодательство  помимо основных субъектов налоговых  отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики  и плательщики сборов — с одной  стороны, и государство (муниципальные  образования) в лице налоговых органов  — с другой стороны, определяет и  иных участников налоговых правоотношений.
     В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, как отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.
     Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность  привлечения к уплате налогов  и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством о  налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.