На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация как хозяйствующий субъект. Признаки и механизм функционирования предприятия в условиях рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     содержание

Введение

     Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
      Центральным звеном рыночной экономики, в котором  принимаются и осуществляются решения  об использовании ограниченного  количества благ с учётом обстоятельств  внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).
      В условиях рыночной экономики предприниматель  свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения  своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”. Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов. Именно поэтому выбранная тема является актуальной.
     В функционировании любой фирмы важное значение имеет финансово-экономический  анализ ее деятельности.
     Значение  анализа финансово-экономического состояния фирмы трудно переоценить, поскольку именно он является той  базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.
     Цель  работы – рассмотреть понятие  предприятия, ее место в рыночной экономике
      В соответствии с поставленной целью  работы рассматриваются следующие  задачи:
    Изучить понятие фирмы как экономическую категорию;
    Рассмотреть систему ценностей фирмы.
    Определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
    Оценить эффективности деятельности фирмы в современных условиях.
    Работа  состоит из введения трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Сущность и назначение предприятия в современных условиях

1.1. Понятие предприятия и его целевые установки

      Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.
      Фирма – это юридически оформленная  единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее  собственные интересы посредством  изготовления и реализации товаров  и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства [6, С.20-21].
      Предприятие – это хозяйственное звено  в рамках которого осуществляется соединения факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие  имеет собственные интересы и  является юридическим лицом, оно  – фирма. Если нет, значит, оно – часть фирмы [6, С.20-21].
      Таким образом, предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
      Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
      Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:
      увеличение объема продаж;
      достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка;
      увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;  
      увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
      увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
      изменение структуры капитала.
      Характер  целевых установок предприятия  определяется со стоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
      Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивания темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков.
      Второй  стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удорожание своей доли рынка, а рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.
      На  третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
      Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность [7, С.145].
      Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.

1.2. Система ценностей  предприятия в рыночной экономике

      Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.
      Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности [13, С.55].
      Персонал  и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары, и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1.).
      Создание  ценностей и есть основополагающая функция, предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, и в конечном счете увеличивать прибыль.  

      
      Рис. 1.1. Система ценностей фирмы 

      Основной  рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия [6, С.20-21].
      Конкурентное  преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия.
      В международной теории и практике, бизнеса различают три основных вида рыночной, стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер.
      Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта), либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 2).

      Рис. 1.2. Формирование конкурентного преимущества предприятия
      Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности [6, С.20-21].
      После того как конкурентная рыночная стратегия  определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.
      Первый этап планирования - анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, межнародные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
      Второй  этап планирования - оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.
      Третий  этап – выбор вариантов развития предприятия.
      Итак, экономические условия хозяйствования имеют важное значение для предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий. Что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения [12, С.312].
     Если  же предприятию приходится ежедневно  заботиться о своем выживании, напряженность  работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем  выше и доход. В настоящее время  актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к условиям рыночной экономики, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далее речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.

1.3. Общая стратегия фирмы в условиях рынка

     Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать  прибыль. Для достижения этой цели у  предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др [14, С.220].
     Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:
     1) защиту прав участников (учредителей);
     2) четкое разграничение ответственности  участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
     3) обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия; 
     4) создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия,  обеспечивающей соблюдение контрактных  обязательств;
     5) достижение прозрачности финансово  - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
     6) создание эффективного механизма  управления предприятием;
     7) использование предприятием рыночных  механизмов привлечения финансовых  средств;
     8) повышение квалификации работников  предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
     Основными направлениями стратегии фирмы  являются следующие:
     1) выявление и устранение нарушенных  прав акционеров (для акционерных  обществ);
     2) инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
     3) рыночная оценка активов предприятия;
     4) анализ положения предприятия  на рынке, его финансово - хозяйственной  деятельности и эффективности  управления предприятием;
     5) выработка стратегии развития  предприятия;
     6) подготовка и переподготовка  кадров.
     При определении положения предприятия  на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях  экономического развития отраслей и  регионов, направлениях государственной  политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
     По  результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия. [14, С.56]
     Выработка стратегии развития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективное распределение и  использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:
    регион или территория, на которую направлен сбыт продукции,
    доля рынка, которую предполагается занять;
    группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
    связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга; базовая ценовая стратегия;
    вид стратегии деятельности предприятия; квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
    возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

2. Анализ деятельности  предприятия

2.1. Общая характеристика  организации

    ЗАО «Логос» (в дальнейшем «Общество») представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
    Размер  уставного капитала составляет 1000000 рублей, в уставном капитале данного предприятия иностранного капитала нет.
    ЗАО «Логос» располагается в г. Набережные Челны и основным видом деятельности предприятия является строительная деятельность.
    Целью общества является извлечение прибыли  от разработки, реализации и внедрения  новых технологий и продукции  технического и технологического назначения.
    Что касается, предмета деятельности, то в  Уставе перечислено 27 направления, включающих практически все виды деятельности, которые могут осуществляться на территории Татарстана. Это, по-видимому, сделано с целью избежать различных юридических проблем и волокит, которые имеют место при внесении изменений в Устав, в случае изменения направлений деятельности объединения в будущем.
    На  расчетный ЗАО «Логос» поступают  следующие денежные средства: оплата за арендуемые помещения, средства от продажи площадей, денежные переводы от других предприятий. В свою очередь с него снимаются денежные средства на оплату счетов, за расчетно-кассовое обслуживание банком, отчисления в бюджет, в фонды социального обеспечения.
    В целом кадровая политика на предприятии характеризуется достаточно стабильным движением персонала.
    В отделе финансового управления 10 сотрудников: коммерческий директор, диспетчер, 2 бухгалтера, главный бухгалтер, юрист-делопроизводитель и главный юрист, прораб и другие работники.
      Применение  компьютерных систем обработки данных облегчает деятельность финансового  аппарата, позволяет оперативно получать, передавать и обновлять информацию.
    Правоустанавливающими документами в данной организации  являются: Устав, учредительный договор, постановление администрации об открытии предприятия, свидетельство о постановке в налоговом органе, информационное письмо из Госкомстата, также свидетельство о постановке в фондах.
    Внутренними документами являются: первичные  документы (счета-фактуры, платежные поручения, выписки, расходно-приходные кассовые ордера).
Исходя  из условий деятельности в 2006 году и в связи с изменением законодательных и иных нормативных актов, разработкой новых способов ведения учета, утверждена новая учетная политика.
    Методы  формирования ресурсов в ЗАО «Логос»:
    Уставный  капитал предприятия формируется  в зависимости от типа предприятия. В рыночных условиях УК - это сумма  вкладов учредителей для обеспечения  жизнедеятельности предприятия.  УК составляет 1млн.рублей.
    Добавочный   капитал   суммы, образующиеся в  результате  изменений  стоимости  имущества при его переоценке; другие поступления в собственный капитал предприятия.
    Добавочный  капитал в ЗАО «Логос» составляет 26 000 тыс.рублей.
Прибыль от реализации образуется в результате выручки от реализации за минусом затрат, связанных с производством этой продукции. За счет этой прибыли выплачиваются все налоги предприятия и у предприятия остается чистая прибыль (ЧП), которая может быть использована и направлена в фонд накопления и служит основой для покупки оборудования, расширения производства и другой части использования на потребления, т.е. на з/п. и другие индивидуальные выплаты. И составляет 6 397 тыс.рублей. По сравнению с прошлым годом Валовая прибыль возросла, так как за аналогичный период прошлого года валовая прибыль была равна «0».
    Амортизационные отчисления – это постепенное  перенесение стоимости ОПФ на с/с продукции в денежном выражении, поступления формируются как  часть с/с ГП и являются собственными средствами предприятия для воспроизводства в натуральной форме выбывающих из производства используемых ОФ
    В ЗАО «Логос» амортизация начисляется  линейным способом. На данном предприятии  не создаются резервы. Нет фонда  накопления.
    Кредиты – поступления формируются на договорной основе, с учетом платности, возвратности и срочности получаемых ресурсов.
    В ЗАО «Логос» имеются некоторые обязательства. Сумма последнего взятого обязательства (кредита) составляет 22000000 рублей, что соответствует 43% балансовой стоимости активов ЗАО «Логос». Кредит в размере 22000000 рублей, на срок 3 года, с уплатой процентов 20% годовых с периодичностью раз в месяц. Сумма ежемесячных выплат составляет 1700000 руб. Кредит предоставлен для целевого использования: пополнение оборотных средств.
    Также кредит на сумму 1 500 000; под 15 % годовых; ежемесячные платежи 125 000 рублей.  ЗАО «Логос» кредиты погашает ежемесячно и в срок.
      На предприятии оборотные средства идут на зарплату, текущие расходы, коммунальные платежи, налоги, расширение площадей, представительные расходы.

2.2. Структура баланса  организации, особенности  формирования его   показателей

    Для данного предприятия ЗАО «Логос»  были рассчитаны удельные веса каждой статьи баланса за два периода:  2003 и 2006 года.
    Таблица 2.1.
    Структура баланса, тыс. руб.
Баланс  предприятия Абс. показатель 2006г Удельный вес, % Абс. показатель 2007г Удельный вес, % Процент прироста, %
АКТИВ          
Денежные  средства 1 0,002 1 0,0019 -0,0001
НДС по приобретенным ценностям 7918 16,15 7546 14,672 -1,478
Дебиторская задолженность 1492 3,044 893 1,7363 -1,3077
Краткосрочные финансовые вложения 67 0,137 0 0 -0,137
Товарно-материальные средства 0 0 0 0 0
Оборотные средства, всего 9478 19,34 8440 16,41 -2,93
Основные  средства 0 0 27084 52,66 52,66
Незавершенное строительство 39535 80,66 15907 30,928 -49,732
Внеоборотнае  активы, всего 39535 80,66 42992 83,59 2,93
Активы, всего 49013 100 51432 100 -
ПАССИВ          
Займы и кредиты 0 0 1000 1,9443 1,9443
Кредиторская  задолженность 21980 44,85 20705 40,257 -4,593
Краткосрочные задолженности, всего 21980 44,85 21705 42,201 -2,649
Долгосрочные  задолженности, всего 0 0 0 0  
УК 10 0,02 10 0,0194 -0,006
Добавочный  капитал 26000 53,05 26000 50,552 -2,498
Нераспределенная  прибыль 1023 2,087 3717 7,227 5,14
Собственный капитал, всего 27033 55,15 29727 57,799 2,649
Пассивы, всего 49013 - 51432 - -
    Из  таблицы видно, что по сравнению  с 2006 г. удельный вес большинства статьей незначительно понизился, это произошло из-за повышения в 2007 г. валюты баланса. Произошло уменьшение «Незавершенного строительства» приблизительно на 50% и как следствие появление в балансе статьи  «Основные Средства».
    В составе имущества оборотные  активы уменьшились на 1038 тыс.руб. или 2,93%. Уменьшение произошло за счет:
    - дебиторской  задолженности на 599 тыс.руб. или 1,3%;
    - краткосрочных  финансовых вложений на 67 тыс.руб. 
    В 2007году нет статьи «Краткосрочные финансовые вложения».
    Несмотря  на уменьшение дебиторской задолженности  в 2007г, наблюдается рост дебиторской задолженности в части  сумм выданных покупателям и заказчиком, и составляет на отчетную дату 744 тыс. руб.
    Финансово-хозяйственная  деятельность общества осуществляется на 57,7% за счет собственных средств  и на 42,3% за счет заемных средств. За отчетный период уменьшение заемных  средств составило около 3%.
    Рост  собственного капитала на 2% связан с  получением прибыли в отчетном периоде  от деятельности компании в сумме 3717 тыс. рублей.
    В структуре заемного капитала долгосрочные кредиты отсутствуют,  краткосрочные  кредиты банков увеличились на 1000 тыс.рублей, краткосрочные займы уменьшилась с 44,85% до 40,3% .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.