На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеэкономическая политика Китая

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                   3
1. Теоретические основы внешнеэкономической политики Китая   
1.1. Общая характеристика экономики Китая    5
1.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности Китая    5
1.2.1. Внешняя торговля в Китае 7
1.2.2 Свободные экономические  зоны Китая 9
2. Вступление  Китая в ВТО и его последствия 15
2.1. Вступление  Китая в ВТО  15
2.2 Социально-экономические  последствия вступления Китая в  ВТО 17
3. Тенденции и перспективы развития Китая    24
Заключение                                                                                                         27
Список  использованной литературы                                                                      29
Приложение 31
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     По  мере усиления интеграции мировой экономики  и, как следствие, взаимозависимости  государств внешнеэкономическая политика из второстепенного, дополнительного  элемента все более превращается в один из основных факторов развития, что объективно предопределяет повышение  значимости внешнего фактора во внутреннем экономическом развитии. Для развивающихся  стран внешнеэкономические отношения  могут стать основой, движущей силой  внутреннего экономического развития.
     Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской  Народной Республики (КНР) стали одним  из важнейших событий мировой  экономической истории конца 20 – начала 21 веков. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае.
     Современная внешнеэкономическая политика КНР  характеризуется большим разнообразием  форм. Помимо традиционной внешней  торговли она включает привлечение  иностранных капиталов: кредитов, прямых инвестиций, техники и технологии из-за рубежа, производственную кооперацию, научно-техническое сотрудничество, развертывание индустрии туризма  и другие формы.
     Актуальность  темы обосновывается тем, что сегодня КНР является одной из самых динамично развивающихся стран, активно участвующей в мировой экономике.
     Объектом  данной работы является внешнеэкономическая  политика КНР.
     Предметом – особенности внешнеэкономической  политики КНР.
     Целью данной курсовой работы является выявление основных тенденций развития внешнеэкономической политики КНР.
     Основные  задачи:
    Изучить правовую базу внешнеэкономической политики КНР.
    Охарактеризовать внешнеэкономическую политику КНР, в частности внешнюю торговлю и привлечение инвестиций.
    Рассмотреть последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны.
      4. Выявить тенденции развития внешнеэкономической политики Китая.
     При написании работы использовались следующие  методы: анализа и синтеза, графического моделирования.
     В работе были использованы статьи отечественных  и зарубежных авторов, опубликованные в журналах и газетах, а также  книги общего характера.
     В книге Селищева А.С. «Китайская экономика  в XXI веке», автор делает прогноз развития КНР на ближайшие 50 лет, прогнозирует ожидаемые показатели экономического развития Китая, факторы экономического роста, движение народонаселения КНР, перспективы развития сельского хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ 

     1.1 Общая характеристика экономики Китая 

      Китайская Народная Республика (КНР) — третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн. кв. км. Население — свыше 1300 млн. человек. Китайцы составляют 94% населения, всего проживает свыше 50 национальностей.    
        Китай делится на 23 провинции, 4 города  центрального подчинения — Пекин,  Шанхай, Тяньзинь,Чунцин, 5 автономных  районов и два особых административных  района.
      Китай, хозяйство которого во многом опирается  на общественную собственность и  развивается по плану, является довольно крупным индустриальным государством. По общему объему промышленного производства он вышел на 4-е место, а по количеству предприятий — на 1-е место  в мире.
      Основу  топливно-энергетического комплекса Китая составляет угольная промышленность (крупный угольный бассейн — Датунский расположен в северной части Китая). На нефтяное месторождение Дацин приходится 1/2 добычи нефти в стране, производство электроэнергии базируется на ТЭС, а главные каскады ГЭС расположены на реках Янцзы и Хуанхэ. С 1980-х годов большое развитие получила химическая промышленность: производство минеральных удобрений (азотных), бытовой химии и фармацевтики.
      Главная отрасль легкой промышленности Китая  — текстильная промышленность.
      Большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство. Главные земледельческие  районы расположены на востоке страны, где производят рис, пшеницу, кукурузу, чай.
      На  данный момент в Китае 6 специальных  экономических  зон, кроме того  более 30 государственных зон экономического и технического развития,  14  открытых портов, а так же иные  зоны  свободной  торговли,  таможенные  пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый  и  торговый  статус. 
      Экономика Китая развивается высокими темпами — 7 - 11% в год (Приложение, таблица 1).
      Однако  это происходит главным образом  за счет экстенсивных факторов и структурных  сдвигов. Большое развитие получила обрабатывающая промышленность (легкая) и сфера услуг. В 2002 г. доля новейших отраслей в общем объеме промышленного производства возросла до 30 %, а в 2010 до 40% (в начале 1990-х составляла 10%) (Приложение, диаграмма 1). Китай отличается обилием свободных экономических зон: на его территории работает свыше 2100 заграничных фирм [17, с 125].
     Успехи  экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного  производства и занятии ведущих  позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых  позициях по добыче нефти, производству электроэнергии.
     Китай активно привлекает иностранный  капитал. В сентябре 2010 года объем  иностранных инвестиций в китайскую  экономику составил $8,38 млрд, что  на 6,14% превышает показатель сентября 2009 года.
     Под влиянием мирового финансового кризиса  в 2009 году объем зарубежных инвестиций в Китай снизился на 2,6% по сравнению  с 2008 годом и составил $90,03 млрд.
     За  первые восемь месяцев 2010 года эта цифра  достигла $65,96 млрд, что на 18% превышает  показатель того же периода 2009года [20].
     Нарастающие объемы внешнеторгового оборота  при ежегодном росте экспорта в 16—17% в 90-х гг. прочно поставили  Китай в число крупнейших экспортеров  мира (в начале второй десятки).
     Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно отстает Китай и по уровню общественной производительности труда. 

     1.2 Правовые основы внешнеэкономической политики Китая 

     Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей (ВЭС) и  оптимизации участия страны в  международном разделении труда. Основными  составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и  импортную политику), политика в  области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.
     Основные  средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система  и нетарифные барьеры, регулирование  движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей  силы, торговля ценными бумагами и  др.
     Важнейшая составная часть внешнеэкономической  политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение  стратегии и совокупность разнообразных  форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование  торговых отношений с другими  странами мира и (или) их группировками.
     Важнейшей задачей государственного регулирования  становится усиление международной конкурентоспособности «своих» предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств.
      Относительно  Китая, составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика открытости», начатая в 1978 году («Гайгэ Кайфан»). Это политика  привлечения иностранного капитала  в китайскую экономику в виде  займов,  прямых  инвестиций, организации совместных предприятий (СП)  с зарубежными партнерами и привлечение капитала через свободные экономичекие зоны (СЭЗ).[7, с.135]
     Основы  законодательной базы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности создавались, преимущественно, в 90-е годы прошлого века. В них предусматривались не только меры по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и защите экономических интересов КНР при осуществлении внешней торговли товарами, но и меры по регулированию иностранных инвестиций, другие законодательные акты.
      Главные инструменты регулирования установлены  следующими законами и положениями: закон «О внешней торговле» (принят 12 мая 1994 года, исправлен 6 апреля 2004 года), закон "О таможне"(принят 22 февраля 1987 года, вступил в действие с 1-го июля 1987 года), закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным  капиталом (принят 1 июля 1979 г.; пересмотрен 4 апреля 1990 г.), положение о валютном контроле (обнародовано Указом №193 Госсовета КНР 29 января 1996 года. В1997 в Положения были внесены поправки. Закон был повторно обнародован Указом 211 Госсовета КНР 14 января 1997 и вступил в силу со дня обнародования.), положения КНР об импортно-экспортном тарифе (от 18 марта 1992 г.) [27].
      В соответствии с законом «О внешней  торговле», который «разработан  для расширения внешней открытости, с целью стимулирования развития внешней торговли, поддержания должного порядка внешней торговли, защиты законных прав и интересов предпринимателей - её участников и помощи здоровому  развитию социалистической рыночной экономики», КНР стимулирует и развивает  торговые отношения с другими  странами и регионами на принципах  равенства и взаимной выгоды, заключает  договоры о создании таможенных союзов, либо принимает в них участие, заключает соглашения о зонах  свободной торговли и другие региональные торгово-экономические договоры, участвует  в региональных экономических организациях.
        В законе также оговорено что, экспортные и импортные товарные и тарифные квоты распределяются отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо другими соответствующими отделами в составе Госсовета, которые действуют в пределах своей компетенции, исходя из принципов открытости, справедливости, объективности, пользы и эффективности. Также в законе прописаны положения о защите прав интеллектуальной собственности, которая имеет отношение к внешней торговле, о стимулировании внешней торговли, о порядке внешней торговли и т.д.
      Закон «О таможне» составлен с целью  защиты государственных интересов  и государственного суверенитета, укрепления таможенного контроля, содействия обмену с другими странами в сфере  экономики, торговли, науки, технологии и культуры и обеспечения социалистической реконструкции. В соответствии с  данным законом, таможенные пошлины  должны собираться в соответствии с  импортно-экспортными тарифами на товары, разрешенные к импорту/экспорту, и предметы, которые можно ввозить  или вывозить с территории.
      В законе оговорено, что снижение пошлин или освобождение от пошлин может  быть предоставлено импортируемым  или экспортируемым товарам свободных  экономических зон и других особых районов; импортируемым и экспортируемым товарам ограниченного количества предприятий, таких, как совместные акционерные предприятия, совместные договорные предприятия и предприятия, находящиеся в полном владении иностранного инвестора; импортируемым и экспортируемым товарам для особого пользования; и материалам, используемым в целях  улучшения социального обеспечения. Госсовет определяет пределы этих пошлинных  скидок и освобождения и составляет правила их предоставления.
      В законе КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным  капиталом говорится, что в целях  расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена Китайская Народная Республика разрешает  иностранным компаниям, предприятиям и прочим хозяйственным организациям или отдельным лицам (далее сокращенно именуемым - иностранные партнеры) в  соответствии с принципом равноправия  и взаимной выгоды и с разрешения Правительства Китая организовывать в пределах Китайской Народной Республики совместные предприятия с китайскими компаниями, предприятиями и прочими  хозяйственными организациями. Во всей своей деятельности совместные предприятия  обязаны строго соблюдать установления законов, распоряжений и соответствующих  положений Китайской Народной Республики.
      Формой  совместного предприятия является компания с ограниченной ответственностью. В зарегистрированном капитале совместного  предприятия доля инвестиций иностранного партнера, как правило, не может быть ниже 25 %. Партнеры по совместному предприятию  получают прибыль, несут риск и убытки согласно доле в зарегистрированном капитале.
      Положения КНР об импортно-экспортном тарифе оговаривают, что импортные пошлины  состоят из двух различных ставок - общей ставки и льготной ставки. Общая ставка применяется при  импорте товаров из стран или  регионов, которые не заключили соглашений с Китайской Народной Республикой, содержащих положения о взаимности в отношении таможенных пошлин. Льготная ставка применяется при импорте  товаров из стран или регионов, которые заключили такие торговые соглашения с КНР.
     Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов используются такие инструменты, как налоги на импортные товары и  единый курс национальной валюты. Регулирование  дополняется системой валютного  контроля.
      В целом, действующий свод законов  и положений КНР создает достаточные  условия для реализации в сфере  внешнеэкономической деятельности рыночных принципов – свободного предпринимательства и конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ КИТАЯ 

     2.1 Внешняя торговля Китая 

     Наиболее  развитая форма внешнеэкономических  связей Китая — внешняя торговля. Объем внешней торговли Китая в 2010 г составил 2,9 трлн. долларов, что на 30% превысило показатель прошлого года. В 2010 году наблюдалось быстрое восстановление китайской внешней торговли, объем которой в 2009 г под воздействием мирового финансового кризиса сократился на 13,9% и составил 2,21 трлн. долл. Согласно последним данным 2010 года, общий объем внешней торговли Китая достиг 2,9 трлн. долларов, что на 36,6 % превышает показатель 2009 г.[20]
     По  объему экспорта КНР по данным 2009 г. стала крупнейшим экспортёром в мире. В 2009 г. за рубеж было продано китайских товаров на сумму $1,07 трлн. Для сравнения еще в 2005 г. по объёму экспорта Китай ($593,4 млрд.) занимал лишь 3-е место, уступая Германии ($914,8 млрд.) и США ($819 млрд.) [21]
     Одна  из важных задач внешней торговли КНР — приобретение техники и  технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место  в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми  партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них  приходится свыше 70% закупок техники  и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования. США лидируют в поставках высокотехнологической  продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники.[11, 17]
     Значительные  сдвиги произошли и в товарной структуре экспорта. Если в 70-е гг. в ней доминировала продукция сырьевых отраслей, то в годы реформы устойчиво росла доля продукции обрабатывающей промышленности. Правда, речь идет, как правило, о продукции низкотехнологичных, трудоемких отраслей. До середины 90-х гг. ведущей статьей китайского экспорта были текстиль и готовая одежда. Но и в данном случае имеются в виду, прежде всего товары массового потребительского спроса (радиоприемники, магнитофоны, часы и т.д.) а также отдельные комплектующие и узлы для компьютерных производств, сосредоточенных в других странах.
     Сегодня более 30% китайского экспорта — это электроника, бытовая техника и оборудование раскрученных торговых брендов. Мнение о, якобы низком качестве китайских товаров существует до сих пор, однако, как считают многие, это уже не более чем стереотип. Американская торговая сеть Wal-Mart, например, настолько доверяет качеству китайских товаров, что в 2008 году закупила их на сумму в 14 млрд. долл. Это 13% всего тогдашнего американского импорта из КНР. [22]
     Динамика  оборота и баланса внешней  торговли в целом соответствует  динамике внутреннего макроэкономического  цикла. Периоды инфляционного перегрева  обычно характеризуются резким возрастанием спроса на импортные товары как потребительского, так и инвестиционного назначения. К тому же на ранних, относительно экономически благополучных стадиях цикла, как правило, осуществляются очередные меры внешнеторговой либерализации. Поэтому в периоды ускорения экономического роста обычно происходит быстрое увеличение объемов импорта, и возникает дефицит торгового баланса. В периоды активной антиинфляционной политики спрос на импортные товары ограничивается, нередко вводятся дополнительные количественные ограничения импорта, и, как следствие, образуется положительное сальдо внешнеторговых операций.[16, с.34] 

     2.2 Положение Китая в сфере привлечения  иностранных инвестиций  

     Отраслевая  структура иностранных инвестиций в КНР характеризуется опережающим  ростом вложений в обрабатывающую промышленность, где особенно велика доля живого труда  в стоимости конечной продукции. Если в 2000 году сюда поступило 62,1% прямых иностранных инвестиций, то в 2008 году - 70%. При этом положительным сдвигом в отраслевом срезе иностранных инвестиций в последние годы является возрастание доли техноемких производств, включая предприятия по глубокой переработке сырья, а также наукоемких и высокотехнологичных отраслей.[18]
     Предприятия с участием иностранного капитала являются важным каналом поступления в  КНР современной техники и  технологии. Они обеспечивают более 60% общего числа контрактов в сфере технологического трансферта и свыше половины их общей стоимости. При этом в начале XXI в. в связи с повышением внимания китайских властей к качеству экономического роста происходит последовательное стимулирование транснациональных корпораций к переносу в КНР всех стадий производственного цикла, включая его наиболее технологически емкую часть - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Этому способствует и быстрое развитие соответствующих секторов внутреннего рынка КНР. По состоянию на конец 2005 года крупнейшие транснациональные корпорации («Майкрософт», «Интел», «Дженерал моторз», «Хонда», «Сименс», «Нортел», «Фольксваген» и др.) открыли в Китае 750 центров по освоению и развитию современных технологий.[18]
     Инвестиции  ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях - микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие  отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы  и продукты составляют 55% от общей  суммы инвестиций в Китае.[14]
     Определенное  внимание зарубежные вкладчики капитала уделяют и таким областям экономической  деятельности, как офисное и жилищное строительство, а также сфера  услуг, в которые стабильно поступает 9-11 и 6-7% инвестиций соответственно.[28]
     Региональное  размещение иностранных инвестиций характеризуется преимущественной ориентацией зарубежных инвесторов на восточные районы страны как наиболее экономически развитые и способные  в связи с этим предоставить наиболее комфортные условия инвестирования и дальнейшей деловой активности.
      Как уже говорилось ранее, составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика открытости», направленная на привлечение иностранного капитала, в том числе через свободные экономические зоны.      Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
        1.  Самостоятельное  экономическое   развитие  на  основе  принципов  рыночного регулирования.
        2.   Опора   на   иностранные   капиталовложения.  
        3. Главный современный отраслевой приоритет  -  промышленность.
        4.  Экспортная   ориентация   производства,   широкое   привлечение
 импортного сырья.
        5. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
        6. Налоговая система дифференцирована по региональным  особенностям СЭЗ. [5], [7, с.160]
            Основные цели создания СЭЗ:
          Привлечение  иностранного  капитала,  передовой  техники и технологии,   овладение   опытом   управления,   подготовка национальных кадров.
          Увеличение экспортной валютной выручки.
          Эффективное использование природных ресурсов.
          Стимулирование развития экономики страны в целом,  передача
передовой  зарубежной  технологии  и  опыта  управления  во внутренние районы страны.
          Мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции.
          Обеспечение ускоренного развития тех регионов  страны,  где находятся спецзоны всех типов [8]
            На данный момент в Китае  6 специальных экономических   зон,  более 30 государственных зон экономического и технического развития,  14  открытых портов, а так же иные  зоны  свободной  торговли,  таможенные  пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и  торговый  статус.  СЭЗ являются наиболее экономически  развитыми  регионами  страны.  4  из  6  СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.
            СЭЗ  Шэньчжэнь  включает  17,5  тыс.  предприятий  с   общим   объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85%  приходится  на  Гонконг.  Основные сферы  инвестирования:  ядерная  энергетика,  электроника,   машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие  технологии.  Объем  экспорта  промышленной продукции в 2008 г. - $7,5 мрлд.
            СЭЗ  Чжухай  насчитывает   около  4980   предприятий   с   иностранными инвестициями. Вложения направлены в  сферу   услуг,  тяжелую  промышленность, электронику, портовое и  дорожное  строительство  и  т.д.  80%  капиталла  – инвестиции из  Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
            СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий  с иностранным  капиталом   на  сумму  $15 млрд., из которых  80%  -  из  Тайваня.  Основные  отрасли  инвестирования  –  электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
            СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов  с участием иностранного  капитала  в области нефтехимии, портовой  и  др.  инфраструктуры,  производства  одежды, обуви и электроники. Обем  иностранных инвестиций - $3,5  млрд.,  из  которых 95%  поступают   от  китайских   соотечественников   в   Гонконге,   Тайване, Сингапуре.
            СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий,  совокупный объем заявленных  инвестиций - $22,3 млрд.
            СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная  часть Шанхая)– 5405  проектов  в автомобилестроении,   электронике,    приборостроении,    телекоммуникациях,  высоких технологиях, энергетике  на сумму инвестиций $27,3 млрд. [5, с.56]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.