На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Роль транспорта в экономической безопасности РФ

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль  транспорта в обеспечении  экономической безопасности
     В Российской Федерации, как и в  других развитых странах, транспорт  является одной из крупнейших базовых  отраслей хозяйства, важнейшей составной  частью производственной и социальной инфраструктуры.
     Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Именно поэтому нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.
     Выгодное  географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
     О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 году - 27 процентов), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 году - 8 процентов), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2006 году - 10,4 процента) и в численности занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.
     Все эти обстоятельства позволяют отнести  транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.
     Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
     Доступ  к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
     Объемные  характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.
     Географическая  и технологическая доступность  транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.
     Стоимостные характеристики перевозок любой  продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
     Скорость  транспортного сообщения влияет на эффективность экономических  связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
     Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
     Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей,
необходимых для поддержания непрерывности  производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных  средств и затраты на хранение грузов.
     Роль  транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
     Таким образом, транспорт является одной  из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
     Железнодорожный транспорт России - одна из ведущих  составных частей транспортной инфраструктуры национальной экономики, имеющая определяющее значение для обеспечения хозяйственных связей и платежеспособного спроса граждан на перевозки. В условиях реформирования экономики, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей бесперебойная работа железнодорожного транспорта важна, как никогда, и рассматривается в качестве одного из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране и обеспечения ее экономической безопасности.
     Приведенные данные свидетельствуют о том, что  доля железных дорог в системе транспорта общего пользования по грузообороту составляет 40%. С учетом того что цены на продукцию других отраслей стали свободными, железнодорожные тарифы превратились в важнейший макроэкономический регулятор в руках государства. Из общего объема пассажирооборота доля железнодорожного транспорта оценивается в 42%. Обеспечивая такие масштабы пассажирских перевозок при регламентированном уровне тарифов с убыточностью до 50-60%, железнодорожный транспорт фактически выполняет роль одного из стабилизаторов социального положения в стране. 

     Таким образом, основное отличие транспортного комплекса России от
большинства стран мира заключается в ведущей  роли магистральных железных дорог в обслуживании реального сектора экономики. Это определяет роль и значение железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях действия неблагоприятных макроэкономических факторов и усиления конкуренции на сузившемся рынке грузовых перевозок железнодорожный транспорт обеспечил устойчивое удовлетворение спроса на перевозки и способствовал подъему экономики в 1999-2002 гг., в том числе льготными условиями стимулирования материального производства.
     В аспекте обеспечения национальной экономической безопасности важна оценка роли железнодорожного транспорта в устойчивом функционировании стратегических отраслей материального производства, которое нуждается в перевозках собственной продукции.
     Результаты  данной оценки позволяют сделать  следующие выводы.
     1. Железнодорожный транспорт осуществляет  основной объем перевозок (коэффициент перевозимости по основным грузам более 60%) в системообразующих, стратегически важных отраслях, среди которых - угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и переработка черных металлов, производство минеральных, строительных и других материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса и непосредственно влияют на национальную экономическую безопасность. Вместе с тем снижение эффективности деятельности данных отраслей материального производства отрицательно сказывается на показателях железнодорожного транспорта, и прежде всего его финансовой устойчивости.
     2. Ряд отраслей использует железнодорожный  транспорт в качестве основного перевозчика продукции, хотя в объеме его перевозок составляют незначительную величину (например, пищевая промышленность). Однако и в этом случае железнодорожный транспорт существенно влияет на обеспечение функционально-отраслевых составляющих национальной экономической безопасности, например продовольственной.
С позиций экономической  безопасности безусловный интерес  представляет сравнительный уровень затрат на перевозки различными видами транспорта, в частности показатель фондоемкости транспортной продукции. Несмотря на спад перевозок и снижение в связи с этим уровня использования постоянных сооружений и устройств, стоимость которых на железных дорогах составляет более 60% основных фондов, этот показатель на железнодорожном транспорте, как правило, ниже, чем на других видах транспорта. Средняя фондоемкость единицы приведенной работы на железнодорожном транспорте почти в 1,5 раза меньше, чем на автомобильном (без учета затрат на содержание дорог) и магистральном трубопроводном, в 2,1 раза меньше, чем на внутреннем водном, в 2,7 раза меньше, чем на воздушном.
     По уровню экономичности грузовых перевозок железнодорожный транспорт уступает только морскому. Этот вид транспорта в условиях России нельзя считать конкурирующим с железнодорожным во внутригосударственных перевозках. Однако его влияние на объемы межконтинентальных, например Юго-Восточная Азия – Европа, и межрегиональных перевозок усиливается в том числе из-за низкой затратности морских перевозок.
Тем не менее в настоящее время в  отрасли разрабатываются стратегические планы геополитического значения, составляющие конкуренцию морскому транспорту. Один из них - план строительства Транскорейского железнодорожного перехода с выходом на Транссиб.
При заинтересованности Китая и Японии этот проект смог бы способствовать развитию инфраструктуры Дальневосточного региона, создать дополнительную и необходимую для этого направления загрузку мощностей железнодорожного транспорта (98% грузопотока из Южной Кореи в Западную Европу уходит морем), а также обеспечить валютные поступления в государственные и местные бюджеты.
     Таким образом, железнодорожный транспорт  обеспечивает устойчивое
развитие  материального производства, повышение  эффективности использования ресурсов, сокращение из-за уменьшения транспортной составляющей удельных затрат в стоимости продукции, рост подвижности и решение других социальных задач. В то же время неразвитость транспортного сообщения приводит к существенным потерям в народном хозяйстве. По оценкам экспертов, общественный экономический эффект от увеличения обеспеченности территорий железными и автомобильными дорогами в 8-10 раз превосходит эффект на транспорте. Следовательно, оценка внетранспортного эффекта как интегрированного результата сопряженных эффектов, полученных в различных социально-экономических сферах общества, требует обязательного учета при рассмотрении роли железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности страны.
     В сфере транспорта в России в последние  годы была проведена необходимая  модернизация инфраструктуры, что позволило  удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.
     Россия  располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура  ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.
     Транспортный  комплекс - это крупная многоотраслевая  сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного и городского. На транспорте занято более 4 млн работающих, стоимость его основных производственных фондов составляет порядка 14,5% стоимости фондов страны, а удельный вес транспорта в ВВП России, по оценкам Госкомстата России, в 2001 г. был равен 8,4%. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет примерно 15-20%, достигая по некоторым грузам с учетом региональных особенностей 50% и более. 

Распределение долей рынка между видами транспорта, %: 

- Железнодорожный  = 41% грузов; 27% пассажиров. 

- Автомобильный  = 21% грузов; 71% пассажиров. 

- Трубопроводный = 33% грузов. 

- Морской  = 1% грузов; 0,015 пассажиров. 

- Внутренний  водный = 4% грузов; 1% пассажиров. 

- Воздушный  = 0,03% грузов; 1% пассажиров. 

     Протяженность путей сообщения транспортной системы России составила 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.
     Ежесуточно  по этим транспортным коммуникациям  всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза.
     Объем перевозок грузов в 2000 - 2009 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1 процента (транспортом общего пользования - на 23,9 процента). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4 процента).
     На  рост объема грузоперевозок оказали  влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих  отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.
     Важное  место в транспортной системе  занимают железные дороги.
       На автомобильный транспорт приходится 47,4 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.