Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эволюция менеджмента, изучение новых подходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и науки Российской Федерации
    Федеральное агентство по образованию 
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эволюция  менеджмента и  его современные  системы
    ( по дисциплине: «менеджмент культуры») 
 
 
 
 
 

    Выполнил(а):
    студентка 4-го курса
    группы  КМ-06-1
    Хохрина В.Е.
    Проверил:
    преподаватель,
    доцент  Беркович Т.Б.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Иркутск 2010 г.
    Оглавление 

Введение  ………………………………………………………………………..3
1. Подходы на основе выделения различных школ
  1.1. Школа научного менеджмента…………………………………………6
  1.2. Административная или классическая школа управления …………...9
  1.3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук……………12
  1.4. Школа науки управления или количественный подход…………….14
2. Новые подходы к управлению
  2.2. Процессный подход …………………………………………………..17
  2.3. Системный подход…………………………………………………….19
  2.4. Ситуационный подход ………………………………………………..21
Заключение  …………………………………………………………………..23
Библиографический указатель  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   История менеджмента насчитывает несколько  тысячелетий назад. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.
   Вместе  с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента  принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории  человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие.
   Вторая  относится к 1760 г. До н. э. и связана  с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования  многообразных общественных отношений  между различными социальными группами населения.
   Третья  произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.
   Четвёртая относиться к  XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства. Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.
   Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической, относится к концу  XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.
   К концу XIX – началу ХХ в. Появились первые работ по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональной организации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для этого потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.
   Теория  и практика управления производством  в ХХ в. Формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных  с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.
   Актуальность  Мир становится ареной быстрых перемен. Все более частыми и значительными становились научно – технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.
   Цель изучить эволюцию менеджмента от зарождения до современности
   Задачи 
   1 рассмотреть подходы на основе выделения различных школ
   2 рассмотреть овые подходы к управлению
   3 сделать выводы
   Объект  школы и подходы
   Предмет эволюция менеджмента
   Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и  зарубежных ученых, труды классиков  теории и практики управления
   Структура данная курсовая работа состоит из введения ,двух глав , заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Подходы на основе выделения различных школ
   1.2. Школа научного менеджмента
   Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.
   Главная цель научного менеджмента–обеспечить эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции: определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой производительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.
   Научный подход по управлению исходил из того, что на основании наблюдений, замеров  и анализа трудовых операций можно усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их с большей эффективностью. Основной упор делается на принцип отделения управленческих функций от выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.
   Ф. Тейлор на практике в ряде случаев  определил объём работ, который  может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в течении длительного времени.
   Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом М. Вебером. Ему  принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате управления будет  чётко знать, что он должен делать, как он должен это делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведённый часовой механизм.
   Теория  Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако, это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически всем формам автократического управления в древние, средние века и сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании её сущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образом связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его обязанности, а напротив, снижает его ответственность в конкретных ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.
   Важный  вклад в научное управление внесли супруги Френк и Лилиан Гилберт, которые с помощью изобретённых ими специальных часов – микрохронометров в сочетании с кинокамерой  выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какие именно движения выполняются при определённых трудовых операциях и сколько времени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подхода состояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основных движений и исключить ненужные или бесполезные действия.
   Утверждению научного менеджмента способствовал  Г. Гантт. Низкую производительность труда  рабочих он объяснял тем, что задачи и методы работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными результатами с помощью премий.
   По  мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют, «тейлоризм» - это:
    Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого её элемента;
      Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
    Сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения разработанной системы организации труда;
    Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
 
   1.2.Административная  или классическая школа управления
   Работы  Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его  нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д.Муни, А.С.Рейли, Л.Гулик, Л.Урвик, Р.Дейвис, Г.Кунтц, С.О.Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.
   Если  сторонники научного менеджмента концентрировали  основное внимание на вопросах управления процессом производства, то приверженцы  административной школы старались  определить общие характеристики и  закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А. Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.
   В дальнейшем Л.Гулик и Л.Урвик более чётко разграничили и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:
    Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;
    Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;
    Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
    Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
    Координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое;
    Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;
    Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности.
   Наиболее  важной частью управления А. Файол считал администрирование, которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей), подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата), оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит в том, что он впервые  высказал мысль о необходимости  выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем управления на два направления:
    Организация и управление непосредственно технологическими и трудовыми процессами (организация производства, организация и нормирование труда);
    управление производственными системами (теория управления производством).
   Интересен взгляд А. Файола на организационное планирование. Рассматривая его как общую функцию управления, он отмечал трудности планирования в постоянно меняющихся условиях рынка. План должен вытекать не из возможного повторения прошлого периода, а из представления о неизбежных изменениях в будущем. Появляется понятие «неопределённости», причём не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности возникновение новых связей), быстрая и гибкая переориентация производства и сбыта. И с 70-80х годов полный учёт и просчёт заранее, до мелочей становится малореальным, поэтому задача руководителя состоит в создании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, а менеджера – в реализации ограниченных системных подходов. 

   1.3.Школа  человеческих отношений  и поведенческих наук
   Школы научного менеджмента и административного  управления формировались без должного учёта влияния человеческих отношений  на эффективность деятельности в  сфере производства и управления. Значение человеческого фактора  в управлении ограничивалось такими аспектами как справедливая оплата труда, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений между работниками управления. Опыт показал, что расчленение процесса управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались на достижение цели управления, закрепление функций за соответствующими подразделениями и отдельными работниками само по себе ещё не вело к повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.
   Роль  человека в организации, его способность к самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого начала или в результате улучшения психологического климата в организации привлекли внимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемы ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационных практических изысканий, экспериментов стало поведение человека в организации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.
   Было  установлено, что отношения между  людьми в трудовых коллективах нередко  больше способствовали росту эффективности  труда, чем чёткая организация труда  и материальные стимулы. Мотивами к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали представители предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своим трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в коллективе.
   В работах М. Фоллет впервые рассматривались  такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование, компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.
   С 50-х годов переросла в школу  поведенческих наук, развивающуюся  и в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившего пирамиду мотивов  поведения человека в организации, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению мотивов и соответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемого бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.
   Как показал К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороны руководителей  для повышения производительности труда подчинённых порождает конфликт в системе управления и работниками и не способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров, потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение, благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально-психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию работников к высокоэффективному труду.
   Школа поведенческих наук сосредоточилась  в основном на методах налаживания  межличностных отношений в трудовых коллективах. Основной её целью было повышение эффективности организаций за счёт повышения эффективности использования их человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению производительности труда как отдельного работника, так и организации в целом. Как школа научного менеджмента и школа административного управления, так и поведенческая школа отстаивала свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наука и практика управления, изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторых производственных ситуациях и не на всех работников. 

   1.4.Школа  науки управления  или количественный  подход
   Развитие  математики и вычислительной техники  заложило основу нового направления в теории управления, получившего название «наука управления». В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К.Черчмен, Р.Акоф, Л.Берталанфи.
   Применение  данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх  условий:
    проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;
    большое число факторов производства легче поддаются количественному анализу по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений;
    наука управления характеризуется применением математических моделей для получения представления о реальном положении вещей и путях улучшения ситуации;
    сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации.
   После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использование количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем.
   Эффективность применения моделей зависит в  первую очередь от достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.  
 

   Вклад этой школы в теорию управления состоит  в следующем:
    Углубление понимания сложных проблем управления путём разработки и применения моделей.
    Развитие количественных методов при решении руководителями задач управления в сложных хозяйственных ситуациях.
   Указанные школы заложили научный фундамент  в теорию управления, на основе которого сформировались новые подходы, такие как процессный подход, системный подход и ситуационный подход. Современная идеология и теория управления производственными системами вобрала в себя важнейшие элементы основных управленческих школ и подходов к изучению проблем управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Новые подходы  к управлению
   2.1. Процессный подход.
   Концепция процессного подхода, рассматривающая  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций, обозначила крупный поворот в  развитии управленческой мысли. Она  широко применяется и в настоящее время.
   Впервые процессный подход был предложен  сторонниками административной школы  управления, которые разработали  функции управления. Однако они рассматривали  эти функции как не зависимые  друг от друга. В противоположность  этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не как единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями.
   Степень дробления процесса управления на функции  у разных авторов зависит от принятого  подхода к исследованию управления и существа решаемой задачи. Чаще всего  указывают на следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
   Общая характеристика процессного подхода основана на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций, которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении.
   Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.
   Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.
   Функция мотивации заключается в определении  потребностей работника о обеспечении  условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. При этом задача функции мотивации  состоит в том, чтобы работающие выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями.
   Функция контроля рассматривается как процесс  обеспечения условий для достижения целей организации. Суть в том, что  в процессе производства могут возникать  отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранить отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.