На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное учреждение образования
«Минский  областной институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии

дошкольного и начального образования

 
 
 
 
 
 
ИГРА  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
 У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Реферат 

                                                                  Исполнитель:
                                                               воспитатель
                                                                             ГУО «Ясли-сад №21
                                                                              «Вяселка» г. Жодино»
                                                                       Ткачева Елена
                                                                   Николаевна

                                                                          Руководитель:

                                                                              Князева Татьяна

                                                                            Константиновна

   

                                                         Минск  2011

 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

     .
     ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3                                                                                                                                                          
 

    Основные  характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5
 
    Особенности  памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11 
    Система работы по расширению объема памяти………………… 14
 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21 

     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
     ВВЕДЕНИЕ 

     Память  лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  памяти, ее совершенствованию, человек  выделился из животного царства  и достиг тех высот, на которых  он сейчас находится [11, с.78].
     Проявляется память в закреплении, сохранении и  последующем воспроизведением человеком  того, то уже было зафиксировано  в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно  расширять круг своих знаний и  пользоваться ими по мере надобности.
     Память  является основным условием успешного  обучения и воспитания учащихся.  В то же время, и сама развивается  в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее невозможна никакая  деятельность. И.М.Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и  восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека проблемы с памятью, возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут  поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В  отдельных же случаях при распаде  памяти наступает и распад личности [7, с.110].
              Проблеме памяти посвящено немало  исследований   Л.С.Выготского, И.М.Сеченов,  Л.В.Занкова, Г.М. Дульнева, Х.С.  Замского, Б.И.Пинского, И.В.Беляковой,  В. А.Сумароковой и других  ученых. Ими  обсуждались вопросы функционирования  памяти и механизмы ее нарушений.  Изучались полнота, точность и  прочность произвольного и непроизвольного  запоминания, зависимость запоминания  от задачи, характера материала,  от индивидуальных особенностей  и пр.[8, с.68].
     Актуальность  данной проблемы заключается в том, что  память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей  старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.
              Память имеет огромное значение  в жизни людей, и его трудно  переоценить. Без памяти мы  были бы существами мгновения.  Наше прошлое было бы мертво  для будущего.  Настоящее, по  мере его протекания, безвозвратно  исчезло бы в прошлом [2, с.302]. 
 

    Основные  характеристики памяти  как специфического психического процесса.
 
          Память это психический процесс, обеспечивающий накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение, говорит, что память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это — совокупность процессов, которые обеспечивают познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта [5, с.191].
     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, которыми обладает он,  не располагает никакое другое живое  существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение  жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих  свойств. Вторая выступает в форме  способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как  в самом организме, нигде сохраняться  не может и исчезает вместе с его  уходом из жизни. Возможности для  запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут  помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [5, с.204].
     У человека есть речь как мощное средство запоминания. Способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии  совершенствовать эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы [5, с.205].
     Память  лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт  познания ощущения и восприятия будут  переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными.
     Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек  превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент [5, с.174].
              Выделяются следующие  процессы памяти:
     Запоминание (запечатление) начинается со стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации), т.е. обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания её с уже приобретенным раннее знанием.
     Сохранение  это накопление материала в памяти. Осуществляется по-разному в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые  сохраняются в эпизодической памяти.
     В памяти информация может быть организована следующим образом:
     – пространственная организация, лежащая  в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и  «опорные точки» в физическом пространстве);
     – ассоциативная организация –  группировка элементов с какими-либо общими признаками;
     – иерархическая организация (каждый элемент информации относится к  определенному уровню в зависимости  от того, какой категории – более  общей или более частной – он соответствует) [7, с.193].
     Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
           Поскольку очень  важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст. Человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем  физического объема усвоенного материала.
     Забывание это процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
           На забывание влияют следующие факторы:
     – возраст;
     – характер информации и степень ее использования;
     – интерференция – проактивная, связанная  с событиями, происходящими до запоминания  материала;
     –интерференция - ратроактивная, связанная с событиями, происходящими после запоминания  материала;
     – подавление  (вытеснение) – (по З.Фрейду) это забывание, торможение  неприятных для человека следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область  бессознательного, тем самым избавление себя от переживаний и тревог. [7, с.120]
              Виды памяти и их особенности
               Поскольку память включена во  все многообразие жизни и деятельности  человека, то и формы ее проявления  чрезвычайно многообразны. Деление  памяти на виды обусловлено,  прежде всего, особенностями самой  деятельности, в которой осуществляются  процессы запоминания и воспроизведения.  Это справедливо и для тех  случаев, когда тот или иной  вид памяти (например, зрительная  или слуховая) выступает у человека  как особенность его психического  склада. Ведь прежде чем определенное  психическое свойство в деятельности  проявляется, оно в ней формируется
            Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятоепо участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп. [3, с.108].
            В классификации видов памяти  по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
             Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.
              Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Такая память способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком.
               В кратковременной памяти в  отличие от иконической сохраняется  не полный, а лишь обобщенный  образ воспринятого, его наиболее  существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.
              Кратковременную память дополнительно  характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала. Этот объем численно равен от 5 до 9 единиц информации.
             Кратковременная память связана  с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека.
            С особенностями кратковременной  памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище памяти. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется последовательно и непрерывно.
            Без хорошей кратковременной  памяти невозможно и нормальное  функционирование долговременной  памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного звена, хранилища или фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память [3, с.109].
           При делении видов памяти по  второму критерию выделяют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти, т.е. по органу чувств.
           Зрительная память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.
           Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл, чего-либо и затем передать его подходящими словами.
           Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.
            Осязательная память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрослых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.
            Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения, но когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.
             Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает. [3, с.112].
            По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Рассмотрим  особенности непосредственной и опосредствованной памяти.
            Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциации — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.
           Опосредствованная  память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.
           Человек постепенно осваивает  эти средства в течение своей  жизни, и данный процесс наиболее  интенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет) [1, с.113-114].
         Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти.
            Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление.
            Непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не в состоянии с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека.  Непроизвольные мнемические процессы, как и произвольные, также являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают потребности человека, которые управляют всеми видами его памяти. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.
            В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. [9, с.108].
            Механическая память — это механическая способность к обучению, приобретению какого-то опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысливания совершаемых действий и запоминаемого материала  [7, с.191].
            Логическая память — это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения. Развитие этой памяти у людей началось, вероятно, с появления знаний о мире и было стимулировано возникновением и развитием наук [12, с.123].
             Память людей различается по  многим признакам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные индивидуальные различия памяти. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной и т. п., так и их функционирования.
            В соответствии с тем, какие  сенсорные области доминируют  в процессах памяти, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную и их различные сочетания.
           Наибольшего развития у человека  обычно достигают те виды памяти, которые им чаще всего используются. Большое влияние на этот процесс оказывает профессиональная деятельность человека.
           Процессы памяти также тесным  образом связаны с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Последние определяют то, как человек запоминает, хранит или припоминает информацию.
           Запоминание также зависит от  отношения человека к запоминаемому материалу. Отношение, в свою очередь, определяет избирательный характер памяти. Мы обычно хорошо и легко запоминаем то, что для нас интересно и значимо. Эмоционально привлекательное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное или безразличное.
          Существенную роль в процессах  памяти помимо эмоционального  характера впечатления, оказываемого  запоминаемым материалом, может играть и общее состояние человека в момент получения этого впечатления, а также его физическое состояние. [111, с.114].
          Отдельные виды памяти человека  не существуют независимо друг  от друга. В своем функционировании  они тесным образом связаны  друг с другом, и именно сочетание  разных видов памяти друг с  другом в едином мнемическом  процессе обеспечивает наиболее  прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
 
     В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, но ошибочно считать, что дошкольникам свойственно лишь механическое запоминание. Наоборот, для них свойственно  характерное осмысленное запоминание: прежде чем что-то запомнить, дети стараются понять, что от них требуется. К механическому они прибегают только тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Связано это с тем, что словесно – логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно – образная и эмоциональная память [12, с.131].
         В связи с подготовкой к поступлению в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной,  постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Постепенно развиваются и совершенствуются словесно-логическая память, хотя наглядно – образная память еще играет большое значение [6, с.131].
       Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его подготовке к учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе [8, с.74].
     У адекватно развивающихся  дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события  его жизни.
     Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% дошкольников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.
     Совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными [2, с.235].
     Способность детей старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения. Так, для детей 6 –7 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для детей данного возраста проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо» [10, с.187].
     По  мере усложнения заданий установка  «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает  ребенка искать приемы организации  памяти. Чаще всего таким приемом  оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
     В качестве мыслительных приемов запоминания  могут быть использованы: смысловое  соотнесение, классификация, выделение  смысловых опор, составление плана  и др. [10, с.190].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.