На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятия и предмет римского права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗАВАНИЕ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
                                           КАЗАХСТАН  

     ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕМИДА
     Кафедра граждан инвестиционного права
     Дисциплина  Римское право

                                                      Реферат

       На  тему: “ ПОНЯТИЯ И предмет римского права.

 
 
 
 
     Выполнил: Студент группы  Ю-11
     Старжинский Сергей Владимирович
     Проверила: Ненахова О.В 
 
 
 
 
 
 
 

                                               КАРАГАНДА 2011.
 

Введение. 

     Римское право, как и римская  республиканская  государственность, принадлежит к  тем культурным, политическим и юридическим  ценностям, которые  появились на свет в нашем общем  европейском доме около двух с половиной  тысяч лет тому назад. По меткому  выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных  условий и конфликтов общества, в котором  господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.
     Эти особенности римского права способствовали его рецепции в  Средние века и  в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.
     Действительно, римское право  пережило своего создателя  – античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например,  послужило одним из источников образцового свода законов – Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).
     Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться  в судах, переходит  в местные и  национальные законодательства. Совершается то, что  носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.
     Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под  знаком римского права, его материальное действие не исчезло  и теперь: все самое  ценное из него перелито в параграфы и  статьи современных  кодексов многих государств мира и действует  под именем этих последних.
 

      Понятия и предмет римского права.

     Под термином “римское право” (jus romanum) понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565г. н.э.)1.

     Римское государство существовало полных 13 веков (от VIII в. до н.э. до VI в. н.э.). Право римского государства из небольшой, неразвитой скотоводческо-аграрной общины трансформировалось в правовой порядок Римской империи, основывающийся на "чистой частной собственности" (Ф. Энгельс).
     Предмет римского права. Исходя из принципов исторического  материализма в качестве предмета римского права, системно рассматриваются элементы истории римского государства, источников римского права и элементы институтов римского права (правовые установления частного права во время существованиям Рима). Таким образом, на основе конкретного исторического материала и в зависимости от общественно-экономических отношений в Риме рассматриваются сферы государственного устройства, источников права, развития правовых отношений и все другие сферы правовой жизни.
     Программа преподавания не охватывает философские объяснения и идеологические положения римских  юристов о государстве  и праве. Древние  римские юристы определяли государство как  “res publica” – организацию, существующую для защиты всех жителей, а право - как “ars boni et aequi” (Д.1.1.1.1) – искусство добра и справедливости. Так, Ульпиан приводит три основных требования права: "живи честно, не вреди другому, воздай каждому свое". По этому поводу некоторые пишут, что достаточно ввести в жизнь содержание этого отрывка, и жизнь отдельных людей и целых народов будет счастливой под господством такого права, как римское. Но возникает вопрос: кто, же и когда воплотит в жизнь данную формулу? Такая позиция римских юристов не означала, что римское государство и римское право не были классовыми категориями. Напротив, они отвечали моральным представлениям господствующего класса и защищали его интересы. Мораль и устремления подчиненного класса были противоположны морали и устремлениям господствующего класса. Поэтому в глазах подчиненного класса и некоторых рабовладельцев наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью, точнее, инструментом классового насилия. Очевиден крайне сложный и противоречивый характер прогресса права.
     Изложение нашего материала  охватывает вопросы, касающиеся источников римского права, на основе фактов общественно-экономического развития Рима. Именно в таком ключе  и предстаёт материя, которую римские  юристы обозначили как  jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право). Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает выдающийся юрист своего времени Ульпиан: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц”. Западноевропейские и русские романисты (специалисты в области римского права) истолковывают классификацию Ульпиана в том смысле, что в ее основание положено разграничение интересов (см. рис. 1).
     Публичное право (jus publicum) включало в себя "святыни, служение жрецов и положение магистров" и непосредственно охраняло интересы государства и его органов. Оно определяло компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировало при помощи императивных норм взимание налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказания полагаются за них. К публичному праву, исходя из современной правовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, земельное, уголовное, судебное, военное, а также международное право.
     Частное право (jus privatum) содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими и юридическими лицами и защищало интересы частных лиц при помощи диспозитивных норм. Сюда принято относить: право собственности и другие вещные правоотношения; обязательства, выраженные в договорах; семейные отношения; право наследования. В соответствии с современной правовой систематикой к jus privatum отнесем гражданское право и процесс, семейное право, торговое (коммерческое), наследственное право, международное частное право, а это и есть вся цивилистика.
     Отметим, что деление права  на публичное и  частное получило широкое признание  как в мировой  юриспруденции, так  явилось основным и в национальных правовых системах современности.
     Однако  современной юридической  наукой выработаны более  строгие критерии для разграничения  публичного и частного права. Из таких критериев  наиболее существенное значение имеют следующие  два, выделенные одной  из отраслей юридических  знаний – аналитической  юриспруденцией2.
     Во-первых, для публичного права  характерны отношения "власть-подчинение", для частного права  – отношения юридического равенства субъектов.
     Во-вторых, публичное право  построено на принципе субординации, частное  право – на принципе координации воли и интересов участников отношений.
     Итак, частное право (jus privatum) в Древнем Риме состояло из следующих элементов (см. рис.2):
    Jus civile (цивильное право) – это собственное право всех жителей римской общины (по-другому цивильное право называлось квиритским правом – jus quiritium – то право, которое распространялось на всех коренных жителей Рима, квиритов).
    Jus praetorium (преторское право) – право, творимое претором – высшим должностным лицом – для дополнения и исправления цивильного права в “целях общественной пользы” (должность городского претора, ведавшего делами правосудия, была учреждена в 367 году до н.э.).
    Jus gentium (право народов) – служившее для регулирования отношений между перегринами (иностранцами), а также перегринами и римлянами и творимое претором перегринов (должность перегринского претора учреждена в 242 году до н.э., и претор перегринов, или иностранцев, получил такие же полномочия, какие имел городской претор, с той разницей, что юрисдикция претора перегринов распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и римлянами). Массив этой системы сложился из общих норм и принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных наций, высококультурных народов древности: греков, финикийцев, египтян, евреев и др. Но право народов не было иностранным, оно было правом римским.
     В свою очередь, эти  три элемента (jus civile, jus praetorium, jus gentium) составляли три исторические правовые системы Древнего Рима.
     Таким образом, гражданскому праву в Риме (в  современном смысле) более или менее  соответствовала  совокупность всех трех названных систем – цивильного права, права народов  и преторского  права. В качестве единого термина  для всей этой совокупности более подходящим является jus privatum (частное право).
     Между частным и публичным  правом существовала органическая связь: так как деятельность римских юристов  и магистратов  протекала в рамках публично-правовых установлений, и в итоге публичное  право составляло не только фон, но и  основу, на которой  строилось и развивалось  частное право. В  наших же лекциях  мы намерены уделить  основное внимание римскому частному праву, т.к. в научной литературе по романистике принято  считать, что по сравнению  с публичным правом частное право  представляет собой  более ценный массив римского права: оно  более развито  и до тончайших  деталей приспособлено  к регулированию  отношений, возникающих  из форм товаропроизводства и товарооборота, что очень актуально  для современной  России, пытающейся вписаться в цивилизованную рыночную экономику. Из этого вовсе  не следует, что мы будем пренебрегать положениями публичного права – мы будем  к нему, так или иначе обращаться на протяжении всего курса. Но, так как основные положения публичного права излагаются в курсе “История государства и права”, а также во избежание дублирования материала, акцентируем наше внимание на вопросах частного права.
     В заключение о периодизации. История Западной Римской империи  насчитывает около 1200 лет. Начальной датой  принято считать  год основания  Рима – 753 год до н.э. Конечной датой – 476 год, когда римская  империя была завоевана  германскими племенами, или 565 год – дату смерти императора Юстиниана.
     С достаточной точностью  трудно провести какую-либо одну периодизацию, ведь достоверно известно только, когда было начало, и когда наступил конец, т.е. время возникновения и время исчезновения римского рабовладельческого общества, римского государства и римского права. И все же для удобства пользования и лучшего усвоения можно рассмотреть приведенную ниже периодизацию истории римского государства и римского права.
     В истории римского государства различают  следующие периоды3 (см. рис. 3): период царей – VIII-VI вв. до н.э., период республики – V-I вв. до н.э. (ранняя республика – V-III вв. до н.э. и поздняя – II-I века до н.э.); период империи – I-V вв. н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат – I-III века н.э. и доминат – IV-середина VI века н.э.). История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права - свою, не всегда совпадавшую с периодизацией римского государства.
     Историю римского права принято  делить на периоды4 (см. рис. 4): древнего римского права – jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора – 753-242 гг. до н.э.); классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы – от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана – от 212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.

                                      

                      предмет римского права.

 
Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что  он с недоверчивостью  принимается за изображение  предмета, глубоко  изученного многими  учеными, юрисконсультами  и наполнившего собой  обширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день.
Прежде  всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначается право античного  Рима, право Римского государства рабовладельческой  формации.
По  одному известному выражению, римляне “трижды  покоряли мир”. Первый раз легионами, второй - христианством, третий раз - правом.
Возведенное в ранг “писаного  разума” (ratio scripta) римское  право классического  периода было широко воспринято феодальными  государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит  в основе многих институтов буржуазного права.
В массе конкретных отношений, возникавших  между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные  формы. Соответственно с тем общее, абстрактное  выражение получили и те правовые нормы, те правовые институты, которые служили  урегулированию этих отношений.
На  определенном этапе  развития место конкретного  лица - римского гражданина, вольноотпущенника, иностранца и т. д. - занимает просто “собственник”, просто “товаровладелец”, абстрактная личность, выступающая как  одна из сторон правоотношения. Точно так же товар  или услуга, которые  являются объектом и  целью правоотношения, утрачивают свой специфический  характер, приобретенный  в прошлый период (земля  частная, земля коллективная, вещи, принадлежащие  свободному, вещираба - пекулианта и т. д. ). Они становятся частной  собственностью и  только. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Раньше всего сказался высокий уровень  товарных отношений, достигнутый Римом  в периоды поздней  республики и принципата. Одним из его последствий, как мы уже знаем, было стирание различий между категориями  свободного населения  империи. Не меньшее  значение имел “всесветный” характер самой империи, породивший потребность  “примирения” многих и различных правовых систем, исторически  возникших и существовавших в завоеванных  странах, и прежде всего в Греции, Египте, Сирии и  др. Римские юристы имели возможность  воспользоваться  результатами правового  развития культурных национальных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось  праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Павел, Лабеон, Цельс  и многие другие. Ко всему этому  добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - и мы получим  ответ на вопрос, почему римское право перешагнуло за рамки своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического значения. 
 
    1. Римское право в период ранней республики 
    Законы XII таблиц

1. Первая римская  кодификация права  восходит к середине V столетия до н.  э. Она получила  название “Законов XII таблиц”. В течение  многих веков они  считались в Риме  основным источником  права - публичного  и частного (fons omnis publici privatique juris). Свое название  Законы получили  в связи с тем,  что были написаны  на 12 деревянных досках, выставлявшихся на  городской площади.  Никто поэтому  не мог “отговариваться  незнанием закона”.  По некоторым сведениям,  от всякого вступающего  в ряды Граждан  юноши требовалось  знание законов  наизусть. Считалось,  что без этого  нельзя выполнять  обязанности гражданина, в особенности  судейские. Законы XII таблиц были в  своей основе записью  обычного права.  Больше всего в  ней нуждались  плебеи (для защиты  от произвола патрицианских  судей). Кодификация  права была для  них этапом в  борьбе за уравнение  с патрициями. Сами  законы до нас  не дошли. Они  известны лишь  в отрывках, которые  сохранились в  сочинениях древних  авторов, в особенности  юристов, -Цицерона, Ульпиана, Гая и  др. Среди этих  источников особое  место занимает  сочинение юриста II века н. э. Гая,  автора“Институций” - учебника для римских  юридических школ. Его случайно обнаружил  историк Нибур  в 1816 году в  итальянском городе  Вероне. “Институций”  Гая были найдены  под текстом сочинения  богословского содержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул  чернильницу и,  стирая на рукописи  пятно, обнаружил  сочинение Гая.
От  слова “цивитас”, что значит “город”, “городская община”, право Таблиц называли “цивильным”, то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова “квирит” (как  любили называть себя сами римляне в  честь бога войны  Януса Квирина) - “квиритским”. От “цивитас” происходит доныне существующий термин “цивилистика”, означающий “гражданское право”, совокупность институтов, служащих регулированию имущественных  отношений.
2. Примечательной чертой  Законов XII таблиц  было четко проведенное  разделение вещей  на две категории.  К первой принадлежали  главным образом  земля, рабы, рабочий  скот. Ко второй - все остальные  вещи. Практическое  значение такого  разделения обнаруживалось  в способе отчуждения  вещей; при их  продаже, дарении  ипр. Именно по  этому признаку  определилось и  само название  указанных категорий.  Первая называлась res mancipi (рес  манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек  манципи).
Отчуждение  земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в  строго установленной  форме. Она называлась mancipatio (манципация). Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление  о собственности  шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”. Манципация производилась следующим  образом. Продавец и  покупатель (если взять  наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой  купленной им вещи (“хватал раба”), говоря при этом: “Я утверждаю по праву квиритов, что этот.... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь”. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный  слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно  сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели  чеканить монету и  металл переходил  из рук в руки в  виде слитков определенного  веса. Из этого можно  заключить, что обычай манципации много  древнее Законов XII таблиц, знающих уже  и денежный штраф.
Пропуск слова в формуле  покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями  для признания  сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Здесь выступает перед  нами строгий юридический  формализм, красной  нитью проходящий через все законодательство Таблиц. Присутствие  свидетелей, как и  все другие условия  манципации, - дань традиции. Они играли двоякую  роль. Запоминая самый  факт сделки и ее условия, свидетели  обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это  требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они  были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что  касалось сделок с  землей, рабами, рабочим  скотом. Ее права  легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а  затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) - общее  поле. Коллективным было на первых порах  и рабовладение. Такой  вид собственности, который принято  называть античной, возникает благодаря  объединению - путем  договора или завоевания - нескольких племен, избирающих местом поселения  один из родовых поселков. Непременным атрибутом  античной собственности  является рабство. Движимая, а впоследствии и  недвижимая частная  собственность развивается  в данных условиях как отклоняющаяся  от нормы и подчиненная  общинной собственности  форма. Античная собственность - это “совместная  частная собственность  активных граждан  государства, вынужденных  перед лицом рабов  сохранять эту  естественно возникшую  форму ассоциации”. Античная собственность  имела форму государственной  собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная  собственность появляется у римлян, как и  у всех древних  народов, лишь вместе с движимой собственностью. Каждая римская семья  получала участок  для обработки. Когда  его не хватало, прибегали  к дозволенному “захвату”  никем не обрабатываемой целины. Спустя два  года участок становился законным владением. Часто спрашивают, почему в число  “рес манципи” не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они  весьма рано перешли  в частную собственность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией  пользования орудиями, с которой начинается процесс возникновения  частной собственности; во-вторых, сравнительной  несложностью и доступностью указанных орудий. Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается  общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое  распоряжение ею принадлежит  частному лицу. То же следует сказать  о рабах и рабочем скоте. Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: “вещи, не нуждающиеся в манципации” - “рее нек манципи”.
3. Долговое рабство,  узаконенное ХП  таблицами, отмечалось  крайней суровостью. Договор займа,  по которому средством  обеспечения являлись  “мясо и кровь”  должника, назывался  в Риме nexurn - (нексум) “кабала”. По способу  заключения нексум  походил на манципацию (свидетели,  медь, формула). При  просрочке платежа  кредитор, пользуясь  дозволением суда, “налагал на должника  руку”, .что означало  заточение в оковах. Помещенный в подвал  дома кредитора  должник трижды  выводился на городскую  площадь вымаливать  помощь друзей  и родственников.  “В третий базарный  день должники  предавались смертной  казни или поступали  в продажу за  границу”, что означало  рабство.
Когда у должника оказывалось  несколько кредиторов, закон предписывал: “Пусть разрубят должника на части” (но чаще всего  применялась продажа  в рабство. Признавалось вместе с тем, что  по выплате долга  гражданин возвращал  себе свободное состояние).
Долговое  рабство больше всего  угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям  род и курия. Ликвидация долгового рабства  стала вопросом острой борьбы.
Римский историк Тит Ливии  рассказывает, что  как-то кредитор вывел  на площадь старого  воина-центуриона, “истощенного от бедности и худобы”, в рубище. Оказалось, что разорение  постигло его от войны, податей, непосильных  процентов. Должник  показал обезображенную побоями спину. “Видя  и слыша это, народ  поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются  на улицу, умоляя квиритов о защите”. Правящая верхушка Рима пошла  на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет  после реформы  Солона) долговое рабство  было уничтожено и  в Риме (законПетелия). С этого времени  ответственность  должника ограничивается его имуществом. 4. Семейные отношения  по Законам ХП таблиц характеризуются  ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под  крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной  и той же фамилии, агнатами. Имущество  семьи считалось  ее коллективной собственностью, но распоряжаться  им мог только “отец  семейства” -paterfamilias. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда  их не оказывалось, наследовали  ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья  и т. д. ), которых  также считали  агнатами, хотя и  дальними (братья некоторое  время до смерти отца жили под одной  крышей).
Дочь  переходила в дом  своего мужа, подпадая под власть его  самого и его отца, если последний был  еще жив. По отношению  к своему родному  отцу и своей старой семье вообще она  когнатка, кровная  родственница, но и  только. Прав на наследство в своей кровной  семье она, а также  ее дети и внуки  не имели. Имущественная  правоспособность наступала  для римского гражданина нередко много  позже политической - не ранее смерти отца.
Существовала  одна возможность  для освобождения сына при жизни  отца - через троекратную  продажу в рабство. После третьей  продажи сын становился свободным. По отношению  к своей семье  он делался когнатом, лишенным, как и  замужняя дочь, права  наследования. Жена так же, как и  другие домочадцы, была во власти paterfamilias, своего мужа. Сама форма  брака была для  нее хотяк традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в  формеманципации). Некоторое  равенство давал  ей только брак без  формальностей - “сине  ману” (eme manu), без  “наложения руки”. Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактом простогосожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности.
Брак  этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в  течение года в  доме мужа, жена автоматически  подпадала под  его власть - по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила  вне дома - давность таким образом  прерывалась.
Происхождение брака “сине ману”  не вполне ясно. Возможно, что первоначально  это была некоторая  юридически неполноценная  разновидность брака  между патрициями и плебеями, которым  “правильный брак”  был разрешен только после издания  закона Канулея (445 г. до н. э. ). Поскольку  издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке  “сине ману” жена приносила приданое (в  “правильном” браке  все ее имущество  было собственностью мужа). В случае развода  оно возвращалось. Законы XII таблиц разрешают  наследование по завещанию, но ограничивают его  рядом условий. Лишая  наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать  его. Это решение  могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось  в ранний период республики в утверждении  народного собрания.
5. Уголовно-правовые  постановления Законов  XII таблиц отличаются  крайней суровостью. Смертной казнью  наказывается всякий, кто посмеет потравить  или собрать урожай  “с обработанного  плугом поля”.  Поджигатель дома  или хлеба, если  он действовал  преднамеренно, заключается  в оковы, подвергается  бичеванию, за  которым следует  смерть. Всякий вправе  убить на месте  преступления ночного  вора или вора, захваченного с  оружием вруках. Дневной  вор, застигнутый  на месте преступления, подлежал физическому  наказанию, а затем  выдавался потерпевшему (обращение  в рабство). Законы XII таблиц рассматривают  похищение чужого  имущества не столько  как преступление, затрагивающее интересы  Всего государства,  сколько как действие, наносящее частныйимущественный  вред. Не исключено,  что в какое-то  более раннее время  всякое воровство  искупалось штрафом.  Точно так же  не преступлением,  а деликтом считались  оскорбление, побои  и членовредительство. Все они компенсировались  штрафом. О государственных  преступлениях Законы XII таблиц говорят  сравнительно немного:  устанавливается  неправомерность  и наказуемость  ночных сборищ, подстрекательства  врага к нападению  на Рим, нарушения  постановлений, касающихся  общественного порядка,  взяточничества судей  и др. Об умышленном  убийстве не упоминается  вовсе, во всяком  случае в тех  отрывках, которые  до нас дошли.  Объясняется это,  по-видимому, тем,  что меры наказания,  следуемые за него, не вызывали сомнений (смертная  казнь). Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего было окончательным.
Преступления  раба рассматривались  судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный  к смерти, он, по обычаю, сбрасывался сТарпейской  скалы. 6. Необыкновенно  строгим формализмом  проникнуты правила  разрешения имущественных  споров, составляющие в своей совокупности гражданский процесс. Наиболее известная  из его форм - так  называемый легисакционный процесс предусматривал сложную процедуру. Истец являлся  к претору и  делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался  самим истцом. Ему  дозволялось применить  силу. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем  ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о  земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем  формулы (каждая для  данного случая). Тот, кто сбился или  ошибся, автоматически  проигрывал дело.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.